Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»
«Рассмотрено на ШМО учителей «Согласовано» «Утверждаю»
МБОУ «Ужурская Заместитель директора по УВР Директор школы
СОШ №1 им. А.К. Харченко» _________/Л.В. Головач _________/Т.Г. Агеева
от «___»_______2021 г. «____»_________2021 г. «___»_________2021 г.
Адаптированная рабочая программа
для групповых занятий с детьми ОВЗ
(вариант 5.1)
2 класс Б
Ф.И.О. и должность педагога разработавшего рабочую программу: Минабутдинова И.В.
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) разработана в соответствии:
1. С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 7.2);
4. Устав МБОУ «Ужурской СОШ № 1 им. А. К. Харченко»;
5. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. А. К. Харченко» на 2021-2022 учебный год;
6. Авторской программы В.Н. Рудницкой «Математика 1-4 классы» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Место учебного предмета в учебном плане»
Рабочая программа коррекционного курса индивидуально-групповых занятий (ИГЗ) по математике для учащихся 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей ОВЗ. Курс включает 34 занятия: 1 занятие в неделю продолжительностью 15 минут.
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Все ученики с легкой умственной отсталостью (вариант 7.2) требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по математике.
Коррекционная направленность обучения математике реализуется в практической направленности обучения, разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, используя разные виды наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
полнее использовать свои творческие возможности;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию.
Предметные результаты
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространённые в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
4 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
К концу обучения во 2 классе ученик научится:
называть: натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; число, большее или меньшее данного числа в несколько раз; единицы длины, площади; одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное); геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать: числа в пределах 100; числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); длины отрезков;
различать: отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; российские монеты, купюры разных достоинств; прямые и непрямые углы; периметр и площадь прямоугольника; окружность и круг;
читать: числа в пределах 100, записанные цифрами; записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить: результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры: однозначных и двузначных чисел; числовых выражений;
моделировать: десятичный состав двузначного числа; алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать: геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать: числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать: числовое выражение (название, как составлено); многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать: текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать: углы (прямые, непрямые); числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать: тексты несложных арифметических задач; алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать: свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать: готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи: записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата); строить окружность с помощью циркуля; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
Календарно тематическое планирование по Математике 2 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Характеристика учебной деятельности учащихся |
план факт |
1 | Числа 10,20,30,…,100. Решение задач. | | | Моделирование ситуаций арифметическими средствами, выполнение арифметических вычислений. Счет предметов десятками. Использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия. |
2 | Двузначные числа и их запись. | | |
3 | Числовой луч. | | | Моделирование ситуаций геометрическими средствами, выполнение геометрических построений, ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения). |
4 | Метр. Соотношения между единицами длины. | | |
5 | Сложение и вычитание вида 26 ± 2; 26 ± 10. | | |
6 | Запись сложения столбиком. | | | Сравнение разных способов вычисления, выполнение арифметических вычислений, прогнозирование результата вычисления. |
7 | Запись вычитания столбиком. | | |
8 | Сложение двузначных чисел (общий случай). | | |
9 | Вычитание двузначных чисел (общий случай). | | |
10 | Периметр многоугольника. | | |
11 | Умножение и деление на 2. Половина числа. | | | Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины. Сравнивать геометрические фигуры по величине. Характеризовать свойства геометрических фигур. |
12 | Умножение и деление на 3. Треть числа. | | | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. |
13 | Умножение и деление на 4. Четверть числа. | | |
14 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа | | |
15 | Решение задач. | | |
16 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. | | |
17 | Площадь фигуры. Единицы площади. | | |
18 | Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. | | | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. |
19 | Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. | | |
20 | Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. | | |
21 | Во сколько раз больше или меньше? | | |
22 | Во сколько раз больше или меньше? | | |
23 | Во сколько раз больше или меньше? | | | Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения, обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера. |
24 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | | |
25 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | | |
26 | Нахождение нескольких долей числа. | | |
27 | Нахождение нескольких долей числа. | | |
28 | Названия чисел в записях действий. | | |
29 | Числовые выражения. | | | Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). |
30 | Угол. Прямой угол. | | |
31 | Прямоугольник. Квадрат. | | | Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины. Сравнивать геометрические фигуры по величине. Характеризовать свойства геометрических фигур. |
32 | Свойства прямоугольника. | | |
33 | Площадь прямоугольника. | | |
34 | Площадь прямоугольника. | | |