СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ВАРИАНТ 5.1. По математике во 2Б классе, УМК "Школа России".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С  ТНР  ВАРИАНТ  5.1.

По математике

2020 – 2021 учебный год

2Б класс (4 часа в неделю) 140 часов

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ВАРИАНТ 5.1. По математике во 2Б классе, УМК "Школа России".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»




Утверждаю:

Директор_______________ Михайлова Н.В.

Приказ №________

От_______2020 г.








АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ВАРИАНТ 5.1.

По математике

2020 – 2021 учебный год

2Б класс (4 часа в неделю) 140 часов



Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности




Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» вариант 5.1. для учащегося 2 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  4. Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи
    (1 – 4 класс) на 2017 – 2021 гг. (вариант 5.1)

  6. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ТНР. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжёлым нарушением речи разработана на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, и программы общеобразовательных учреждений авторов курса «Математика» (М.И. Моро, Г.В.Бельтюкова, М.А.Бантовой и др.), концепции и программ для начальных классов «Школа России».

Программа по математике отражают специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.

В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала.

Обучающемуся ребенку по программе с ТНР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний о математике. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

Обучение математике во 2 классе связано с формированием словесной речи учащихся. Поэтому, обучая математике, нужно развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения математических терминов, правильной грамматической структуры предложений. Перечень основного речевого материала указан в тематическом планировании (словарь). Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать.

Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности.

Программа строит обучение  детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;

  • формирование системы начальных математических знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программы основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и формирование произвольной регуляции деятельности;

  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

Обучающие

  • формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • формировать систему начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формировать умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формировать первоначальные представлений о компьютерной грамотности;

  • формировать критичность мышления.

Воспитательные

  • воспитывать стремление к расширению математических знаний.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других;

  • развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развивать пространственное воображения через систему коррекционных упражнений;

  • развивать математическую речь через изучение терминологии;

  • развивать познавательные способности;

  • формировать критичность мышления;

  • развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память;  ­ 

  • развивать активность, любознательность, социальные эмоции. 

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); 

  • формировать систему начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формировать умения вести поиск информации и работать с ней; ­ 

  • развивать математическую речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к математике; 

  • развивать коммуникативные способности ребѐнка, необходимые для общения со взрослыми и сверстниками, социализации в современном обществе;

  • воспитывать стремление к расширению математических знаний;

  • развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Коррекционная работа.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных математических понятий;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

  • развитие абстрактных математических понятий.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Коррекционная работа на уроке осуществляет следующий ряд коррекционных задач:

  • оказывает коррекционную помощь в овладении базовым содержанием;

  • оказывает коррекционную помощь в формировании стойких вычислительных навыков;

  • оказывает коррекционную помощь в формировании умения анализировать условия задачи, определять связи между ее отдельными компонентами;

  • оказывает коррекционную помощь в формировании умения находить правильное решение задачи;

  • сформировывает первоначальные представления о компьютерной грамотности;

  • обогащает/развивает математическую речь.

Коррекционная работа на уроке осуществляется через различные виды

дифференцированной помощи:

  • помощь в виде "подсказок" (карточек-помощниц, карточек- консультаций, записей на доске и др.);

  • образец выполнения заданий: показ способа решения, образца рассуждения

  • (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

  • справочных материалов: в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т. п.;

  • наглядных опор, иллюстраций, моделей (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)

  • дополнительных заданий (например, разъяснение отдельных слов в задаче,

  • указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

  • прямых или косвенных указаний по выполнению заданий;

  • начало решений или частично выполненных решений, помощь в виде

  • вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

Обучающиеся должны знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

График коррекционных занятий с детьми ОВЗ, обучающихся по программе вариант 5.1.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2

Занятия с педагогом – психологом

½ урока

Упоров С.





3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

½ урока

Упоров С.


Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.


Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.


Описание места учебного предмета в учебном  плане.

Предметная область «Математика и информатика» – учебный предмет: Математика.

Организационным разделом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучащихся с ТНР определен учебный план (примерный учебный план НОО вариант 1), обязательной частью которого предусмотрено изучение математики во 2 классе в объѐме 140 часов (4 ч. в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса:

К концу второго класса  учащиеся обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100, читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагая запись столбиком;

  • решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2 действия;

  • пользоваться знаками;

  • узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник(квадрат) на клетчатой бумаге;

  • чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;

  • находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и пери­метр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

К концу второго класса  учащиеся должны знать:

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

- сравнивать числа и записывать результат сравнения;

- упорядочивать заданные числа;

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

- выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30;

- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см;

1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

- читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;

- записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.

Учащийся получит возможность научиться:

- группировать объекты по разным признакам;

- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

- воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложение и вычитание;

- выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);

- выполнять проверку сложения и вычитания;

-называть и обозначать действия умножение и деление;

- использовать термины: уравнение, буквенное выражение;

- заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;

- умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;

- читать и записывать числовые выражения в 2 действия;

- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

- применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

Учащийся получит возможность научиться:

- вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;

- решать простые уравнения подбором неизвестного числа;

- моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;

- раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;

- применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

- называть компоненты и результаты умножения и деления;

- устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;

- выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

- решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

- выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

- составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

- распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;

- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);

- выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

- соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).

Учащийся получит возможность научиться:

- изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

- читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);

- вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).

Учащийся получит возможность научиться:

- выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;

-вычислять периметр прямоугольника (квадрата).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

- заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;

- проводить логические рассуждения и делать выводы;

- понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учащийся получит возможность:

- самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости

между величинами: цена, количество, стоимость;

- для формирования общих представлений о построении

последовательности логических рассуждений.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные

У обучающихся сформированы:

положительное отношение и интерес к изучению математики;

ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

умение признавать собственные ошибки;

У обучающихся могут быть сформированы:

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватная самооценка;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные

Обучающиеся научатся:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины;

правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность),

находить неизвестные компоненты арифметических действий;

выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

выполнять простые устные вычисления в пределах 100;

письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

проверять результаты арифметических действий разными способами;

использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

работать с текстом письменных задач, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…» с опорой на алгоритм, представленный педагогом;

представлять содержание текстовых задач в виде таблицы и схемы с помощью педагога; формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи;

осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат);

различать плоские и пространственные геометрические фигуры;

изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

Обучающиеся получат возможность научиться:

вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;

прогнозировать результаты вычислений;

оценивать результаты арифметических действий разными способами;

работать с текстом письменных задач, содержащих отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…» с опорой на алгоритм;

представлять содержание текстовых задач в виде таблицы и схемы, формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи, правильно используя математическую терминологию в объеме программы и с соблюдением правил русского языка.


Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата;

вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Обучающиеся получат возможность научиться:

планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).



Познавательные

Обучающиеся научатся:

выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;

моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;

сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, дополнять таблицы недостающими данными, находить нужную информацию в учебнике.

Обучающиеся получат возможность научиться:

моделировать условия текстовых задач,

решать задачи разными способами;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий, переводить информацию из одного вида в другой,

находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;

осуществлять взаимопроверку;

обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);

объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.




2. Содержательный раздел.

Содержание учебного предмета, курса

Числа от 1 до 100. Нумерация (18 часов)

Повторение: числа от 1 до 20.

Нумерация .Числа от 1 до 100. Счёт десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Число 100. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида 30+ 5, 35− 5, 35− 30. Единицы длины: миллиметр, метр. Таблица единиц длины .

Рубль. Копейка. Соотношения между ними .

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; работа на вычислительной машине, которая меняет цвет вводимых в неё фигур, сохраняя их размер и форму; логические за дачи.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» . Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (46 часов).

Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание. Решение и составление задач, обратных заданной. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение 1 ч = 60 мин.

Длина ломаной. Периметр многоугольника .

Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений . Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений .

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: составление высказываний с логическими связками если…,то...; не; все; задания

на сравнение длины, массы объектов; работа на вычислительной машине, изображённой в виде графа и выполняющей действия сложение и вычитание. Наши проекты: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контроль и учёт знаний .

Сложение и вычитание чисел в пределах от 1 до 100 (29 часов).

Устные приёмы сложения и вычитания вида 36+ 2, 36+ 20, 60+ 18, 36− 2, 36− 20, 26 +4, 30− 7, 60− 24, 26 +7, 35− 8 .

Решение задач. Запись решения задачи выражением .

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: математические игры «Угадай результат», лабиринты с числовыми выражениями; логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» . Выражения с переменной вида а+ 12, b− 15, 48− c .

Уравнение .

Проверка сложения и вычитания

Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» . Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Контроль и учёт знаний .

Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток (8 ч) Сложение и вычитание вида 45+ 23, 57− 26.

Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый)

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат .

Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с

переходом через десяток . Решение текстовых задач.

Сложение и вычитание вида 37+ 48, 52− 24.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: выявление закономерностей в построении числовых рядов; сравнение длин объектов; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч)

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?(1ч)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Умножение и деление (25 часов).

Конкретный смысл действия умножение. Умножение . Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Названия компонентов и результата умножения. Приёмы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения .

Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. Периметр прямоугольника .

Конкретный смысл действия деление . Названия компонентов и результата действия деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление .

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение высказываний с логическими связками если…, то…; каждый; составление числовых рядов по заданной закономерности; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности .

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» .

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?».

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Умножение и деление. Табличное умножение и деление (18 часов).

Связь между компонентами и результатом умножения . Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приём умножения и деления на число 10. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение третьего слагаемого.

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Табличное умножение и деление .

Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3.

« Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение высказываний с логическими связками если…, то…; каждый, все; составление числовых рядов по заданной закономерности; работа на вычислительной машине; логические задачи.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» .

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»(тестовая форма). Анализ результатов.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе».

Резерв (4 ч)

Коррекционная работа

Формирование умения правильно и уместно использовать математическую терминологию, включать математические термины в состав предложений и текстов; называть конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д.). Формирование и уточнение пространственных представлений, отношения порядка (перед, после, между и т.д.), использование их в конструировании учебных высказываний. Давать краткие и распространенные ответы, требующие сравнения предметов. Строить распространенные предложений из 5-7 слов в соответствии с нормами синтаксической связи (согласование, управление, примыкание). Формирование умения переводить смысл текстовой задачи в форму краткой записи, таблицы, схемы. Формирование умения строить рассуждение о ходе решения задачи с помощью учителя.

Коррекционная работа на уроке осуществляется через различные виды

дифференцированной помощи:

  • помощь в виде "подсказок" (карточек-помощниц, карточек- консультаций, записей на доске и др.);

  • образец выполнения заданий: показ способа решения, образца рассуждения

  • (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

  • справочных материалов: в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т. п.;

  • наглядных опор, иллюстраций, моделей (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)

  • дополнительных заданий (например, разъяснение отдельных слов в задаче,

  • указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

  • прямых или косвенных указаний по выполнению заданий;

  • начало решений или частично выполненных решений, помощь в виде

  • вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

3. Организациионный раздел.

Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ТНР (вариант 5.1.) по предмету Математика.

1.Общие положения

1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.

1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ТНР.

1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с ТНР в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.

1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий контроль письменных работ и устных ответов по математике учащихся с ОВЗ (ТНР) с индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания.

Оценка усвоения знаний в 1 дополнительном и 1 классах осуществляется через выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.

В качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется пятибалльная система оценивания.

2 . Текущий контроль успеваемости обучающихся.

2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения - по четвертям. Частота проведения контрольных срезов определяется учителем.

2.3. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадях обучающихся.

2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений, закончить до конца четверти за 7-10 дней.

2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с учетом старательности, прилежности в учебной деятельности.

2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.

2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.

2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.

2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.

2.10. Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.

2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.

2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).

2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).

2.14. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.

2.15. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.

3. Отчётность по текущему контролю

3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в классный журнал.

3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону.

3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в классном журнале по окончании каждой учебной четверти.

3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в сводную ведомость результатов обучения в классном журнале.

Критерии оценивания.

Работа, состоящая из примеров

Оценка «5» - без ошибок.

Оценка «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

Оценка «2» - 4 и более грубых ошибки.

Оценка «1» - все задания выполнены с ошибками.

Работа, состоящая из задач

Оценка «5» - без ошибок.

Оценка «4» - 1-2 негрубых ошибки.

Оценка «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

Оценка «2» - 2 и более грубых ошибки.

Оценка «1» - задачи не решены.

Комбинированная работа

Оценка «5» - без ошибок

Оценка «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

Оценка «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

Оценка «2» - 4 грубые ошибки.

Оценка «1» - все задания выполнены с ошибками.

Контрольный устный счет

Оценка «5» - без ошибок.

Оценка «4» -1-2 ошибки.

Оценка «3» - 3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

  • Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

  • Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

  • Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

  • Не решенная до конца задача или пример

  • Невыполненное задание.


Негрубые ошибки:

  • Нерациональный прием вычислений.

  • Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

  • Неверно сформулированный ответ задачи.

  • Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

  • Недоведение до конца преобразований.

  • За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

Тематическое планирование

2 класс (140 ч)

№ п/п

Тема

Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)

1.

Числа от 1 до 20.

2.

Числа от 1 до 20.

3.

Десятки. Счет десятками до 100.

4.

Числа от 11 до 100. Образование чисел.

5.

Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.

6.

Однозначные и двузначные числа.

7.

Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов.

8.

Миллиметр. Обобщение знаний.

9.

Входная контрольная работа.

10.

Анализ контрольной работы. Наименьшее трехзначное число. Сотня.

11.

Метр. Таблица мер длины.

12.

Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5

13.

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

14.

Единицы стоимости. Рубль. Копейка.

15.

Задачи творческого и поискового характера.

16.

Обобщение знаний по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»

17.

Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»

18.

Анализ контрольной работы. Задачи творческого и поискового характера.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (46 ч)

19.

Задачи, обратные данной.

20.

Сумма и разность отрезков.

21.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

22.

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

23.

Обобщение знаний по теме: «Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого»

24.

Единицы времени. Час. Минута.

25.

Длина ломаной.

26.

Обобщение знаний по теме: «Длина ломаной»

27.

Задачи творческого и поискового характера.

28.

Порядок выполнения действий. Скобки.

29.

Обобщение знаний по теме: «Порядок выполнения действий.».

30.

Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий».

31.

Анализ контрольной работы. Наши проекты. «Узоры и орнаменты на посуде».

32.

Числовые выражения.

33.

Сравнение числовых выражений.

34.

Периметр многоугольника.

35.

Свойства сложения.

36.

Свойства сложения.

37.

Задачи творческого и поискового характера.

38.

Обобщение знаний по теме: «Свойства сложения»

39.

Обобщение знаний по теме: «Свойства сложения»

40.

Подготовка к изучению устных приемов вычислений.

41.

Прием вычислений вида 36+2, 36+20.

42.

Прием вычислений вида 36-2, 36-20.

43.

Прием вычислений вида 26+4.

44.

Прием вычислений вида 30-7.

45.

Прием вычислений вида 60-24.

46.

Обобщение знаний. Решение задач.

47.

Обобщение знаний. Решение задач.

48.

Обобщение знаний. Решение задач.

49.

Прием вычислений вида 26+7.

50.

Прием вычислений вида 35-7.

51.

Обобщение знаний по теме: «Устные приемы вычислений»

52.

Обобщение знаний по теме: «Устные приемы вычислений»

53.

Задачи творческого и поискового характера.

54.

Обобщение по теме: «Устные приемы вычислений»

55.

Обобщение по теме: «Устные приемы вычислений»

56.

Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Сложение и вычитание».

57.

Анализ контрольной работы. Буквенные выражения.

58.

Буквенные выражения. Обобщение знаний.

59.

Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

60.

Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

61.

Проверка сложения.

62.

Проверка вычитания.

63.

Контрольная работа по теме: «Решение уравнений».

64.

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. (Письменные вычисления) (29ч)

65.

Сложение вида 45+23.

66.

Вычитание вида 57-26.

67.

Проверка сложения и вычитания.

68.

Обобщение знаний по теме «Проверка сложения и вычитания».

69.

Угол. Виды углов.

70.

Обобщение знаний по теме «Виды углов».

71.

Сложение вида 37+48.

72.

Сложенипе вида 37+53.

73.

Прямоугольник.

74.

Прямоугольник.

75.

Сложение вида 87+13.

76.

Обобщение знаний. Решение задач.

77.

Вычисления вида 32+8, 40-8.

78.

Вычитание вида 50-24.

79.

Задачи творческого и поискового характера.



80.

Обобщение знаний по теме «Письменные вычисления».

81.

Обобщение знаний по теме «Письменные вычисления».

82.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

83.

Анализ контрольной работы. Задачи творческого и поискового характера.

84.

Вычитание вида 52-24.




85.

Обобщение знаний по теме: «Вычитание вида 52-24».

86.

Обобщение знаний по теме: «Вычитание вида 52-24».

87.

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

88.

Обобщение знаний по теме: «Свойство противоположных сторон прямоугольника».

89.

Квадрат.

90.

Квадрат.

91.

Наши проекты. Оригами.

92.

Задачи творческого и поискового характера.

93.

Обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

Умножение и деление (25ч)

94.

Конкретный смысл действий умножения.

95.

Конкретный смысл действий умножения.

96.

Вычисление результата умножения с помощью сложения.

97.

Задачи на умножение.

98.

Периметр прямоугольника.

99.

Умножение нуля и единицы.

100.

Названия компонентов и результата умножения.

101.

Обобщение знаний. Решение задач.

102.

Переместительное свойство умножения.

103.

Переместительное свойство умножения.

104.

Конкретный смысл действия деления.

105.

Конкретный смысл действия деления.

106.

Конкретный смысл действия деления.

107.

Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление».



108.

Названия компонентов и результата деления.

109.

Что узнали. Чему научились.

110.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление».

111.

Обобщение знаний по теме «Умножение и деление».

112.

Связь между компонентами и результатом умножения».

113.

Прием деления, основанный на связи междукомпонентами и результатом умножения.

114.

Приемы умножения и деления на 10.

115.

Задачи с величинами»цена», «количество», «стоимость».

116.

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

117.

Обобщение знаний. Решение задач.



118.

Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление».

Табличное умножение и деление (18ч)

119.

Умножение числа 2 и на 2.

120.

Умножение числа 2 и на 2.

121.

Приемы умножения числа 2.

122.

Деление на 2.

123.

Деление на 2.

124.

Обобщение знаний. Решение задач.

125.

Задачи творческого и поискового характера.

126.

Что узнали. Чему научились.

127.

Умножение числа 3 и на 3.

128.

Умножение числа 3 и на 3.

129.

Деление на 3.

130.

Деление на 3.

131.

Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление на 3».

132.

Задачи творческого и поискового характера.

133.

Обобщение и систематизация знаний за данный период обучения.

134.

Итоговая контрольная работа.

135.

Анализ контрольной работы.

136.

Обобщение и систематизация знаний за данный период обучения.

4 ч

Резерв.



Учебно-методический комплект

1. Сборник рабочих программ 1-4 класса . Математика

2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы 1-4 классы. М.: Просвещение, 2015 г.

4. Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 классы. М. Просвещение, 2012 г.

5. Буденная И.О. Глаголева Ю.И и др. Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 2 класс. М.: Просвещение, 2014







































Приложение 1



Тема: « Коррекционная работа с учащимися, имеющими ОНР, на уроках математики во 2-м классе».


Учебная и коррекционная работа в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи – это единый процесс педагогического воздействия на ученика, страдающего общим недоразвитием речи. Цель его состоит в том, чтобы вооружить школьников знаниями основ наук и ликвидировать пробелы в речевом развитии. Повышение уровня усвоения знаний и овладение математическими умениями способствуют решению коррекционной задачи и наоборот, коррекционная работа на уроке благоприятно сказывается на овладении математикой.

Анализ работы в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи показывает, что учащиеся вторых классов испытывают трудности при решении составных задач и примеров. Главной причиной такой трудности является общее недоразвитие речи учащихся (ОНР). ОНР накладывает отпечаток на развитие других сторон психической деятельности учащихся и в первую очередь – на умственную деятельность. У детей наблюдается бедность словарного запаса, неумение увидеть за словами конкретные образы в их динамических связях и отношениях. А это ведет к отставанию в овладении знаниями по математике.

Эффективные результаты, как в речевом развитии учащихся, так и в овладении знаниями по математике, дает специально организованная и систематически проводимая работа над речью учащихся.

При целенаправленной работе над речью на уроках математики происходит ускоренное развитие и конкретизация словаря. Обогащая и конкретизируя словарь учащихся, учитель развивает их представления, являющиеся необходимым условием для решения математических задач. Активизация мыслительной деятельности школьников, наглядных представлений описанных в задачах ситуаций, соотнесение их с лексическими значениями слов способствуют формированию умений употреблять слова в различных грамматических структурах.

В связи с тем, что у учащихся с ОНР нарушены все компоненты речевой системы и совершенствование каждого из них оказывает положительное влияние на развитие других, следует выделить следующие коррекционные задачи:

1. Обогащать и уточнять словарь учащихся, организовывать систематическую его проверку.

2. Наполнять речевой материал, содержащийся в предложениях и связной речи учащихся при выполнении математических заданий, конкретным смысловым содержанием.

3. Работать над предложением и связной речью учащихся.

4.Предупреждать и устранять аграмматизмы, автоматизировать поставленные учащимся звуки.


Особенности изучения математики во 2-м классе 1 отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Существенной особенностью коррекционного обучения является то, что одновременно с вооружением учащихся знаниями по математике ведется целенаправленная и систематическая работа по преодолению ОНР. Эта работа отражается в календарных и поурочных планах, координируется со всем учебно-коррекционным процессом, в частности с уроками литературного чтения, русского языка, развития речи и индивидуальными логопедическими занятиями. Она учитывает взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов речи и предусматривает коррекционное воздействие на учащихся в таких направлениях:

1 - обогащение, уточнение и конкретизация словаря;

2 – выработка у учащихся умений адекватно отвечать на поставленные вопросы, соотносить свои высказывания с данной ситуацией, соответственно поставленному заданию;

3 – устранение в связной речи учащихся аграмматизмов в связи с выполнением математических заданий, предупреждение возникновения аграмматизмов в письменной речи.

Обогащению, уточнению и конкретизации активного и пассивного словаря на уроках математики способствуют: использование предметно- практической деятельности самих учащихся, предметно-практическая деятельность учителя, инсценировки и зарисовки задач, различная наглядность.

Наиболее действенным средством осознания математического задания при словесном его выражении является использование предметно-практической деятельности учащихся. Это объясняется тем, что в процессе предметно-практической деятельности в работу включаются различные анализаторы

( зрительные, речевые, слуховые и двигательные). Предметно-практическая деятельность в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи используется для осознания содержания математических заданий, развития конкретных и обобщенных понятий и представлений. Целесообразно заменять предметы, о которых идет речь в условии задачи, другими, более простыми и доступными, которыми можно оперировать. Например, машины заменяются треугольниками, вырезанными из цветного картона, геометрическими фигурками, помогающими выяснить количественные связи, представленные в условии задачи.

Эффективность обучения учащихся с ОНР возрастает, если на уроке давать детям не только краткую запись условия задачи для облегчения поисков правильного ее решения, но и схематический рисунок или чертеж к задаче. Задания по зарисовке надо давать дифференцированно лишь тем учащимся, которые не осознают содержания задачи и не могут ее решить самостоятельно. Анализ зарисовок помогает учителю вскрыть причину ошибочного решения задачи и наметить путь ее устранения.

Значительное место во 2-м классе должны занимать схематические зарисовки условий задач, сочетающиеся с чертежом. Если схематический рисунок можно выполнять произвольно, с соблюдением определенных условностей, то чертеж необходимо выполнять грамотно и красиво.

Разнообразный раздаточный и дидактический материал, справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи должны помочь учащимся осознать математическое задание, выраженное устной или письменной речью, и правильно его выполнять.

При ОНР наиболее пострадавшим звеном является словарь, без понимания слов зачастую невозможно выполнить правильно математическое задание. Поэтому словарная работа в системе коррекционного воздействия на учащихся на уроках математики должна занять ведущее место.

Содержание словарной работы во 2-м классе определяется содержанием программного материала по математике.

Анализ работы в начальных классах (в частности во вторых) показывает, что овладение школьниками, имеющих общее недоразвитие речи, словами без специально организованной речевой работы происходит с большими трудностями, возникающими из-за того, что дети не могут правильно воспринять звуковой комплекс слов, т.к. у них нарушен фонематический слух. Это мешает им осмыслить слово. В связи с этим у детей отсутствуют достаточно точные образы действительности, а без них нельзя. Употребление учащимися слов при изучении математики далеко не всегда обозначает, что они их понимают так, как этого требует учебная программа. Нередко за словами , которые употребляются в разговорной речи , учащиеся не имеют более- менее точных представлений, т.е. у них нарушены связи между словом и образом, который должен быть им вызван. Для формирования у учащихся таких связей необходимо проведение экскурсий в магазин, продовольственный склад( кладовую школы-интерната), где они могут наблюдать процессы взвешивания, знакомятся со стоимостью различных товаров. Эти знания закрепляются на уроке математики перед решением задач, в которых говорится о весе и другие.

Наиболее эффективным способом объяснения слов и словосочетаний является сопоставление слов и словосочетаний с предметами, ситуациями или явлениями, которые отражены в задаче. Обогащению и конкретизации словарного запаса могут служить и другие виды и приемы работы: определение происхождения слов, соотношения между метром , сантиметром, дециметром и миллиметром, поиски родственных слов в тексте задачи, определение разницы между некоторыми родовыми понятиями, нахождение главных слов в вопросе задачи, составных ее частей, основных признаков изученной геометрической фигуры, подведение видового понятия под родовое, определение многозначности слова, подбор родственных слов к данному слову.

Во втором и последующих классах у некоторых учащихся все еще имеются недостатки звукопроизношения. Правильному восприятию звукового комплекса слова служит четкое его произнесение сначала слитно, затем по слогам и снова слитно, с соблюдением правильного ударения. После ознакомления со словом учитель организует тренировочные упражнения по его правильному произношению.

Одновременно с работой по развитию словаря и формированию произносительной стороны речи учащихся ведется работа над предложением и связной речью. Ученик усваивает слово в активной речевой деятельности, подбирая и употребляя его в различных ситуациях в связи с выполнением математических заданий, что выражается в соответствующих грамматических формах.

Работа над речью проводится на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении, актуализации знаний, подведении итогов. При ее проведении нужно следить за тем, чтобы учащиеся давали ответы полными ,грамматически правильно оформленными предложениями, четко произносили слова, сопровождали выполняемую работу речью. Ведущий метод развития связной речи учащихся – беседа, в процессе которой уточняются слова, происходит коррекция произношения, устраняются аграмматизмы.

Связная речь учащихся на уроках математики формируется при составлении и решении задач, пересказе их содержания, при объяснении решения примеров и выражений, комментирование процесса их решения, чтении задач и примеров, заучивании и рассказывании правил, объяснении свойств, путей решения задач и т.д. При этом большое значение имеет речь учителя, которая во всех случаях является образцом для подражания.

На уроках математики учащиеся практически знакомятся с сочетаниями имен числительных с именами существительными. Такие сочетания пишутся на доске, акцентируется внимание учащихся на правильную грамматическую связь слов.

Так же практическим путем учащиеся усваивают сочетание имен существительных с глаголами в зависимости от вопроса, которого требует каждый из глаголов. Например, глагол «прибавить» требует правильной грамматической постановки числительных (к шестидесяти трем, двадцати четырем, девяноста шести и т.п.). Глагол «вычесть» требует соответствующих форм имен числительных (от шестидесяти четырех, двадцати трех, девяноста шести и т.п.). Подобные выражения можно записать на таблицах как образец для использования при чтении и комментировании примеров.

Развитию речи учащихся способствуют преобразования задач ( косвенной в прямую и наоборот), замена в задаче непонятной ситуации понятной детям, замена больших числовых данных малыми, подбор вопросов к данному условию задачи, передача вопроса задачи другими словами , с сохранением его сущности, сравнение содержания и решения задач, примеров, чисел, отрезков, геометрических фигур, слов и словосочетаний, составления задач по данным опорным словам или словосочетаниям, по указанному действию, математическому выражению. Все эти виды работы способствуют преодолению общего недоразвития речи у учащихся.


Коррекционная работа на уроках математики (виды и формы работы по развитию речи учащихся и их познавательных возможностей)

Работа учителя на уроках математики и воспитателя во внеурочное время кроме решения сугубо математических задач, также должна быть направлена на преодоление общего недоразвития речи и формирование представлений у учащихся. Эти два направления взаимно связаны и взаимно обусловливают друг друга.

Главное направление в работе по преодолению ОНР – словарная работа.

1.Словарная работа на уроках математики заключается в объяснении значения непонятных слов, являющихся специфическими математическими терминами и др. слов. Происходит расширение значения слов ( работа над многозначностью слов), уточнения значений слов, обогащение новыми словами, обозначающими количественные , пространственные и др. отношения, некоторые родовые и видовые понятия.

Слова объясняют сами учащиеся. Учитель объясняет слова лишь тогда, когда учащиеся не могут этого сделать. Объясняются как отдельные слова, так и их сочетания, а также предложения и вся ситуация, изложенная в условии задачи. Одновременно с объяснением слов и словосочетаний, происходит уточнение и закрепление понимания учащимися их значения.

Словарная работа как важнейшее направление в коррекции речевых недостатков учащихся с ОНР находится в прямой зависимости с овладением знаниями учебной программы по математике. Ее проведение оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, так как формирование всех психических процессов находится в теснейшей взаимозависимости. Однако знание значения отдельных слов и словосочетаний иногда бывает недостаточно для понимания изложенной словесной ситуации.

Например: учащиеся знают значения таких слов и словосочетаний, как «будет» ( было)», «осталось», «больше ( меньше на …»), однако при решении задач не вникают в содержание всей ситуации, что приводит к смешению видов задач. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого учащиеся смешивают с задачами на нахождение суммы двух слагаемых потому, что в вопросах к этим задачам содержится словосочетание «всего будет».

2.Практика показывает, что овладение школьниками с ОНР, словами без специально организованной речевой работы происходит с большими трудностями , возникающими в первую очередь из-за того, что дети не могут правильно воспринять звуковой комплекс слова, потому что у них нарушен фонематический слух. Это мешает им осмыслить слово, т.е. установить связь данного звукового комплекса с предметами или явлениями действительности.

В связи с этим у учащихся отсутствуют достаточно точные образы действительности, а без них нельзя выполнить математическое задание. При проведении словарной работы необходимо знать, что слова усваиваются не сразу, а постепенно, по этапам. Теория поэтапного усвоения слов подтверждает мысль о том, что на первом месте в работе над словарем учащихся должна стоять предметно-практическая деятельность, которая в дальнейшем может быть заменена словами, чертежами, схемами и т.д.

Теория касается слов совершенно новых для детей. Однако многие слова и словосочетания, в частности те, которые обозначают математические термины, нуждаются в уточнении и расширении их значения. Для организации и правильного проведения словарной работы необходимо прежде всего знать пробелы в словарном запасе учащихся. На каждом уроке учитель выясняет понимание ими слов и словосочетаний для целенаправленного коррекционного воздействия. Выяснение понимания слов и словосочетаний осуществляется посредством выполнения учащимися различных заданий как в устной, так и в письменной форме. Среди заданий в устной форме можно назвать такие: найти названную геометрическую фигуру, найти и показать единицы 1 и 2 разрядов, предметы указанной формы, их элементы, назвать компоненты при выполнении математических действий и т.д. Одни задания по выяснению понимания словаря требуют лишь показать названные предметы, их изображения, элементы, а другие – назвать их. В необходимых случаях рекомендуется сочетать название с показом.

Письменное выполнение математических заданий с последующим анализом дает возможность учителю в свободное время определить пробелы в усвоении математических терминов каждым учеником с тем, чтобы именно слабым уделить должное внимание. Среди письменных заданий можно назвать такие: черчение и подписывание линий, отрезков указанной длины; геометрических фигур; запись числовых выражений, зарисовка условий задач, их решение, написание математического диктанта и др. Все эти виды работы хорошо известны каждому учителю и не требуют объяснения.

Содержание заданий по выяснению понимания учащимися слов и словосочетаний определяется материалом учебной программы и поставленными задачами урока.

Употребление учащимися слов при изучении математики далеко не всегда означает, что они их понимают так, как требует учебная программа. Нередко за словами, которые употребляются в разговорной речи, учащиеся не имеют более-менее точных представлений, т.е. у них нарушены связи между словом и образом, который должен быть им вызван. Для формирования у учащихся таких связей необходимо проведение экскурсий в магазин , в продовольственный склад школы, где они могут наблюдать процессы взвешивания, измерения, знакомятся со стоимостью различных товаров. Эти знания закрепляются на уроке математики перед решением задач, в которых говорится о весе различных предметов, протяженности, стоимости и вместимости.

Наиболее эффективным и приемлемым способом объяснения слов и словосочетаний является сопоставление слов и словосочетаний с предметами, ситуациями или явлениями, которые отражены в задачах. Обогащению и конкретизации словарного запаса могут служить другие виды и приемы работы , а именно : определение происхождения слов, составных частей сложных слов, соотношения между метром и дециметром , поиски родственных слов в тексте задачи, определение разницы между некоторыми родовыми понятиями, главных слов в вопросе задачи, составных ее частей, основных признаков изученной геометрической фигуры, подведение видового понятия под родовое ,определение многозначности слова, подбор родственных слов к данному слову.

На уроках математики работа над речью сводится к тому, что учитель знакомит учащихся с особенностями произношения и написания отдельных слов, составляющих математическую терминологию. Правильному восприятию звукового комплекса слова служит четкое его произношение сначала слитно. Затем по слогам и снова слитно, с соблюдением правильного ударения. Сразу же после ознакомления со словом организовывают тренировочные упражнения по его правильному произношению.

3.Одновременно с работой по развитию словаря и формированию произносительной стороны речи учащихся ведется работа над предложением и связной речью, что соответствует третьему этапу усвоения слова.Ученик усваивает слово в активной речевой деятельности, подбирая и употребляя его в различных ситуациях в связи с выполнением математических заданий, что выражается в соответствующих грамматических формах.

Работа над речью проводится на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении, закреплении, подведении итогов. При ее проведении нужно следить за тем, чтобы учащиеся давали ответы полными, грамматически правильно оформленными предложениями, четко произносили слова, сопровождали выполняемую работу речью. Ведущий метод развития связной речи учащихся- беседа в процессе которой уточняются слова, происходит коррекция произношения, устраняются аграмматизмы.

Связная речь на уроках математики формируется при составлении и решении задач, пересказе их содержания, при объяснении решения примеров, комментирование процесса их выполнения, чтении задач и примеров, заучивании и рассказывании правил, объяснении свойств, путей решения задач др. При этом большое значение имеет речь учителя, которая во всех случаях является образцом для подражания. Учитель учит учащихся рассуждать самостоятельно, используя установленные формы высказываний, в которых выражена логика мысли (например: если одно дерево выше, то другое – ниже, если один карандаш короче, то другой длиннее или равны оба и т.п.).

Учащиеся практически знакомятся с сочетаниями имен числительных с именами существительными. Такие сочетания учитель записывает на доске, акцентирует внимание учащихся на правильной грамматической связи слов. Можно предложить учащимся назвать числа, с которыми употребляются слова – имена существительные (дом, дома, домов и т.д.).

Так же практическим путем учащиеся усваивают сочетание имен существительных с глаголами в зависимости от вопроса, которого требует каждый из глаголов. Используя глагол «прибавить», ученики должны правильно грамматически поставить числительные (к семнадцати, к двадцати трем и т.д.). Глагол «вычесть» требует соответствующих форм имен числительных (от двадцати трех, от двенадцати и т.д.). Подобные выражения надо записать на таблицах как образец для использования при чтении и комментировании примеров:

Сложить

12+7

К двенадцати прибавить семь.

Вычесть

23-7

От двадцати трех вычесть семь.

Умножить

2*3

Два умножить на три; дважды три.

Разделить

6 :2

Шесть разделить на три.


Порядковые имена числительные используются во втором классе редко, однако учитель должен обратить внимание, чтобы при их употреблении в сочетании с существительными не было аграмматизмов.

В школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи больше внимания надо уделять повышению речевой активности учащихся на основе большего использования наглядных средств (например: схематическая зарисовка задачи вместо краткой записи, помогающая установлению ассоциативных связей между словами и предметами окружающей среды).

Развитию речи школьников способствует преобразование задач(косвенной в прямую и наоборот), замена в задаче непонятной ситуации понятной детям, замена больших числовых данных малыми, подбор вопросов к данному условию задачи, передача вопроса задачи другими словами, с сохранением его сущности, сравнение содержания и решения задач, примеров, чисел, отрезков, единиц измерений, геометрических фигур, слов и словосочетаний, составление задач по данным математическим терминам (опорным словам, словосочетаниям), по указанному действию, математическому выражению. Все эти виды работы призваны способствовать преодолению общего недоразвития речи школьников.

Работая над развитием речи учащихся, учитель выясняет их реальные возможности, активизирует их мыслительную деятельность. Если учащиеся не справляются или не полностью справляются с поставленной задачей, если испытывают затруднения при её решении, учитель сам показывает, как ее следует выполнять, восполняет пробелы в речи учащихся, помогает им оформить мысль в слове.

Упражнения для устного счета.


1.К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок? (4)


2.Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле сорок сорок ,

Десять взлетели,

Сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок? (30)


3.Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней.

Рыбак Евсей – четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки? (19)


4.К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (15)


5.Мы – большая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем –

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)


6.Электропоезд состоит из шести вагонов. Вова сел в третий вагон от начала, а Юра в третий вагон с конца. В одном ли вагоне едут мальчики? (в соседних)


7.С пастбища пригнали стадо коров. Когда пятьдесят коров вошли во двор, сорок коров остались около двора. Сколько коров было в стаде? (90)


8.Около школы росло сорок лип и восемь дубов. Насколько больше росло лип, чем дубов? (32)


9.Сколько квадратиков на каждом чертеже?









10.Проветьте, будут ли квадраты магическими:


10

3

8


5

12

7

5

7

9

10

8

6

6

11

4

9

4

11


11.Какое число нужно вычесть из двенадцати, чтобы получить пять? (7)


12.Запишите все однозначные числа, увеличьте каждое из них на 7 (8,9)


13.Каждое из чисел: 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 – уменьшить на 5 (на 6, на 7, на 8, на 9).


14.На сколько 20 больше, чем 17?

На сколько 38 меньше, чем 60?

Задуманное число больше, чем 18, на 10.Какое число задумано?

Задуманное число меньше, чем 15, на 7. Какое число задумано?

24 больше задуманного числа на 6. Какое число задумано?

35 меньше задуманного числа на 9. Какое число задумано?


15.Алеша купил линейку за 35 копеек. Сколько копеек сдачи он получит с 50 копеек?


16.На двух этажах дома 28 окон. На первом этаже 12 окон. Сколько окон на втором этаже?


17.В булочной Нина получила 18 коп сдачи, а в книжном магазине 21 коп сдачи. Сколько всего копеек сдачи получила Нина?


18.15 детей разделились для игры на 3 одинаковые команды. Сколько детей в каждой команде?


19.Составить задачи которые решаются так:

32+(14+5) 16+(16+4)

60-(8+7) 25+(25-10)

(26+30)-15 (18+2)+29


20.Составить задачи по краткой записи и решить их:

а) Было – 20 и 14 б) Было – 26

Уехало – 8 Приехало – 8 и 6

Осталось - ? Стало - ?


в) Было – 80 г) Было 30 и 16

Израсходовали – 15 и 12 Приехало – 12

Осталось - ? Стало - ?


д) I – 38 ? ? е) I – 50 ?

II - ? на 9 меньше II - ? на 6 больше


21.Прибавляй по 4 до 40, по 6 до 60.

Вычитай по 2 из 20.

Число 72 увеличить на 8.

Число 36 уменьши на 6.

Найди разность чисел 70 и 7.


22.Реши с устными объяснениями:

27+32 89-54 35+24 15+15+15

26-14 67-46 16+12 60-12-12


23.Заменить произведением и сосчитать:

2+2+2 7+7+7 11+11+11+11

3+3+3 9+9+9 12+12+12+12

4+4+4 8+8+8 15+15+15+15

5+5+5 6+6+6 20+20+20+20


24.Составь и реши такие задачи, в которых используются слова:

а) больше на ….. б) меньше на …..

в) короче на ….. г) длиннее на …..




25. Сколько ножек, сколько рожек у козлят? Решение записать сложением, а потом умножением. (Нарисовано четыре козленка).




26.В одном одинарном окне 3 стекла. Сколько стекол в 5 таких окнах?
























30. Запиши пословицу, используя такие обозначения:


М

12 : 2

6


И

28 : 4



О

3 * 5



С

3 * 7



Т

36 : 4



Й

16 : 4



Р

4* 5



Ш

2 * 5



А

4 * 4










З

2 * 9


В

16 : 2



У

2 * 6








Н

15 : 3



Е

4 * 9



М



















6 7 20 21 9 20 15 7 9

















8 15 4 5 16 20 16 18 20 12 10 16 36 9 .





31.Из скольких квадратов составлен зайчик? Используй подсказку.

2 * 8 + ? =
































(2*8+1=17)
32.Из скольких квадратов составлена собачка?

2 * 10 +? =




























(2*10+1=21)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!