СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2. По технологии 3Б класс (1 час в неделю) 35 часов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Утверждаю:
Директор ____________Михайлова Н.В
Приказ №_________________
От______________2020г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР)
ВАРИАНТ 7.2.
По технологии
__2021 – 2022 учебный год_
3Б класс (1 час в неделю) 35 часов_
Составил: О. А. Полуэктова
учитель начальных классов
категория:
соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка.
1. Целевой раздел.
Адаптированная образовательная программа курса «Технология» предназначена для обучающихся 3 класса и разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373);
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. N 253)
4. Авторской программы Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектив, специфики усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья, причиной которых является различного характера задержка психического развития. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но так же формирование приемов умственной и трудовой деятельности, необходимых для коррекции психофизических особенностей детей с задержкой психического развития.
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно- культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Система работы с детьми с ЗПР направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Обьем теоретического материала и практических заданий для учащихся по адаптированным программам соответствует ФГОС с ОВЗ, приказ от 19.12.2014 г № 1599. Развитие способности решения практических задач (изготовления поделок), формирование необходимых бытовых умений (работа с ножницами, иглой), овладение практическими навыками работы с компьютером (текстовым и графическим редактором).
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формировать целостность картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формировать первоначальные конструкторско-технологических знаний и умений;
- развивать знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- знакомить с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ .
Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ. У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка
У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся ЗПР характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного про явления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Дети с ОВЗ значительно лучше запоминают наглядный материал. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся ЗПР характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. Программа строит обучение детей с ОВЗ на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке
включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Описание коррекционной направленности (задач) в изучении данного учебного предмета .Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Для улучшения запоминания необходимо акцентировать внимание обучающегося на материале; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видео уроков, видео экспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), наблюдение, практическая художественно - творческая деятельность ученика (восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства).
При работе с такими обучающимся используются все виды повторения:
1. вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);
2. текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового); таблицы с пропусками...
3. периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
4. заключительное (в конце учебного года).
При ёмы коррекционной работы на уроке технологии:
1)индивидуальные задания
2)увеличение времени на выполнение работы
3) работы во временных группах
4)использование наглядных пособий при ответе
5)анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
6)проговаривание, комментирование, систематическое повторение
7)использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
График коррекционных занятий с детьми ОВЗ, обучающихся по программе 7.2.
№ урока | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | | | | | |
2 | Занятия с педагогом – психологом По ½ урока Котельников К. Упоров С. | | Занятия с педагогом – психологом По ½ урока Чурсина Д. Капалеев И. | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | Занятия с логопедом: По ½ урока Котельников К. Упоров С. | Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | Занятия с логопедом: Чурсина Д. | Групповое занятие с логопедом: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. |
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область «Технология» - учебный предмет «Технология».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов.
Третий класс фактически является решающим для установления возможностей ребенка получить «цензовое» образование. Достижение поставленных целей возможно при продолжающемся учете особых образовательных потребностей обучающихся, т.е. индивидуализаации их сопровождения с ориентацией на индивидуально-типологические особенности. По- прежнему актуальны требования неоднократного закрепления изученного
материала, актуализации знаний, полученных в предшествующие годы, более детального объяснения нового материала, недопущения появления новых пробелов в знаниях за счет их своевременной констатации и принятия необходимых мер по преодолению наметившегося отставания. Вместе с тем необходимо постепенно увеличивать объем домашних заданий, больше включать в процесс обучения задания, сходные по форме и содержанию с предъявляемыми обучающимся с условно-нормативным развитием.
Специфика обучения в третьем классе заключается в усилении внимания к проявлениям ответственного поведения, учебной самостоятельности. Преемственность в организации образования обучающихся с ЗПР состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей, соблюдении принципов индивидуального и дифференцированного подхода с учетом индивидуально-типологических характеристик обучающихся с ЗПР. Предусмотренное учебниками программное содержание по разным учебным предметам сокращается в меньшей степени, однако имеет место переструктурирование учебного материала в соответствии с потенциальными возможностями его усвоения. Как и в предыдущие годы, существенно большее внимание уделяется закреплению изученного материала, в том числе специальной актуализации знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск «поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего совершенствования.
Все программы предполагают использование учебников линейки «Школа России», однако эти учебники предназначены для школьников с условно-нормативным развитием, содержат материал, избыточный по отношению к возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию образования по варианту 7.2. В этом случае в тематическом планировании нет указаний на изучение указанных тем. Учителю и обучающимся на протяжении всего учебного года будут необходимы обе части учебников по основным предметам, и это следует предусматривать заранее.
Рекомендуется использование специального методического обеспечения. Необходимо соблюдать строгую преемственность требований, предъявляемых в предыдущие годы, не только к предметным, но и к личностным и метапредметным результатам образования.
Все реализуемые программы предполагают достижение широкого спектра предметных, личностных (отражающих становление сферы жизненной компетенции) и метапредметных результатов (отражающих формирование умения учиться, становление учебно-познавательной деятельности в целом).
Оценка предметных результатов образования по-прежнему должна зависеть от конкретных достижений обучающегося, его индивидуального продвижения, но в третьем классе при изучении программы по предмету «Технология» рекомендуется использовать учебник Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Шипиловой «Технология». Предмет по- прежнему играет ведущую роль в формировании сферы жизненной компетенции, формирует ручную умелость, расширяет и пополняет знания об окружающем предметном и социальном мире, закладывает основы компьютерной грамотности. Особенность изучения предмета в 3классе состоит в том, что расширяется мера самостоятельности. Освоение содержания предмета осуществляется на основе разнообразных занятий, в т.ч. продуктивной проектной деятельности. Формирование начальных конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
В работе необходимо постоянно помнить о следующем:
у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше репродуктивной, изобразительной;
необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с материалами, обозначая их связь с природными объектами: учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы
Пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира. Изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с особенностями их индивидуального развития испытывать трудности в выполнении необходимых работ и задания следует индивидуализировать в соответствии с их возможностями.
Способности ребенка к творчеству развиваются благодаря поощрению вариативности, дополнения общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя. На одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые соответствуют индивидуальным образовательным потребностям ребенка.
Учитывая продолжающиеся трудности в реализации аналитико-синтетической деятельности, любой работе предшествует анализ изделий, в процессе которого обучающиеся совершенствуют знания о рабочих технологических операциях, порядке их выполнения, упражняются в подборе необходимых материалов и инструментов. В практической работе ученики совершенствуют умения выполнять чертежную разметку и автоматизируют практические навыки в данном направлении.
Деятельность строится по принципу «от простого к сложному», т.е. от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
изучение свойств материалов, инструментов и машин, помогающих человеку в обработке сырья и создании предметного мира.
Коррекционно-развивающая направленность обучения при овладении предметом может быть реализована за счет формирования позитивного отношения к урокам по предмету: поощрения ручной умелости, побуждения занятиями различными видами мануальной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
знании различных профессий, ремеслах и промыслах народов России.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);
проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасного труда);
соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности.
умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;
описывать порядок получения результата своего труда, говорить об испытываемых эмоциях.
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.
стремлении украшать предметы окружающей действительности,
интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира.
осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),
умении получить одобряемый результат своего труда.
рационально организовывать рабочее место;
рационально использовать инструменты и приспособления для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:
оперировать известными понятиями;
самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты;
самостоятельно отличать новое от уже известного;
самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку;
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
самостоятельно ориентироваться в задании;
самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- определять конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения операций;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью измерительных инструментов;
исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:
вести диалог по обозначенной теме;
договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
приходить в обсуждении к общему решению;
учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:
умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д;
навыки самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использования соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов (макраме, коллаж);
знакомство со свойствами новых материалов (стеарин, тесто);
уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся материалов;
освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с помощью шаблонов;
освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов комбинирования в одном изделии различных материалов;
–– создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения;
– владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности.
работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания.
В разделе «Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности»:
называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе (гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
различать натуральные ткани (хлопчатобумахные, шерстяные, шелковые);
Осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными соединительными материалами (клей, нитки, пластилин);
различать чертеж и эскиз;
называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
читать простейшие чертежи (эскизы);
Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец.
В разделе «Конструирование и моделирование»:
называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин).
2. Содержательный раздел.
Содержание тем учебного предмета, 3 класс:
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу (1 ч)
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.
Коррекционная работа. Развивать творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус. Развивать образное мышление, мелкую моторику рук. Развивать наглядно-образное и логическое мышление.
Человек и земля (21 ч)
Архитектура (1 ч)
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Изделие «Дом».
Городские постройки (1 ч)
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы. Правила безопасной работы с инструментами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Изделие «Телебашня».
Парк (1 ч)
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Изделие «Городской парк».
Проект «Детская площадка» (2 ч)
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч)
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства ткани и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Украшение платочка монограммой», Аппликация из ткани.
Изготовление тканей (1 ч)
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани. Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции. Изделие «Гобелен».
Вязание (1 ч)
Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком. Изделие «Воздушные петли».
Одежда для карнавала (1 ч)
Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии. Изделие «Кавалер», «Дама».
Бисероплетение (1 ч)
Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Освоение способов бисероплетения. Изделие «Браслетик»
Кафе (1 ч)
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, официанта, кулинара. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок. Работа с бумагой. Конструирование модели весов. Изделие «Весы».
Фруктовый завтрак (1 ч)
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи. Меры безопасности и правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Изделие «Фруктовый завтрак».
Колпачок – цыплёнок (1 ч)
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда тёплым. Свойства синтепона.Работа с тканью. Изделие «Колпачок – цыплёнок».
Бутерброды (1 ч)
Блюда, не требующие тепловой обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Изделие «Бутерброды».
Салфетница (1 ч)
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Изделие «Салфетница».
Магазин подарков (1 ч)
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информации об изделии на ярлыке. Работа с пластичным материалом. Изделие «Солёное тесто».
Золотистая соломка (1 ч)
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно – прикладном искусстве. Изготовление аппликации из соломки. Изделие «Золотистая соломка».
Упаковка подарков (1 ч)
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественное оформление подарков. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Упаковка подарков».
Автомастерская (1 ч)
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. Изделие «Фургон «Мороженое».
Грузовик (1 ч)
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Способы соединения. Сборка изделия. Презентация. Изделие «Грузовик».
Человек и вода (4 ч)
Мосты (1 ч)
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов, их назначение. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Работа с различными материалами. Изделие: модель «Мост».
Водный транспорт (1 ч)
Виды водного транспорта. Проектная деятельность. Работа с бумагой, с пластмассовым конструктором. Заполнение технологической карты. Изделие «Яхта».
Океанариум (1 ч)
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Изделие «Осьминоги и рыбки».
Фонтаны (1 ч)
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Изделие «Фонтан».
Человек и воздух (3 ч)
Зоопарк (1 ч)
Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изделие «Птицы».
Вертолётная площадка (1 ч)
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Знакомство с новым материалом – пробкой. Изделие «Вертолёт «Муха».
Воздушный шар (1 ч)
Техника «Папье-маше». Применение данной техники для создания предметов быта. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Изделие «Воздушный шар».
Коррекционная работа. Работа над общим представлении о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Человек и информация (5 ч)
Переплётная мастерская (1 ч)
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книги. Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплётных работ. Изделие «Переплётные работы».
Почта (1 ч)
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Процесс доставки почты. Корреспонденция. Изделие «Заполняем бланк».
Кукольный театр (2 ч)
Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника – декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиш, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Проект «Готовим спектакль». Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитьё. Изделие «Кукольный театр».
Афиша (1ч) Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Сохранение документа, формирование и печать. Создание афиш и программ на компьютере. Изделие «Афиша».
Коррекционная работа. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Правила безопасности при работе с компьютером.
Алгоритм построения уроков
Постановка темы и цели урока
Определение назначения изделия
Сравнение с промышленными аналогами
Обоснование необходимости его изготовления
Беседа, усвоение новых технологических сведений, словарная работа
Обоснование выбора материала
Беседа о его сортах, области применения
Опыты по установлению свойств материалов
Анализ
Обсуждение конструкции изделия (количество деталей, их форма, размеры, способы соединения, сорт и вид материала)
Планирование предстоящей работы (разметка, обработка, сборка, украшение, проверка в действии)
Чтение эскиза изделия
Определение количества материалов, необходимых инструментов
Чтение инструкционной карты или технического рисунка
Объяснение конструкции инструмента и основных правил работы с ним
Подготовка рабочего места
Проверка наличия и исправности необходимых инструментов и приспособлений, материалов санитарно-гигиенического труда
Самостоятельная практическая работа по изготовлению изделия
Разметка
Обработка деталей
Сборка
Отделка изделия
Контроль изделия (проверка в действии)
Сравнение изделия с образцом
Контроль размеров
Обнаружение брака
Установление его причин
Уборка рабочих мест
Формы организации учебных занятий:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
3. Организационный раздел.
Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ЗПР (вариант 7.2.) по предмету Технология.
1. Общие положения.
Критерии и нормы оценок обучающихся.
1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.
1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.
1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.
Оценивание работ по предмету Технология в 1 - 4 классах – по пятибалльной системе.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
степень самостоятельности в выполнении работы;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Текущий контроль:
А) оценка качества работы на уроке.
Проводится по следующим параметрам (условная пятибалльная оценка): Адекватность действий:
«5» – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом.
«4» – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать.
«3» – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.
«2» – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.
Правильность действий:
«5» – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь.
«4» - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь
«3» – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь 2 – задание не выполняет, помощь не принимает.
Вербальное оформление ответов:
«5» – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами.
«4» – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.
«3» – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника.
«2» – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.
Качество выполнения работы.
«5» – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу
«4» – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих эстетических преобразований.
«3»– работа выполнена неаккуратно с большими недочетами
2 – работа не выполнена.
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей: 18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов - «удовлетворительно».
8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности. Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.
Промежуточный контроль (в конце четверти). Успешность выполнения заданий на обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах, тестирование.
Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля.
Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам. Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам.
Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.
Пример контрольного теста:Какое утверждение верное?
а) Материалы – это линейка, клей, ножницы.
б) Материалы – это бумага, нитки, проволока.
2. Для работы с какими материалами предназначены инструменты: линейка, ножницы, гладилка?
а) Для работы с бумагой
б) Для работы с пластилином
Какое утверждение верное?
а) Бумага во влажном состоянии становится прочнее.
б) Бумага пластична, её легко сложить, согнуть.
Как называется складывание изображения на листе бумаги из частей?
а) аппликация
б) эскиз
в) рисунок
г) муляж
Какое утверждение верно?
а) Инструменты – это линейка, клей, треугольник.
б) Инструменты – это игла, ножницы, спицы.
Какого вида ниток не бывает?
а) швейные
б) вязальные
в) вышивальные
г) ручные
Как называется материал, представляющий собой искусственную невысыхающую массу, которая многократно используют в поделках?
а) цветная бумага
б) пластилин
в) картон
Как называется изображение, созданное из рваных кусочков цветной бумаги?
а) мозаика
б) аппликация
Укажи, что не относится к природным материалам:
а) листья
б) желуди
в) глина
г) бумага
Какая ткань имеет растительное происхождение?
а) шерстяная
б) льняная
в) синтетическая
г) шелковая
Ответы к контрольной работе
| Всего баллов | |||||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
| 10 | |||||||||||
Правильный ответ | б | а | б | б | б | г | б | а | г | б |
Итоговая контрольная работа
Выберите одно из самых распространенных женских рукоделий?
а) лепка
б) рисование
в) вязание
г) конструирование
Чего НЕ делают при оздании рельефа?
а) налеп
б) процарапывание
в) высекание
г) вдавливание
Чему при вышивании помогает канва?
а) подбирать цвет ниток
б) делать стежки одного размера
в) мыть руки перед вышивкой
г) завязывать узелки на нитке.
Какой вид застежки появился раньше:
а) липучки; б) молния; в) пуговицы;
г) все появились одновременно;
Выбери инструмент при работе с металлическим конструктором:
а) сантиметр;
б) гаечный ключ; в) клей; г) нитки.
Что НЕ относится к декоративно-прикладному искусству?
а) бисероплетение;
б) вязание;
в) художественная роспись; г) моделирование.
Что здесь лишнее?
а) Ткань
б) Спицы в) Нитки г) Иголка
Какие виды разметки ты знаешь?
а) по шаблону
б) сгибанием в) сжиманием г) на глаз
Что делает архитектор?
а) строит дома
б) проектирует здания в) украшает здания г) создает памятники
Кто не работает в магазине?
а) Продавец-консультант б) Кассир-контролер в) Грузчик
г) Художник
Ответы к контрольной работе
| Всего баллов | ||||||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
| | ||||||||||||
Правильный ответ | в | в | б | в | б | г | б | а | б | г |
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Оценка «отлично» ставится, если ученик набрал 9-10 баллов из возможных Оценка «хорошо» ставится, если ученик набрал 7-8 баллов из возможных
Оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик набрал 5-6 баллов из возможных Оценка «неудовлетворительно», меньше 5. баллов из возможных
Тематическое планирование
3 класс (35 ч)
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
Как работать с учебником (1 ч) | ||
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | беседа Повторение изученного в предыдущих классах. Изучение особенностей содержания учебника для 3 класса, критериев оценки качества изготовления изделий. Определение материалов и инструментов, необходимых для изготовления изделий в этом учебном году. Повторение уже изученного материала (викторина, игра): - организация рабочего места, -правила техники безопасности -различные материалы, технологические операции. Изучение нового Видеоэкскурсия по городу. Беседа «Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.» Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод. Подведение итогов Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
Человек и земля (21 ч) | ||
2 | Выполнение разметки с помощью шаблона. Работа с бумагой. Изделие «Дом». | Игра «Строители» Изучение нового ознакомление с основами черчения: - понятия «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», - основы масштабирования, выполнения чертежа развёртки, - основные линии чертежа; Закрепление правил безопасности при работе ножом, ножницами; Составление плана работы для изготовления изделия. Практическая деятельность Создание развертки дома, сгибание по линиям, склеивание конструкции дома. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
3 | Работа с проволокой. Изделие «Телебашня». | Организационный момент Загадка про башню. Деление на команды. Игра «Постройка из пластиковых стаканчиков башни (кто выше)» Изучение нового: понятие проект и проектная задача, проведение наблюдений, оформление их результатов. Ознакомление с новымиинструмнтами: плоскогубцы, кусачки. Ознакомление с правилами безопасной работы этими инструментами, возможностями их использования в быту, применением этих инструментов при работе с проволокой; отработка навыков выполнения технического рисунка. Практическая работа: отработка навыков выполнения технического рисунка. Создание группового проекта «Телебашня». Подведение итогов. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
|
| |
4 | Объёмная аппликация на пластилиновой основе. Изделие «Парк». | Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Видеозарисовка «Петергоф». Изучение нового Объяснение значения новых понятий: ландшафт, ландшафтный дизайнер, ландшафтные конструкции; Деление на группы для создания проекта. Составление плана выполнения проекта, распределение обязанностей в группе. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
5 | Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». | Повторение изученного . Работа с учебником «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Повторение последовательности работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, выполнение задания в соответствии с планом, Проводить самооценку, самостоятельное проведение презентации групповой работы по плану и оценивание результат по заданным критериям. Практическая работа Проект «Детская площадка». Презентация проектов. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
6 | Проект «Детская площадка». Изделия: «Песочница», «Игровой комплекс». | |
7 | Практическая работа «Коллекция тканей». Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». | Повторение и актуализация знаний Составление рассказа об украшении предметов одежды, актуализация знаний учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах швов, изученных в 1—2 классах; Изучение нового ознакомление учащихся с некоторыми видами одежды, натуральными и синтетическими тканями; видом украшения изделий из ткани «монограммой». Определение различия профессий, связанных с процессом изготовления одежды, Алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой». Практическая работа Выполнение украшения платочка монограммой стебельчатым швом. Подведение итогов, анализ результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
8 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия: «Украшение платочка монограммой». | Беседа «Человек - наблюдатель и изобретатель». Изучение нового. История создания одежды. Объяснение значения новых понятий: виды одежды в соответствии с её назначением; виды украшения одежды, аппликация из ткани, виды аппликации, последовательность выполнения аппликации; Практическая работа Аппликация из ткани: «Украшение фартука» Подведение итогов, анализ результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
9 | Изготовление тканей. Изделие «Гобелен». | Деление на группы Изучение нового история создания орнаментных тканей, Объяснение значения новых понятий. Ознакомление учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказ о возможности производства полотна ручным способом, правилах сочетания цвета в композиции, Практическая работа: исследование тканей (определение состава свойства ткани) и оформление данных в таблицу; сопоставление образца ткани с её описанием при составлении коллекции тканей. Подведение итогов Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
10 | Вязание. Изделие «Воздушные петли». | Игра «Волшебница нитка» (повторение видов и свойств ниток) Изучение нового Ознакомление учащихся с особенностями вязания крючком, с применением вязанных крючком изделий, с инструментами, используемыми при вязании; правилами безопасной работы при вязании крючком; Составление плана-схемы выполнения изделия. Практическая работа. Выполнение цепочки из воздушных петель. Создание из этой цепочки аппликации Подведение итогов, анализ результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
11 | Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер», «Дама». | Викторина: правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений, техника вязания Изучение нового ознакомление учащихся с понятием «карнавал», с особенностями проведения этого праздника, с разными карнавальными костюмами; формирование представления о значении крахмаления ткани, ознакомление с последовательностью крахмаления ткани, со способами создания кар- навального костюма из подручных средств; Практическая работа оформление эскиза маски с учётом образа и подбор материалов для изготовления маски; сопоставление эскиза маски и её образа при выборе материалов для выполнения. выполнение маски по своему эскизу из имеющихся материалов; Подведение итогов. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
12 | Бисер, виды и способы создания украшений из него. Изделие «Браслетик». | Игра «Собери бусы» Изучение нового ознакомление учащихся с видами изделий из бисера, с его свойствами; показ различия видов бисера, ознакомление учащихся со свойствами и особенностями лески; Составление плана выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Практическая работа Плетение браслетика, используя план и схему плетения; выполнение взаимопроверки учебного задания. Подведение итогов, анализ результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
13 | Инструменты и приспособления для приготовления пищи. Сборка подвижных соединений. Изделие «Весы». | Игра «Весы» Осмысление на практическом уровне понятия «взвешивание». Изучение нового ознакомление учащихся с понятием «Весы», «взвешивание», его применением в жизни человека, с ролью весов жизни человека, с вариантами взвешивания продуктов, использование таблиц мер веса продуктов в граммах; Самостоятельное составление плана работы над изделием Практическая работа Собирание конструкции из бумаги с помощью дополнительных приспособлений. Изделие «Весы» Подведение итогов, анализ результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
14 | Рецепты блюд. Фруктовый завтрак. Проект «Солнышко на тарелке». | Изучение нового ознакомление учащихся на практическом уровне с кухонными приспособлениями: разделочная доска, нож; отработка правил работы ножом; работа со съедобными материалами; виды бутербродов; Повторение: правила пользования ножом, правила поведения при приготовлении пищи; Составление эскиза и лана приготовления бутерброда. Практическая работа Приготовление «Веселого бутерброда» Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
15 | Работа с тканью. Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Изделие «Колпачок-цыплёнок». | Видеоролик. Изучение нового на практическом уровне ознакомление учащихся с видами холодных закусок; Понятие «канапе» Самостоятельное составление плана Анализ предложенного образца и на его основе создание собственного эскиза, определение, подготовительной работы нужно провести перед тем, как приступить к приготовлению пищи Распределение работы с товарищами в группе Практическая работа Самостоятельное изготовление холодных закусок, приготовление канапе и закуски «Радуга на шпажке» Подведение итогов. обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
16 | Инструменты и приспособления для приготовления блюд. Проект «Радуга на шпажке». | Рубежное тестирование Изучение нового Симметричные фигуры. Принцип создания разных изделий по одной технологии. Использование принципа симметрии при выполнении раскроя деталей декоративных фигур. Выбор приемов оформления изделия в соответствии с формой. Практическая работа «Украшение для новогоднего стола» Придумывание эскиза, выбор материалов для изготовления изделия. Самостоятельное оформление готового изделия. Использование элементов изученных народных промыслов. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
17 | Правила сервировки стола. Способы складывания салфеток. | |
18 | Работа с искусственной кожей. Изделие «Брелок». | |
19 | Золотистая соломка. Изделие «Композиция из соломки». | |
20 | Упаковка подарков. Изделие «Подарок». | |
21 | Построение развёртки. Создание объёмной модели. Изделие «Фургон «Мороженое». | |
22 | План сборки изделия. Способы соединения деталей: подвижные и неподвижные. Изделие «Фургон «Мороженое». | Зарождения искусства оригами; ознакомление учащихся с условными обозначениями техники оригами на практическом уровне; формирование умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, порядок выполнения работы по схеме. Понятия: бионика, оригами, классическое оригами, модульное оригами, мокрое складывание Практическая работа складывание фигурки оригами по схеме, коллективная работа «Птицы» . Работа в группах: по составлению композиции из птиц и декорирование её по своему вкусу. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
23 | Работа с разными материалами (картон, нитки, проволока). Изделие «Мост». | Актуализация знаний и повторение видов оригами и условных обозначений, используемых в нём; Беседа о появлении первых летательных устройств; Изучение нового ознакомление учащихся с конструкцией вертолёта; с новым материалом — пробкой и способами работы с ним. Определение возможностей летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе раскрывание значения модель», «схема»,«воздушныйшар», «вертолёт», различение условных обозначение оригами разных видов. Самостоятельное составление плана конструирования из бумаги и картона вертолета, определение материалов для изготовления изделия Практическая работа. Создание модели вертолета. Подведение итогов. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
24 | План работы по изготовлению изделия. Работа с бумагой. Изделие «Яхта». | |
25 | Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Изделие «Осьминоги и рыбка». | |
26 | Объёмная модель из пластичных материалов по заданному образцу. Изделие «Фонтан». | |
27 | Условные обозначения в технологии создания оригами. Выполнение работы по схеме. Изделие «Птицы». | |
28 | Разметка деталей по шаблону. Работа с разными материалами (пробка, бумага). Изделие «Вертолёт». | |
29 | Технология изготовления изделия из папье-маше. Составление технологической карты. Изделие «Воздушный шар». | |
Человек и информация (5 часов) | ||
30 | Переплётная мастерская. Ремонт книг. | Беседа Назначение графического редактора. Изучение основных разделов, обозначений Практическая работа Создание графического рисунка с Использованием различных инструментов Подведение итогов Контрольное тестирование Практическая работа Обобщение изученного, организация выставки работ. Коррекционная работа. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Коррекция мелкой моторики. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; -формирование адекватности чувств; -формирование умения анализировать свою деятельность. |
31 | Работа почты и почтальона. Оформление поздравительной телеграммы. | |
32 | Работа на компьютере. Афиша. Оформление афиши. | |
33 | Работа на компьютере. Презентация проекта «Кукольный спектакль». | |
| | |
34-35 | Резерв |
|
УМК «Школа России»
Литература для учителя
«Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С. Савинов, член-корреспондент; РАО А.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина./
(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г
Сборник рабочих программ «Школа России».Технология. 1-4 классы; 3 класс
(авт.: Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова) . М.: Просвещение, 2015 г.
Поурочные разработки по технологии, 3 класс.
(авт. Т. Н. Максимова) , М.: ВАКО, 2014 г.
Литература для учащихся
Учебник + электронное приложение на CD.
Учебник. Технология, 3 класс.
(авт.: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова). М.: Просвещение, 2013 г.
Технология. Рабочая тетрадь. 3кл.
(авт.: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова)
М.: Просвещение, 2014 г.
Учебно-методический комплект
1. Рабочая программа по технологии. 3 класс М.: Просвещение, 2014 г.
2. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. 3 класс М.: Просвещение, 2016 г.