Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Рисование» (изобразительное искусство) разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование» (изобразительное искусство) относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование» (изобразительное искусство).
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
− расширение художественно-эстетического кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе определяет следующие задачи:
− формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения рисунка;
− корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;
− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира;
− воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.
Основные направления коррекционной работы
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Место реализации Адаптированной рабочей программы
по предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
положительное отношение к окружающей действительности;
эстетическое восприятие окружающей действительности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) на конец 1 класса
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии)
Достаточный уровень:
-знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; - знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
− знать выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет»;
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
−«неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.
Содержание учебного предмета.
В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно- двигательные представления – способы изображений увиденного.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Подготовительный период обучения | 3 | _ |
2. | «Обучение композиционной деятельности» | 9 | _ |
3. | «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» | 11 | _ |
4. | «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» | 4 | _ |
Итого: | 33 | _ |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? | | |
2. | Игровые упражнения на различение цветов. | | |
3. | Упражнения на развитие моторики рук. | | |
4. | Простые формы предметов. Рисование. | | |
5 | Сложные формы предметов. Рисование. | | |
6 | Сложные формы предметов. Рисование. | | |
7 | Знакомство с лепкой. | | |
8 | Знакомство с лепкой. | | |
9 | Лепка овощей и фруктов. | | |
10 | Лепка овощей и фруктов. | | |
11 | Знакомство с аппликацией | | |
12 | Аппликация «Осеннее дерево». | | |
13 | Аппликация «Осеннее дерево» | | |
14 | Игровые графические упражнения. Линии. Точки. | | |
15 | Игровые графические упражнения. Линии. Точки. | | |
16 | Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок. | | |
17 | Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок. | | |
18 | Зима. Аппликация «Снеговик». | | |
19 | «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок. | | |
20 | «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок. | | |
21 | Изображение деревьев . | | |
22 | Пирамидка, рыбка. Рисование. | | |
23 | Сказка «Колобок». Рисование | | |
24 | Сказка «Колобок. Рисование. | | |
25 | Аппликация «Дом в городе» | | |
26 | Весна. Почки на деревьях. Рисование | | |
27 | Рисование картины по опорным точкам «Кораблик». | | |
28 | Знакомство с гуашью. | | |
29 | Рисование солнца на небе, травки на земле. | | |
30 | Рисование радуги. | | |
31 | Аппликация «Коврик для куклы». | | |
32 | Аппликация «Коврик для куклы». | | |
33 | Нарисуй свою картину. | | |
Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
Рау М.Ю,.ЗыковаМ.А. «Изобразительное искусство». 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . Просвещение, 2018.
Печатные пособия:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам;
учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
муляжи фруктов и овощей (комплект);
предметы и игрушки для рисования по темам;
Технические средства обучения:
Литература для учителя:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа»,2015г.
- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.
- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.
Плакаты, наглядность, презентации к уроку.
Интернет – ресурс: http://www.solnet.ee/index.htmlеjournal.edusite.ru/p84aa1. http://mirdetok.tomsk.ru/tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур http://www.uroki.net/docnach.
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для учащихся:
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.
. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.
Интернет - ресурсы:
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.
.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.
Интернет - ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlе
http://mirdetok.tomsk.ru/
http://www.uroki.net/docnach.htm
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.
nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov.
Поурочное планирование
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1 | Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? | 1 | Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей. Организация рабочего места. Отработка навыка правильного захвата карандаша. Изучение последовательного открывания альбома. | Называют художественные материалы. С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Отрабатывают навыки правильного захвата карандаша. С помощью учителя последовательно открывают и переворачивают альбомные листы. | Пользуются художественными материалами Располагают материалы для рисования на столе. Следят за правильным захватом карандаша в руке. Самостоятельно открывают альбом и последовательно переворачивают листы. |
2 | Игровые упражнения на различение цветов | 1 | Знакомство с основными цветами и их оттенками – красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Ответы на вопросы: Что окрашено в желтый цвет? Что окрашено в красный цвет? Что окрашено в синий цвет? Что зеленого цвета? | С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Знакомятся с основными цветами и их оттенками. Находят заданные цвета. По наводящим вопросам учителя соотносят цвета с картинкой. | Располагают материалы для рисования на столе. Называют цвета. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цвета с картинкой. |
3 | Упражнения на развитие моторики рук | 1 | Формирование правильного удержания карандаша, навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (замедление, ускорение). | С помощью учителя отрабатывают навыки правильного захвата карандаша. С помощью учителя отрабатывают толщину наносимых линий. Проводят прямые линии. Под контролем учителя рисуют круги без отрыва руки. | Правильно удерживают карандаш в руке. Самостоятельно регулируют толщину наносимых линий. Проводят различные виды линий (волнистые, наклонные). Рисуют круги без отрыва руки. |
4 | Простые формы предметов. Рисование. | 1 | Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Соотношение геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с предметами окружающей действительности. Анализ формы предмета. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. | Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры. С помощью учителя ориентируются на листе бумаги. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам учителя называют форму предмета. | Называют все геометрические формы. Ориентируются на листе бумаги. Рисуют геометрические формы без шаблона. Раскрашивают геометрические фигуры, ориентируясь на контуры. |
5 | Сложные формы предметов. Рисование. | 1 | Знакомство с понятием «сложная форма». Изучение разных форм у игрушек. Изучение разных форм у посуды. Рисование зайца из овалов. Рисование чашки прямоугольной формы. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. | Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам определяют форму посуды, игрушек. Подбирают цвета для раскрашивания, под контролем учителя. | Находят в сложных формах простые формы. Называют все геометрические формы. Рисуют без шаблона. Самостоятельно определяют форму посуды. Раскрашивают рисунок, ориентируясь на контуры. Самостоятельно подбирают цвета для раскрашивания. |
6 | Сложные формы предметов. Рисование. | 1 |
| |
| 7 | Знакомство с лепкой. | 1 | Знакомство с пластичными материалами и приемами работы с пластилином. Изучение материалов для лепки. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Изучение техники безопасности при работе с пластилином. | С помощью учителя изучают свойства пластилина. С помощью учителя организовывают рабочее место. Учатся отщипывать и разминать пластилин. По наводящим вопросам учителя отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином. | Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание. Отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином. |
| 8 | Знакомство с лепкой. | 1 | Отработка навыков работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь. | Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами по вопросам учителя. Отрывают и разминают кусок пластилина. С помощью учителя выполняют действия с пластилином. С помощью учителя различают цвета пластилина. | Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами. Владеют навыками работы с пластилином. Работают со стекой. Различают цвета пластилина. Самостоятельно выполняют действия с пластилином. |
| 9 | Лепка овощей и фруктов. | 1 |
| 10 | Лепка овощей и фруктов. | 1 | Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги. Изучение техники аппликация. | Знакомятся со свойствами бумаги. Под контролем учителя учатся отрывать бумагу. Сминают бумагу. Изучают технику аппликации. | Называют основные свойства бумаги. Умеют отрывать небольшие кусочки бумаги. Самостоятельно выполняют действия с бумагой. Изучают технику аппликации. |
| 11 | Знакомство с аппликацией. | 1 | Знакомство с аппликацией в технике «рваной» бумаги. | Под контролем учителя подбирают необходимые цвета бумаги. С помощью учителя отрывают бумагу. С помощью учителя правильно располагают готовые части аппликации на ствол дерева. Приклеивают части дерева, под контролем учителя. | Подбирают необходимые цвета бумаги по образцу. Отрывают небольшие кусочки бумаги. Правильно располагают детали аппликации. Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу. |
| 12 | Аппликация «Осеннее дерево» | 1 |
| 13 | Аппликация «Осеннее дерево» | 1 | Знакомство с разными линиями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводить различные линии. Дорисовывание картинок разными линиями. Дорисовывание человечкам волос разной длины. Дорисовывание забора. Дорисовывание волн на море. | Правильно удерживают карандаш в руке под контролем учителя. Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. С помощью учителя дорисовывают линии. | Правильно удерживают карандаш в руке. Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаные линии. Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их формы. Работают самостоятельно по образцу. |
| 14 | Игровые графические упражнения. Линии.Точки. | 1 | Знакомство с понятиями – Новый год, елка, флажки, украшение.Передача ощущения праздника художественными средствами. Украшение елки нарисованными флажками (готовая форма). | Подбирают цвета по образцу. Работают по шаблонам. Раскрашивают и украшают флажки по образцу под контролем учителя. Работают в технике аппликации под контролем учителя. | Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно располагают рисунок на альбомном листе. Украшают флажки узорами с помощью линий разной толщины, по образцу. Работают в технике аппликация. |
| 15 | Игровые графические упражнения. Линии.Точки. | 1 |
| 16 | Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок. | 1 | Выполнение аппликации «Снеговик». Украшение снеговика. | Под контролем учителя подбирают бумагу для аппликации. Вырезают части снеговика под контролем учителя. С помощью учителя располагают готовые детали снеговика на листе Украшают снеговика по образцу, под контролем учителя. | Самостоятельно подбирают бумагу для аппликации. Самостоятельно вырезают части снеговика. Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу. Украшают снеговика по предложенному образцу. |
| 17 | Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок | 1 |
| 18 | Зима. Аппликациия «Снеговик» | 1 | Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. | Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Рисуют аквариум и рыбок с помощью шаблона. Подбирают цвета под контролем учителя. | Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Создают сложную много фигурную композицию. Работают самостоятельно по образцу. |
| 19 | «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок | 1 |
| 20 | «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок. | 1 | Различие деревьев по временам года. Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки, корни. | Различают деревья по временам года, под контролем учителя. Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Под контролем учителя ориентируются на альбомном листе. Рисуют под контролем учителя. | Различают деревья в разное время года. Называют части дерева. Ориентируются на листе альбома. Рисуют дерево самостоятельно по образцу. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| 21 | Изображение деревьев. | 1 | Правильное расположение картинки на листе бумаги. Работа с шаблоном. Дорисовывание картинок. Раскрашивание картинок. | С помощью учителя располагают картинки на листе. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону. Стараются раскрашивать картинки по контуру. | Самостоятельно, по образцу располагают рисунок на листе бумаги. Подбирают цвета по образцу. Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). |
| 22 | Пирамидка, рыбка. Рисование. | 1 |
| | | | |
| | | |
| | | | |
| | | | |
| 23 | Сказка «Колобок». Рисование. | 1 | Рассматривание иллюстрации сказки «Колобок». Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». | Узнают героев сказки. По наводящим вопросам учителя, называют форму предметов. С помощью учителя находят заданные параметры на листе. Дорисовывают рисунок по опорным точкам. | Определяют характер героев сказки. Ориентируются в пространстве листа. Находят заданные параметры. Рисуют самостоятельно по образцу. |
| 24 | Сказка «Колобок». Рисование | 1 | Изучение частей многоэтажного дома (дом, стены, окна, дверь, крыша, этажи) Различие зданий. Знакомство с ножницами. Устройство ножниц. Техника безопасности при работе с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям. Выполнение аппликации. | Показывают части дома. Показывают части (детали) ножниц. Разрезают бумагу по короткой линии смыкая лезвие ножниц до конца. Выполняют аппликацию под контролем учителя. | Называют части дома. Различают здания. Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами. Разрезают бумагу по короткой линии смыкая лезвие ножниц до конца. Самостоятельно выполняют аппликацию. |
| 25 | Аппликация «Дом в городе» | 1 | Определение времени года. Повторение ориентировки на альбомном листе – слева, справа, над, под Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы (красоты весенних деревьев. | С помощью учителя, по картинам, определяют время года. Рассматривают весенние картины. Ориентируются на листе бумаги по вопросам учителя. Рисуют деревья с помощью учителя. | Рассматривают картины и определяют по картине время года. Отвечают на вопросы по содержанию картин. Ориентируются на листе бумаги. Рисуют деревья по образцу. |
| 26 | Весна. Почки на деревьях. Рисование | 1 | Повторение времен года. Рисование по описанию. Построение рисунка с использованием вспомогательных точек. Выбор необходимого цвета. | Про наводящим вопросам определяют время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Проводят линии, под контролем учителя. Подбирают цвета, под контролем учителя. | Называют признаки весеннего время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Самостоятельно соединяют линии и раскрашивают рисунок. Подбирают цвета по образцу. |
| 27 | Рисование картины по опорным точкам «Кораблик». | 1 |
| 28 | Знакомство с гуашью. | 1 | Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Знакомство со свойствами гуаши. Знакомство с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Изучение способа примакивания. | С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Изучают свойства гуаши. Знакомятся с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Задание выполняют под контролем учителя. | Называют свойства гуаши. Называют детали кисти. Называют и различают художественные инструменты – краска гуашь, кисти, палитра. Задание выполняют самостоятельно. |
| 29 | Рисование солнца на небе, травки на земле. | 1 | Выражение настроения в изображении. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с красками, цветом. Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками. | Повторяют и называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. По наводящим вопросам повторяют технику работы с гуашью. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя. | Владеют приемом примакивания. Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место. Называют и применяют технику работы с гуашью Рисунок выполняют самостоятельно по образцу. |
| 30 | Рисование радуги. | 1 | Повторение цветов радуги. Метод примакивания. | Повторяют и называют цвета. По наводящим вопросам называют свойства гуаши. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу под контролем учителя. | Владеют приемом примакивания. Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняют самостоятельно по образцу. |
| 31 | Аппликация «Коврик для куклы». | 1 | Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе. | Владеют приемами составления аппликации. Рассматривают орнаменты, находят в них природные и геометрические мотивы. Получают первичные навыки декоративного изображения. | Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Находят орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком. |
| 32 | Аппликация «Коврик для куклы». | 1 |
| 33 | Нарисуй свою картину. | 1 | Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» | Рассматривают рисунки. Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Под контролем учителя усваивают понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов | Отвечают на вопросы по рисункам. Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Различают понятия (над, под, посередине, в центре). Учитывают размер и форму предметов. Работают самостоятельно |