СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02
с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Предмет: Коррекционно-развивающие занятия
Класс: 1
Учебный год: 2021-2022
Педагог-психолог: Кутузова И.И.
с. Новая - Брянь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционной работе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В соответствии с требованиями Стандарта, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебные планы могут быть представлены в нескольких вариантах. Школьное обучение может начинаться как с первого, так и с 1-го дополнительного класса.
Выбор варианта сроков обучения осуществляет образовательная Организация самостоятельно с учетом:
рекомендаций РПМПК;
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические)
Цель состоит в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей программы предусматривается решение следующих основных задач:
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения
способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.
Данная программа состоит из специально организованных психокоррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на психокоррекционно-развивающих занятиях.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Содержание, форма организации занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная), продолжительность занятий определяется мерой практической актуальности для обучающихся класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.
Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Коррекционно-развивающие занятия включают в себя диагностику и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации; занятия, направленные на активизацию сенсорно - перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений, межполушарных взаимодействий);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Физические характеристики персональной идентификации: определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность: определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация: определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе»: осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды»: понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства; «Социальные навыки»: умеет устанавливать и поддерживать контакты; умеет кооперироваться и сотрудничать; избегает конфликтных ситуаций; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок: испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); стремится помогать окружающим; Биологический уровень: сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.); Осознает себя в следующих социальных ролях: семейно–бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь: осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи: осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: принимает участие в коллективных делах и играх; принимать и оказывать помощь.Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Уровни освоения предметных результатов | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
выполнять элементарные действия по инструкции педагога; иметь навык пользования письменными принадлежностями; различать основные цвета; классифицировать фигуры по одному признаку; - ориентироваться наплоскости листа бумаги и на собственном теле; составлять предмет из нескольких частей. | целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями; различать основные цвета и оттенки; классифицировать фигуры по нескольким признакам; ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле и в пространстве; составлять предмет из нескольких частей различной конфигурации. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 1 классе рассчитана:
Групповые занятия - 68 часа в год (2 раза в неделю по 40 минут).
Индивидуальные занятия – 3 занятия в неделю по 15-20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» (9 ч) решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта ребенка, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для формирования полноты представлений у обучающихся об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия (5 ч). Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4 ч) предполагает формирование у обучающейся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» (12 ч) является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» (6 ч) обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» (6 ч) способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия» (6 ч). Работа над разделом «Восприятие пространства» (7 ч) имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития. Раздел «Восприятие времени» (7 ч) предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, звучащая панель « Водопад», тактильно - акустическая панель, двух сторонний мольберт, изобразительные материалы и др.);
оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, фибероптический душ «Солнышко», сухой бассейн, тактильные дорожки, зеркало – искажение, и др.);
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, , сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А2, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, принадлежности для аромотерапии и др.);
интерактивная панель, мультимедийное сопровождение, видео- презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий;
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска.
В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Усиливает подачу материала.
2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
Учебно-тематический план № п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
1 | Психодиагностическое обследование | 4 |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков | 9 |
3 | Тактильно-двигательное восприятие | 5 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 6 |
7 | Восприятие особых свойств предметов | 6 |
8 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 6 |
9 | Восприятие пространства | 7 |
10 | Восприятие времени | 7 |
| Всего: | 66 |
Групповые занятия - 66 часов в год (2 раза в неделю по 40 минут).
Календарно-тематическое планирование групповых занятий
№ п/п | Тема занятия | Час | Дата |
1 | Психодиагностическое обследование | 1 |
|
2 | Психодиагностическое обследование | 1 |
|
| Развитие моторики, графомоторных навыков (9 ч.) | ||
3 | Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») | 1 |
|
4 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 |
|
5 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед - поворот направо - один шаг назад и т. д.) | 1 |
|
6 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 |
|
7 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 |
|
8 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 |
|
9 | Рисование бордюров по образцу | 1 |
|
10 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 |
|
11 | Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 |
|
| Тактильно-двигательное восприятие (5 ч.) | ||
12 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | 1 |
|
13 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» | 1 |
|
14 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | 1 |
|
15 | Игры с сюжетной мозаикой | 1 |
|
16 | Игра «Почтовый ящик» (определение формы на ощупь) | 1 |
|
| Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч.) | ||
17 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 |
|
18 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | 1 |
|
19 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | 1 |
|
20 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, наколоть дров, подбросить мяч) | 1 |
|
| Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (12 ч.) | ||
21 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 |
|
22 | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | 1 |
|
23 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 |
|
24 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 |
|
25 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 1 |
|
26 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 |
|
27 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 |
|
28 | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 |
|
29 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 |
|
30 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 |
|
31 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | 1 |
|
32 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | 1 |
|
33 | Психодиагностическое обследование | 1 |
|
| Развитие зрительного восприятия (6 ч.) | ||
34 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 |
|
35 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 |
|
36 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | 1 |
|
37 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 |
|
38 | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | 1 |
|
39 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 |
|
| Восприятие особых свойств предметов (6 ч.) | ||
40 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 |
|
41 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 |
|
42 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | 1 |
|
43 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | 1 |
|
44 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 1 |
|
45 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 1 |
|
| Развитие слухового восприятия (6 ч.) | ||
46 | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). | 1 |
|
47 | Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 1 |
|
48 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» | 1 |
|
49 | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 |
|
50 | Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 |
|
51 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» | 1 |
|
| Восприятие пространства (7 ч.) | ||
52 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 |
|
53 | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | 1 |
|
54 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | 1 |
|
55 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | 1 |
|
56 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 1 |
|
57 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 1 |
|
58 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 |
|
| Восприятие времени (7 ч.) | ||
59 | Определение времени по часам | 1 |
|
60 | Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | 1 |
|
61 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | 1 |
|
62 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 1 |
|
63 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 1 |
|
64 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
|
65 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
|
66 | Психодиагностическое обследование | 1 |
|
Занятие | Тема занятия | Цели занятия | Форма |
1-5 | Обследование вновь прибывших детей. | Формирование коррекционных занятий. | Диагностика |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | |||
6 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) | Развитие крупной моторики | Практическое занятие |
7 | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | Развитие крупной моторики | Практическое занятие |
8 | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков | Пальчиковая гимнастика. |
9 | Пальчиковые игры. | Развитие мелкой моторики пальцев руки | Пальчиковая гимнастика. |
10 | Конструирование из счетных палочек. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практическое занятие |
11 | Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практическое занятие |
12 | Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр. | Развитие графомоторных навыков | Практическое занятие |
13 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков | Практическое занятие |
14 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). | Развитие координации движений | Практическое занятие |
15 | Работа в технике «рваной» аппликации. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практическое занятие |
16 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | Практическое занятие |
17 | Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением | Развитие крупной моторики | «Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос». |
18 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | Развитие мелкой моторики | Практическое занятие |
19 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Развитие мелкой моторики | Игра |
20 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | Развитие крупной и мелкой моторики | Практическое занятие |
21 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | Развитие графомоторных навыков. | Практическое занятие |
22 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | Развитие графомоторных навыков. | Практическое занятие |
23 | Графический диктант (по показу). | Выявить отклонения в развитии | Тест, диагностика |
24 | Работа в технике «объёмной» аппликации. | Развитие крупной и мелкой моторики | Практическое занятие |
Тактильно-двигательное восприятие | |||
25 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практическое занятие |
26 | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
27 | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты» | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практическое занятие |
28 | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практическое занятие |
29 | Игры с крупной мозаикой. | Развитие тактильно- двигательного восприятия | Практическое занятие |
30 | Определение на ощупь предметов сложной формы. | Развитие тактильного восприятия | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». |
31 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | Развитие тактильного восприятия | Практическое занятие |
| Игры со средней мозаикой. | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Игра |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
32 | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Дидактическая игра «Море волнуется». |
33 | Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | Кинестетическое и кинетическое развитие | Практическое занятие |
34 | Движения и позы всего тела. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Дидактическая игра «Зеркало» |
35 | Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления). | Кинестетическое и кинетическое развитие | Дидактическая игра «Угадай-ка» |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов | |||
36 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) | Знакомство с цветом. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. | Дидактическая игра |
37 | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. | Закрепление и применение полученных знаний. Узнавание цвета, оттенков цвета. | Практическое занятие Игровые упражнения |
38 | Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») | Закрепление и применение полученных знаний | Практическое занятие |
39 | Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов. | Закрепление и применение полученных знаний | Практическое занятие |
40 | Дидактическая игра «Назови цвет» | Закрепление и применение полученных знаний | Дидактическая игра |
41 | Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). | Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету | Дидактическая игра |
42 | Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые. | Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий; длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;толщины: толстый – тонкий. | Практическое занятие |
43 | Сравнение 2 предметов по высоте и длине. | Закрепление знаний по параметрам: высота и длина | Практическое занятие |
44 | Сравнение 2 предметов по ширине и толщине. | Закрепление знаний по параметрам: ширина и толщина | Практическое занятие |
45 | Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Дидактическая игра «Подбери двум куклам одежду» |
46 | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практическое занятие |
47 | Группировка по форме предметов двух контрастных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины и цвета | Практическое занятие |
48 | Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм. | Закрепление знаний по восприятию величины | Практическое занятие |
49 | Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). | Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета | Дидактическая игра |
50 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» | Узнавание предметов и изображений. | Дидактическая игра |
51 | Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале | Конструирование предметов и изображений. | Практическое занятие |
52 | Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Узнавание предметов и изображений. | Дидактическая игра |
53 | Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб) | Формирование сенсорных эталонов формы | Практическое занятие |
54 | Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Дидактическая игра «Угадай-ка» |
55 | Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Практическое занятие |
56 | Различие цветов и оттенков. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». |
57 | Подбор оттенков к основным цветам. | Формирование сенсорных эталонов цвета | Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». |
58 | Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм. | Формирование сенсорных эталонов формы | Практическое занятие |
59 | Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм. | Формирование сенсорных эталонов формы | Практическое занятие |
60 | Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов | Практическое занятие |
61 | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов | Практическое занятие |
62 | Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам. | Конструирование предметов | Практическое занятие |
63 | Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали. | Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины | Практическое занятие |
64 | Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине) | Закрепление полученных знаний | Игра |
64 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) | Конструирование предметов | Практическое занятие |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||
66 | Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» | Развитие слухового восприятия | Игра |
67 | Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают). | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие |
68 | Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?» | Развитие слухового восприятия учащихся | Практическое занятие. Дидактическая игра «Громко- тихо» |
69 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие |
70 | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие |
71 | Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?» | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Практическое занятие |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | |||
72 | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. | Развитие зрительного восприятия | Игра «Сравни предметы» |
73 | Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) | Развитие зрительной памяти | Дидактическая игра |
74 | Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?» | Развитие зрительного восприятия и памяти | Дидактическая игра |
75 | Упражнение для профилактики и коррекции зрения | Профилактика зрения | Гимнастика для глаз |
76 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок) | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Практическое занятие |
77 | Упражнение для профилактики и коррекции зрения. | Профилактика зрения | Игра |
78 | Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?» | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Практическое занятие |
79 | Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения) | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Практическое занятие |
80 | Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов. | Развитие зрительного восприятия | Практическое занятие |
81 | Таблицы Шульте. | Выявление уровня развития | Тест |
82 | Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). | Развитие зрительной памяти. | Дидактическая игра |
83 | Дидактическая игра «Запомни и повтори». | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Дидактическая игра |
Развитие восприятия пространства | |||
84 | Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад. | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие |
85 | Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»). | Выполнение движений по инструкции | Практическое занятие |
86 | Ориентация на рабочем столе. | Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу. | Практическое занятие |
87 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона) | Восприятие пространства | Практическое занятие |
88 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | Восприятие пространства | Практическое занятие |
89 | Расположение предметов на листе бумаги. | Восприятие пространства | Дидактическая игра «Расположи верно» |
90 | Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко. | Развитие восприятия пространства | Практическое занятие |
91 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. | Развитие восприятия пространства | Дидактическая игра «Обставим комнату». |
92 | Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». | Закрепление навыков | Практическое занятие |
93 | Дидактическая игра «Определи положение предмета» | Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | Практическое занятие |
94 | Выполнение элементарных работ по замыслу, составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала. | Составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала. | Практическое занятие |
95 | Расположение предметов на листе бумаги. | Развитие восприятия пространства | Дидактическая игра «Расположи верно». |
Восприятие времени | |||
96 | Сутки. Последовательность событий. | Ориентация во времени суток | Практическое занятие |
97 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | Ориентация во времени - неделя | Практическое занятие |
98 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | Закрепление и обобщение | Дидактическая игра |
99 | Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | Восприятие времени (месяц, времена года) | Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». |
Индивидуальные занятия – 99 занятий в год (3 занятия в неделю по 15-20 минут). На индивидуальных занятиях идет закрепление этих же тем в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.
Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.
Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001
Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь, 2005, с. 477.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог - МИФИ.
Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.
Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.
Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.
Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (опыт работы центра лечебной педагогики).
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М. С. – м.:
Теревинф, 2008. – 240 с.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н.
Издательство: Феникс, 2010, с. 349.
Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.
Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: генезис, 2010. — 168 с.
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – м.: Теревинф, 2008. – 240 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010, с. 256.
Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом
«Регламент», 2009. — 84 с
Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями. А. Кравцова, А. Кукуруза,
Н. Михановская. Издание 3-е. Харьков, 2007, с.62.
Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.– М.:
Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок)
Сказки и игры с «особым» ребенком. Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2006 ., с. 144.