СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного предмета СБО 9 класс (вариант 9.1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа коррекционного предмета "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для учащихся образовательной школы 9 класс (вариант 9.1) входит в коррекционный блок основной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного предмета СБО 9 класс (вариант 9.1)»


Содержание программы:



  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика коррекционного предмета «СБО».

  3. Место коррекционного предмета «СБО» в учебном плане.

  4. Содержание коррекционного предмета « СБО».

  5. Тематическое планирование.

  6. Планируемые результаты изучения СБО

  7. Литература.

Цель АООП — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.



СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для учащихся очно-заочной формы обучения общеобразовательной школы – 9 класс (вариант 9.1) входит в коррекционный блок основной образовательной программы.

Специальная коррекционная программа СБО для 9 классов разработана и составлена на основе специальных коррекционных программ под редакцией ВВ.Воронковой.

Программа учитывает особенности познавательной деятельнос­ти умственно отсталых детей. Она направлены на разностороннее раз­витие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогаю­щий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психо­физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложне­ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и со­вершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориен­тировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред­приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет­ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на форми­рование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, дан­ные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

  1. Общая характеристика коррекционного предмета

Цель курса СБО: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Личностными результатами изучения курса являются:

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.

Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду.

Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.

Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Метапредметными результатами изучения курса являются:

владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Обучающиеся с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

практико-ориентированная направленность содержания обучения;

применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Межпредметные связи:

СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

СБО – математика /математический расчет по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.


Формы и методы реализации программных задач

Основными формами и методами обучения являются практи­ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполне­ние учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил тех­ники безопасности, формирования умений пользоваться нагрева­тельными электрическими и механическими бытовыми прибора­ми и приспособлениями, колющими и режущими инструмента­ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходи­мо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиени­ческих требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных мето­дов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми иг­рами, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими ви­дами работ.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирова­ния навыков общения.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического при­менения знаний, умений и навыков, полученных на уроках род­ного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым матери­алом необходимо следить за полнотой устных ответов, последо­вательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся.

Форма оценивания

Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы

целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полу­ченные знания и навыки в повседневной жизни.

Для проведения занятий и экскурсий в VI-IX классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдель­но для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконич­но. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия. Домашние задания не задаются.

  1. Место курса в учебном плане

Настоящая программа «СБО. 9 класс» составлена с учетом учебного плана МКОУ «Садовская СОШ» (очно-заочная форма обучения). Она предусматривает следующее количество, отведённое на изучение предмета: «СБО» в 9 классе не менее 17 часа.

  1. Содержание курса (17ч)

Одежда и обувь

1. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение ТБ при пользовании средствами для выведения пятен.

2.Практическая работа:



Питание

1. Диетическое питание. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.

2.Практическая работа



Семья

  1. Российская семья. Условия создания семьи. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга. Семейные традиции.

  2. Практическая работа

Культура поведения

  1. Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

  2. Практическая работа

Жилище

1. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

2. Практическая работа

Транспорт

1.Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

2. Практическая работа

Торговля

1. Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок.

Практическая работа.

Средства связи

1 . Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Виды связи. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Экскурсия на почту.

Медицинская помощь

1. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность, справка и листок нетрудоспособности.

Практическая работа

Трудоустройство

1. Учреждения и отделы по трудоустройству.

2. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Деловые бумаги.

Практическая работа.


  1. Тематическое планирование (17 ч)

1. Одежда и обувь (2Ч)

1.1. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Средства и правила выведения пятен на одежде в домашних условиях. ТБ при пользовании средствами для выведения пятен.

1.2.Практическая работа:

Определение собственных размеров одежды и обуви. Выведение пятен в домашних условиях со сторожащим соблюдением ТБ.

-гарантийные сроки носки одежды

-правила возврата;

-способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

-средства выведения пятен в домашних условиях;

- общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

-санитарно-гигиенические требования и npaвила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;

2. Питание (2ч)

2.1. Диетическое питание. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.

2.2. Практическая работа

Подбор рецептов диетического питания. Запись рецепта национального блюда.

-значение диетического питания;

-названия и рецепты

-1—2 национальных блюд.


3. Семья (2ч)

3.1.Российская семья. Условия создания семьи.

Распределение обязанностей. Бюджета. Формы организации досуга. Семейные традиции.

3.2. Практическая работа. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.

-основные виды семейных отношений,

формы организации досуга и отдыха в семье;

-семейные традиции;

- о морально-этических нормах взаимоотношений в семье,

-обязанности, связанные с заботой о детях.


4. Культура поведения (2ч)

4.1. Правила поведения в общественных местах Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

4.2.Практическая работа.

Сюжетна игра «Посещение театра».

-Адекватность поведения в обществе

-Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

-Основные требования к знаниям, умениям обучающихся


5.Жилище(2 (ч)

5.1. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

5.2. Практическая работа

Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);

-требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

-правила сохранения жилищного фонда.

6.Транспорт( 2ч)

6.1.Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.

Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

6.2. Практическая работа:

Сюжетна игра «Планирование поездки на самолете» .

-основные маршруты самолетов;

-службы аэровокзала;

- стоимость проезда;

-порядок приобретения и возврата билетов;

-правила посадки в самолет;

-правила поведения в аэропорту;

- правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

-Определить номер рейса самолета, стоимость билета.

-Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно».

-Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

7.Торговля (1ч)

7.1. Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок.

Практическая работа

-распродажи товаров по сниженным ценам.

-Виды ярмарок;

-отличия ярмарки от рынка, магазина;

-время и место проведения ярмарок;

-цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.


8.Средства связи (1ч)

8.1 . Виды денежных перевода. Виды связи. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Экскурсия на почту.


-виды денежных переводов, их стоимость;

-виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость;

-стоимость услуг по каждому виду связи.


9.Медицинская помощь (1ч)

9.1.Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность, справка и листок нетрудоспособности.

Практическая работа.

Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним

-измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема;

-поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.

-способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;

-меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

-правила и приемы ухода за больным;

-условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.


10.Трудоустройство (2ч)

10.1. Учреждения и отделы по трудоустройству

Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Практическая работа. Составление деловых бумаг.

-Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы.

-Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.


6. Планируемые результаты изучения СБО

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

— значение диетического питания;

— названия и рецепты

1—2 национальных блюд.

— размеры своих одежды и обуви;

— гарантийные сроки носки;

— правила возврата;

— способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

— средства выведения пятен в домашних условиях; (

— общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

— санитарно-гигиенические требования и npaвила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;

— основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; — семейные традиции;

— о морально-этических нормах взаимоотношений в семье, — обязанности, связанные с заботой о детях.

— правила поведения в обществе — правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

— правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);

— требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

— правила сохранения жилищного фонда.

- способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;

— меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

— правила и приемы ухода за больным;

— условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

учреждения и отделы по трудоустройству; — местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; — виды документов, необходимых для поступления на работу; — правила перехода с одной работы на другую; — перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию

Обучающиеся должны уметь:

— составить меню диетического питания на день;

— приготовить 1 —2 диетическое блюдо;

— приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;

— выполнить сервировку праздничного стола

— встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;

— анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

- соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими сред-ствами;

расставлять мебель в квартире (на макете);

— подбирать детали интерьера.

— ориентироваться в расписании;

— определять маршрут и выбирать транспортные средства;

— выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

— заполнить почтовый и телеграфный перевод;

— подсчитать стоимость денежных отправлений;

— оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

— строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка);

— ставить горчичники.

обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; — написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; — заполнить анкету; — составить заявки на материалы, инструменты; — написать расписку, докладную записку



7.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя




литература

Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /

Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с. 13ВЫ 5-691-00583-9.

5-691-00626-6(11).

А.А. Хилько А.А. и другие. «Преподавание социально-бытовой ориентировки» (пособие для учителя). Москва, 2006г.
В.В. Воронкова, С.А. Казаков «Социально-бытовая ориентировка» (пособие для учителя) 5-9 классы. Москва, 2006г.
3 М. Зинкевин – Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребёнку: Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
4 Ермакова В. И. Основы кулинарии: Учебник для 8 -11классов. М., 2000.
5 Ишук В. В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.
6 Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М., Минск,2002.
7 Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.
8 М. Зинкевин – Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребёнку: Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
9 Снегирёва А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.
III. Электронные ресурсы
1www.school-collection.edu.ru
2http://zavuch.info/forums.html
3http://www.gramma.ru
4http://www.openclass.ru
5http://www.gramota.ru
6http://korped.rkc-74.ru
7http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

  1. Картушина Г.Б. «Швейное дело 9 кл.», М. Просвещение, 2016г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!