СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2. По математике, 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С  ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ  7.2. По математике, 4 класс, УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2. По математике, 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Утверждаю:

Директор_______________ Туманик А.В.

Приказ №________

От_______2022 г.











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2.

По математике

2022 – 2023 учебный год

4Б класс (4 часа в неделю) 140 часов

Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

категория:

соответствие занимаемой

должности



г. Алапаевск, 2022г.

Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования ФЗ, Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 ;

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России ФГОС НОО;

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-Подготовительный класс / Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004;

5. Программы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» М: Просвещение 2011г., планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования предназначена для обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

Адаптированная программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе.

Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определённой категории детей.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

У обучающихся ЗПР слабо развито логическое мышление, поскольку оно у них нарушено и имеет замедленный характер. Новый материал требует неоднократного повторения, объяснения, натаскивания. Сложнее с задачами, которые требуют разъяснения, толкования, не видят конечный результат, только по наводящим вопросам и под руководством учителя решается задача. Выводы и умозаключения обучающихся примитивны, аналогичны. Во время самостоятельной работы на уроке нуждаются в постоянной инструкции и индивидуальном объяснении задания. Любят работать у доски. Устно работают плохо, не могут производить мыслительные операции, нуждаются в наглядном примере. Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается фрагментарность даже на бытовом уровне. Затрудняется в выполнении мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения). Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Допускают ошибки при сложении и вычитании чисел с переходом через 10, нарушают порядок действий. При нахождении площади и периметра геометрических фигур затрудняется находить, порой не различает площадь фигур от периметра. Выводы делают с помощью учителя.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников ум Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР  -  обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Основными целями начального обучения математике являются:

• Математическое развитие младших школьников.

• Формирование системы начальных математических знаний.

• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

Рабочая программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

– развитие пространственного воображения;

– развитие математической речи;

– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

– воспитание стремления к расширению математических знаний;

– развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Курс математики направлен на формирование у учащихся с ЗПР количественных, временных, пространственных представлений. Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных математических понятий;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

  • развитие абстрактных математических понятий.

  • осуществлять индивидуальный подход к детям;

  • предотвращать наступление утомления;

  • в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

  • во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

  • обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.

Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:

  • Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого.

  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

  • Совершенствовать правильность формулировок математических понятий.

  • Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим

- Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида:

  • наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;

  • нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью;

  • нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве;

  • особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный;

  • задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны;

  • у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование);

  • учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

  • заболеваний, повышенной утомляемостью.

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

Коррекция и развитие познавательной деятельности : образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.

Образовательные задачи:

  • знать различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 1000;

  • формировать навыки овладения приемами вычислений при заучивании таблиц на сложение и вычитание, а также умножения и деления;

  • уметь использовать математические знания в нестандартных ситуациях;

  • уметь чертить и измерять длины отрезков, прямых, ломаных линий.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать мышление: наглядно - образное, словесно -  логическое  (умение   видеть   и  устанавливать   связи  между текстом задачи и числовыми данными);

  • развивать зрительное восприятие, память, внимание;

  • развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);

  • формировать  умение работать   по   словесной   и   письменной инструкции, по алгоритму;

  • развивать связную речь.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в паре, группе, самостоятельно;

  • воспитать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.

График коррекционных занятий с детьми ОВЗ, обучающихся по программе вариант 7.2. исправить

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2

Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Чурсина Д.

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

Чурсина Д.

Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.



Место предмета в базисном учебном плане.

Предметная область «Математика и информатика» – учебный предмет: Математика.

В соответствии с учебным планом предмет «Математика» изучается в 4 классе в объёме 140 часов в год (35 недель), т.е. 4 часа в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу 4 класса личностные  результаты  освоения учебного предмета

У выпускника  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-­познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета

Регулятивные УУД

Выпускник  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети интернет;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД

Выпускник  научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;

- измерять длину отрезка;

- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз);

- читать несложные готовые таблицы;

- заполнять несложные готовые таблицы;

- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

- выполнять действия с величинами;

- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия );

- решать задачи в 3—4 действия;

- находить разные способы решения задачи;

- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;

- читать несложные готовые круговые диаграммы;

- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы.

2. Содержание учебного предмета

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

В теме «Числа, которые больше 1000» предусматривается изучение нумерации и четырех арифметических действий над многозначными числами.

Учащиеся с ОВЗ VII вида знакомятся с классами не только тысяч, но миллионов и др. Это дает возможность сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать такие числа. Однако выполнение арифметических действий ограничено пределами миллиона.

При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это помогает правильно организовать процесс формирования вычислительных умений.

В программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий.

В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач. Серьезнейшее значение, которое придается обучению решению текстовых задач, объясняется еще и тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание их практического значения и пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям.

Тема 1. Числа от 1 до 1000. Повторение (14 часов)

Определения: Класс. Разряд. Числовое выражение. Слагаемые. Сумма. Двузначное число. Трехзначное число. Уменьшаемо, вычитаемое, разность. Алгоритм письменного умножения, деления. Делимое, делитель, частное. Диагональ. Геометрическая фигура. Класс числа.

Разряд числа.

Учащиеся должен знать:

- образование трехзначных чисел и их разрядный состав;

- основные арифметические действия, порядок действий, установление связей между компонентами и результатами этих действий;

- названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий;

- разные способы нахождения суммы нескольких слагаемых, повторение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел;

- письменные приемы вычитания трехзначных чисел;

- письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное;

- письменные приемы умножения числа на 0 и на 1;

- письменные приемы деления трехзначного числа на однозначное;

- приемы решения текстовых задач и задач геометрического характера.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять основные арифметические действия, соблюдая порядок действий;

- распознавания и изображения геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники

- выполнять письменно и устно вычитание трехзначных чисел;

- выполнять письменно и устно умножение трехзначного числа на однозначное;

- выполнять письменно и устно умножение числа на 0 и на 1;

- выполнять письменно и устно деление трехзначного числа на однозначное;

- решать текстовые задачи и задачи геометрического характера. Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Тема 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 часов)

Определения: Класс числа. Разряд числа. Разрядное слагаемое. Компоненты и результаты действий. Разряды многозначных чисел. Класс миллионов. Класс миллиардов. Луч. Числовой луч. Угол. Вершина угла. Тупой угол. Острый угол. Прямой угол.

Учащиеся должен знать:

- приемы чтения многозначных чисел и их запись;

- приемы записи многозначных чисел в виде суммы разных слагаемых;

- образование, запись чисел из единиц III и IV классов;

- новые понятия: угол, вершина, сторона угла, тупой угол, острый угол, прямой угол;

- новую единицу измерения длины - километр, ее использование на практике. Учащиеся должны уметь:

- устанавливать связь между компонентами и результатами действий;

- сравнивать многозначные числа с опорой на порядок следования чисел при счете;

- решать примеры и задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Тема 3. Величины (12 часов)

Определения: Километр. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Ар. Гектар. Площадь геометрической фигуры. Палетка. Доли целого. Тонна. Центнер. Грамм. Килограмм. Секунда. Минута. Час. Сутки. Неделя. Месяц. Год. Единица времени.

Учащиеся должен знать:

- новые единицы времени - секунда, век;

- известные единицы времени: сутки, неделя, месяц, год;

- известные единицы массы: грамм, килограмм;

- новые единицы массы: тонна и центнер;

- новый способ нахождения площади фигуры различной формы с помощью палетки;

- новые единицы измерения площади – ар и гектар;

- новые единицы измерения площади – квадратный километр, квадратный миллиметр;

- новые единицы измерения длины - километр. Учащиеся должны уметь:

- составлять таблицы единиц времени;

- ориентироваться в единицах времени, уметь их преобразовывать, решать задачи на время;

- выполнять замену крупных единиц времени- мелкими, а мелких крупными;

- уметь находить целое по его части;

- решать задачи на нахождение нескольких долей целого;

- новым способом находить площади фигуры различной формы с помощью палетки;

- заменять мелкие единицы длины крупными, а крупные – мелкими, работать с числовым лучом. Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Тема 4. Сложение и вычитание (13 часов)

Определения: Натуральное число. Алгоритм вычитания чисел. Масса. Преобразование величин. Выражение единицы в косвенной форме.

Учащиеся должен знать:

- письменные приёмы сложения и вычитания;

- свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений;

- приёмы письменного вычитания, когда отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого;

- письменные приёмы сложения и вычитания величин;

- связь уменьшаемого с вычитаемым.

Учащиеся должны уметь:

- использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений;

- находить неизвестное слагаемое в усложнённых уравнениях;

- решать уравнения на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения;

- решать задачи, с использованием полученных знаний.

Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Тема 5. Умножение и деление (44 часа)

Определения: Именованное число. Натуральное число. Преобразование величин. множителем и произведением Однозначное число. Многозначное число. Выражение числа в косвенной форме. Делимое. Делитель. Частное. Пропорциональное деление. Частное с нулями. Среднее арифметическое. Таблица вычисления. Схема вычисления. Скорость движения. Время движения. Треугольник. Прямоугольный треугольник. Умножение. Произведение. Встречное движение. Группировка множителей. Множитель. Частное. Движение. Обратная задача. Алгоритм. Перестановка множителей. Удобное слагаемое. Двузначное число. Неизвестная величина.

Учащиеся должен знать:

- приёмы письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

- приёмы письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули;

- приёмы умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число;

- понятия и использование подробной и более краткой записи;

- виды треугольников;

- письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

- письменные приёмы умножения двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями;

- перестановка и группировка множителей;

- письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями;

- письменные приёмы умножения на трёхзначное число;

- письменные приёмы деления с остатком на двузначное число.

Учащиеся должны уметь:

- решать уравнения на основе знаний связи между множителями и произведением;

- делить многозначные числа на однозначные числа письменным способом;

- делить многозначные числа, используя подробную и более краткую запись;

- решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз;

- решать уравнения, где неизвестны делимое или делитель, а частное представлено в виде выражения

- решать задачи на пропорциональное деление;

- делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули в середине и в конце;

- решать задачи на движение, находить время, если известны расстояние и скорость;

- строить прямоугольные треугольники на нелинованной бумаге;

- решать задачи на встречное движение, обратные задачи;

- уметь составлять обратные задачи на движение в противоположные направления;

- уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительные и сочетательные свойства умножения. Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Учащиеся должен знать:

- приёмы письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

- приёмы письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули;

- приёмы умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число;

- понятия и использование подробной и более краткой записи;

- виды треугольников;

- письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

- письменные приёмы умножения двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями;

- перестановка и группировка множителей;

- письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями;

- письменные приёмы умножения на трёхзначное число;

- письменные приёмы деления с остатком на двузначное число.

Учащиеся должны уметь:

- решать уравнения на основе знаний связи между множителями и произведением;

- делить многозначные числа на однозначные числа письменным способом;

- делить многозначные числа, используя подробную и более краткую запись;

- решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз;

- решать уравнения, где неизвестны делимое или делитель, а частное представлено в виде выражения

- решать задачи на пропорциональное деление;

- делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули в середине и в конце;

- решать задачи на движение, находить время, если известны расстояние и скорость;

- строить прямоугольные треугольники на нелинованной бумаге;

- решать задачи на встречное движение, обратные задачи;

- уметь составлять обратные задачи на движение в противоположные направления;

- уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительные и сочетательные свойства умножения. Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Тема 6. Умножение и деление на двух и трехзначное число (34 часа)

Учащиеся должен знать:

- приёмы письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

- приёмы письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули;

- приёмы умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число;

- понятия и использование подробной и более краткой записи;

- виды треугольников;

- письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

- письменные приёмы умножения двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями;

- перестановка и группировка множителей;

- письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями;

- письменные приёмы умножения на трёхзначное число;

- письменные приёмы деления с остатком на двузначное число.

Учащиеся должны уметь:

- решать уравнения на основе знаний связи между множителями и произведением;

- делить многозначные числа на однозначные числа письменным способом;

- делить многозначные числа, используя подробную и более краткую запись;

- решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз;

- решать уравнения, где неизвестны делимое или делитель, а частное представлено в виде выражения

- решать задачи на пропорциональное деление;

- делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули в середине и в конце;

- решать задачи на движение, находить время, если известны расстояние и скорость;

- строить прямоугольные треугольники на нелинованной бумаге;

- решать задачи на встречное движение, обратные задачи;

- уметь составлять обратные задачи на движение в противоположные направления;

- уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительные и сочетательные свойства умножения. Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Тема 7. Обобщение и систематизация знаний (11 часов)

Определения: все термины за учебный год по изученным темам.

Учащиеся должен знать:

- классы и разряды чисел, зависимость между величинами;

- способы решения уравнений;

- свойства сложения и вычитания;

- свойства умножения и деления;

- правила порядка выполнения арифметических действий: сложения и вычитания, умножения и деления;

- приёмы письменного и устного сложения, вычитания, умножения, деления в рамках изученных тем;

- основы геометрии за курс начальной школы;

- способы решения задач и проверки правильности вычислений;

- единицы длины, массы, времени, вместимости, площади, зависимости между величинами.

Учащиеся должны уметь:

- использовать правила порядка выполнения арифметических действий;

- решать текстовые задачи и выполнять проверку правильности вычислений;

- решать примеры изученных видов;

- устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи различными способами;

- строить выражения, позволяющие упростить решение заданных примеров;

- самостоятельно строить логические задачи и выражения.

Коррекционная работа.

1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса.

2. Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.

3. Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них внимание.

4. Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

3. Организационный раздел.

Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ЗПР (вариант 7.2.) по предмету Математика

1.Общие положения

1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.

1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.

1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.

1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий контроль письменных работ и устных ответов по математике учащихся с ОВЗ с индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания.

Оценка усвоения знаний в 1 дополнительном и 1 классах осуществляется через выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.

В качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется пятибалльная система оценивания.

Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике

для учащихся с ЗПР

Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПР определяется данными текуще­го учета и периодически проводимых контрольных письменных работ. Оценка контрольных работ и счет­ный опрос производятся в пятибалльной системе.

Оценка за контрольную работу по математике явля­ется общей в тех случаях, когда в контрольное задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративно-графические (геометрические) работы.

Контрольные письменные работы по математике проводятся для всех учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушением интеллекта 1 по 4 класс.

Задания практического характера (графические, гео­метрические работы, изготовление моделей и пр.) реко­мендуется давать отдельно от заданий по решению арифметических, геометрических задач и примеров, проводить их целесообразнее на другом уроке.

Нормы оценки письменных работ по математике

Оценка «5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана правильно записаны наи­менования, правильно сформулированы вопросы к дей­ствиям и безошибочно записано решение задачи.

Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов или ошибку при вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается.

Оценка «4» - ставится, когда:

1) задача решена правильно и нет ошибок в форму­лировке вопросов к действию, в наименованиях и в от­вете, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки;

2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи наименований;

3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к действиям задачи по суще­ству правильны, но не точны;

4) когда правильны решения задачи и примеров, за­пись наименований и вопросов к действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно.

5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например переставил цифры), но дал правильные решения.

Оценка «3» - ставится за работу, в которой:

1) правильно решены задачи и не решены примеры;

2) не решены задачи, но решены примеры;

3) задача решена, но допущены ошибки в наимено­ваниях, формулировках вопросов к действиям; в реше­ниях примеров допущены 1-3 ошибки.

Оценка «2» - ставится за работу, в которой:

1) ошибочно решены задача и половина примеров;

2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наимено­ваний.

  • За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на единицу.

  • За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в контрольной работе по арифметике, оценка не снижается.

  • Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение контрольной работы по арифметике оценка не снижается.



Оценка устных ответов учащихся по математике

Систематический и регулярный устный опрос уча­щегося являются обязательным видом работы на уроках математики.

Знания и умения учащегося по математике оценива­ются по результатам его индивидуального и фронталь­ного опроса на основании текущих и итоговых пись­менных или практических работ по пятибалльной сис­теме.

Оценка «5» - ставится, если ученик:

1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы, правильно выполняет предметно-практические задания;

2) умеет самостоятельно и правильно решить зада­чу, примеры и объяснить ход решения;

3) умеет правильно производить и объяснять прак­тические задания, записывать данные именованных чи­сел, производить вычисления;

4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению с помощью измери­тельного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

Оценка «4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки 5, но:

1) при ответе ученик допускает отдельные неточно­сти, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах;

2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных записях и в дополни­тельных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий;

3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их положе­ния в пространстве, по отношению друг к другу;

4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему может быть поставлена оценка 5.

Оценка «3» - ставится ученику, если он:

1) при незначительной помощи учителя или учащих­ся класса дает правильные ответы на поставленные воп­росы, формулирует математические правила, может частично их применять;

2) может выполнять вычисления с опорой на раз­личные виды счетного материала, умеет записывать решения задач, но с помощью учителя;

3) узнает и называет геометрические фигуры, их по­ложение на плоскости и в пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного обсуждения в классе мо­жет выполнять измерения и последовательно записы­вать их в тетради.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незна­ние большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя.

Нормы оценки за работу, содержащую примеры:

Оценка «5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления

Оценка «4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубыеошибки

Оценка «3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки

Оценка «2» - выполнена ½ часть работы

Нормы оценки за работу, содержащую задачи:

Оценка «5» - без ошибок

Оценка «4» - 1-2 негрубые ошибки

Оценка «3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно)

Оценка «2» - более ½ работы выполнено неверно

Примечание:

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Занеряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).

Нормы оценки за устный счёт.

Оценка «5» - без ошибок

Оценка «4» - 1-2 ошибки

Оценка «3» - 3-4 ошибки

Оценка «2» - 5 и более ошибок

Тематическое планирование

4 класс (140 ч)

№ п/п

Тема

Числа от 1 до 1000 (14ч)

1.

Нумерация чисел. Повторение.

2.

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

3.

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

4.

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.

5.

Умножение трехзначного числа на однозначное.

6.

Свойства умножения.

7.

Алгоритм письменного деления.

8.

Приемы письменного деления.

9.

Приемы письменного деления.

10.

Диаграммы.

11.

Умножение и деление.

12.

Обобщение и систематизация изученного материала.

13.

Входная контрольная работа.

14.

Анализ контрольной работы. Задачи творческого и поискового характера.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (12ч)

15.

Класс единиц и класс тысяч.

16.

Чтение многозначных чисел.

17.

Запись многозначных чисел.

18.

Разрядные слагаемые.

19.

Сравнение чисел.

20.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

21.

Обобщение и систематизация изученного материала.

22.

Класс миллионов. Класс миллиардов

23.

Задачи творческого и поискового характера. Обобщение и систематизация изученного материала.

24.

Наши проекты. Обобщение и систематизация изученного материала.

25.

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»

26.

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация изученного материала.

Величины (12ч)

27.

Единицы длины. Километр.

28.

Единицы длины. Обобщение и систематизация изученного материала.

29.

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

30.

Таблица единиц площади.

31.

Измерение площади с помощью палетки.

32.

Единицы массы. Тонна, центнер.

33.

Единицы времени. Определение времени по часам.

34.

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

35.

Век. Таблица единиц времени.

36.

Обобщение и систематизация изученного материала.

37.

Контрольная работа по теме « Величины».

38.

Анализ контрольной работы.

Сложение и вычитание (13ч)

39.

Устные и письменные приемы вычислений.

40.

Нахождение неизвестного слагаемого.

41.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

42.

Нахождение нескольких долей целого.

43.

Решение задач.

44.

Решение задач.

45.

Сложение и вычитание величин.

46.

Решение задач.

47.

Обобщение и систематизация изученного материала.

48.

Задачи творческого и поискового характера. Задачи- расчёты.

49.

Обобщение и систематизация изученного материала.

50.

Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание».

51.

Анализ контрольной работы.

Умножение и деление (44ч)

52.

Свойства умножения.

53.

Письменные приемы умножения.

54.

Письменные приемы умножения.

55.

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

56.

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

57.

Деление с числами 0 и 1.

58.

Письменные приемы деления.

59.

Письменные приемы деления.

60.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

61.

Решение задач.

62.

Письменные приемы деления. Решение задач.

63.

Обобщение и систематизация изученного материала.

64.

Контрольная работа за 1 полугодие.

65.

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация изученного материала.

66.

Обобщение и систематизация изученного материала.

67.

Умножение и деление на однозначное число.

68.

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

69.

Решение задач на движение.

70.

Решение задач на движение.

71.

Решение задач на движение.

72.

Задачи творческого и поискового характера.

73.

Умножение числа на произведение.

74.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

75.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

76.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

77.

Решение задач.

78.

Перестановка и группировка множителей.

79.

Обобщение и систематизация изученного материала.

80.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».

81.

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация изученного материала.

82.

Деление числа на произведение.

83.

Деление числа на произведение. Закрепление.

84.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

85.

Решение задач.

86.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

87.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

88.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

89.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

90.

Решение задач.

91.

Обобщение и систематизация изученного материала.

92.

Обобщение и систематизация изученного материала.

93.

Контрольная работа по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

94.

Анализ контрольной работы.

95.

Наши проекты «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий»

Умножение и деление на двузначное и трехзначное число (34 ч)

96.

Умножение числа на сумму.

97.

Письменное умножение на двузначное число.

98.

Письменное умножение на двузначное число.

99.

Решение задач.

100.

Решение задач.

101.

Письменное умножение на трехзначное число.

102.

Письменное умножение на трехзначное число.

103.

Обобщение и систематизация изученного материала.

104.

Обобщение и систематизация изученного материала.

105.

Обобщение и систематизация изученного материала.

106.

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»

107.

Анализ контрольной работы.

108.

Письменное деление на двузначное число.

109.

Письменное деление на двузначное число с остатком.

110.

Алгоритм письменного деления на двузначное число.

111.

Письменное деление на двузначное число.

112.

Письменное деление на двузначное число.

113.

Обобщение и систематизация изученного материала.

114.

Решение задач. Обобщение и систематизация изученного материала.

115.

Обобщение и систематизация изученного материала.

116.

Письменное деление на двузначное число. Обобщение и систематизация изученного материала.

117.

Решение задач. Обобщение и систематизация изученного материала.

118

Решение задач. Обобщение и систематизация изученного материала.

119.

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

120.

Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число

121.

Письменное деление на трехзначное число.

122.

Письменное деление на трехзначное число.

123.

Обобщение и систематизация изученного материала.

124.

Деление с остатком.

125.

Деление на трехзначное число. Обобщение и систематизация изученного материала.

126.

Обобщение и систематизация изученного материала.

127.

Обобщение и систематизация изученного материала.

128.

Контрольная работа по теме « Деление на трехзначное число»

129.

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний (11ч)

130.

Нумерация.

131.

Выражения и уравнения.

132.

Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление.

133.

Итоговая контрольная работа за 4 класс

134.

Анализ контрольной работы.

135.

Величины.

136.

Геометрические фигуры.

137-

140

Резерв.

Учебно-методический комплект

1. Сборник рабочих программ 1-4 класса . Математика

2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы 1-4 классы. М.: Просвещение, 2015 г.

3. Буденная И.О. Глаголева Ю.И и др. Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс. М.: Просвещение, 2014

4. УМК М.И. Моро и др.:

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011 г

6. Моро М.И. и др. Математика: Программа: 1-4 классы.http://prosv.ru

7. Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. в 2-х частях.–М.: Просвещение, 2014 г…

8. С.И. Волкова. Проверочные работы. Математика. 4 класс. М: Просвещение, 2014 г.

9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 6650 устных задач по математике: 1-4 кл.: В 3 ч.: Ч. 2. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО

«Издательство АСТ», 2014

10. Узорова О.В., Нефедова Е.А.2500 задач по математике:1-4кл.:В 3 ч:ч.1.М.:ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2012.

11. Беденко М.В.Сборник текстовых задач: 1-4 класс.-М.: ВАКО,2014






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!