СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Рисование» (изобразительное искусство)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                        Пояснительная записка.

      Адаптированная  рабочая программа коррекционного курса «Рисование» (изобразительное искусство)  разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости   (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Рисование» (изобразительное искусство)»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Рисование» (изобразительное искусство) разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Рисование» (изобразительное искусство) относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование» (изобразительное искусство).

Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи обучения:

− воспитание интереса к изобразительному искусству;

− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.

− расширение художественно-эстетического кругозора;

− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

− формирование знаний элементарных основ рисунка;

− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;

− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)

− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;

− формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;

− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе определяет следующие задачи:

− формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;

− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения рисунка;

− корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;

− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);

− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира;

− воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.

Основные направления коррекционной работы

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция произвольного внимания.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.

Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».


Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе


Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;

  • положительное отношение к окружающей действительности;

  • эстетическое восприятие окружающей действительности;

  • понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».


Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) на конец 1 класса

Минимальный уровень:

− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;

− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;

− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;

− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги;

− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;

− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;

− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии)

Достаточный уровень:

-знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; - знать названия основных цветов солнечного спектра;

− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий;

− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;

− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

− знать выразительные средства изобразительного искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,

«пятно», «цвет»;

− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника;

− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);



− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;

− применять разные способы лепки;

− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;

− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине.

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий;

  • самостоятельность в выполнении поручений;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

  • ориентироваться на изобразительной плоскости: сере­дина, край листа бумаги;

  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Система оценки

достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы

по учебному предмету «Рисование» (изобразительное искусство) в 1 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

    • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

    • 1 балл - минимальная динамика;

    • 2 балла - удовлетворительная динамика;

    • 3 балла - значительная динамика.

Критерии и нормы оценки достижений

Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

−«неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

Содержание учебного предмета.

В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.

На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.

У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно- двигательные представления – способы изображений увиденного.









Содержание разделов



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные

работы

1.

Подготовительный период обучения

3

_

2.

«Обучение композиционной деятельности»

9

_

3.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и

конструкцию»

11

_

4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета

предметов и формирование умений переливать его в живописи»

4

_

Итого:

33

_
































Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

по плану

Дата

по

факту

1.

Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют?



2.

Игровые упражнения на различение цветов.



3.

Упражнения на развитие моторики рук.



4.

Простые формы предметов. Рисование.



5

Сложные формы предметов. Рисование.



6

Сложные формы предметов. Рисование.



7

Знакомство с лепкой.



8

Знакомство с лепкой.



9

Лепка овощей и фруктов.



10

Лепка овощей и фруктов.



11

Знакомство с аппликацией



12

Аппликация «Осеннее дерево».



13

Аппликация «Осеннее дерево»



14

Игровые графические упражнения. Линии. Точки.



15

Игровые графические упражнения. Линии. Точки.



16

Украшение новогодней елки разноцветными флажками.

Аппликация и рисунок.



17

Украшение новогодней елки разноцветными флажками.

Аппликация и рисунок.



18

Зима. Аппликация «Снеговик».



19

«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок.



20

«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок.



21

Изображение деревьев .



22

Пирамидка, рыбка. Рисование.



23

Сказка «Колобок». Рисование



24

Сказка «Колобок. Рисование.



25

Аппликация «Дом в городе»



26

Весна. Почки на деревьях. Рисование



27

Рисование картины по опорным точкам «Кораблик».



28

Знакомство с гуашью.



29

Рисование солнца на небе, травки на земле.



30

Рисование радуги.



31

Аппликация «Коврик для куклы».



32

Аппликация «Коврик для куклы».



33

Нарисуй свою картину.







Материально – техническое обеспечение.


Учебно-методический комплект:

  • Рау М.Ю,.ЗыковаМ.А. «Изобразительное искусство». 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . Просвещение, 2018.

Печатные пособия:

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, построению орнамента;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам;

  • учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);

  • предметы и игрушки для рисования по темам;

Технические средства обучения:

  • компьютер.


Литература для учителя:

- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.

- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.

- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа»,2015г.

- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.

- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.

М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.

Плакаты, наглядность, презентации к уроку.

Интернет – ресурс: http://www.solnet.ee/index.htmlеjournal.edusite.ru/p84aa1. http://mirdetok.tomsk.ru/tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур http://www.uroki.net/docnach.



Фестиваль «Открытый урок» [email protected]

Литература для учащихся:

Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.

. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.

Интернет - ресурсы:

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download

Литература для родителей:

Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.

Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.

Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.

.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.



Интернет - ресурсы:



http://www.solnet.ee/index.htmlе

http://mirdetok.tomsk.ru/

http://www.uroki.net/docnach.htm

planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.

nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_

planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov.









Поурочное планирование







Тема предмета

Кол-во часов



Программное содержание

Дифференциация видов

деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Вводный урок. Как приготовить рабочее место.

Чем рисуют? На чем рисуют?

1

Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей. Организация рабочего места. Отработка навыка правильного захвата

карандаша. Изучение последовательного открывания альбома.

Называют художественные материалы. С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Отрабатывают навыки правильного захвата карандаша. С помощью учителя последовательно открывают и переворачивают альбомные листы.

Пользуются художественными материалами Располагают материалы для рисования на столе. Следят за правильным захватом карандаша в руке. Самостоятельно открывают альбом и последовательно переворачивают листы.

2

Игровые упражнения на различение цветов

1

Знакомство с основными цветами и их оттенками – красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый,

фиолетовый. Ответы на вопросы:

Что окрашено в желтый цвет?

Что окрашено в красный цвет?

Что окрашено в синий цвет? Что зеленого цвета?

С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Знакомятся с основными цветами и их оттенками. Находят заданные цвета. По наводящим вопросам учителя соотносят цвета с картинкой.

Располагают материалы для рисования на столе.

Называют цвета. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цвета с картинкой.



3

Упражнения на развитие моторики рук

1

Формирование правильного удержания карандаша, навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа

движения (замедление, ускорение).

С помощью учителя отрабатывают навыки правильного захвата карандаша. С помощью учителя отрабатывают толщину наносимых линий. Проводят прямые линии.

Под контролем учителя рисуют круги без отрыва руки.

Правильно удерживают карандаш в руке.

Самостоятельно регулируют толщину наносимых линий. Проводят различные виды линий (волнистые, наклонные).

Рисуют круги без отрыва руки.

4

Простые формы предметов.

Рисование.

1

Знакомство с понятиями

«форма», «простая форма». Соотношение геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с предметами окружающей

действительности. Анализ формы предмета.

Обучение действиям с

шаблонами и трафаретами.

Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры.

С помощью учителя ориентируются на листе бумаги. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам учителя называют форму предмета.

Называют все геометрические формы. Ориентируются на листе бумаги. Рисуют геометрические формы без шаблона.

Раскрашивают геометрические фигуры, ориентируясь на контуры.

5

Сложные формы предметов.

Рисование.

1

Знакомство с понятием

«сложная форма». Изучение разных форм у игрушек.

Изучение разных форм у посуды.

Рисование зайца из овалов. Рисование чашки прямоугольной формы.

Обучение действиям с

шаблонами и трафаретами.

Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры.

Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам определяют форму посуды, игрушек.

Подбирают цвета для раскрашивания, под контролем учителя.

Находят в сложных формах простые формы.

Называют все геометрические формы. Рисуют без шаблона. Самостоятельно определяют форму посуды. Раскрашивают рисунок, ориентируясь на контуры.

Самостоятельно подбирают цвета для раскрашивания.

6

Сложные формы предметов.

Рисование.

1




7

Знакомство с лепкой.

1

Знакомство с пластичными материалами и приемами работы с пластилином.

Изучение материалов для лепки. Подготовка рабочего места для занятий лепкой.

Изучение техники безопасности при работе с пластилином.

С помощью учителя изучают свойства пластилина. С помощью учителя организовывают рабочее место.

Учатся отщипывать и разминать пластилин. По наводящим вопросам учителя отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином.

Называют свойства пластилина.

Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином.

Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание.

Отвечают на вопросы по ТБ при

работе с пластилином.


8

Знакомство с лепкой.

1

Отработка навыков работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь.

Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими

фигурами по вопросам учителя. Отрывают и разминают кусок пластилина. С помощью учителя выполняют действия с пластилином. С помощью учителя различают цвета пластилина.

Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами. Владеют навыками работы с пластилином.

Работают со стекой. Различают цвета пластилина. Самостоятельно выполняют действия с пластилином.


9

Лепка овощей и фруктов.

1


10

Лепка овощей и фруктов.

1

Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги. Изучение техники аппликация.

Знакомятся со свойствами бумаги. Под контролем учителя учатся отрывать бумагу. Сминают бумагу.

Изучают технику аппликации.

Называют основные свойства бумаги. Умеют отрывать небольшие кусочки бумаги.

Самостоятельно выполняют действия с бумагой.

Изучают технику аппликации.


11

Знакомство с аппликацией.

1

Знакомство с аппликацией в технике «рваной» бумаги.

Под контролем учителя подбирают необходимые цвета бумаги.

С помощью учителя отрывают бумагу. С помощью учителя правильно располагают готовые части аппликации на ствол дерева. Приклеивают части дерева, под контролем учителя.

Подбирают необходимые цвета бумаги по образцу. Отрывают небольшие кусочки бумаги.

Правильно располагают детали аппликации.

Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу.


12

Аппликация

«Осеннее дерево»

1


13

Аппликация

«Осеннее дерево»

1

Знакомство с разными линиями – прямые, волнистые, ломаные.

Отработка умения проводить различные линии.

Дорисовывание картинок разными линиями.

Дорисовывание человечкам волос разной длины.

Дорисовывание забора. Дорисовывание волн на море.

Правильно удерживают карандаш в руке под контролем учителя.

Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. С помощью учителя дорисовывают линии.

Правильно удерживают карандаш в руке.

Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаные линии. Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их

формы. Работают самостоятельно по образцу.


14

Игровые графические упражнения. Линии.Точки.

1

Знакомство с понятиями – Новый год, елка, флажки, украшение.Передача ощущения

праздника художественными средствами.

Украшение елки нарисованными флажками (готовая форма).

Подбирают цвета по образцу. Работают по шаблонам.

Раскрашивают и украшают флажки по образцу под контролем учителя. Работают в технике аппликации под контролем учителя.

Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно располагают рисунок на альбомном листе. Украшают флажки узорами с помощью линий разной толщины, по образцу.

Работают в технике аппликация.


15

Игровые графические упражнения. Линии.Точки.

1


16

Украшение новогодней елки разноцветными флажками.

Аппликация и рисунок.

1

Выполнение аппликации

«Снеговик». Украшение снеговика.

Под контролем учителя подбирают бумагу для аппликации.

Вырезают части снеговика под контролем учителя. С помощью учителя располагают готовые детали снеговика на листе Украшают снеговика по образцу, под контролем учителя.

Самостоятельно подбирают бумагу для аппликации.

Самостоятельно вырезают части снеговика.

Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу.

Украшают снеговика по предложенному образцу.


17

Украшение новогодней елки разноцветными флажками.

Аппликация и рисунок

1


18

Зима. Аппликациия

«Снеговик»

1

Изучение формы.

Форма и создание композиции внутри заданной формы.

Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм.

Работа с шаблоном.

Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами.

Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации.

Рисуют аквариум и рыбок с помощью шаблона.

Подбирают цвета под контролем учителя.

Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Создают сложную много фигурную композицию.

Работают самостоятельно по образцу.


19

«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок

1


20

«Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок.

1

Различие деревьев по временам года.

Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки, корни.

Различают деревья по временам года, под контролем учителя.

Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Под контролем учителя ориентируются на альбомном листе. Рисуют под контролем учителя.

Различают деревья в разное время года.

Называют части дерева. Ориентируются на листе

альбома. Рисуют дерево

самостоятельно по образцу.




















21

Изображение деревьев.

1

Правильное расположение картинки на листе бумаги. Работа с шаблоном.

Дорисовывание картинок. Раскрашивание картинок.

С помощью учителя располагают картинки на листе. Подбирают цвета под контролем учителя.

Работают по шаблону.

Стараются раскрашивать

картинки по контуру.

Самостоятельно, по образцу располагают рисунок на листе бумаги.

Подбирают цвета по образцу.

Создают и изображают на

плоскости средствами

аппликации и графическими

средствами (цветные

карандаши, фломастеры)

заданный образ (пирамидка, рыбка).


22

Пирамидка, рыбка. Рисование.

1





















23

Сказка «Колобок». Рисование.

1

Рассматривание иллюстрации сказки «Колобок».

Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и

«справа».

Узнают героев сказки. По наводящим вопросам учителя, называют форму предметов.

С помощью учителя находят заданные параметры на листе. Дорисовывают рисунок по опорным точкам.

Определяют характер героев сказки.

Ориентируются в пространстве листа. Находят заданные параметры.

Рисуют самостоятельно по образцу.


24

Сказка «Колобок». Рисование

1

Изучение частей многоэтажного дома (дом, стены, окна, дверь, крыша, этажи)

Различие зданий.

Знакомство с ножницами. Устройство ножниц.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Приемы резания ножницами по прямым линиям.

Выполнение аппликации.

Показывают части дома. Показывают части (детали) ножниц.

Разрезают бумагу по короткой линии смыкая лезвие ножниц до конца.

Выполняют аппликацию под контролем учителя.

Называют части дома. Различают здания.

Соблюдают технику

безопасности при работе с ножницами.

Разрезают бумагу по короткой линии смыкая лезвие ножниц до конца. Самостоятельно выполняют аппликацию.


25

Аппликация

«Дом в городе»

1

Определение времени года. Повторение ориентировки на альбомном листе – слева, справа, над, под

Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мира природы.

Эстетическое восприятие деталей природы (красоты весенних деревьев.

С помощью учителя, по картинам, определяют время года.

Рассматривают весенние картины.

Ориентируются на листе

бумаги по вопросам учителя.

Рисуют деревья с помощью учителя.

Рассматривают картины и определяют по картине время года.

Отвечают на вопросы по содержанию картин.

Ориентируются на листе бумаги.

Рисуют деревья по образцу.


26

Весна.

Почки на деревьях. Рисование

1

Повторение времен года. Рисование по описанию. Построение рисунка с использованием вспомогательных точек.

Выбор необходимого цвета.

Про наводящим вопросам определяют время года.

Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок.

Проводят линии, под контролем учителя.

Подбирают цвета, под контролем учителя.

Называют признаки весеннего время года.

Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок.

Самостоятельно соединяют линии и раскрашивают рисунок.

Подбирают цвета по образцу.


27

Рисование картины по опорным точкам

«Кораблик».

1


28

Знакомство с гуашью.

1

Подготовка рабочего места для рисования гуашью.

Знакомство со свойствами гуаши.

Знакомство с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра.

Изучение способа примакивания.

С помощью учителя организовывают свое рабочее место.

Изучают свойства гуаши.

Знакомятся с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра.

Задание выполняют под контролем учителя.

Называют свойства гуаши. Называют детали кисти.

Называют и различают художественные инструменты – краска гуашь, кисти, палитра.

Задание выполняют самостоятельно.


29

Рисование солнца на небе, травки на земле.

1

Выражение настроения в изображении.

Какое настроение вызывают разные цвета?

Развитие навыков работы с красками, цветом.

Усвоение таких понятий, как

«ясно», «пасмурно». Практика работы с красками.

Повторяют и называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место.

По наводящим вопросам повторяют технику работы с гуашью.

Рисунок выполняют по образцу,

под контролем учителя.

Владеют приемом примакивания.

Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место.

Называют и применяют технику работы с гуашью Рисунок выполняют

самостоятельно по образцу.


30

Рисование радуги.

1

Повторение цветов радуги. Метод примакивания.

Повторяют и называют цвета. По наводящим вопросам называют свойства гуаши.

С помощью учителя организовывают свое рабочее место.

Рисунок выполняют по образцу

под контролем учителя.

Владеют приемом примакивания.

Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место.

Рисунок выполняют самостоятельно по образцу.


31

Аппликация

«Коврик для куклы».

1

Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением.

Правильное расположение узора в полосе.

Владеют приемами составления аппликации.

Рассматривают орнаменты, находят в них природные и геометрические мотивы.

Получают первичные навыки декоративного изображения.

Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации.

Находят орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными

человеком.


32

Аппликация

«Коврик для куклы».

1


33

Нарисуй свою картину.

1

Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных

представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги.

Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена).

Развитие пространственных представлений.

Понятия «над», «под»,

«посередине», «в центре»

Рассматривают рисунки.

Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги.

Под контролем учителя усваивают понятия «над»,

«под», «посередине», «в центре» Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов

Отвечают на вопросы по рисункам.

Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги.

Различают понятия (над, под, посередине, в центре).

Учитывают размер и форму предметов.

Работают самостоятельно