Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Рассмотрено и принято на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла протокол № _____ от «___» _______________ 2020 г | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Аманьязова Т.М../ «___» _____________2020 г. | «Утверждено» Директор школы ___________________/С.Л. Галустян/ Приказ №____от «____» ___________2020 г. |
Рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
по предмету «География»
6 класс
(индивидуальное обучение на дому)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» под ред. В.В.Воронковой
Составитель: Рудоманова Наталья Петровна
учитель начальных классов МКОУ СОШ № 12
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конвенции о правах ребенка;
Конституции РФ, ст. 43;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10. 2009 № 373.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Закона «Об образовании в РФ» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
Концепции развития образования по Ставропольскому краю от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РФ №1384 от 19 августа 2013);
10. Рабочая программа по географии в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе авторской программы В.И. Сивоглазова, Т.В Шевыревой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.) и учебника для 6 класса «География» (VIII вид) Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. (М., «Просвещение», 2017г).
АДРЕСАТ
Рабочая учебная программа предназначена для обучающегося 6 класса 8 вида (надомное обучение) Баспаева Мансура составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающегося, уровня его знаний.
Всего часов: 34
Количество часов в неделю: 1
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География материков и океанов» и «Наш край».
В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.
В новый вариант программы 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
| Введение | 3 |
| Ориентирование на местности | 2 |
| Формы поверхности Земли | 2 |
| Вода на Земле | 6 |
| План и карта | 3 |
| Земной шар | 7 |
| Карта России | 11 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса (34 час.)
Введение (3 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Признаки времён года. Сезонные изменения, состояние водоёмов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Природоведение»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.
Ориентирование на местности (2 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»).
Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»).
Изготовление звездочки ориентирования («Ручной труд»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли (2 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»).
Поверхность нашей местности («География»).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»).
Предметы и явления неживой природы («Биология»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (2 ч)
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.
Вода на Земле (продолжение 4 ч)
Озёра, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоёмы в нашей местности. Охрана вол от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение»).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения («Естествознание»).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразительное искусство).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта (3 ч)
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План комнаты (класса). План дворовых построек (школьного участка). Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»).
Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).
Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников). Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, комнаты/класса) в рабочей тетради на печатной основе. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.). Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоёмов (не требуется знания конкретных названий рек, озёр и т.п.). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
Земной шар (7 ч)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года («Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе). Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России (3 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами
Карта России (продолжение 8 ч)
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность («Природоведение»).
Вода, полезные ископаемые («Естествознание»).
Различение цвета и его оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
что изучает география
горизонт, линию и стороны горизонта
основные формы земной поверхности
виды водоемов, их различия
меры по охране воды от загрязнения
правила поведения в природе
отличие плана от рисунка и географической карты
основные направления на плане, географической карте
условные цвета и знаки географической карты
распределение суши и воды на Земле
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий
названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида)
Учащиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся)
График контрольных работ.
№ п/п | Тема. | Сроки. |
1. | Тест № 1 по теме «Формы поверхности Земли» | 16.10 |
2. | Тест № 2 по теме «План и карта». | 25.12 |
3. | Тест № 3 по теме «Наша Земля». | 26.02 |
4. | Тест № 4 Тест № 4 по теме «Карта России». | 19.03 |
5 | Итоговая контрольная работа | 21.05 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «География»
6 класс 8 вид (надомное обучение) (1 час в неделю, 34 часа в год)
на 2020-2021 учебный год
№ п/п
кол-во часов
Тема урока
Практические работы
Домашнее задание
Дата
план
факт
Введение – 3 часа
1
Что изучает география.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе
с.4
04.09
1
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Явления природы.
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы
с.7
11.09
1
Географические сведения о нашей местности и труде населения
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах
с.17
18.09
Ориентирование на местности – 2 часа
1
Горизонт.
Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса
с.18
25.09
1
Ориентирование по местным признакам природы.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам
с.24
02.10
Формы поверхности Земли – 2 часа
1
Равнины, холмы.
Овраги, их образование.
Экскурсия. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма.
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина оврага
с.28
09.10
1
Горы. Землетрясения.
Извержения вулканов.
Тест №1. Формы поверхности Земли
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина горы, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе
с.33
16.10
Вода на Земле – 2 часа
1
Вода в природе.
Родник, его образование.
Колодец, водопровод.
Проведение опыта, показывающего растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой. Зарисовки схем родника, колодца
с.39
23.10
1
Части реки.
Горные и равнинные реки.
Как люди используют реки.
Зарисовка схемы реки. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей
с.47
30.10
Вода на Земле – 4 часа
10
1
Озера.
Водохранилища.
Пруды.
Болота, их осушение
Моделирование из пластилина и воды озера или изготовление макетов. Зарисовка схемы озера
с.54
13.11
11
1
Океаны и моря.
Моделирование из пластилина и воды (острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем острова, полуострова
с.60
20.11
12
1
Острова и полуострова
с.64
27.11
13
1
Водоемы в нашей местности.
Охрана вод от загрязнения
Проведение опыта, показывающего очистку воды фильтрованием
с.66
04.12
План и карта – 3 часа
14
1
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
Упражнения в определении направлений на местности и плане Упражнения в умении обозначать направления на плане Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)
с.69
11.12
15
1
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, комнаты/класса) в рабочей тетради на печатной основе Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана
Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков
с.74
18.12
16
1
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.
Физическая карта России.
Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Тест №2 План и карта
Упражнения в определении направлений на карте. Упражнения в умении обозначать направления на контурной карте. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков и цветов физической карты Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.). Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоёмов (не требуется знания конкретных названий рек, озёр и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций
с.81
25.12
Земной шар – 7 часов
17
1
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля — планета.
Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи
с.91
15 01
18
1
Глобус — модель Земного шара.
с.100
22.01
19
1
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия.
Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе)
с.103
29.01
20
1
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
с.116
12.02
21
1
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
с.119
19.02
22
1
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.
с.122
16.02
23
1
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов
Тест № 3 по теме «Наша Земля».
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
с.125
26.02
Карта России – 3 часа
24
1
Географическое положение России на карте. Границы России.
Сухопутные границы на западе и юге.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе
с.132
05.03
25
1
Морские границы.
Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов
с.140
12.03
26
1
Острова и полуострова России.
Тест № 4 по теме «Карта России».
Работа с контурными картами
с.148
19.03
Карта России – 8 часов |
27 | 1 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | Работа с контурными картами | с.152 | 02.04 | |
28 | 1 | Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. | Работа с контурными картами. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения | с.155 | 09.04 | |
29 | 1 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | с.159 | 16.04 | |
30 | 1 | Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. | Работа с контурными картами Нанесение рек, озёр, водохранилищ. | | с.162 | 23.04 | |
31 | 1 | Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур | с.168 | 30.04 | |
32 | 1 | Озера России. | | с.175 | 07.05 | |
33 | 1 | Наш край на карте России. | Работа с контурными картами | с.178 | 14.05 | |
34 | 1 | Повторение начального курса физической географии. Итоговая контрольная работа. | Путешествия (на карте) по нашей стране | с.179 | 21.05 | |
35 | 1 | Резервный урок | | | 28.05 | |