СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2. По русскому языку , 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа для учащихся с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.2, по русскому языку ,4 класс 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2. По русскому языку , 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»




Утверждаю:

Директор_______________ Туманик А.В.

Приказ №________

От_______2022 г.











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2.

По русскому языку

__2022 – 2023 учебный год

4Б класс (5 часов в неделю)






Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности










г. Алапаевск, 2022г.


Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:


1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования ФЗ, Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 ;

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России ФГОС НОО;

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-Подготовительный класс / Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004

5. Программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» М: Просвещение 2011г., планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам.

Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Целями изучения предмета «Русский язык» для ребёнка с ЗПР являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач:

- максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

- формирование навыков учебной работы;

- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой по русскому языку: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.

Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

Основные направления коррекционной работы:

  • максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  • формирование навыков учебной работы;

  • развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.

  Ведущие принципы: Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образования. В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР.

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.

Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения в программу не внесены.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи co всеми учебными предметами, особенно c литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается c обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.

При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения.

Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.

В ходе обучения младший школьник с ЗПР расширяет знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

1. Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3. Развитие коммуникативных умений.

4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать формального заучивания правил, списывания готовых упражнений и т.д. Обучающийся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, пишет, читает, вставляет пропущенные буквы, подчёркивает и выделяет.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим, современные научные представления об особенностях психофизического развития у обучающихся с ОВЗ позволяют выделить образовательные потребности:

Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно -коммуникативные, проблемно- поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

График коррекционных занятий с детьми ОВЗ, обучающихся по программе вариант 7.2.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2

Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Чурсина Д.

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

Чурсина Д.

Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.


Место учебного предмета в учебном плане

Предметная область «Филология» – учебные предметы: Русский язык (Формирование грамматического строя речи, грамматика).

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 5 часов в неделю – 175 часов в год.


4. Планируемые результаты освоения русского языка обучающимися с ЗПР.


Программа обеспечивает достижение учащимся 4 класса с ЗПР определённых личностных, метапредметных и предметных результатов базового уровня.


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих результатов:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования

РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:

• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

• понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Обучающийся получит возможность для формирования

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

• использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Обучающийся получит возможность для формирования

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД:

• слушать и слышать собеседника, вести диалог;

• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

• строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;

• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса);

• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

2. Содержательный раздел.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета

«Русский язык» в четвертом классе включает следующие разделы:

По своей структуре она линейно-концентрическая. Программа рассчитана на учащего, имеющего смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития (задержку психического развития), и обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе для детей ЗПР VII вида, поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности ребёнка: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков, и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки. Содержание графических упражнений составляет письмо наиболее трудных для обучающихся букв и соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающегося должно быть опрятным, четким и правильным.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

- Система языка (основы лингвистических знаний); лексика, фонетика, орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-орфография и пунктуация;

-развитие речи.

Программа по русскому языку обеспечивает усвоение детьми с ЗПР содержания начальной ступени обучения и реализацию требований Федерального компонента государственного стандарта к знаниям и умениям обучающихся, заканчивающих начальную школу.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Учебный предмет « Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении и направлен на формирование функциональной грамотности детей с ЗПР.

Повторение (11ч)


Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Диалог. Монолог.


Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Подробное изложение. Типы текстов.


Предложение как единица речи.


Виды предложений по цели высказывания и интонации.


Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.

Коррекционная работа.

Разминка (зрительный диктант)

Развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости.

Развитие вербально- логического мышления.

Развитие способности установления причинно- следственных связей.

 Предложение (10 ч)

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Простые и сложные предложения. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Развитие речи: Письменное изложение повествовательного текста.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.


2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.


3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.


4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Слово в языке и речи (19 ч)


Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.


Значимые части слова. Роль окончания в слове. Разбор слова по составу. Приставки и суффиксы.


Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Развитие речи: Письменное изложение повествовательного деформированного текста.


Части речи (5ч)


Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.


2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.


3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.


4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Имя существительное (41ч)

Изменение по падежам имён существительных. Признаки падежных форм имён существительных. Различие имён существительных в именительном падеже, родительном, винительном падежах. Различие имён существительных употреблённых в предложном падеже. Падежные склонения имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания существительных 2-го и 3-го склонения. Развитие речи: подробное изложение по совместно с учителем составленному плану.


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе


Именительный и винительный падежи имён существительных. Падежные окончания имён существительных в родительном падеже и винительном падежах. Падежные окончания имён существительных в дательном падеже и родительном. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Безударные окончания имен существительных во всех падежах. Развитие речи: сочинение –отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «кружевница».

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

Склонение имён существительных во множественном числе. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах. Проект «Говорите правильно!»

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.

3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.


Глагол (32ч)

Повторение. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. Спряжение глагола . Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед. ч. Развитие речи: сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени.


Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.

3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.


Имя прилагательное (31ч)

Повторение. Изменение по падежам имён прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Развитие речи: сочинение –описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка», сочинение – рассуждение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Обобщение по разделу «Имя прилагательное».


Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.

3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Местоимение (9ч)

Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1,2, и 3-го лица. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица ед.ч. и мн.ч. Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица ед.ч. и мн.ч. Правописание личных местоимений 3-го лица.


Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.

3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.


Повторение (17ч)

Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Части речи. Звуки и буквы.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия.

3. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

3. Организационный раздел.

Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ЗПР (вариант 7.2.) по предмету Русский язык.

1.Общие положения

1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.

1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.

1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.

1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий контроль письменных работ по русскому языку и чтению учащихся с ОВЗ с индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания.

• в 1 - 4 классах – по пятибалльной системе.

2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения - по четвертям. Частота проведения контрольных срезов определяется учителем.

2.3. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадях обучающихся.

2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений, закончить до конца четверти за 7-10 дней.

2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с учетом старательности, прилежности в учебной деятельности.

2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.

2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.

2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.

2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.

2.10. Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.

2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.

2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).

2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).

2.14. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.

2.15. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.

3. Отчётность по текущему контролю

3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в классный журнал.

3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону.

3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в классном журнале по окончании каждой учебной четверти.

3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в сводную ведомость результатов обучения в классном журнале.



Объем диктанта и текста для списывания:

классы четверти

I II III IV

2 15-20 20-25 25-30 30-35

3 40-45 45-50 50-55 55-60

4 60-65 65-70 70-75 75-80

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми обучающимися (количество изученных 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.


Объем словарного диктанта:

Классы

Количество слов

1

7-8

2

10-12

3

12-15

4

до 20


Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов в каждом классе. Сочинения и изложения носят обучающий характер.


Нормы оценки за контрольный диктант:


Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.


Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.

Классификация ошибок:

Однотипные ошибки:

-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;

-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимся перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценка за грамматическое задание:

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:

- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений. Правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:


Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);

• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).

Оценивание изложений и сочинений

Изложение

С помощью изложений проверяется умение обучающегося строить самостоятельное развёрнутое письменное высказывание, правильно; оформленное с точки зрения грамматики, синтаксиса и семантики. В изложениях предметом оценивания являются содержание (полнота, логика, причинно-следственные связи, достоверность), соответствие, тому или иному стилю (жанру), грамотность изложения.

Тексты для написания изложений выбираются предпочтительно повествовательного характера, небольшие по объёму, легко делимые на смысловые части и с небольшим количеством малознакомых слов значение и написание которых предварительно уточняются. Под руко­водством учителя составляется план. Далее Коля пишет изложение частями (по абзацу), после чего имеет возможность проверить написание сложных слов.

Рекомендуемое количество изложений в год для 3 класса составляет 10 работ, а для 4 —до 15. При этом в 4 классе тексты, подбираемые для обучающихся, увеличиваются по объёму, усложняются по содер­жанию и построению, постепенно вводится элемент описания.

- оценка «5» - ставится, если изложение или сочинение полностью соот­ветствует теме (тексту); вместе с тем может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1—2 специфических (лексико-грамматических) ошибок.

- оценка «4» - ставится, если изложение или сочинение в основном соот­ветствует теме (тексту); может быть допущено не более 2 ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2—3 орфографических, 2—3 специфи­ческих ошибок.

- оценка «3» - ставится, если изложение или сочинение недостаточно полно и точно отражает тему; может быть допущено не более 3—4 ошибок по содержанию, 3—4 стилистических, 4—6 орфографических, 3—4 специ­фических ошибок.

- оценка «2» - ставится, если изложение или сочинение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части); допущено более 4 ошибок по содержанию, 7—9 орфографических, 5—7 специфических ошибок.

СОЧИНЕНИЕ

- оценка «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.


- оценка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

- оценка «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

- оценка «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий. Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм. С помощью учителя составляется план сочинения. После чего совместно разрабатывается карта с опорными словами и проговаривается примерное содержание каждой части сочинения.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Работа над ошибками .

Работа над ошибками — это особый вид коррекционной работы. Цель данного вида работы — научить детей самостоятельно анализировать допущенные ошибки, вносить коррективы и своевременно проводить профилактическую работу по предупреждению аналогичных нарушений.

Как оценивать работу над ошибками .

Работу над ошибками необходимо обязательно проверить, проанализировать и оценить. По ориентировочным и проверочным действиям, которые школьник выполняет при работе над ошибками, опреде­ляется, что именно вызывает его затруднения.

Оценивание устных ответов по грамматике и правописанию.

- Отметка «5» ставится, если ученик даёт правильные и полные от­веты на все поставленные вопросы; Может быть допущено не более 1—2 ошибок в речи; ученик обязательно подтверждает ответ примерами, распознаёт в предложенном тексте изученные грамматические явления, умеет аргументировано объяснить написание слов и употребление знаков препинания.

- Отметка «4» ставится, если ученик даёт в основном правильные, но не всегда полные ответы на большинство поставленных вопросе: может быть допущено не более 2—3 ошибок в речи; формулировка правил в данном случае имеет некоторые погрешности высказываний, без искажения его содержательного смысла; имеются неточности в приводимых примерах, встречаются единичные негрубые ошибки.

- Отметка «3» ставится, если ученик формулирует правило в основном по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, искажающие содержание правила, затрудняется подкрепить свой ответ примерами, нарушена их логика и последовательность.

- Отметка «2» ставится, если ученик не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допустил грубые ошибки, не может воспользоваться наводящими вопросами и примерами учителя.

Итоговая оценка знаний и умений обучающегося.

Итоговая оценка знаний и умений обучающегося определяется совокупностью данных о систематической успеваемости обучающегося определённый период обучения: за четверть, полугодие, год. За четверть, полугодие и за год выставляется одна оценка по русскому языку основе учёта результатов текущих и итоговых контрольных работ, таких как письменный диктант, грамматические задания и др., а также устных ответов обучающихся. Оценка за полугодие определяется результативностью обучающегося за две четверти. Годовая оценка складывается из объективных данных об успеваемости по полугодиям. Результаты оцени­вания достижений обучающихся обязательно фиксируются в классном журнале.


Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе.

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.


Тематическое планирование

4 класс (175 ч)

№ п/п

Тема


Повторение 11 (ч)


Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык


Язык и речь. Формула вежливости


Текст и его план


Обучающее изложение


Анализ изложения. Типы текстов


Предложение как единица речи


Виды предложений по цели высказывания и интонации


Диалог. Обращение


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения


Входной контрольный диктант по теме «Повторение»


Анализ контрольной работы. Словосочетание.


Предложение 10 (ч)


Однородные члены предложения

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

«Сочинение по картинке И. Левитана Золотая осень»

Наши проекты

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

Сложное предложение и предложение с однородными членами

Обучающее изложение

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Анализ контрольной работы.

Слово в языке и речи 19 (ч)

Слово и его лексическое значение

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

Синонимы, антонимы, омонимы

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Правописание гласных и согласных в корнях слов

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

Правописание приставок и суффиксов

Правописание слов с буквами разделительные Ь и Ъ знаки

Обучающее изложение

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

Склонение имён существительных и имён прилагательных

Имя числительное . Глагол

Наречие как часть речи

Правописание наречий

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Анализ контрольной работы.

Имя существительное (41 ч)


Сочинение-отзыв по картине В. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»


Распознавание падежей имён существительных


Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных


Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже


Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах


Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные


Три склонения имён существительных. 1 склонение


Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения


Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»


2-е склонение имен существительных.


Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения


3-е склонение имён существительных


Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения


Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного


Обучающее изложение


Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных


Именительный и винительный падежи


Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже


Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных


Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже


Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах


Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах


Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже


Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже


Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже


Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже


Правописание окончаний имён существительных во всех падежах


Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах


Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных


Сочинение по картине В. Тропинина «Кружевница»


Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»


Анализ контрольной работы. Повторение


Склонение имён существительных во множественном числе


Именительный падеж имён существительных множественного числа


Родительный падеж имён существительных множественного числа


Контрольный диктант за первое полугодие


Анализ контрольной работы. Проверочная работа


Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа


Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных множественного числа


Обучающее изложение


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе


Наши проекты


Глагол 32 (ч)


Роль глаголов в языке


Изменение глаголов по временам


Неопределённая форма глагола


Неопределённая форма глагола


Изменение глаголов по временам


Изложение повествовательного текста по цитатному плану


Анализ изложения. Спряжение глаголов


Спряжение глаголов


2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе


Сочинение по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»


1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени


1 и 2 спряжение глаголов будущего времени


Наши проекты


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


Возвратные глаголы


Правописание тся и ться в возвратных глаголах


Правописание тся и ться в возвратных глаголах


Систематизация изученного. Составление рассказа по серии картинок


Правописание глаголов в прошедшем времени


Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени


Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени


Изложение повествовательного текста по вопросам


Контрольный диктант по теме «Глагол»


Анализ контрольного диктанта. Повторение


Обобщение по теме «Глагол»


Обобщение по теме «Глагол»


Изложение повествовательного текста


Анализ изложения. Обобщение и систематизация изученного


Проверка знаний по теме «Глагол»


Имя прилагательное 31 (ч)


Имя прилагательное как часть речи


Род и число имён прилагательных


Описание игрушки


Склонение имён прилагательных


Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. Серова «Мика Морозов»


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже


Именительный, винительный и родительный падежи


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах


Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода


Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода


Склонение имён прилагательных женского рода


Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода


Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода


Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода


Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных


Изложение описательного текста


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных


Склонение имён прилагательных во множественном числе


Сочинение-отзыв по картине Н. Рериха «Заморские гости»


Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа


Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа


Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа


Обобщение по теме «Имя прилагательное»


Сочинение-отзыв по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»


Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»


Анализ контрольного диктанта. Повторение


Местоимение (9 ч)


Местоимение как часть речи


Личные местоимения


Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам


Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам


Изменение личных местоимений по падежам


Контрольный диктант по теме «Местоимение»


Анализ контрольного диктанта. Повторение


Изложение повествовательного текста с элементами описания


Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»


Обобщение и систематизация знаний (17 ч)


Язык. Тест. Речь


Предложение и словосочетание


Предложение и словосочетание


Лексическое значение слова


Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. Шишкина «Рожь»


Состав слова


Состав слова


Состав слова


Состав слова


Состав слова


Части речи


Части речи


Изложение повествовательного текста по цитатному плану


Анализ изложения. Части речи


Итоговый контрольный диктант


Анализ контрольного диктанта.


Звуки и буквы


Игра «По галактике Частей Речи»


Резерв


Резерв


Резерв



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.






Учебники

Русский язык

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 1.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.

4 класс. В 2 ч. Часть 2.

Рабочие тетради (Русский язык)

1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.


Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задания, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Методические пособия

О. И. Дмитриева.

Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014г.




Контрольно-измерительные материалы. Русский язык : 4 класс/Сост. О.И. Крылова– М.: ВАКО, 2014г.





Русский язык. Тесты. 4-й класс. Тренировочная тетрадь. Тренинг, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие /под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011г.


Ушакова О.Д.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. 4 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011г.



В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, методические рекомендации по работе над проектами и т.д.

Сборник содержит тестовые, проверочные, самостоятельные и контрольные работы, а также разнообразные виды диктантов, которые помогут педагогу организовать контроль умений, навыков и знаний учащихся.


Пособие содержит по 5 вариантов тестовых работ. Тесты можно использовать для обучения, контроля и диагностики уровня обученности учащихся каждого класса. Варианты составлены в соответствии с программами для начальной школы. При их составлении учтены требования нового ФГОС начального общего образования. Задания тестов имеют два уровня сложности - базовый и повышенный, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.


Пособие адресовано второклассникам и их заботливым родителям, которым не безразлично, как их дети учатся в школе. В пособие включены итоговые тесты по русскому языку за второй класс, бланки ответов для каждого теста, образец оформления бланка ответов и ответы на все тестовые вопросы и задания.


Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.


Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.


Пособия включают таблицы, схемы, памятки, структурирующие основные темы программы русского языка. Их назначение – активизировать познавательно-мыслительную и речевую деятельность младших школьников при изучении каждого раздела курса русского языка.

Могут быть использованы при объяснении учебного материала, его закреплении и систематизации знаний.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронные пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.



Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.


Дополнительная литература для учителя:

  • Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2012. – 159 с. – (Школа России).

  • Литвинова. Е.А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 4 класс / Литвинова Е.А. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.- 96 с.

  • Максимова, Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-208 с. – (Мастерская учителя).

  • Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.

  • Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская учителя).

  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М.: Астрель, 2014

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 4 класс. –М.: Астрель, 2014.








26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!