СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету «География» 6 класс (индивидуальное обучение на дому)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет учителю сэкономить время  и уделить его семье или  подготовке к урокам.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету «География» 6 класс (индивидуальное обучение на дому)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»





Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

протокол № _____

от «___» _______________ 2020 г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Аманьязова Т.М../

«___» _____________2020 г.

«Утверждено»

Директор школы

___________________/С.Л. Галустян/

Приказ №____от

«____» ___________2020 г.


Рабочая программа

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

по предмету «География»

6 класс

(индивидуальное обучение на дому)


(1 час в неделю, 34 часа в год)


Программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида» под ред. В.В.Воронковой



Составитель: Рудоманова Наталья Петровна

учитель начальных классов МКОУ СОШ № 12


2020-2021 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конвенции о правах ребенка;

  2. Конституции РФ, ст. 43;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10. 2009 № 373.

  5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  7. Закона «Об образовании в РФ» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  8. Концепции развития образования по Ставропольскому краю от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РФ №1384 от 19 августа 2013);

10. Рабочая программа по географии в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе авторской программы В.И. Сивоглазова, Т.В Шевыревой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.) и учебника для 6 класса «География» (VIII вид) Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. (М., «Просвещение», 2017г).






АДРЕСАТ

Рабочая учебная программа предназначена для обучающегося 6 класса 8 вида (надомное обучение) Баспаева Мансура составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающегося, уровня его знаний.

Всего часов: 34


Количество часов в неделю: 1



География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География материков и океанов» и «Наш край».

В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.

В новый вариант программы 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение

3

Ориентирование на местности

2

Формы поверхности Земли

2

Вода на Земле

6

План и карта

3

Земной шар

7

Карта России

11

Итого:

34


Содержание тем учебного курса (34 час.)


Введение (3 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Межпредметные связи

Признаки времён года. Сезонные изменения, состояние водоёмов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Природоведение»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.

Ориентирование на местности (2 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Межпредметные связи

Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»).

Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»).

Изготовление звездочки ориентирования («Ручной труд»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Формы поверхности Земли (2 ч)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»).

Поверхность нашей местности («География»).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»).

Предметы и явления неживой природы («Биология»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

Вода на Земле (2 ч)

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.

Вода на Земле (продолжение 4 ч)

Озёра, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоёмы в нашей местности. Охрана вол от загрязнения.

Межпредметные связи

Вода в природе («Природоведение»).

Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения («Естествознание»).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразительное искусство).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

План и карта (3 ч)

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План комнаты (класса). План дворовых построек (школьного участка). Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»).

Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).

Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников). Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, комнаты/класса) в рабочей тетради на печатной основе. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.). Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоёмов (не требуется знания конкретных названий рек, озёр и т.п.). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

Земной шар (7 ч)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).

Причины смены дня и ночи, времен года («Природоведение»).

Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе). Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

Карта России (3 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами

Карта России (продолжение 8 ч)

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии.

Межпредметные связи

Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность («Природоведение»).

Вода, полезные ископаемые («Естествознание»).

Различение цвета и его оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география

  • горизонт, линию и стороны горизонта

  • основные формы земной поверхности

  • виды водоемов, их различия

  • меры по охране воды от загрязнения

  • правила поведения в природе

  • отличие плана от рисунка и географической карты

  • основные направления на плане, географической карте

  • условные цвета и знаки географической карты

  • распределение суши и воды на Земле

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий

  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли

  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий

  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида)

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов

  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности

  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины

  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся)


График контрольных работ.



п/п

Тема.

Сроки.

1.

Тест № 1 по теме «Формы поверхности Земли»

16.10

2.

Тест № 2 по теме «План и карта».

25.12

3.

Тест № 3 по теме «Наша Земля».

26.02

4.

Тест № 4 Тест № 4 по теме «Карта России».

19.03

5

Итоговая контрольная работа

21.05




Календарно-тематическое планирование учебного предмета «География»

6 класс 8 вид (надомное обучение) (1 час в неделю, 34 часа в год)

на 2020-2021 учебный год


п/п

кол-во часов

Тема урока

Практические работы

Домашнее задание

Дата







план

факт

Введение – 3 часа

1

Что изучает география.

Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе

с.4

04.09



1

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

Явления природы.

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы

с.7

11.09



1

Географические сведения о нашей местности и труде населения

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах

с.17

18.09




Ориентирование на местности – 2 часа

1

Горизонт.

Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса

с.18

25.09



1

Ориентирование по местным признакам природы.


Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам

с.24

02.10



Формы поверхности Земли – 2 часа

1

Равнины, холмы.

Овраги, их образование.

Экскурсия. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма.

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина оврага

с.28

09.10



1

Горы. Землетрясения.

Извержения вулканов.

Тест №1. Формы поверхности Земли

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина горы, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе

с.33

16.10



Вода на Земле – 2 часа

1

Вода в природе.

Родник, его образование.

Колодец, водопровод.

Проведение опыта, показывающего растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой. Зарисовки схем родника, колодца

с.39

23.10



1

Части реки.

Горные и равнинные реки.

Как люди используют реки.


Зарисовка схемы реки. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей

с.47

30.10





Вода на Земле – 4 часа


10

1

Озера.

Водохранилища.

Пруды.

Болота, их осушение

Моделирование из пластилина и воды озера или изготовление макетов. Зарисовка схемы озера

с.54

13.11



11

1

Океаны и моря.


Моделирование из пластилина и воды (острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем острова, полуострова

с.60

20.11



12

1

Острова и полуострова



с.64

27.11



13

1

Водоемы в нашей местности.

Охрана вод от загрязнения

Проведение опыта, показывающего очистку воды фильтрованием

с.66

04.12



План и карта – 3 часа


14

1

Рисунок и план предмета.

План и масштаб.

Упражнения в определении направлений на местности и плане Упражнения в умении обозначать направления на плане Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)

с.69

11.12



15

1

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, комнаты/класса) в рабочей тетради на печатной основе Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана

Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков

с.74

18.12



16

1

План и географическая карта.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты.

Физическая карта России.

Значение географической карты в жизни и деятельности людей.


Тест №2 План и карта

Упражнения в определении направлений на карте. Упражнения в умении обозначать направления на контурной карте. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков и цветов физической карты Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.). Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоёмов (не требуется знания конкретных названий рек, озёр и т.п.)

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций

с.81

25.12


Земной шар – 7 часов

17

1

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля — планета.

Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи

с.91

15 01


18

1

Глобус — модель Земного шара.


с.100

22.01


19

1

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия.

Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе)

с.103

29.01


20

1

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

с.116

12.02


21

1

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

с.119

19.02


22

1

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.


с.122

16.02


23

1

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов

Тест № 3 по теме «Наша Земля».

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

с.125

26.02


Карта России – 3 часа

24

1

Географическое положение России на карте. Границы России.

Сухопутные границы на западе и юге.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе

с.132

05.03


25

1

Морские границы.

Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов


с.140

12.03


26

1

Острова и полуострова России.

Тест № 4 по теме «Карта России».

Работа с контурными картами

с.148

19.03



Карта России – 8 часов

27

1

Поверхность нашей страны.

Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Работа с контурными картами

с.152

02.04


28

1

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

Работа с контурными картами. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения

с.155

09.04


29

1

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

с.159

16.04


30

1

Реки: Волга с Окой и Камой.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Работа с контурными картами Нанесение рек, озёр, водохранилищ.


с.162

23.04


31

1

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки Лена и Амур

с.168

30.04


32

1

Озера России.


с.175

07.05


33

1

Наш край на карте России.

Работа с контурными картами

с.178

14.05


34

1

Повторение начального курса физической географии.

Итоговая контрольная работа.

Путешествия (на карте) по нашей стране

с.179

21.05


35

1

Резервный урок



28.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!