СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 676

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школы №676

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Протокол №1 от “27” августа 2020 г.


УТВЕРЖДЕНА

Директором ГБОУ школы № 676

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

________________ О.В. Васюсиной

Приказ №117 от “27” августа 2020 г.



















Программа индивидуальных

коррекционно-развивающих занятий























Класс: 1 «Б»

Учебный год: 2020-2021




Пояснительная записка


Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 1-го класса с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра составлена на основании ПрАООП НОО обучающегося с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цель программы – создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР и РАС с учетом его индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК. Повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательных процессов, по формированию базовых учебных действий.

Задачи программы:

1. Определить, используя диагностические методики, особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР и РАС.

2.Развивать произвольное внимание

3. Развивать зрительно-моторные функции.

4. Способствовать формированию базовых учебных действий.

5. Оказывать консультативную помощь родителям обучающегося, педагогам, работающим с ребенком.


Программа опирается на следующие принципы:

  • приоритетности интересов обучающегося - определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;

  • системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

  • непрерывности - обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в его личности;

  • вариативности - предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

  • комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающегося и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы;

  • единства психолого-педагогических средств -обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-развивающей работы;

  • сотрудничества с семьей - основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.


Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка в соответствии с общим планом психолого-педагогического сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов ПМПк.

При составлении программы индивидуального психологического

сопровождения использованы методические пособия и дидактические материалы:

-Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.Хаустов А.В.

- Программа (методика) обучения и социальной адаптации детей с тяжелыми формами аутизма.Манелис Н.Г.,Хаустов А.В.,Григорян О.О. и др.

- Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога.// под ред. Семаго Н.Я. Семаго М.М..

- Организация психологического сопровождения в образовательном учреждении. Калягина В.А..

- Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Касаткин В.Н.

- Метод формирования умственных действий П. Я. Гальперина.


Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данной программы коррекционно-развивающих занятий будет наблюдаться улучшение прямых показателей результативности, полученных при сравнении результатов начального и повторного диагностического исследования:

- развитие произвольного внимания;

- развитие зрительно-моторных функций;

- формирование базовых учебных действий.


Данная коррекционная программа содержит коррекционно-развивающий, диагностический, консультативный, информационно-просветительский блок.


I. Диагностический блок:

В целях отслеживания результатов работы с обучающимся проводится комплексная диагностика способности воспринимать абстрактные формы, выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций, самооценки, исследование особенностей внимания. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичного и итогового. При необходимости возможно проведение промежуточной диагностики.

Используемые методики: Тест Тулуз-Пьерона, методика «Прогрессивные матрицы Равена» (цветной вариант), «Зрительно-моторный гештальт-тест» Л.Бендер, проективная методика «Дерево» Д.Лампен.



II. Коррекционно-развивающий блок:

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена на 33 часа (1 час индивидуальных занятий в неделю, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий 30-35 минут.


Структура коррекционной работы

Коррекционные занятия включают в себя комплекс мероприятий:

- дидактические игры, упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания, восприятия;

- психогимнастика;

- кинезиологические упражнения;

- интерактивные, ролевые, развивающие игры;

- релаксационные упражнения.


Методы и приемы коррекционной работы:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:

- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);

- пошаговость предъявления материала;

- использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане;

- речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения;

- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей;

- эмоционально окрашенная подача материала.


Организационная структура занятий:

1. – Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой на работу.

2. – Основная часть. Содержание основной части направлено на решение задач данной программы.

3. – Заключительная часть. Подведение итогов, получение обратной вязи. Ритуал прощания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.



III. Консультативный блок:


1.Консультации для родителей:

– сбор дополнительных сведений о ребенке;

- индивидуальное консультирование по обращению, по итогам обследования;

- ознакомление родителей с приемами коррекционной работы, с коррекционно–развивающими заданиями, играми и упражнениями.


2. Консультации для педагогов:

- по запросу педагога;

- ознакомление с методами и приемами обучения, учитывающими особенности обучающегося с ЗПР;

- по вопросам взаимодействия с родителями данного ребенка.


IV. Информационно-просветительский блок:


- повышение грамотности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своими детьми;

- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.


Педагогом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.




Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

с тьютором

на 2020-2021 учебный год


п/п

Тема занятия

Задачи, решаемые на занятии

Содержание

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

1

Знакомство

Формирование эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики.

Ритуал приветствия «Петушок здоровается».

Упражнение «Знакомство»

рисунок «Моя мама»

упражнение «Собери бусы»

ритуал прощания «Петушок прощается»

1

1.09

1.09

2

Зрительное внимание.

Развитие зрительного внимания, памяти.

«Петушок здоровается».

Упражнение с карточками «Пуговицы»

игра «Кого не стало?»

игра «Пузырь»

игра-релаксация «Камушки»

«Петушок прощается»

1

08.09

08.09

3

Концентрация внимания.

Развитие концентрации внимания

«Петушок здоровается».

Упражнение «Закрась кружок»

игра «Повтори за мной движение»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

«Петушок прощается»

1

15.09

15.09

4

Развитие мелкой моторики.

Развитие мышления, мелкой моторики (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Игра «Найди шарик такого цвета»

рисование на песке

ходьба по массажной дорожке

игра «Камушки»

«Петушок прощается»

1

22.09

22.09

5

Снятие психоэмоционального напряжения.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, развитие устойчивости и произвольности внимания (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Пальчиковая гимнастика

упражнение «Горячее молоко»

«Составь цепочку» (кубики Дьенеша)

игра «Четвертый лишний»

игра-релаксация «Ленивый барсук»

«Петушок прощается»

1

29.09

29.09

6

Развиваем воображение.

Развитие воображения, памяти, умения действовать по инструкции взрослого.

«Петушок здоровается».

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

игра «Покорми мишку кашей»

рисование на песке

упражнение «Кто ушел?»

«Петушок прощается»

1

06.10

06.10

7

Определи цвет.

Развитие произвольности внимания, слуховой памяти (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Раскрась нужным цветом»

упражнение «Столько-сколько» (повторить количество звуков)

игра «Лабиринт»

упражнение «Назови цвет»

«Петушок прощается»

1

13.10

13.10

8

Назови фигуры.

Развитие зрительной памяти, мелкой моторики

«Петушок здоровается».

Игра «Все наоборот» (найти ошибки художника)

игра «Запомни фигуры»

упражнение «Обведи кружок»

«Петушок прощается»

1

20.10

20.10

9

Геометрическая мозаика.

Развитие наблюдательности, концентрации внимания

«Петушок здоровается».

Игра «Найди игрушку»

Геометрическая мозаика (кубики Дьенеша)

игра «Съедобное-несъедобное»

«Петушок прощается»

1

10.11


10

Повтори за мной.

Развитие коммуникативной сферы, снятие мышечных зажимов (занятия в сенсорной комнате).

«Петушок здоровается».

Рисование песком

упражнение «Лабиринт-колесо»

упражнение «Ходьба по сенсорной тропе»

релаксация «В лесу» (звуки природы)

«Петушок прощается»

1

17.11


11

Угадай эмоцию.

Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, развитие внимания (занятия в сенсорной комнате).

«Петушок здоровается».

Упражнение «Найди пиктограмму»

этюд «Встреча с другом»

упражнение «Дорисуй лицо»

игра «Повтори движение»

«Петушок прощается»

1

24.11


12

Чего не достает?

Развитие памяти, внимания, зрительно-моторной координации

«Петушок здоровается».

Упражнение «Разное настроение»

игра «Найди свой домик» (кубики Дьенеша)

игра «Чего не достает?» (определить место)

«Петушок прощается»

1

01.12


13

Мое настроение.

Развитие наглядно-образного мышления, устойчивости внимания, умения расслабляться (занятия в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Невнимательный садовник»

задание «Штриховка фигур»

игра «Съедобное-несъедобное»

релаксация «Ленивый барсук»

«Петушок прощается»

1

08.12


14

Где, чей дом?

Развитие моторной координации, тактильного восприятия, умения снимать напряжение

«Петушок здоровается».

Игра «Четыре стихии»

игра «Где, чей дом?»

игра «Волшебный мешочек»

игра-релаксация «Камушки»

«Петушок прощается»

1

15.12


15

Слушай и выполняй.

Развитие концентрации внимания, пополнение словарного запаса (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Вычеркивай буквы»

упражнение «Группировка»

игра «Кто как подает звуки?»

игра-релаксация «Камушки»

«Петушок прощается»

1

22.12


16

Столько-сколько.

Развитие мышления, эмпатических способностей, воображения (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Игра-драматизация «День рождения у Бобика»

упражнение «Ошибка художника»

игра «Повтори за мной»

ходьба по сенсорной тропе

упражнение «Четвертый лишний»

«Петушок прощается»

1

12.01


17

Ориентируемся на листе.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа, координации движения

«Петушок здоровается».

Упражнение «Вверху, слева, справа, внизу»

упражнение «Столько-сколько» (выложить на карточке)

игра «Повтори движение»

упражнение «Разрежь полоску»

«Петушок прощается»

1

19.01


18

Проведи линии.

Снижение эмоционального напряжения, развитие моторики, координации движения рук (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Проведи линии»

упражнение «Штанга»

игра «Воздух-вода-земля-огонь»

игра «Повтори за мной»

упражнение «Ходьба по массажной дорожке»

«Петушок прощается»

1

26.01


19

Словесная инструкция.

Формирование эмоциональной сферы, развитие слухо-моторной памяти (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Игра «Изобрази эмоцию»

упражнение «Магнитные шарики»

игра «Запретное слово»

упражнение «Рисунки на песке»

«Петушок прощается»

1

02.02


20

Чудесный мешочек..

Развитие зрительного восприятия, слуховых и осязательных ощущение.

«Петушок здоровается».

Упражнение «Назови букву»

игра «Постучи как я»

игра «Чудесный мешочек»

игра «Пузырь»

«Петушок прощается»

1

16.02


21

Развитие мелкой моторики.

Развитие мышления, точности произвольных движений, самоконтроля (занятие в сенсорной комнате).

«Петушок здоровается».

Упражнение «Разминка»

игра «Геометрическая мозаика» (кубики Дьенеша)

упражнение «Линии»

задание «Лабиринт»

«Петушок прощается»

1

23.02


22

Продолжи цепочку.

Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти

«Петушок здоровается».

Упражнение «Найди предмет такой же формы»

игра «Чего не стало?»

игра «Разрезные картинки»

игра «Продолжи цепочку» (кубики Дьенеша)

«Петушок прощается»

1

02.03


23

Изобрази эмоцию.

Формирование эмоционально-волевых навыков, развитие мимики, пантомимики (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Найди пиктограмму»

этюд «Встреча с другом»

упражнение «Изобрази эмоцию»

игра-релаксация «Камушки»

«Петушок прощается»

1

09.03


24

Найди различия.

Развитие переключаемости внимания, зрительной памяти

«Петушок здоровается».

Игра «Животные- растения»

упражнение «Продолжи закономерность» (продолжи заборчик)

упражнение «Найди различия»

«Петушок прощается»

1

16.03


25

Осознание собственного Я.

Развитие эмоционально-волевой сферы, осознания собственного Я (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Шарик»

игра-считалка (части тела показывать на себе)

упражнение «Счетные палочки» (сложить изображение)

упражнение «Танцевальные шаги»

«Петушок прощается»

1

30.03


26

Выполни задание по образцу.

Развитие воображения, моторики, внимания

«Петушок здоровается».

Упражнение «Что нового?»

упражнение «Закрась кружок»

пальчиковая гимнастика «Замок»

игра-рефлексия «Я больше всего люблю».

«Петушок прощается»

1

06.04


27

Эмоция – «радость».

Формирование навыка осознания чувств, эмоций, проживание чувств (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Рисование на песке

Рассматривание картинки «Радость», беседа

упражнение «Я- лев!» (развитие уверенности в себе)

релаксация «Волшебный сон»

«Петушок прощается»

1

13.04


28

Эмоция – «злость».

Развитие эмпатии, самоконтроля, воображения (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Рассмотреть пиктограмму «Злость», беседа

Чтение рассказа «Сердитый дог Буль».

Тренинговое упражнение «Я злюсь, когда....»

упражнение «Штанга»

Упражнение «Ходьба по сенсорной тропе»

«Петушок прощается»

1

20.04


29

Число и цифра.

Развитие памяти, внимания, зрительно-моторной координации

«Петушок здоровается».

Игра «Чего не достает?»

упражнение «Геометрическая мозаика» (кубики Дьенеша)

упражнение «Назови цвет»

игра «Съедобное-несъедобное»

релаксация «Звуки природы»

«Петушок прощается»

1

27.04


30

Классификация.

Развитие мышления, устойчивости внимания, умения расслабляться (занятие в сенсорной комнате)

«Петушок здоровается».

Упражнение «Лабиринт-колесо»

игра «Классификация»

упражнение «Назови цвет»

рисование на песке

упражнение «Отдых в лесу» (релаксация под звуки природы)

«Петушок прощается»

1

04.05


31

Рассказ по картинкам.

Развитие мышления, умения составлять рассказ по картинкам.

- Рассматривание серии картинок, составление рассказа.

- упражнение «Какой, какая, какое?»

- корректурная проба.

- Упражнение «Ходьба по сенсорной тропе»

1

11.05


32

Понимание словесной инструкции.

Развитие мышления, слуховую память, внимание.

«Петушок здоровается».

Упражнение «Проведи линии»

упражнение «Цепочка»

игра «Воздух-вода-земля-огонь»

игра «Повтори за мной»

упражнение «Ходьба по массажной дорожке»

«Петушок прощается»

1

18.05


33

Координация движений.

Развитие мышления, координации движений, умения снимать мышечное напряжение

Игра «Летает – не летает»

рисование на песке

ходьба по массажной дорожке

игра «Выполняй правильно»

игра «Камушки»

рефлексия занятия

1

25.05



Итого:



33














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!