СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ЗПР 7 класс Физика

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ЗПР 7 класс Физика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко



Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом от ------- протокол №1 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор


Приказ -------- №_____ ОД


Подпись ____________

М.П.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ЗПР

на ------- учебный год

по физики

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 7 класс (Ф.И.)

Количество часов: 65 часов

Учитель: Кучмиева С.А.










Рассмотрена на заседании методического объединения -------, протокол №1




Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования ФГОС ООО; Адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования для обучающихся с ЗПР; Положения о рабочих программах.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.

Главными задачами реализации учебного предмета, курса «физика» являются :

— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;

— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;

— освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; — освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Физика», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.

Учебный предмет «Физика» реализуется за счет 2 часов из обязательной части учебного плана 7 класса . Программа рассчитана на ___ч.

Используемые УМК:

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).9-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2019г – 224с.: ил.

Адаптированная рабочая программа разработана с учетом особых образовательных потребностей обучающегося 7 «В» класса Сенченко Амины:

  • потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;

  • включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней начального и основного общего образования;

  • развитие и коррекция приемов мыслительной деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций, расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих процесс освоения программного материала;

  • применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.);

  • организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения);

  • специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;

  • учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);

  • стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной жизни; формирование читательской культры;

  • применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы;

  • формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций личностного становления и профессионального самоопределения;

  • развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное расширение социальных контактов, помощь обучающемусяс ЗПР в осознании социально приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Обучающийся научится:

- понимать физические термины: тело, вещество, материя;

- проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

- определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;

- осознать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и их вклад в технический и социальный прогресс;

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; - приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.

Первоначальные сведения о строении вещества

Обучающийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

- понимать причины броуновского движения, смачивания и не смачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

- пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.

Взаимодействия тел

Обучающийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

- измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

- использовать экспериментальные методы исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

- понимать смысл основных физических законов: закон Всемирного тяготения, закон Гука;

- выполнять расчеты при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

- находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

- переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Обучающийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление газов, жидкостей и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкостей в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;

- измерять: атмосферное давление, давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

- пользоваться экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тел в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

- выполнять расчеты для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; - приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.


Работа и мощность. Энергия

Обучающийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида энергии в другой;

- измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
- понимать смысл основного физического закона: закона сохранения энергии;

- выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

— использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;

— различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по  описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

— объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;

— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;

— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;

— выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;

— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от  плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования, соби­рать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

— проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;

— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием; — указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;

— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;

— приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

— осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в  соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

— создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического со­держания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

— при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира.(4 часа)

Физика — наука о природе. Явления природы . Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые. Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц. Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно-научный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей. Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»):

1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.

2. Физические приборы и процедура прямых измерений приборами.


Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка роста»):

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления физического прибора»

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание. Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.

Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»):

1. Наблюдение броуновского движения.

2. Наблюдение диффузии.

3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц вещества.

Лабораторные работы и опыты:

Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»


Раздел 3. Движение и взаимодействие тел Механическое движение. (22часа)

Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества. Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).

Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»):

1.Наблюдение механического движения тела.

2. Измерение скорости прямолинейного движения.

3. Наблюдение явления инерции.

4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.

5. Сравнение масс по взаимодействию тел.

6. Сложение сил, направленных по одной прямой.

Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка роста»):

Лабораторная работа №3 « Измерение массы тела и объема тела»

Лабораторная работа № 4 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»

Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (24часа)

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы. Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»):

1. Зависимость давления газа от температуры.

2. Сообщающиеся сосуды.

3. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.

4. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.

5. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.

Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка роста»):

Лабораторная работа №7«Измерение давления твердого тела на опору»

Лабораторная работа №8 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №9 « Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия.(11 часов)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике. Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»):

1. Примеры простых механизмов.

Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка роста»):

Лабораторная работа №10 « Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости»

Повторение ( 4 часа)

Тематическое планирование

на ------ учебный год


п/п

Название темы

Количество часов

Содержание воспитательного потенциала

1

Введение

4

Презентация «Жизнь и деятельность российского ученого М.В.Ломоносова»(3 мин)

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Видеофильм экологической направленности «Что будет, если лед растает?»(2,5 мин)

3

Взаимодействия тел

22

1.Доклад ученика «Инерция- причина нарушений правил дорожного движения»(4 мин)

2. Презентация «Жизнь и великие открытия Исаака Ньютона» (3,5 мин)

3. Диспут на тему:«Есть ли жизнь на других планетах?»(5 мин)

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

24

  1. Презентация «Жизнь и деятельность Блеза Паскаля » (3,5 мин)

  2. Видеоролик «Правила безопасного поведения на зимних водоемах»(2,5 мин)

  3. Доклад ученика «Легенда об Архимеде» (5 мин)

  4. Видеоролик «Развитие российского кораблестроения»(5 мин)

5

Работа, мощность, энергия

11

1.Презентация «Развитие строительства от египетских пирамид до высотных зданий»

2.Доклад ученика «Примеры экологической энергии»

6

Резерв

4



Календарно – тематическое планирование по физике 7 класс

Календарно – тематический план

на -------учебный год

урока

урока в разделе

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Форма проведения занятия


Введение (4 ч)


1

Т.Б. в кабинете физики. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.



Урок изучения нового материала

2

Физические величины и их измерение. Физические приборы. Погрешности измерений. Международная система единиц.



Комбинированный урок

3

Физика и её влияние на развитие техники



Урок совершенствования знаний

4

Т.Б. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».



Урок- практикум

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч.)


1

Строение вещества. Молекулы.



Урок изучения нового материала

2

Т.Б. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»



Урок- практикум

3

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.



Комбинированный урок

4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул .



Урок изучения нового материала

5

Агрегатные состояния вещества.



Урок совершенствования знаний

Взаимодействие тел (22 ч)


1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.



Урок изучения нового материала

2

Скорость. Единицы скорости



Урок изучения нового материала

3

Расчет пути и времени движения . Решение задач



Комбинированный урок

4

Средняя скорость. Решение задач



Урок совершенствования знаний и умений

5

Графики пути и скорости для равномерного прямолинейного движения.



Комбинированный урок

6

Явление инерции. Взаимодействие тел



Урок изучения нового материала

7

Масса тела. Единицы массы



Урок изучения нового материала

8

Масса тела. Единицы массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.



Урок изучения нового материала

9

Т.Б. Лабораторная работа №3 «Измерение объема, массы тела . Определение плотности твердого тела»



Урок- практикум

10

Решение задач по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»



Урок применения полученных знаний

13

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»


Урок- контроля и оценки знаний

14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.



Урок изучения нового материала

15

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр



Комбинированный урок

16

Сила упругости. Закон Гука.




Комбинированный урок

17

Правило сложения сил. Равнодействующая сил.



Комбинированный урок

18

Решение задач по теме «Силы. Правило сложения сил»




19

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.



Комбинированный урок

20

Т.Б. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»



Урок- практикум

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел. Силы»



Урок обобщения и систематизации знаний

22

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел. Силы»



Урок- контроля и оценки знаний

Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа)


1

Давление. Единицы давления.



Урок изучения нового материала

2

Способы уменьшения, увеличения давления.




Комбинированный урок

3

Решение задач на расчет давления, силы давления и площади поверхности.



Урок применения полученных знаний

4

Т.Б.Лабораторная работа №5«Измерение давления твердого тела на опору»




Урок - практика

5

Давление газа.



Урок изучения нового материала

6

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.



Урок изучения нового материала

7

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.



Комбинированный урок

8

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе»



Урок применения полученных знаний

9

Сообщающиеся сосуды.



Урок изучения нового материала

10

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды»



Урок применения полученных знаний

11

Вес воздуха. Атмосферное давление.



Урок изучения нового материала

12

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.



Урок изучения нового материала

13

Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.



Комбинированный урок

14

Решение задач по теме «Атмосферное давление. Манометры»



Урок применения полученных знаний

15

Гидравлические машины. Решение задач



Комбинированный урок

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, в жидкости и газе»



Урок обобщения и систематизации знаний

17

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»



Урок- контроля и оценки знаний

18

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда.



Урок изучения нового материала

19

Т.Б. Лабораторная работа №6 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»



Урок- практикум

20

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.



Урок изучения нового материала

21

Т.Б. Лабораторная работа №7 «Выяснение условий плавания тел»



Урок- практикум

22

Решение задач по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»



Урок применения полученных знаний

23

Повторительно – обобщающий урок по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»




24

Контрольная работа №4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»,



Урок- контроля и оценки знаний

Работа. Мощность. Энергия (11 часов)


1

Механическая работа. Мощность



Урок изучения нового материала

2

Решение задач по теме «Работа. Мощность»



Урок применения полученных знаний

3

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге.



Урок изучения нового материала

4

Момент силы. Рычаги в технике, природе и быту.



Комбинированный урок

5

Решение задач по теме «Простые механизмы»



Урок применения полученных знаний

6

Т.Б. Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага»

.



Урок- практикум

7

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики



Комбинированный урок

8

КПД механизмов. Т.Б. Лабораторная работа №9«Вычисление КПД наклонной плоскости»



Урок- практикум

9

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.



Урок изучения нового материала

10

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»



Урок применения полученных знаний

11

Повторение. Обобщающий урок по теме «Работа. Мощность. Энергия»



Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение (1 ч)


1

Итоговый урок