СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Коррекционно-развивающие занятия" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Коррекционно-развивающие занятия" 3 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: Коррекционно-развивающие занятия

Класс: 3

Учебный год: 2021-2022

Педагог-психолог: Кутузова И.И.

с. Новая - Брянь



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционной работе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В соответствии с требованиями Стандарта, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебные планы могут быть представлены в нескольких вариантах.

Выбор варианта сроков обучения осуществляет образовательная Организация самостоятельно с учетом:

  • рекомендаций РПМПК;

  • особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;

  • наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).

Цель заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей программыпредусматривается решение следующих основных задач:

выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося и особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками;

формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;

формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.);

овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

формирование основ элементарных знаний по учебным предметам на первом этапе обучения;

достижение планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями программ учебных предметов 3 класса с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 3 класса разработана с учетом особенностей психофизического развития, познавательной деятельности данной группы детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа для 3 класса содержит материал, способствующий достижению обучающимися того уровня общеобразовательных знаний, умений и трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

В соответствии с первым вариантом АООП оценке подлежат личностные и предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,«хорошие», «очень хорошие» (отличные).

Оценка предметных достижений предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета каждым обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.

Итогом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями является нормализация их жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. Иными словами, конечная цель специального образования – достижение обучающимся максимально возможнойсамостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа состоит из специально организованных психокоррекционно - развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на психокоррекционно - развивающих занятиях.

В основу данной программы заложены:

-Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции» (Н.П. Слободяник);

-Программа «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева);

-Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с уо (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.).

С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.

Содержание, форма организации занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная), продолжительность занятий определяется мерой практической актуальности для обучающихся класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.

Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Коррекционно-развивающие занятия включают в себя диагностику и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации; занятия, направленные на активизацию сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений, межполушарных взаимодействий);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Личностныеипредметныерезультатыосвоениякоррекционногокурса

Личностные:

  • проявляют социальную инициативу и положительное отношение к учителю и одноклассникам вразных ситуациях учебного и внеклассного взаимодействия,

  • проявляют социально приемлемые формы поведения в играх со сверстниками, умеют оценивать свои действия и действия партнера по игре,

  • проявляютиндивидуальныетворческиеумения.

Предметные:

  • имеют более расширенные представления о внутренних потребностях и возможностях в рамках умений элементарного ухода за телом;

  • используют накопленный социальный опыт при выполнении знакомых трудовыхпорученийвзрослых;

  • выполняют по показу и по инструкции учителя элементы гимнастики дыхательные упражнения, совместными действиями - силовые задания;

  • используют практически элементарные способы и приемы уменьшения усталости и напряжения;

  • проявляют самостоятельность в коллективных мероприятиях со сверстниками, элементы творчества в доступной форме.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов


Уровни освоения предметных результатов

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • выполнять элементарные действия по инструкции педагога;

  • иметь навык пользования письменными принадлежностями;

  • сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);

  • различать основные цвета;

  • классифицировать фигуры по одному признаку;

  • - ориентироваться наплоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • выполнять не сложные графические работы по образцу;

  • составлять предмет из нескольких частей.

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);

  • различать основные цвета и оттенки;

  • классифицировать фигуры по нескольким признакам;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле и в пространстве;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

  • составлять предмет из нескольких частей различной конфигурации.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана:

  1. Групповые занятия - 68 часа в год (2 раза в неделю по 40 минут).

  2. Индивидуальные занятия – 3 занятия в неделю по 15-20 минут.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание коррекционного курса реализуется как в индивидуальной форме обучения, так ив группах. Обучение может проходить во время выполнения поручений, вразных социально-бытовых ситуациях, в ходе дидактических и подвижных игр, просмотрафрагментов видеозаписей, мультфильмов, выполнения рисунков и поделок потеме занятия,а такжевпроцессечтениятекстовнравственногосодержанияидр.

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (8 ч).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застѐгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (8 ч).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жесткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (6 ч).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 ч).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объѐмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 ч).

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 ч).

Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее – легче – самый лѐгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 ч).

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 8. Восприятие пространства (8 ч).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее –правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка навертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка наповерхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 9.Восприятие времени (10 ч).

Определение времени по часам. Объѐмность времени (сутки, неделя, месяц, год).Длительность временных интервалов(1час,1 минута,1секунда).Времена года, их закономерная смена.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

  • спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, звучащая панель « Водопад», тактильно - акустическая панель, двух сторонний мольберт, изобразительные материалы и др.);

  • оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, фибероптический душ «Солнышко», сухой бассейн, тактильные дорожки, зеркало – искажение, и др.);

  • материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, , сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А2, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, принадлежности для аромотерапии и др.);

  • интерактивная панель, мультимедийное сопровождение, видео- презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий;

  • аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

  • комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.

Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Интерактивная доска.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимисяпри безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Усиливает подачу материала.

2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.


Учебно-тематический план

Раздел,тема

Основныевиды деятельностиучащихся

Кол-во
часов

1.

Обследование детей

Выполнениепредложенныхучителемзаданий.

2

2.

Развитие моторики,

графомоторных навыков

В тематике данного раздела

прослеживается линия упражнений, направленная на развитие мелкой моторики, тонких движений рук, статической и динамической

координации движений пальцев руки отработку элементарных графических

навыков.

8

3.

Тактильно-двигательное восприятие

Содержание занятий ориентировано на формирование у детей с ОВЗ полноты

Представлений об объектах окружающего мира, основной акцент делается на развитие у ребенка тактильно-двигательных ощущений, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания школьников о материалах, их свойствах и качествах. Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать такие «ручные» виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование, сортировка мелких предметов, игры с мелкими камушками и сухим песком и др.

8

4.

Кинетическое и

кинестетическое развитие

Предполагает формирование у обучающихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. В данном разделе непосредственное взаимодействие детей с окружающим миром осуществляется через различные игры и упражнения, позволяющие сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений и способствующие развитию различных компонентов двигательной сферы.

6

5.

Восприятие формы,
величины, цвета;

конструирование предметов

Восприятие формы формируется в играх и упражнениях на группировку

предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов в разных ракурсах и т.п. Кроме того, развитие данного навыка происходит в процессе рисования и конструирования.

Восприятие различных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины) формируется с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку.

8

6.

Развитие зрительного восприятия

Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют упражнения и игры на определение изменений в ряду предметов, нахождение в нем лишнего, различий между двумя сходными сюжетными картинками и т.д.

6

7.

Восприятие особых свойств предметов

Использование дидактических игр, направленных на развитие обоняния,

вкусовых ощущений, восприятия температурных различий, различения ощущений тяжести от разных предметов.

6

8.

Развитие слухового

восприятия

Специально подобранные дидактические игры дают ребенку возможность научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит – корректировать слуховое восприятие.

6

9.

Восприятие пространства

Развитие у обучающихся с ОВЗ навыков пространственной ориентировки осуществляется через дидактические игры и упражнения на закрепление ориентировки в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.

8

10.

Восприятие времени

Временные представления складываются у детей на основе следующих умений:

  • восприятие временных интервалов: время (части) суток; неделя; месяц; год; времена года (их последовательность, временные признаки);

  • измерение времени по часам с точностью до минуты и секунды;

  • решение несложных бытовых задач на время;

  • определение течения времени(быстро,долгоредко,вчера,недавнои т.д.)

10



Всего:

68


  1. Групповые занятия - 68 часа в год (2 раза в неделю по 40 минут).



Календарно-тематическое планирование групповых занятий

Название раздела, тематика занятий

Кол-вочасов

Дата

1

Обследование вновь принятых детей

2


2

Развитие моторики, графомоторных навыков

8


2.1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога(два шага вперед—поворот направо—один шаг назад и т.д.)

2


2.2

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

2


2.3

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и наслух)

2


2.4

Вырезаниеножницамиизбумагипоконтурупредметных изображений. Работа в технике объемнойирванойаппликации

2


3

Тактильно-двигательное восприятие

8


3.1

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Игры с сюжетной мозаикой.

3


3.2

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает...(пушистое)»

3


3.3

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

2


4

Кинестетическое и кинетическое развитие

6


4.1

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела
(глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

3


4.2

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

3


5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

8


5.1

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4предмета)

1


5.2

Понятие«овал».Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1


5.3

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.)

1


5.4

Составление сериационных рядов по величине из 4—5предметов

1


5.5

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1


5.6

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1


5.7

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1


5.8

Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1


6

Развитие зрительного восприятия

6


6.1

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

2


6.2

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) . Дидактическая игра «Что изменилось?»

2


6.3

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»)

2


7

Восприятие особых свойств предметов

6


7.1

Развитие осязания(теплее—холоднее),словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов(грелка, утюг, чайник)

2


7.2

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

2


7.3

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

2


8

Развитие слухового восприятия

6


8.1

Определение направления звука в пространстве(справа—слева—спереди—сзади). Дидактическая игра«Догадайся, откуда звук»

2


8.2

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

2


8.3

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, темпу. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы—барабанщики

2


9

Восприятие пространства

8


9.1

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

2


9.2

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

3


9.3

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

3


10

Восприятие времени

10


10.1

Определение времени по часам

4


10.2

Длительность временных интервалов (1с,1мин,5мин,1ч). Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

4


10.3

Обследование детей.

2



Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины; совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий; развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.


Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий

Занятие

Тема занятия

Цели занятия

Форма

1-5

Обследование вновь прибывших детей.

Формирование коррекционных занятий.

Диагностика

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

6

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

7

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Практическое занятие

8

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Практическое занятие

9

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие мелкой моторики

Практическое занятие

10

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

Развитие крупной и мелкой моторики

Игровые упражнения

11

Рисование бордюров по образцу.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Дидактическая игра «Расставь значки в фигурах».

12

Графический диктант (зрительный и на слух).

Выявление отклонений в развитии

Тест

13

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практическое занятие

14-15

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практическое занятие

16

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

17

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Практическое занятие

18

Вычерчивание геометрических фигур.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Дидактическая игра «Почини коврик».

19

Упражнения «Речь – ритм – движение».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практическое занятие

20

Графический диктант с усложненными заданиями.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Тестирование

21-22

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

23

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

Тактильно-двигательное восприятие

24

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

25-26

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практическое занятие

27

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидактическая игра

28

Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практическое занятие

29

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра «Волшебный мешочек»

30

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практическое занятие

31

Игры с мелкой мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

Кинестетическое и кинетическое развитие

32

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игровые упражнения

33

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

Научить расслаблению


Релаксация.

34

Воображаемые действия.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

35

Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

36

Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

Развитие предпосылок символической деятельности мышления

Практическое занятие

37

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Подбери кукле однотонную одежду»

38

Выбор и группировка предметов на скорость.

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Практическое занятие

39

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

40

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.).

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Практическое занятие

41

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

Практическое занятие

42

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практическое занятие

43

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидактическая игра

44

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

45

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидактическая игра

46

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Конструирование предметов

Практическое занятие

Настольный «Лего»

47

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

48

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

49

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

50

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

51

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

52

Определение постоянных цветов.

Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Назови цвет».

53

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практическое занятие

54

Узнавание предмета по одному элементу.

Развитие сенсорных эталонов величины

Дидактическая игра «Угадай-ка»

55

Узнавание предмета по словесному описанию.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

56

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

Конструирование предметов

Практическое занятие

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

57

Развитие чувства ритма.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра «Мы барабанщики

58

Различение мелодий по темпу.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

59

Профилактика и коррекция зрения.

Профилактика и коррекция зрения

Гимнастика для глаз.

60

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

61

Тренировка зрительной памяти.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

62

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

Развитие слухового восприятия

Дидактическая игра

Развитие мыслительных операций

63

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

64

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

65

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

67

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

Коррекция интеллектуального развития

Практическое занятие

68

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

69

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

Формирование понимания последовательности событий,

Практическое занятие

70

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

71

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал».

Формирование и развитие умения анализировать ситуацию

Практическое занятие

72

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

Формирование и развитие умения анализировать

Практическое занятие

73

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

74

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

Диагностика развития психомоторных и сенсорных процессов

Дидактическая игра

75

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Дидактическая игра

76

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

77

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Практическое занятие с элементами игры

78

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Практическое занятие

79

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

80

Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

Определение уровня развития мыслительных операций

Тестирование

81

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

82

Формирование понимания скрытого смысла

Развитие адекватных реакций на юмор.

Практическое занятие

83

Дидактические игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное».

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра «Живое – неживое»

84

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

85

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

Развитие восприятия пространства

86

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

87

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

88

Дидактическая игра «Лабиринт».

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра

89

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

90

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

91

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве

Вербализация пространственных отношений

Практическое занятие

92

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

93

Дидактическая игра «Лабиринт»

Вербализация пространственных отношений

Практическое занятие с элементами игры

94

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие с элементами игры

95

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Восприятие времени

96

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

Развитие восприятия времени

Дидактическая игра

97

Лото «Времена года».

Развитие восприятия времени

Дидактическая игра

98

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Практическое занятие с элементами игры

99

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток)

Развитие восприятия времени

Дидактическая игра

100

Последовательность основных жизненных событий.

Развитие восприятия времени

Игра «Чего не хватает?».

101

Работа с календарем и моделью календарного года.

Развитие восприятия времени

Практическое занятие

102

Длительность временных интервалов.

Развитие восприятия времени

Игра «Береги минутку».


  1. Индивидуальные занятия – 102 занятия в год (3 занятия в неделю по 15-20 минут). На индивидуальных занятиях идет закрепление этих же тем в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.

  3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.

  4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.

  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.

  6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.

  7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.

  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.

  9. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.

  2. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.

  3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

  4. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.

  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.

  6. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.

  7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.

  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

  9. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.

  10. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь, 2005, с. 477.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог - мифи.

  2. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.

  3. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.

  4. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.

  5. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (опыт работы центра лечебной педагогики).

  6. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М. С. – м.:
    Теревинф, 2008. – 240 с.

  7. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н.
    Издательство: Феникс, 2010, с. 349.

  8. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.

  9. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: генезис, 2010. — 168 с.

  10. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. –
    М.: Теревинф, 2008. – 240 с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010, с. 256.

  2. Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом
    «Регламент», 2009. — 84 с

  3. Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями. А. Кравцова, А. Кукуруза,
    Н. Михановская. Издание 3-е. Харьков, 2007, с.62.

  4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.– М.:
    Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок)

  5. Сказки и игры с «особым» ребенком. Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2006 ., с. 144.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!