Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 676
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы №676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Протокол №1 от “27” августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА Директором ГБОУ школы № 676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга ________________ О.В. Васюсиной Приказ №117 от “27” августа 2020 г. |
Программа индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий
Класс: 1 «Б»
Учебный год: 2020-2021
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 1-го класса с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра составлена на основании ПрАООП НОО обучающегося с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цель программы – создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР и РАС с учетом его индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК. Повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательных процессов, по формированию базовых учебных действий.
Задачи программы:
1. Определить, используя диагностические методики, особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР и РАС.
2.Развивать произвольное внимание
3. Развивать зрительно-моторные функции.
4. Способствовать формированию базовых учебных действий.
5. Оказывать консультативную помощь родителям обучающегося, педагогам, работающим с ребенком.
Программа опирается на следующие принципы:
приоритетности интересов обучающегося - определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
непрерывности - обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в его личности;
вариативности - предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающегося и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы;
единства психолого-педагогических средств -обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-развивающей работы;
сотрудничества с семьей - основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка в соответствии с общим планом психолого-педагогического сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов ПМПк.
При составлении программы индивидуального психологического
сопровождения использованы методические пособия и дидактические материалы:
-Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.Хаустов А.В.
- Программа (методика) обучения и социальной адаптации детей с тяжелыми формами аутизма.Манелис Н.Г.,Хаустов А.В.,Григорян О.О. и др.
- Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога.// под ред. Семаго Н.Я. Семаго М.М..
- Организация психологического сопровождения в образовательном учреждении. Калягина В.А..
- Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Касаткин В.Н.
- Метод формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Ожидаемые результаты:
При условии успешной реализации данной программы коррекционно-развивающих занятий будет наблюдаться улучшение прямых показателей результативности, полученных при сравнении результатов начального и повторного диагностического исследования:
- развитие произвольного внимания;
- развитие зрительно-моторных функций;
- формирование базовых учебных действий.
Данная коррекционная программа содержит коррекционно-развивающий, диагностический, консультативный, информационно-просветительский блок.
I. Диагностический блок:
В целях отслеживания результатов работы с обучающимся проводится комплексная диагностика способности воспринимать абстрактные формы, выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций, самооценки, исследование особенностей внимания. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичного и итогового. При необходимости возможно проведение промежуточной диагностики.
Используемые методики: Тест Тулуз-Пьерона, методика «Прогрессивные матрицы Равена» (цветной вариант), «Зрительно-моторный гештальт-тест» Л.Бендер, проективная методика «Дерево» Д.Лампен.
II. Коррекционно-развивающий блок:
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена на 33 часа (1 час индивидуальных занятий в неделю, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий 30-35 минут.
Структура коррекционной работы
Коррекционные занятия включают в себя комплекс мероприятий:
- дидактические игры, упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания, восприятия;
- психогимнастика;
- кинезиологические упражнения;
- интерактивные, ролевые, развивающие игры;
- релаксационные упражнения.
Методы и приемы коррекционной работы:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
- пошаговость предъявления материала;
- использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане;
- речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения;
- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей;
- эмоционально окрашенная подача материала.
Организационная структура занятий:
1. – Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой на работу.
2. – Основная часть. Содержание основной части направлено на решение задач данной программы.
3. – Заключительная часть. Подведение итогов, получение обратной вязи. Ритуал прощания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
III. Консультативный блок:
1.Консультации для родителей:
– сбор дополнительных сведений о ребенке;
- индивидуальное консультирование по обращению, по итогам обследования;
- ознакомление родителей с приемами коррекционной работы, с коррекционно–развивающими заданиями, играми и упражнениями.
2. Консультации для педагогов:
- по запросу педагога;
- ознакомление с методами и приемами обучения, учитывающими особенности обучающегося с ЗПР;
- по вопросам взаимодействия с родителями данного ребенка.
IV. Информационно-просветительский блок:
- повышение грамотности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своими детьми;
- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Педагогом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
с тьютором
на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Задачи, решаемые на занятии | Содержание | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Знакомство | Формирование эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики. | Ритуал приветствия «Петушок здоровается». Упражнение «Знакомство» рисунок «Моя мама» упражнение «Собери бусы» ритуал прощания «Петушок прощается» | 1 | 1.09 | 1.09 |
2 | Зрительное внимание. | Развитие зрительного внимания, памяти. | «Петушок здоровается». Упражнение с карточками «Пуговицы» игра «Кого не стало?» игра «Пузырь» игра-релаксация «Камушки» «Петушок прощается» | 1 | 08.09 | 08.09 |
3 | Концентрация внимания. | Развитие концентрации внимания | «Петушок здоровается». Упражнение «Закрась кружок» игра «Повтори за мной движение» Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» «Петушок прощается» | 1 | 15.09 | 15.09 |
4 | Развитие мелкой моторики. | Развитие мышления, мелкой моторики (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Игра «Найди шарик такого цвета» рисование на песке ходьба по массажной дорожке игра «Камушки» «Петушок прощается» | 1 | 22.09 | 22.09 |
5 | Снятие психоэмоционального напряжения. | Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, развитие устойчивости и произвольности внимания (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Пальчиковая гимнастика упражнение «Горячее молоко» «Составь цепочку» (кубики Дьенеша) игра «Четвертый лишний» игра-релаксация «Ленивый барсук» «Петушок прощается» | 1 | 29.09 | 29.09 |
6 | Развиваем воображение. | Развитие воображения, памяти, умения действовать по инструкции взрослого. | «Петушок здоровается». Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» игра «Покорми мишку кашей» рисование на песке упражнение «Кто ушел?» «Петушок прощается» | 1 | 06.10 | 06.10 |
7 | Определи цвет. | Развитие произвольности внимания, слуховой памяти (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Раскрась нужным цветом» упражнение «Столько-сколько» (повторить количество звуков) игра «Лабиринт» упражнение «Назови цвет» «Петушок прощается» | 1 | 13.10 | 13.10 |
8 | Назови фигуры. | Развитие зрительной памяти, мелкой моторики | «Петушок здоровается». Игра «Все наоборот» (найти ошибки художника) игра «Запомни фигуры» упражнение «Обведи кружок» «Петушок прощается» | 1 | 20.10 | 20.10 |
9 | Геометрическая мозаика. | Развитие наблюдательности, концентрации внимания | «Петушок здоровается». Игра «Найди игрушку» Геометрическая мозаика (кубики Дьенеша) игра «Съедобное-несъедобное» «Петушок прощается» | 1 | 10.11 | |
10 | Повтори за мной. | Развитие коммуникативной сферы, снятие мышечных зажимов (занятия в сенсорной комнате). | «Петушок здоровается». Рисование песком упражнение «Лабиринт-колесо» упражнение «Ходьба по сенсорной тропе» релаксация «В лесу» (звуки природы) «Петушок прощается» | 1 | 17.11 | |
11 | Угадай эмоцию. | Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, развитие внимания (занятия в сенсорной комнате). | «Петушок здоровается». Упражнение «Найди пиктограмму» этюд «Встреча с другом» упражнение «Дорисуй лицо» игра «Повтори движение» «Петушок прощается» | 1 | 24.11 | |
12 | Чего не достает? | Развитие памяти, внимания, зрительно-моторной координации | «Петушок здоровается». Упражнение «Разное настроение» игра «Найди свой домик» (кубики Дьенеша) игра «Чего не достает?» (определить место) «Петушок прощается» | 1 | 01.12 | |
13 | Мое настроение. | Развитие наглядно-образного мышления, устойчивости внимания, умения расслабляться (занятия в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Невнимательный садовник» задание «Штриховка фигур» игра «Съедобное-несъедобное» релаксация «Ленивый барсук» «Петушок прощается» | 1 | 08.12 | |
14 | Где, чей дом? | Развитие моторной координации, тактильного восприятия, умения снимать напряжение | «Петушок здоровается». Игра «Четыре стихии» игра «Где, чей дом?» игра «Волшебный мешочек» игра-релаксация «Камушки» «Петушок прощается» | 1 | 15.12 | |
15 | Слушай и выполняй. | Развитие концентрации внимания, пополнение словарного запаса (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Вычеркивай буквы» упражнение «Группировка» игра «Кто как подает звуки?» игра-релаксация «Камушки» «Петушок прощается» | 1 | 22.12 | |
16 | Столько-сколько. | Развитие мышления, эмпатических способностей, воображения (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Игра-драматизация «День рождения у Бобика» упражнение «Ошибка художника» игра «Повтори за мной» ходьба по сенсорной тропе упражнение «Четвертый лишний» «Петушок прощается» | 1 | 12.01 | |
17 | Ориентируемся на листе. | Развитие умения ориентироваться на пространстве листа, координации движения | «Петушок здоровается». Упражнение «Вверху, слева, справа, внизу» упражнение «Столько-сколько» (выложить на карточке) игра «Повтори движение» упражнение «Разрежь полоску» «Петушок прощается» | 1 | 19.01 | |
18 | Проведи линии. | Снижение эмоционального напряжения, развитие моторики, координации движения рук (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Проведи линии» упражнение «Штанга» игра «Воздух-вода-земля-огонь» игра «Повтори за мной» упражнение «Ходьба по массажной дорожке» «Петушок прощается» | 1 | 26.01 | |
19 | Словесная инструкция. | Формирование эмоциональной сферы, развитие слухо-моторной памяти (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Игра «Изобрази эмоцию» упражнение «Магнитные шарики» игра «Запретное слово» упражнение «Рисунки на песке» «Петушок прощается» | 1 | 02.02 | |
20 | Чудесный мешочек.. | Развитие зрительного восприятия, слуховых и осязательных ощущение. | «Петушок здоровается». Упражнение «Назови букву» игра «Постучи как я» игра «Чудесный мешочек» игра «Пузырь» «Петушок прощается» | 1 | 16.02 | |
21 | Развитие мелкой моторики. | Развитие мышления, точности произвольных движений, самоконтроля (занятие в сенсорной комнате). | «Петушок здоровается». Упражнение «Разминка» игра «Геометрическая мозаика» (кубики Дьенеша) упражнение «Линии» задание «Лабиринт» «Петушок прощается» | 1 | 23.02 | |
22 | Продолжи цепочку. | Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти | «Петушок здоровается». Упражнение «Найди предмет такой же формы» игра «Чего не стало?» игра «Разрезные картинки» игра «Продолжи цепочку» (кубики Дьенеша) «Петушок прощается» | 1 | 02.03 | |
23 | Изобрази эмоцию. | Формирование эмоционально-волевых навыков, развитие мимики, пантомимики (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Найди пиктограмму» этюд «Встреча с другом» упражнение «Изобрази эмоцию» игра-релаксация «Камушки» «Петушок прощается» | 1 | 09.03 | |
24 | Найди различия. | Развитие переключаемости внимания, зрительной памяти | «Петушок здоровается». Игра «Животные- растения» упражнение «Продолжи закономерность» (продолжи заборчик) упражнение «Найди различия» «Петушок прощается» | 1 | 16.03 | |
25 | Осознание собственного Я. | Развитие эмоционально-волевой сферы, осознания собственного Я (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Шарик» игра-считалка (части тела показывать на себе) упражнение «Счетные палочки» (сложить изображение) упражнение «Танцевальные шаги» «Петушок прощается» | 1 | 30.03 | |
26 | Выполни задание по образцу. | Развитие воображения, моторики, внимания | «Петушок здоровается». Упражнение «Что нового?» упражнение «Закрась кружок» пальчиковая гимнастика «Замок» игра-рефлексия «Я больше всего люблю». «Петушок прощается» | 1 | 06.04 | |
27 | Эмоция – «радость». | Формирование навыка осознания чувств, эмоций, проживание чувств (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Рисование на песке Рассматривание картинки «Радость», беседа упражнение «Я- лев!» (развитие уверенности в себе) релаксация «Волшебный сон» «Петушок прощается» | 1 | 13.04 | |
28 | Эмоция – «злость». | Развитие эмпатии, самоконтроля, воображения (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Рассмотреть пиктограмму «Злость», беседа Чтение рассказа «Сердитый дог Буль». Тренинговое упражнение «Я злюсь, когда....» упражнение «Штанга» Упражнение «Ходьба по сенсорной тропе» «Петушок прощается» | 1 | 20.04 | |
29 | Число и цифра. | Развитие памяти, внимания, зрительно-моторной координации | «Петушок здоровается». Игра «Чего не достает?» упражнение «Геометрическая мозаика» (кубики Дьенеша) упражнение «Назови цвет» игра «Съедобное-несъедобное» релаксация «Звуки природы» «Петушок прощается» | 1 | 27.04 | |
30 | Классификация. | Развитие мышления, устойчивости внимания, умения расслабляться (занятие в сенсорной комнате) | «Петушок здоровается». Упражнение «Лабиринт-колесо» игра «Классификация» упражнение «Назови цвет» рисование на песке упражнение «Отдых в лесу» (релаксация под звуки природы) «Петушок прощается» | 1 | 04.05 | |
31 | Рассказ по картинкам. | Развитие мышления, умения составлять рассказ по картинкам. | - Рассматривание серии картинок, составление рассказа. - упражнение «Какой, какая, какое?» - корректурная проба. - Упражнение «Ходьба по сенсорной тропе» | 1 | 11.05 | |
32 | Понимание словесной инструкции. | Развитие мышления, слуховую память, внимание. | «Петушок здоровается». Упражнение «Проведи линии» упражнение «Цепочка» игра «Воздух-вода-земля-огонь» игра «Повтори за мной» упражнение «Ходьба по массажной дорожке» «Петушок прощается» | 1 | 18.05 | |
33 | Координация движений. | Развитие мышления, координации движений, умения снимать мышечное напряжение | Игра «Летает – не летает» рисование на песке ходьба по массажной дорожке игра «Выполняй правильно» игра «Камушки» рефлексия занятия | 1 | 25.05 | |
| Итого: | | | 33 | | |