СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Физика 7 класс" А,В. Перышкин, Е.М. Гутник

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВПМ "Занимательная физика" - 14ч.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Физика 7 класс" А,В. Перышкин, Е.М. Гутник»









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Физика»

Класс: 7


Уровень образования: основное общее образование


Срок реализации: 2018-2019гг.


Количество часов по учебному плану:


всего – 70ч/год; 2ч/неделю;


Планирование составлено на основе:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 классы «Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин


Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика7кл,- М.: Дрофа, 2009, учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.



Рабочую программу составила: Панкратьева У.Ю.


учитель математики, I КК







2018 г.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом (2 учебных часа в неделю в 7 классе). За основу данной программы взята Программа «Физика 7-9 классы.» Автор программы А. В. Перышкин. Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню класса.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.

Цели обучения:

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.

В настоящую программу внесены изменения: количество часов на изучаемые разделы распределено в соответствии с учебным планом и спецификой образовательного учреждения.

Данная программа, сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы и отличается тем, что предусматривает коррекционную работу с обучающимися имеющие ограниченные возможности здоровья.

Основные направления коррекционной работы с учащимися имеющие ОВЗ

Характерными особенностями обучающихся с ОВЗ являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих обучающихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому обучающиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:

-продолжить формировать познавательные интересы обучающихся и их самообразовательные навыки;

- создать условия для развития обучающегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;

-приобрести (достигнуть) обучающимися уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;

Важнейшим условием построения учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, является доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897);

  • Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.

  • Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 классы «Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2013;

В обучении детей с ОВЗ используются программы адаптированные к возможностям учащихся. Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей обучающихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта обучающихся.

Для эффективного усвоения обучающимися учебного материала по физике программа нацелена на формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Место предмета в учебном плане

Учебный план ОУ на изучение предмета отводит в 7 классе 2 учебных часа в неделю, всего 70 уроков в год.

Формы работы: Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • парной, групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. технологии уровневой дифференциации

  4. здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; тестирование, итоговая контрольная работа по теме, промежуточная аттестация в виде устного экзамена.

содержание ПРОГРАММЫ

7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты:

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Механические явления

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное движение. Средняя скорость. Графики зависимости пути от времени.

Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Вес тела.

Сила трения.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение

Относительность движения.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сила трения.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты:

Измерение плотности твердого тела.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Итоговое повторение


В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов.

Тематическое планирование по физике в 7 классе (2 учебных часа в неделю, всего 70 ч., в т.ч. «Занимательная физика» ВПМ - 14ч.)

п/п

Наименование разделов и тем. Основное содержание.

Кол-во

часов

I. Физика и физические методы изучения природы (5ч. в т.ч. 1ч. впм )

1

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты.

1

2

ВПМ Старинные меры

1

3

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Л/р № 1 «Измерение объема жидкости »

1

4

Точность и погрешность измерений.

1

5

Физика и техника

1

II. Первоначальные сведения о строении вещества (8ч. в т.ч. 1ч. впм)


6

Строение вещества. Молекулы

1

7

Броуновское движение Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

8

ВПМ Диффузия в быту.

1

9

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

10

Агрегатные состояния вещества

1

11

Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел.

1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме « Первоначальные сведения о строении вещества»

1

13

Контрольная работа №1

1

III. Механические явления (25ч. в т.ч. 5ч. впм)


14

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

15

Скорость. Единицы скорости.

1

16

Расчет пути и времени движения. Решение задач

1

17

ВПМ Определение скорости движения ветровых явлений метеорологического характера

1

18

Решение задач. Расчет пути и времени движения

1

19

Инерция. Взаимодействие тел. Решение задач

1

20

Масса тела. Единицы массы.

Л/р № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

21

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности

1

22

Л/р № 3 «Определение плотности твердого тела»

1

23

Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела

1

24

ВПМ Плотности планет Солнечной системы

1

25

Контрольная работа № 2

1

26

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач.

1

27

Сила упругости. Закон Гука Решение задач

1

28

Вес тела. Решение задач

1

29

ВПМ Невесомость.

1

30

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

31

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

1

32

ВПМ Солнечная система

1

33

Динамометр. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил.

1

34

Сила трения. Трение покоя.

1

35

Л/р № 4 «Исследование силы трения»

1

36

ВПМ Трение в природе и технике

1

37

Решение задач.

1

38

Контрольная работа №3

1

IV. Давление твердых лет, жидкостей и газов. (20ч. в т.ч. 5ч. впм)


39

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

1

40

Давление газа

1

41

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

42

ВПМ Пневматические машины и инструменты

1

43

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

44

ВПМ Гидростатический парадокс

1

45

Сообщающиеся сосуды

1

46

ВПМ Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

1

47

Контрольная работа №4

1

48

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?

1

49

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

50

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры

1

51

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

52

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда

1

53

ВПМ Легенда об Архимеде

1

54

Сила Архимеда П/р «Измерение архимедовой силы»

1

55

Условия плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

1

56

Л/р № 6 «Изучение условий плавания тел»

1

57

ВПМ Аэростат. Дирижабль.

1

58

Контрольная работа №5

1

V. Работа и мощность. Энергия. (10ч. в т.ч. 2ч. впм)

59

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности.

1

60

ВПМ Энергия движущейся воды и ветра.

1

61

Простые механизмы Рычаг. Момент силы. Равновесие сил на рычаге

1

62

Рычаги в технике, природе и быту. Л/р № 7 «Исследование условий равновесия рычага»

1

63

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

1

64

Центр тяжести тела. Условие равновесия тел. КПД механизмов. Решение задач

1

65

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

66

ВПМ Гидравлические и ветряные двигатели.

1

67

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»

1

68

Контрольная работа №6

1

IV. Итоговое повторение (2ч)


69

Промежуточная аттестация

1

70

Анализ работы. Итоговое повторение

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!