СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 ИМ. ПОДВОЙСКОГО
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1-4 классов для детей с ТНР
(вариант 5.2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:
Примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского (УМК «Школа России»).
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся
ограниченными возможностями здоровья». (УМК «Школа России»).
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (для начальной школы)
СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ТНР с ограниченными возможностями здоровья (для начальной ступени обучения)
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности обучающихся с ТНР.
системе школьного образования изобразительное искусство является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Программа ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности обучающихся с ТНР средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
соответствии с этой целью решаются задачи:
воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
развитие воображения, творческого потенциала обучающегося с ТНР, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение обучающимся с ТНР элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
На уроках, для обучающихся с ТНР, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений.
Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь), стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением. Использовать на уроках речевые разминки: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, и т.д.;
Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения обучающимися с ТНР.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
На уроках изобразительного искусства для обучающихся с ТНР необходимо проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы;
Для снятия усталости и напряжения необходимо чередовать занятия и физкультурные паузы. Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка
выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям.
Необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с обучающимся с ТНР.
Формировать навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний: поэтапно разъяснять; учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции; осуществлять поэтапную проверку задач, примеров, упражнений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на
произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок с ТНР
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника)
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся с ТНР осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учащихся с ТНР к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся с ТНР является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Духовное развитие личности, т.е.формирование у ребенка с ТНР способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям с ТНР на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа«Изобразительноеискусство»предусматривает чередованиеуроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-
коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися с ТНР на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники с ТНР знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по1 ч
неделю. Курс рассчитан на 135 ч:
1 классе — 33 ч (33 учебные недели),
во 2 классе — 34 ч (34 учебные недели),
3 классе — 34 ч (34 учебные недели),
4 классе — 34 ч (34 учебные недели),
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников с ТНР развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам с ТНР при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес обучающихся с ТНР к художественному творчеству.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТЕПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
·организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
рисовать изображения на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ:
редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать диаграммы, планы территории и пр.;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Предметные результаты изучения курса «Изобразительного искусства» в 1-м классе:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и
виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать выбирать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага), средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Предметные результаты изучения курса «Изобразительного искусства» во 2-м классе:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Предметные результаты изучения курса «Изобразительного искусства» в 3-м классе:
понимать основные жанры и виды изобразительного искусства;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
называть известные центры народных художественных ремёсел России;
узнавать ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;
различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-
прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной и творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Предметные результаты изучения курса «Изобразительного искусства» в 4-м классе:
понимать основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
развивать образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
формировать основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение
оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважения к родителям, заботе о младших и старших, ответственности другого человека, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности,
развивать трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
уважать и принимать традиции, формы культурного - исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнять конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», развивать принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации
овладевать основами российской гражданской идентичности, чувством гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие;
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь.(33ч. )
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч.)
Изображения всюду вокруг нас.(1ч.)
Мастер Изображения учит видеть.(1ч.)
Изображать можно пятном. (1ч.)
Изображать можно в объеме. (1ч.)
Изображать можно линией. (1ч.)
Разноцветные краски. (1ч.)
Художники и зрители. Картина. Скульптура.
Художественный музей. Обобщение темы (2ч.)
Изображать можно и то, что невидимо. (1ч.)
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч.)
Мир природы полон украшений. Цветы. (1ч.)
Красоту надо уметь замечать. (1ч.)
Узоры, которые создали люди. (1ч.)
Красивые рыбы. Монотипия. (1ч.)
Украшения птиц. Объёмная аппликация. (1ч.)
Как, когда, для чего украшает себя человек. (1ч.)
Мастер Украшения помогает сделать праздник. Обобщение темы(2ч,)
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11ч.)
Дом для себя. (1ч.)
Какие можно придумать дома. (1ч.)
Мастер Постройки помогает придумать город. (1ч.)
Все, что мы видим, имеет конструкцию. (1ч.)
Дом снаружи и внутри. (1ч.)
Внутреннее устройство дома. (1ч.)
Все предметы можно построить. Прогулка по родному городу. (2ч.,
Все имеет свое строение. (1ч.)
Строим вещи. (1ч.)
Город, в котором мы живем. (1ч.)
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу(5ч.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. (1ч.)
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. (1ч.)
Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (2ч)
2класс.
Искусство и ты. (34ч.)
Чем и как работают художники(8ч.)
Три основные краски – красная, синяя, желтая. (1ч.)
Пять красок — все богатство цвета и тона. (1ч.)
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. (1ч.)
Выразительные возможности графических материалов. (1ч.)
Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». (1ч.)
Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы (1ч.) Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности бумаги. (2ч)
Реальность и фантазия (7ч.)
Изображение и реальность. (1ч.)
Изображение и фантазия. (1ч.)
Украшение и реальность. (1ч.)
Украшение и фантазия. (1ч.)
Постройка и реальность. (1ч.)
Постройка и фантазия. (1ч.)
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
Обобщение темы(1ч.)
О чём говорит искусство(11ч.)
Изображение природы в различных состояниях. (2ч)
Выражение характера изображаемых животных. (1ч.)
Знакомство с анималистическими изображениями. (1ч.)
Выражение характера человека в изображении: мужской образ. (1ч.)
Выражение характера человека в изображении: женский образ. (1ч.)
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. (1ч.)
Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. (2ч)
Образ здания. Образы зданий и окружающей жизни. (1ч.)
изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Обобщение темы(1ч.)
Как говорит искусство (8ч.)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. (1ч.) Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. (1ч.)
Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий.(2ч.,)
Ритм пятен как средство выражения. (1ч.) Пропорции выражают характер. (1ч.)
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности (1ч.) Обобщающий урок года. (1ч.)
3класс
«Искусство вокруг нас» (34ч.)
Искусство в твоем доме (8ч.)
Твои игрушки придумал художник. (1ч.)
Посуда у тебя дома. (1ч.)
Мамин платок. (1ч.)
Обои и шторы в твоем доме. (1ч.)
Твои книжки. Поздравительная открытка. (2ч. из них 1 ч. резерв)
Что сделал художник в нашем доме. (1ч.)
Обобщение темы (1ч.)
Искусство на улицах твоего города(7ч.)
Памятники архитектуры — наследие веков. (1ч.)
Парки, скверы, бульвары. (1ч.)
Ажурные ограды. (1ч.)
Фонари на улицах и в парках. (1ч.)
Витрины магазинов. (1ч.)
Транспорт в городе. (1ч.)
Что делал художник на улицах моего города. Обобщение темы(1ч.)
Художник и зрелище(11ч.)
Художник в цирке. Художник в театре. (2ч.)
Художник-создатель сценического мира. (1ч.)
Театр кукол. (1ч.)
Образ куклы, её конструкция и костюм. (1ч.)
Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. (2ч.)
Афиша и плакат. (1ч.)
Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города. (2ч.)
Школьный праздник-карнавал. Обобщение темы(1ч.)
Художник и музей(8ч.)
Музеи в жизни города. (1ч.)
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. (1ч.)
Картина-портрет. (1ч.)
Картина-натюрморт. (1ч.)
Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины. (2ч
Скульптура в музее и на улице. (1ч.)
Художественная выставка. Обобщение темы(1ч.)
4 класс (34ч.)
«Каждый народ художник (изображение, украшение, постройка в творчестве, народов всей
земли)»
Истоки родного искусства (8ч.)
Пейзаж родной земли. (1ч.)
Гармония жилья с природой. (1ч.)
Деревня — деревянный мир. (1ч.)
Украшения избы и их значение. (1ч.)
Красота человека. (1ч.)
Образ русского человека в произведениях художников. (1ч.)
Календарные праздники Народные праздники. Обобщение темы. (2ч
Древние города нашей Земли (7ч.)
Древнерусский город-крепость. (1ч.)
Древние соборы. (1ч.)
Древний город и его жители. (1ч.)
Древнерусские воины-защитники. (1ч.)
Города Русской земли. (1ч.)
Узорочье теремов. (1ч.)
Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение темы(1ч.)
Каждый народ — художник (11ч.)
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. (2ч.)
Искусство народов гор и степей. (1ч.)
Образ художественной культуры Средней Азии. (1ч.)
Юрта как произведение архитектуры. (1ч.)
Города в пустыне. (1ч.)
Древняя Эллада. Образ художественной культуры Древней Греции. (2ч.)
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. (1ч.)
Образ готического храма. (1ч.)
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы(1ч.)
Искусство объединяет народы (8ч.)
Все народы воспевают материнство. (1ч.)
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. (1ч.)
Все народы воспевают мудрость старости. (1ч.)
Сопереживание — великая тема искусства. (1ч.)
Герои, борцы и защитники. Героическая тема в искусстве разных народов..
Юность и надежды. (1ч.)
Искусство народов мира. Обобщение темы(1ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
1 класс (33 часа)
Тема раздела программы | Количество отводимых учебных |
| часов |
|
|
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером | 9 |
Изображения |
|
|
|
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером | 8 |
Украшения |
|
|
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 |
|
|
Изображение, украшение, постройка всегда | 5 |
помогают друг другу |
|
|
|
2 класс (34 часа) |
|
|
|
Тема раздела программы | Количество отводимых учебных |
| часов |
|
|
Чем и как работают художники | 8 |
|
|
Реальность и фантазия | 7 |
|
|
О чём говорит искусство | 11 |
|
|
Как говорит искусство | 8 |
|
|
3 класс (34 часа) |
|
|
|
Тема раздела программы | Количество отводимых учебных |
| часов |
|
|
Искусство в твоем доме | 8 |
|
|
Искусство на улицах твоего города | 7 |
|
|
Художник и зрелище | 11 |
|
|
Художник и музей | 8 |
|
|
4 класс (34 часа) |
|
|
|
Тема раздела программы | Количество отводимых учебных |
| часов |
|
|
Истоки родного искусства | 8 |
|
|
Древние города нашей Земли | 7 |
|
|
Каждый народ — художник | 11 |
Искусство объединяет народы | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Название раздела | Основные виды учебной |
| деятельности учащихся |
|
|
1класс -33часа
Т ы изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч.)
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о рисунках, сделанными детьми. Рассматривать рисунки в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый любит, умеет, хочет.
Изображения всюду вокруг нас.Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски.
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы (капли дождя, листья, паутинки, кормушки, кора деревьев и др.)
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители. Картина.
Скульптура. Художники и зрители.
Рассуждать о увиденном
Художественный музей. Обобщение темы
Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы Использовать пятно как основу изобразительного образа плоскости.
Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников в детских книгах.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (способом превращения) Находить выразительные, образные объемы в природе. Овладевать первичными навыками объема в природе. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Рассуждать о своих впечатлениях, эмоционально
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч.) Мир природы полон украшений. Цветы.
Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Как, когда, для чего украшает себя |
| расцветки, форму деталей. | |||||
человек. |
| Понимать простые основы симметрии. | |||||
Мастер Украшения помогает сделать |
| Овладевать первичными навыками работы в объемной | |||||
праздник. Обобщение темы |
| аппликации и коллаже. | |||||
|
| Рассматривать орнаменты и придумывать свои | |||||
|
| орнаменты. | |||||
|
| Создавать несложные новогодние украшения | |||||
|
|
| |||||
Ты строишь. Знакомство с Мастером |
| Рассматривать и сравнивать различные | |||||
Постройки (11ч.) |
| архитектурные постройки. | |||||
Дом для себя. |
| Приобретать первичные навыки структурирования | |||||
Какие можно придумать дома. |
| пространственной формы. | |||||
Мастер Постройки помогает придумать |
| Наблюдать постройки в природе(птичьи гнезда, норки | |||||
город. |
| зверей, раковины, стручки, орешки и др. и | |||||
Все, что мы видим, имеет конструкцию. |
| анализировать их форму. | |||||
Дом снаружи и внутри. |
| Изображать сказочные домики в форме овощей, | |||||
Внутреннее устройство дома. |
| фруктов, грибов. | |||||
Все предметы можно построить. |
| Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней | |||||
Все имеет свое строение. |
| конструкции дома. | |||||
Строим вещи. |
| Рассматривать и сравнивать реальные здания разных | |||||
Город, в котором мы живем. |
| форм. | |||||
Прогулка по родному городу. |
| Конструировать из бумаги | |||||
Обобщение темы |
| Работать в группе, создавая коллективный макет | |||||
|
| игрового городка. | |||||
|
| Учиться воспринимать и описывать архитектурные | |||||
|
| впечатления. | |||||
|
| Участвовать в обсуждении итогов совместной | |||||
|
| практической деятельности. | |||||
Изображение, украшение, постройка |
| Различать три вида художественной деятельности. | |||||
всегда помогают друг другу(5ч.) |
| Анализировать деятельность мастеров Изображения, | |||||
Три Брата-Мастера всегда трудятся |
| Украшения и Постройки в создании произведений | |||||
вместе. |
| искусства. | |||||
«Сказочная страна». Создание панно. |
| Наблюдать и анализировать природные формы. | |||||
«Праздник весны». Конструирование из |
| Сотрудничать с товарищами в процессе совместной | |||||
бумаги. |
| работы. Овладевать навыками коллективной | |||||
Урок любования. Умение видеть. |
| деятельности. | |||||
Здравствуй, лето! Обобщение темы |
| Характеризовать свои впечатления от рассматривания | |||||
|
| репродукций картин. | |||||
|
|
| |||||
| 2 класс - 34часа | ||||||
|
|
| |||||
Чем и как работают художники(8ч.) |
| Наблюдать цветовые сочетания в природе. | |||||
Три основные краски – красная, синяя, | Овладевать первичными живописными навыками. | ||||||
желтая. |
| Учиться различать и сравнивать темные и светлые | |||||
Пять красок — все богатство цвета и |
| оттенки цвета и тона. | |||||
тона. |
| Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, | |||||
Пастель и цветные мелки, акварель, их |
| акварели. | |||||
|
|
| |||||
выразительные возможности. | Овладевать первичными знаниями перспективы. | ||||||
Выразительные возможности | Овладевать техникой и способами аппликации. | ||||||
аппликации. | Осваивать приемы работы с графическими | ||||||
Выразительные возможности | материалами (тушь, палочка, кисть) | ||||||
графических материалов. | Создавать объемное изображение животного с | ||||||
Выразительность материалов для | передачей характера из пластилина. | ||||||
работы в объеме. | Овладевать приемами работы с бумагой, выполняя | ||||||
Выразительные возможности бумаги. | объемные фигуры. | ||||||
Для художника любой материал может | Обобщать пройденный материал, обсуждать | ||||||
стать выразительным. Обобщение темы | творческие работы, оценивать собственную | ||||||
| художественную деятельность и своих одноклассников. | ||||||
Реальность и фантазия (7ч.) | Рассматривать, изучать, анализировать строение | ||||||
Изображение и реальность. | реальных животных. | ||||||
Изображение и фантазия. | Изображать животных, выделяя пропорции частей | ||||||
Украшение и реальность. | тела. | ||||||
Украшение и фантазия. | Придумывать выразительные фантастические образы | ||||||
Постройка и реальность. | животных | ||||||
Постройка и фантазия. | Сравнивать, сопоставлять природные формы с | ||||||
Братья-Мастера Изображения, | декоративными мотивами на посуде, тканях, | ||||||
украшения и Постройки всегда | украшениях. | ||||||
работают вместе | Создавать украшения, используя узоры. | ||||||
Обобщение темы | Конструировать из бумаги формы подводного мира. | ||||||
| Обсуждать творческие работы, оценивать | ||||||
| собственную художественную деятельность и своих | ||||||
| одноклассников | ||||||
О чём говорит искусство(11ч.) | Наблюдать природу в различных состояниях. | ||||||
Изображение природы в различных | Развивать колористические навыки работы с гуашью. | ||||||
состояниях. | Создавать противоположные по характеру женские | ||||||
Выражение характера изображаемых | образы, используя живописные и графические средства. | ||||||
животных. | Создавать объемные сказочные образы. | ||||||
Знакомство с анималистическими | Сопереживать, принимать участие в создании | ||||||
изображениями. | коллективного панно. | ||||||
Выражение характера человека в | Учиться видеть художественный образ а архитектуре. | ||||||
изображении: мужской образ. | Обсуждать творческие работы, оценивать | ||||||
Выражение характера человека в | собственную художественную деятельность и своих | ||||||
изображении: женский образ. | одноклассников | ||||||
Образ человека и его характер, |
| ||||||
выраженный в объеме. |
| ||||||
Изображение природы в различных |
| ||||||
состояниях. |
| ||||||
Выражение характера человека через |
| ||||||
украшение. |
| ||||||
Выражение намерений через |
| ||||||
украшение. |
| ||||||
Образ здания. Образы зданий и |
| ||||||
|
| ||||||
окружающей жизни. |
| ||||||
В изображении, украшении, постройке |
| ||||||
человек выражает свои чувства, мысли, |
| ||||||
настроение, свое отношение к миру |
| ||||||
Обобщение темы |
| ||||||
Как говорит искусство (8ч.) | Расширять знания о средствах художественной | ||||||
Цвет как средство выражения. Теплые и | выразительности. | ||||||
холодные цвета. Борьба теплого и | Уметь составлять теплые и холодные цвета. | ||||||
холодного. | Уметь видеть в природе борьбу и взаимодействие | ||||||
Цвет как средство выражения: тихие | цвета. | ||||||
(глухие) и звонкие цвета. | Осваивать различные приемы работы кистью (мазок | ||||||
Линия как средство выражения: ритм | «кирпичик», «волна», «пятнышко») | ||||||
линий. | Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета. | ||||||
Линия как средство выражения: | Уметь видеть линии в окружающей действительности. | ||||||
характер линий. | Развивать навыки работы пастелью, восковыми | ||||||
Ритм пятен как средство выражения. | мелками. | ||||||
Пропорции выражают характер. | Понимать что такое ритм. | ||||||
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции | Сотрудничать с товарищами, в процессе совместной | ||||||
— средства выразительности. | творческой работы уметь договариваться, объяснять | ||||||
Обобщающий урок года. | замысел, уметь выполнять работу в границах заданной | ||||||
|
|
| роли. | ||||
|
|
| |||||
| 3 класс -34часа |
|
| ||||
Искусство в твоем доме (8ч.) | Учиться видеть и объяснять образное содержание | ||||||
Твои игрушки придумал художник. | конструкции и украшения предмета | ||||||
Посуда у тебя дома. | Овладевать навыками создания выразительной формы | ||||||
Мамин платок. | посуды и ее декорирования в лепке, навыками | ||||||
Обои и шторы в твоем доме. | изображения посудных форм. | ||||||
Твои книжки. | Воспринимать и эстетически оценивать | ||||||
Поздравительная открытка. | разнообразие вариантов росписи ткани на примере | ||||||
Что сделал художник в нашем доме. | платка. | ||||||
Обобщение темы | Знать и называть отдельные элементы оформления | ||||||
|
|
| книги | ||||
|
|
| Создавать проект детской книжки – игрушки. | ||||
|
|
| Эстетически оценивать работы сверстников | ||||
Искусство на улицах твоего | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской | ||||||
города(8ч.) | среды. | ||||||
Памятники архитектуры — наследие | Раскрывать особенности архитектурного образа | ||||||
веков. | города. | ||||||
Парки, скверы, бульвары. | Овладевать приемами коллективной творческой | ||||||
Ажурные ограды. | работы в процессе создания проекта. | ||||||
Фонари на улицах и в парках. | Сравнивать между собой ажурные ограды и другие | ||||||
Витрины магазинов. | объекты, выявляя в них общее и особенное. | ||||||
Транспорт в городе. | Овладевать композиционными и оформительскими | ||||||
Что делал художник на улицах моего | навыками в процессе создании образа витрины. | ||||||
города. Обобщение темы | Характеризовать, обсуждать, сравнивать разные | ||||||
|
|
| формы автомобилей. | ||||
|
|
| Овладевать приемами коллективной творческой | ||||
|
|
| деятельности | ||||
Художник и зрелище(11ч.) | Создавать «театр на столе» с объемными декорациями | ||||||
Художник в цирке. | и бумажными фигурками персонажей. | ||||||
Художник в театре. | Овладевать навыками объемно-пространственной | ||||||
Художник-создатель сценического | композиции | ||||||
мира. | Использовать куклу для игры в кукольный спектакль | ||||||
Театр кукол. | Конструировать выразительные острохарактерные | ||||||
Образ куклы, её конструкция и костюм. | маски к театральному представлению или празднику. | ||||||
Маски. | Создавать в рисунке проект оформления праздника. | ||||||
Условность языка масок, их | Овладевать навыками коллективного художественного | ||||||
декоративная выразительность. | творчества. | ||||||
Афиша и плакат. |
| ||||||
Праздник в городе. |
| ||||||
Элементы праздничного украшения |
| ||||||
города. |
| ||||||
Школьный праздник-карнавал. |
| ||||||
Обобщение темы |
| ||||||
Художник и музей(8ч.) | Иметь представления и уметь называть самые | ||||||
Музеи в жизни города. | значительные музеи искусств России | ||||||
Изобразительное искусство. Картина- | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем | ||||||
пейзаж. | опыте восприятия произведения изобразительного | ||||||
Картина-портрет. | искусства | ||||||
Картина-натюрморт. | Изображать пейзаж по представлению с ярко | ||||||
Картины исторические и бытовые. | выраженным настроением | ||||||
Учимся смотреть картины. | Выражать настроение в пейзаже цветом. | ||||||
Скульптура в музее и на улице. | Создавать портрет кого-либо из знакомых людей по | ||||||
Художественная выставка. Обобщение | представлению, используя выразительные возможности | ||||||
темы | цвета. | ||||||
|
|
| Рассказывать об изображенном на портрете человеке. | ||||
|
|
| Участвовать в выставке детского художественного | ||||
|
|
| творчества. | ||||
4 класс -34часа | Изображать характерные особенности пейзажа родной | ||||||
|
|
| природы. | ||||
Истоки родного искусства (8ч.) | Использовать выразительные средства живописи для | ||||||
Пейзаж родной земли. | создания образов природы. | ||||||
Гармония жилья с природой. | Овладевать навыками конструирования. | ||||||
Деревня — деревянный мир. | Создавать женские и мужские образы портреты | ||||||
Украшения избы и их значение. | Характеризовать и эстетически оценивать образы | ||||||
Красота человека. | человека в произведениях художника. | ||||||
Образ русского человека в | Создавать индивидуальные композиционные работы и | ||||||
произведениях художников. | коллективное панно на тему народного праздника. | ||||||
Календарные праздники | Овладевать на практике элементарными навыками | ||||||
Народные праздники. Обобщение темы | композиции. | ||||||
Древние города нашей Земли (7ч.) | Понимать и объяснять роль значения древнерусской | ||||||
Древнерусский город-крепость. | архитектуры. | ||||||
Древние соборы. | Анализировать роль пропорций в архитектуре. | ||||||
Древний город и его жители. | Изображать и моделировать наполненное жизнью | ||||||
Древнерусские воины-защитники. | людей пространство древнерусского города. | ||||||
Города Русской земли. | Овладевать навыками изображения фигуры человека. | ||||||
Узорочье теремов. | Рассуждать об общем и особенном в древнерусской | ||||||
Праздничный пир в теремных палатах. | архитектуре разных городов России. | ||||||
Обобщение темы | Создавать образ древнерусского города. | ||||||
Каждый народ — художник (11ч.) | Воспринимать эстетический характер традиционного | ||||||
Страна Восходящего солнца. | для Японии красоты природы. | ||||||
Образ художественной культуры | Понимать особенности изображения, украшения и | ||||||
Японии. | постройки в искусстве Японии. | ||||||
Искусство народов гор и степей. | Изображать сцены жизни людей степи, и в горах. | ||||||
Образ художественной культуры | Передавать красоту пустых пространств. | ||||||
Средней Азии. | Овладевать живописными навыками в процессе | ||||||
Юрта как произведение архитектуры. | создания самостоятельной творческой работы. | ||||||
Города в пустыне. | Рассуждать о богатстве и многообразии | ||||||
Древняя Эллада. | художественных культур народов мира. | ||||||
Образ художественной культуры | Узнавать характерные черты нескольких ярких культур | ||||||
Древней Греции. | мира (например, Древняя Греция, средневековая Евро- | ||||||
Образ художественной культуры | па, Япония или Индия). | ||||||
средневековой Западной Европы. |
| ||||||
Образ готического храма. |
| ||||||
Многообразие художественных культур |
| ||||||
в мире. Обобщение темы |
| ||||||
Искусство объединяет народы (8ч.) | Развивать навыки композиционного воображения | ||||||
Все народы воспевают материнство. | Создавать в процессе творческой работы | ||||||
Образ Богоматери в русском и | эмоционально выразительный образ пожилого человека | ||||||
западноевропейском искусстве. | Изображать в самостоятельной творческой работе | ||||||
Все народы воспевают мудрость | драматический сюжет | ||||||
старости. | Овладевать навыками изображения в объеме, | ||||||
Сопереживание — великая тема | навыками композиционного построения в скульптуре. | ||||||
искусства. | Рассказывать об особенностях художественной | ||||||
Герои, борцы и защитники. | культуры разных народов | ||||||
Героическая тема в искусстве разных |
| ||||||
народов. |
| ||||||
Юность и надежды. |
| ||||||
Искусство народов мира. Обобщение |
| ||||||
темы |
| ||||||
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочие программы по изобразительному искусству
Б.М.Неменский. Учебники по изобразительному искусству 1-4 класс
Альбомы
Интерактивная доска Проектор
Экран Компьютер
Краски акварельные Краски гуашевые Бумага А3, А4 Бумага цветная
Фломастеры Кисти
Ножницы Клей Стеки Пластилин
Столы учебные Стулья Шкафы для книг Стол учительский
Интернет-ресурсы.
Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа: http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа: http://festival.1september.ru