СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ВАРИАНТ 5.1.
По русскому языку
2020 – 2021 учебный год
2Б класс (5 часов в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Утверждаю:
Директор_______________ Михайлова Н.В.
Приказ №________
От_______2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ВАРИАНТ 5.1.
По русскому языку
2020 – 2021 учебный год
2Б класс (5 часов в неделю)
Составил: О. А. Полуэктова
учитель начальных классов
соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка.
1. Целевой раздел.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи
(1 – 4 класс) на 2017 – 2021 гг. (вариант 5.1)
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ТНР. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
В условиях модернизации образования в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного начального общего образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных образовательных программ для различных категорий и групп обучающихся с ОВЗ (далее – АООП НОО), условиям их реализации и результатам их освоения.
Разработанный Стандарт выступает основой как для разработки Примерной АООП НОО обучающихся с ОВЗ, так и разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
Стандарт в части, касающейся обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), представляет варианты адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся. Стандарт определяет для обучающихся с ТНР выбор вариантов АООП НОО (варианты 5.1, 5.2).
Согласно АООП НОО обучающихся с ТНР, цель образования обучающихся с ТНР во 2 классе заключается в формировании у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности, овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в нормативные сроки обучения (1–4 классы).
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на реализацию особых образовательных потребностей обучающегося, преодоление недоразвития речи и поддержку в освоении ФГОС НОО. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися АООП НОО соответствуют ФГОС НОО .
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико¬артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Коррекционная работа.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с языковым материалом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинноследственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаковосимволических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение универсальных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы.
Важным компонентом коррекционной работы является формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста.
На уроках русского языка ученики учатся рассуждать, доказывать, что является мощным стимулом формирования речемыслительной деятельности обучающихся.
Также необходимо организовать работу так, чтобы учесть специфические проявления речевого дефекта на уровне письменной речи и избежать провокационных заданий, стимулирующих проявления нарушений письменной речи.
Коррекционные задачи:
развитие фонематических процессов;
коррекция произношения звуков;
формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы:
1. Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
2. Развитие и совершенствование:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
График коррекционных занятий с детьми ОВЗ (ТНР), обучающихся по программе вариант 5.1.
№ урока | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 |
|
|
|
|
|
2 | Занятия с педагогом – психологом ½ урока
Упоров С. |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 | Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | Занятия с логопедом: ½ урока Упоров С.
| Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. |
| Групповое занятие с логопедом: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. |
Место учебного предмета в Учебном плане на 2020 – 2021 учебный год.
Предметная область «Филология» – учебные предметы: Русский язык (Формирование грамматического строя речи, грамматика); Литературное чтение.
Согласно Учебному плану на 2020 – 2021 учебный год адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса рассчитана на 5 часов в неделю, 175 часов в год.
РУССКИЙ ЯЗЫКПланируемые результаты изучения курса
На минимальном уровне | На достаточном уровне | ||
Личностные | |||
У обучающихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному; адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
| Обучающиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; осознания русского языка как основного средства общения народов России; осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.). | ||
Предметные | |||
Фонетика и орфоэпия. Графика. Орфография. Закреплены навыки дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза на все более усложняющемся речевом материале, дети познакомились с некоторыми особенностями русской графики, с трудными случаями буквенной символики. Состав слова (морфемика). Сформированы представления о составе слова, об однокоренных словах, о некоторых морфемах (корне, окончании). Способны образовывать слова относительно сложной морфологической структуры (по образцу). Могут проводить разбор слов по составу в различных его формах (по заданному алгоритму, моделировать слова по составу, узнавать слова по данной модели, подбирать слова к данной модели). Способны реализовывать под руководством учителя по заранее данному алгоритму осуществлять два способа проверки написания слова: путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов. Морфология Практически усваивают общее лексическое значение имени существительного (обозначение предмета), его грамматические признаки, способны ставить вопросы кто? что? к словам, различать по вопросу одушевленные и неодушевленные существительные (без термина), имена существительные нарицательные и собственные (без термина), овладевают терминами «единственное и множественное число», умеют по заданному алгоритму практически распознавать род имен существительных; Практические усваивают общее понятие о словах, обозначающих признак предмета, могут распознавать слова этой категории в речи, могут по заданному алгоритму ставить вопрос к именам прилагательным. Практически усваивают общее лексическое значение глаголов. Могут на практическом материале изменять глаголы по числам, временам, глаголов прошедшего времени по родам. Сформировано практическое представление о предлоге как слове, как служебной части речи. Усваивают на элементарном уровне правописание предлогов (единообразное написание, не совпадающее с произношением гласных и согласных, раздельное написание с другими словами), закрепляют различие между предлогами и приставками. Синтаксис. Пунктуация Умеют вычленять предложение из текста, отличать его от отдельных слов и словосочетаний, соблюдать при произношении и чтении средства интонационного оформления коммуникативного типа предложения, Умеют соблюдать правила записи предложения, употребляя большую букву в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, под руководством учителя с опорой на наглядный материал могут составлять, распространять предложения (по вопросам, по картине, по графической схеме). Могут определять, о ком или о чем говорится в предложении, находить соответствующие слова, ставить вопросы к главным членам предложения, составлять схему семантической структуры простого предложения. Усваивают таких понятий и терминов, как «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое». Усваивают в практическом плане роль интонации в предложении, понятие логическое ударение (без введения термина). Развитие речи В процессе работы над связной речью на уроках русского языка предусматривается усвоение основных признаков текста, его смысловой цельности и связности. | Обучающиеся получат возможность усвоить правила обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака, усвоить правильное написание слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу; правописание буквосочетаний чк, чн, . правила написания разделительного Ъ. Устанавливать слоговую структуру слова и правила переноса; устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки; Практически освоить навык словообразования с помощью приставок в-, во-, до-, на-, над-, за-, по-, про-, щ-, об-, с-, со-, у-. Определять коллективно под руководством учителя темы и содержания устных и прочитанных рассказов, сопоставлять их название и содержание. Восстанавливать деформированные предложения и простейшие деформированные тексты (восстановление последовательности предложений) коллективно под руководством учителя
| ||
Метапредметные | |||
Регулятивные | |||
Обучающиеся научатся: организовывать своё рабочее место; понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические и дисграфические ошибки, допущенные при списывании.
| Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при выполнении заданий; объяснять по заданному алгоритму, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; осуществлять элементарную само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
| ||
Познавательные | |||
Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
| Обучающиеся получат возможность научиться: находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
| ||
Коммуникативные | |||
Обучающиеся научатся: выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; уметь слышать, точно реагировать на реплики; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (подгруппе).
| Обучающиеся получат возможность научиться: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить) с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя). |
2. Содержательный раздел.
Содержание учебного предмета.
Ведущие методы обучения.
Учитывая специальные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, необходимым представляется использование совокупности словесных, наглядных, практических и игровых методов с преобладающей ролью наглядных и практических методов.
Наряду с традиционными методами обучения особое внимание уделяется методу наглядности и методу лингвистического эксперимента.
Метод наглядности призван визуализировать скрытые от ребенка лингвистические явления и закономерности, и предполагает использование различных внешних опор в виде схем, условных обозначений. Основным условием при отборе средств наглядности является облегчение процесса ориентации учеников с ОНР в лингвистических явлениях. Поэтому условные обозначения и схемы не должны быть слишком сложными и требовать длительного времени для заучивания. Ряд схем и условных обозначений могут носить промежуточный характер, поэтому заучивание их названий или названий их элементов не требуется и закрепляется только в пассивном словаре, чтобы ученики понимали инструкции и могли их выполнить соответствующим образом.
В рамках данного метода можно выделить методы моделирования и конструирования языкового материала.
Метод лингвистического эксперимента предполагает, что ученикам не дается готовых ответов. Поиск решения той или иной лингвистической задачи проходит в совместной работе учеников и педагога. Перебор вариантов, выбор наилучшего способа решения формирует у учеников чувство языка, мотивацию к работе с лингвистически материалом, публичного признания, снимает страх ошибки и потребность в угадывании единственно правильного результата. Метод лингвистического эксперимента не отрицает и не исключает использования алгоритмов решения лингвистических задач.
Алгоритмизация последовательностей действий при манипуляциях с лингвистическим материалом позволяет создать ориентировочную основу и сформировать умственный план действий. Использование наглядных опор и алгоритмов лингвистических действий и операции производится в соответствии с теорией формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Программное содержание (135 часов)
Наша речь (3 часа)
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека.
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Работа над связной речью.
Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст — единицы речи (наблюдения в процессе общения).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Обогащение словарного запаса.
Текст (5 часов).
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора признаков текста.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора заголовка к тексту.
Текст — повествование, описание, рассуждение (ознакомление).
Коррекционная работа. Работа над четким произношением звуков в словах. Обогащение словарного запаса.
Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах и связной речью; правильностью выбора типа текста.
Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста (30—45 слов).
Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке (или серии картинок) под руководством учителя. Составление текста на определенную тему из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, игрушках и т. п. Коллективное составление текста-повествования (30—40 слов).
Речевая этика. Выражение благодарности, просьбы, извинения. Слова приветствия, прощания.
Звуки речи. Буквы. Слог (34 часа )
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные, их признаки.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах.
Гласные звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; правильном выборе позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Слова с буквой э.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Дифференциация звука [э] (гласного) и буквы Э.
Согласный звук [й'] и гласный звук [и].
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Дифференциация звуков [и] (гласного) и [й’] (согласного).
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э.
Коррекционная работа. Работа над развитием фонематического слуха: различение звуков на слух.
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; правильном выборе позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Мягкий знак (ъ) для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Коррекционная работа. Работа над нахождением в словах мягких согласных.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; алгоритмом переносе слов. Развитие связной речи. Коррекция при определении количества слогов в словах и правильном переносе слов.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в слова; определением ударного слога.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах: сосны — сосна. Проверка путем изменения формы слова.
Коррекционная работа. Работа над правильным выбором ударного и безударного гласного в словах. Коррекция в нахождении проверочных слов путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак (ь).
Коррекционная работа. Анализировать слово с опорой на схему: определять место ь знака.
Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.
Коррекционная работа. Коррекция действий при переносе слов с удвоенными согласными.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Коррекционная работа. Упражнение в правильном названии букв в алфавите; расстановки слов по алфавиту.
Правила произношения слов. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как [шн] (скучный, конечно), на месте буквы г — звук [в] (сегодня), на месте буквы е — звук [э] (модель, антенна, шоссе); произносить сочетание сч как [щ'] (счёт, счастье) и др. Умение пользоваться справочной страницей в учебнике «Произноси правильно слова».
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; определения ударных гласных; характеристикой согласных звуков.
Предложение (12 часов)
Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в общении.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Работа над интонацией высказывания. Развитие связной речи.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Простое распространенное и простое нераспространенное предложение.
Коррекционная работа. Следить за правильностью выбора главных членов в предложениях.
Связь слов в предложении (по вопросам).
Коррекционная работа. Развитие связной речи на письме. Работа с деформированным текстом.
Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знак на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Слова, слова, слова (20 часов)
Лексическое значение слова (общее понятие).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Многозначность слова (наблюдения).
Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов.
Слова, близкие по значению (синонимы).
Синонимы, их роль в речи. Различие в оттенках значения и в сфере употребления слов-синонимов. Наблюдение за использованием в речи синонимов. Выбор слова-синонима в зависимости от ситуации общения. Умение пользоваться словарём синонимов.
Р.р. Работа с текстом.
Коррекционная работа. Работа над правильным выбором и произношением синонимов; лексическим значением слов. Коррекция в подборе синонимов. Работа над связной речью.
Слова, противоположные по значению (антонимы).
Роль антонимов в речи. Умение пользоваться словарём антонимов. Наблюдение за использованием в речи омонимов.
Коррекционная работа. Коррекция в подборе слов с противоположным значением.
Устойчивые сочетания слов .
Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологических оборотов.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Объяснение смысла фразеологизмов.
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Коррекционная работа. Обогащение словарного запаса. Упражнение в распределении слов по группам.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)
Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Коррекционная работа. Работа над умением распределять слова по группам.
Сочетания чн, чк, чт.
Коррекционная работа. Работа над умением распределять слова по группам.
Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами: глаза — глаз — глазки. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Коррекционная работа. Работа над четким и правильным произношением звуков в словах; над правильным определением звонких и глухих согласных звуков.
Правила произношения слов. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как [шн] (скучный, конечно).
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах; определения ударных гласных.
Части речи (49 часов).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Правильное употребление слов во множественном числе. Развитие связной речи.
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы: что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Коррекционная работа. Лексическое значение слов. Работа над правильностью выбора времени глагола. Распространение предложений по заданному глаголу. Развитие связной речи.
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Коррекционная работа. Распространение предложений по заданному прилагательному. Работа по описанию предмета с использованием прилагательных. Работа над правильным составлением словосочетаний. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: в, на, о, об, с, из, без, над, под, от, до, у, около.
Коррекционная работа. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Развитие связной речи.
Состав слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах: дом — домашний, морковный — морковь.
Коррекционная работа. Коррекция при определении корня в словах.
Коррекционная работа. Лексическое значение слов. Работа над связной речью и правильным произношением звуков в словах.
Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов: река — реки, словарь — слово, круг — круги, ягодка — ягода.
Коррекционная работа при проверке безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах: мороз — морозный, морозить.
Коррекционная работа при проверке правописания непроверяемых гласных в однокоренных словах
Ознакомление с толковым словарем.
Коррекционная работа с толковым словарём. Работа над четкостью произношения звуков в словах. Обогащение словарного запаса. Коррекционная работа. Работа над лексическим значением слов.
Повторение (18 часов).
Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, то, я, ь. Разделительный мягкий знак (ь). Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Коррекционная работа. Развитие связной речи как устной, так и письменной. Развитие памяти, внимания.
Промежуточная аттестация за 2020-2021учебный год (1 час).
Резерв учебного времени (4 часа).
3. Организациионный раздел.
Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ТНР (вариант 5.1.) по предмету Русский язык.
1. Общее положение
1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.
1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.
1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.
1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий контроль письменных работ по русскому языку и чтению учащихся с ОВЗ с индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания.
• в 1 - 4 классах – по пятибалльной системе.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения - по четвертям. Частота проведения контрольных срезов определяется учителем.
2.3. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадях обучающихся.
2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений, закончить до конца четверти за 7-10 дней.
2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с учетом старательности, прилежности в учебной деятельности.
2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.
2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.
2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.14. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
2.15. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.
3. Отчётность по текущему контролю
3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в классный журнал.
3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону.
3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в классном журнале по окончании каждой учебной четверти.
3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в сводную ведомость результатов обучения в классном журнале.
Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку
диктант | Словарный диктант | изложение | сочинение | Грамматические задания | списывание |
2 | 2 | | | 2 | 2 |
Во втором классе итоговые контрольные работы проводятся со второго полугодия и носят обучающий характер.
ДИКТАНТ
Объем диктанта: 2-й класс - 1 - 2 четверть - 15 - 25 слов, 3-4 четверть - 25 - 30 слов.
Тексты диктантов подбираются с расчётом на возможности их выполнения всеми учащимися. Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Нецелесообразно вносить в диктант слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-6 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности.
Ошибкой считается;
Нарушение орфографических правил при написании слов
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова.
К специфическим (дисграфическим) ошибкам относятся:
смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
нарушения звуко-слоговой структуры слова: пропуски букв /слогов, добавления, перестановки, раздельное написание частей слова;
Что не следует считать ошибками:
ошибки на неизученные правила орфографии и пунктуации; единичную замену слова близким по значению;
единичный пропуск заглавной буквы; повторение одного и того же слова два раза.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык с учетом структуры дефекта ребенка и состояния его мелкой моторики. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Критерии оценивания.
Проверочный диктант
Оценка «5» - за работу, в которой нет ошибок; работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно ребенку, в соответствии с правилами каллиграфии, допустимы 1-2 специфические (дисграфические ошибки).
Оценка «4» - за работу, в которой допущение 1-2 орфографические ошибки, работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно ребенку, возможны отдельные отступления от каллиграфических норм, допустимы 2-3 дисграфические ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно, допущены 3-4 дисграфических ошибок.
Оценка «2» - за работу, в которой допущено более 5 орфографических ошибок, допущено более 4 дисграфических ошибок, нормы каллиграфии не соблюдаются.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Количество слов для словарного диктанта - 10-12 слов.
Оценка «5» - без ошибок.
Оценка «4» - 1 -2 ошибки.
Оценка «3» - 3-4 ошибки.
Оценка «2» - 5-7 ошибок.
Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.
Учет ошибок такой же как при оценке диктанта.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценка «5» - верно выполнено все задание.
Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Оценка «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений, допускается 1- 2 дисграфических ошибок, обусловленных недостаточностью оптико-пространственного восприятия.
Оценка «4» - за работу, в которой допущена 1 орфографическая или синтаксическая ошибка или 1 -2 исправления, 3 дисграфических ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущены 2-3 орфографических и/или синтаксических ошибки, ошибки, 4 дисграфических ошибки.
Оценка «2» - за работу, в которой допущены 4 и более орфографических ошибок, 5 и более дисграфических ошибок.
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, девочка, декабрь, дорога, земляника, иней, капуста, комната, коньки, лопата, магазин, малина, мальчик, мебель, месяц, метро, морковь, мороз, ноябрь, обед, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, спасибо, стакан, суббота, товарищ, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, шёл, яблоня, ягода, язык, январь.
Тематическое планирование
2 класс (175 ч)
№ п/п | Тема | ||
Наша речь (3 ч) | |||
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | ||
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | ||
3. | Как отличить диалог от монолога? | ||
Текст (5 ч) | |||
4. | Что такое текст? | ||
5. | Что такое тема и главная мысль текста? | ||
6. | Части текста. | ||
7. | Входной контрольный диктант. | ||
8. | Работа над ошибками. | ||
Предложение (12 ч) | |||
9. | Что такое предложение? | ||
10. | Как из слов составить предложение? | ||
11. | Контрольное списывание. | ||
12. | Что такое главные члены предложения? | ||
13. | Что такое второстепенные члены предложения? | ||
14. | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | ||
15. | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | ||
16. | Как установить связь слов в предложении? | ||
17. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | ||
18. | Анализ сочинений. | ||
19. | Контрольный диктант по теме «Предложение». | ||
20. | Работа над ошибками. | ||
Слова, слова, слова….(20 ч) | |||
21. | Что такое лексическое значение слова? | ||
22. | Что такое лексическое значение слова? | ||
23. | Что такое однозначные и многозначные слова? | ||
24. | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | ||
25. | Что такое синонимы? | ||
26. | Что такое антонимы? | ||
27. | Что такое антонимы? | ||
28. | Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова». | ||
29. | Работа над ошибками. | ||
30. | Что такое родственные слова? | ||
31. | Что такое родственные слова? | ||
32. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | ||
33. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | ||
34. | Какие бывают слоги? | ||
35. | Как определить ударный слог? | ||
36. | Как определить ударный слог? | ||
37. | Как переносить слова с одной строки на другую? | ||
38. | Как переносить слова с одной строки на другую? | ||
39. | Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…» | ||
40. | Работа над ошибками. | ||
Звуки и буквы (34 ч) | |||
41. | Как различить звуки и буквы? | ||
42. | Как мы используем алфавит? | ||
43. | Как мы используем алфавит? | ||
44. | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | ||
45. | Как определить гласные звуки? | ||
46. | Обучающее сочинение по серии картинок. | ||
47. | Проверочная работа. | ||
48. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||
49. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||
50. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||
51. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||
52. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||
53. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | ||
54. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | ||
55. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | ||
56. | Развитие речи. Обучающее сочинение. | ||
57. | Контрольное списывание. Проверочная работа. | ||
58. | Работа над ошибками. | ||
59. | Как определить согласные звуки? | ||
60. | Согласный звук [ Й ] и буква И краткое. | ||
61. | Согласный звук [ Й ] и буква И краткое. | ||
62. | Слова с удвоенными согласными. | ||
63. | Развитие речи. | ||
64. | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | ||
65. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | ||
66. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | ||
67. | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | ||
68. | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | ||
69. | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | ||
70. | Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Звуки и буквы». | ||
71. | Проверочная работа. | ||
72. | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | ||
73. | Наши проекты. Пишем письмо. | ||
74. | Обобщающий урок | ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) | |||
75. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | ||
76. | Развитие речи. Обучающее изложение. | ||
77. | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | ||
78. | Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные». | ||
79. | Работа над ошибками.Обобщение знаний. | ||
80. | Наши проекты. Рифма. | ||
81. | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | ||
82. | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | ||
83. | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. | ||
84. | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | ||
85. | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | ||
86. | Проверка парных согласных в корне слова. | ||
87. | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | ||
88. | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | ||
89. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | ||
90. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | ||
91. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | ||
92. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | ||
93. | Проверка знаний. | ||
94. | Диктант. | ||
95. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | ||
96. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | ||
97. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | ||
98. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | ||
99. | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | ||
100. | Контрольное списывание. | ||
101. | Обучающее сочинение "Зимние забавы". | ||
102. | Проверка знаний. | ||
103. | Обобщение изученного материала. | ||
Части речи (49 ч) | |||
104. | Что такое части речи? | ||
105. | Что такое части речи? | ||
106. | Что такое имя существительное? | ||
107. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||
108. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | ||
109. | Собственные и нарицательные имена существительные.Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | ||
110. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет. | ||
111. | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | ||
112. | Заглавная буква в географических названиях. | ||
113. | Обучающее изложение. | ||
114. | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | ||
115. | Диктант. | ||
116 | Работа над ошибками. | ||
117. | Единственное и множественное число имён существительных. | ||
118. | Единственное и множественное число имён существительных. | ||
119. | Единственное и множественное число имён существительных. | ||
120. | Обучающее изложение. | ||
121. | Проверка знаний по теме «Имя существительное» | ||
122. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | ||
123. | Работа над ошибками. | ||
124. | Что такое глагол? | ||
125. | Что такое глагол? | ||
126. | Что такое глагол? | ||
127. | Единственное и множественное число глаголов. | ||
128. | Единственное и множественное число глаголов. | ||
129. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | ||
130. | Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол". | ||
131. | Что такое текст-повествование? | ||
132. | Проверка знанийпо теме «Глагол». | ||
133. | Что такое имя прилагательное? | ||
134. | Что такое имя прилагательное? | ||
135. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | ||
136. | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | ||
137. | Единственное и множественное число имён прилагательных. | ||
138. | Единственное и множественное число имён прилагательных. | ||
139. | Что такое текст-описание? | ||
140. | Проверка знаний по теме «Имя прилагательное». | ||
141. | Общее понятие о предлоге. | ||
142. | Раздельное написание предлогов со словами. | ||
143. | Восстановление предложений. | ||
144. | Проверка знаний по теме «Предлог» | ||
145. | Диктант | ||
146. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | ||
147. | Что такое местоимение? | ||
148. | Что такое местоимение? | ||
149. | Что такое текст-рассуждение? | ||
150. | Проверка знаний. | ||
151. | Контрольный диктант по теме «Части речи». | ||
152. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | ||
Повторение (18 ч) | |||
153. | Повторение по теме "Текст" | ||
154. | Сочинение по картине | ||
155. | Повторение по теме " Предложение" | ||
156. | Повторение по теме " Предложение" | ||
157. | Повторение по теме " Слово и его значение" | ||
158. | Повторение по теме " Части речи" | ||
159. | Повторение по теме " Части речи" | ||
160. | Повторение по теме " Звуки и буквы" | ||
161. | Повторение по теме " Правила правописания" | ||
162. | Контрольное списывание. | ||
163. | Повторение и закрепление изученного материала | ||
164. | Повторение и закрепление изученного материала | ||
165. | Итоговый контрольный диктант. | ||
166. | Работа над ошибками. Обобщение знаний. | ||
167. | Повторение и закрепление изученного материала | ||
168. | Повторение и закрепление изученного материала | ||
169. | Повторение и закрепление изученного материала | ||
170. | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | ||
172. | Резерв | ||
173. | Резерв | ||
174. | Резерв | ||
175. | Резерв |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
Учебники Русский язык 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2. Рабочие тетради (Русский язык) 1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. | В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.
Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задания, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Методические пособия О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2014г.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык : 2 класс/Сост. О.И. Крылова– М.: ВАКО, 2014г.
Русский язык. Тесты. 2-й класс. Тренировочная тетрадь. Тренинг, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие /под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011г.
Ушакова О.Д. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. 2 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011г.
| В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 2 класса к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, методические рекомендации по работе над проектами и т.д. Сборник содержит тестовые, проверочные, самостоятельные и контрольные работы, а также разнообразные виды диктантов, которые помогут педагогу организовать контроль умений, навыков и знаний учащихся.
Пособие содержит по 5 вариантов тестовых работ. Тесты можно использовать для обучения, контроля и диагностики уровня обученности учащихся каждого класса. Варианты составлены в соответствии с программами для начальной школы. При их составлении учтены требования нового ФГОС начального общего образования. Задания тестов имеют два уровня сложности - базовый и повышенный, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Пособие адресовано второклассникам и их заботливым родителям, которым не безразлично, как их дети учатся в школе. В пособие включены итоговые тесты по русскому языку за второй класс, бланки ответов для каждого теста, образец оформления бланка ответов и ответы на все тестовые вопросы и задания.
|
Печатные пособия | |
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.
| Пособия включают таблицы, схемы, памятки, структурирующие основные темы программы русского языка. Их назначение – активизировать познавательно-мыслительную и речевую деятельность младших школьников при изучении каждого раздела курса русского языка. Могут быть использованы при объяснении учебного материала, его закреплении и систематизации знаний. |
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер. | |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Экранно-звуковые пособия | |
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронные пособия. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку. | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома. |
| |
| |
Оборудование класса | |
Ученические двуместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. |