СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа Кружка «Художественная вышивка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составле на основе примерной программы под редакцией В.А.Горского.

Адаптированная рабочая программа кружка  "Ручная художественная вышивка" предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 7 классов в возрасте 11 - 14 лет.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа Кружка «Художественная вышивка»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Екатерино-Никольское»



Согласованно Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор школы

________Долбня Е.А. _______Жилина О.В.

« » 08.2020 г. « » 08.2020 г.





Программа Кружка

«Художественная вышивка»

(на первый и второй года обучения,

для детей 5-7 классов

Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)







Составитель рабочей программы

Чигарова С.А.

Учитель технологии I категории

На основе примерной программы

Под редакцией В. А. Горского







2020 – 2021 г.г.

Пояснительная записка.

Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 5-7-х классов в возрасте 11-14 лет.

Данная программа является частью комплексной системы работы школы по эстетическому воспитанию, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием.Занятия различными видами декоративно-прикладного творчествапозволяютучащимся проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом, бисером, лентами помогает создать изделия, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

Программа курса рассчитана на 2 года.

Цель программы:

  • углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

  • систематизация знаний о различных приемах вышивки,

  • развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

  • освоение приемов вышивки крестом, бисером, лентами.

  • выполнение творческого проекта.

Образовательные:

  • приобщить детей к одному из популярных видов народного творчества – ручной вышивке;

  • изучить виды и жанры  декоративно-прикладного искусства;

  • научить организовывать рабочее место;

  • научить работать с различными материалами;

научить различным приемам итехникам вышивки;

Воспитательные:

воспитать чувство гордости за выполненную работу,

бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца.

Развивающие:

- создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;

- развить в ребенке потребность творить;

- развить самостоятельность;

- развить творческие способности ребенка;

- развить память, научить работать по памяти;  

- развить пространственное мышление.

Коррекционные:

- создание условий для самореализации детей;

- развитие навыков самоорганизации, самоконтроля, самоуправления

- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- преодоление недостатков психического и физического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


Формы проведения занятия: индивидуальная, коллективная и групповая. Дети могут отходить от тем, предложенных на занятии, изменять сложность задания, но не отступать от тематического плана. На занятиях применяются:

  1. Демонстрация изделий.

  2. Занятия с элементами лекций.

  3. Практические занятия.

  4. Игра, викторина на знание терминологии и основных способов вышивки.

  5. Самостоятельная работа с литературой.

  6. Разработка индивидуального творческого изделия.

Наглядность:

  1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

  2. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

  3. Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

Учащиеся должны знать:

  • Виды ручной вышивки.

  • Историю и традиции вышивки.

  • Способы нанесения рисунка на ткань.

  • Способы закрепления нитей.

  • Способы выполнения шва «крест».

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

  • Уметь вышивать на пяльцах и без них.

  • Начинать и заканчивать работу без узлов.

  • Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

  • Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

  • Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.

  • Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

  • Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Способы оценивания результативности учащихся:

  • Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

  • Выполнение учащимися тестовых заданий, проведение анкетирования.

  • Выставка работ учащихся.

Программа способствует

  • развитию познавательной и творческой активности детей;

  • формированию нравственных ценностей;

  • расширению политехнических знаний;

  • повышению культуры общения детей;

  • укреплению веры детей в свои способности.

            На каждом промежуточном этапе работы необходимо проводить просмотр-обсуждение, побуждать детей анализировать работы с учетом смыслового, композиционного, цветового, эмоционального решения, видеть достоинства и недостатки работ. На завершающем этапе каждой темы проводится выставка работ по декоративно-прикладному искусству, а в конце учебного года организуется выставка, где представляются все работы учащихся.


Учебно-тематический план 1-го года обучения


Содержание работы

Количество часов


Раздел1. Вышивка гладью

        32

1

Знакомствос видами декоративно-прикладноготворчества и его направлениями.Знакомство с видами ручной художественной вышивки. История вышивки.

2

2

Знакомствос видами декоративно-прикладного творчества и его направлениями.Знакомство с видами ручной художественной вышивки. История вышивки.

2

3

Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки.

2

4

Техника выполнения свободных швов: шоввперед иголку, шов строчка, шов за иголку,стебельчатый шов, тамбурный шов и его варианты, петельный шов.

2

5

Техника выполнения швов счетной вышивки:

шов роспись, шов козлик, шов косичка.

2

6

Выполнение изделия с использованием изученных видов швов

6

7

Знакомство с простейшими видами гладьевых швов: односторонняя и двусторонняя гладь, плоская гладь, белая гладь, контурная гладь, штриховая гладь, гладь вприкреп, гладь с настилом, теневая гладь.


4

8

Перевод рисунка на ткань, подбор ниток.Выполнение изделия с использованием изученных видов швов

10

9

Окончательная отделка и оформление изделия.

2


Раздел 2.Вышивка бисером.

20

10

Знакомство с вышивкой бисером. История вышивки бисером.

2

11

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером.

2

12

Составления композиции изделия в художественной вышивке бисером, перевод рисунка на ткань

2

13

Технология выполнения основных видов швов в художественной вышивке бисером: строчной шов, стебельчато-строчной, монастырский шов, арочный шов или шов назад иголку

2

14

Выполнение изделия с использованием изученных видов швов.

12

15

Раздел 3. Аппликация из ткани.

18


Знакомство с аппликацией. Виды аппликации. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения аппликации

2

15

Техника выполнения аппликации. Виды соединения аппликации с изделием: ручными стежками (петельными или косыми) или на швейной машине.

2

16

Выполнение аппликации на изделии

10

17

Окончательная отделка и оформление изделия. Защита проекта.

2

18

Выставка работ учащихся

2


Итого:

68

 


Календарно-тематическое планирование кружка



Содержание работы

Количество часов

дата


Раздел1. Вышивка гладью

        32


1

Знакомствос видами декоративно-прикладноготворчества и его направлениями.Знакомство с видами ручной художественной вышивки. История вышивки.

2


2

Знакомствос видами декоративно-прикладного творчества и его направлениями.Знакомство с видами ручной художественной вышивки. История вышивки.

2


3

Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки.

2


4

Техника выполнения свободных швов: шоввперед иголку, шов строчка, шов за иголку,стебельчатый шов, тамбурный шов и его варианты, петельный шов.

2


5

Техника выполнения швов счетной вышивки:

шов роспись, шов козлик, шов косичка.

2


6

Выполнение изделия с использованием изученных видов швов

6


7

Знакомство с простейшими видами гладьевых швов: односторонняя и двусторонняя гладь, плоская гладь, белая гладь, контурная гладь, штриховая гладь, гладь вприкреп, гладь с настилом, теневая гладь.


4


8

Перевод рисунка на ткань, подбор ниток.Выполнение изделия с использованием изученных видов швов

10


9

Окончательная отделка и оформление изделия.

2



Раздел 2.Вышивка бисером.

20


10

Знакомство с вышивкой бисером. История вышивки бисером.

2


11

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером.

2


12

Составления композиции изделия в художественной вышивке бисером, перевод рисунка на ткань

2


13

Технология выполнения основных видов швов в художественной вышивке бисером: строчной шов, стебельчато-строчной, монастырский шов, арочный шов или шов назад иголку

2


14

Выполнение изделия с использованием изученных видов швов.

12


15

Раздел 3. Аппликация из ткани.

18



Знакомство с аппликацией. Виды аппликации. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения аппликации

2


15

Техника выполнения аппликации. Виды соединения аппликации с изделием: ручными стежками (петельными или косыми) или на швейной машине.

2


16

Выполнение аппликации на изделии

10


17

Окончательная отделка и оформление изделия. Защита проекта.

2


18

Выставка работ учащихся

2



Итого:

68





Учебно-тематический план 2-го года обучения




п\п

Содержание работы

Количество часов


Раздел 1.Вышивка крестом и гобеленовым швом

32

1

Виды вышивки крестом. История вышивки крестом

2

2

Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. Способы закрепления нити.

2

3

Технология выполнения свободных швов

2

3

Технология выполнения креста с горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце.

2

4

Технология выполнения креста с вертикальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце.

2

5

Технология выполнения гобеленового шва

2

6

Практическое занятие: выполнение гобеленового шва

2

7

Композиция, цветовой круг, орнамент. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом, гобеленовым швом.

2

8

Практическое занятие: выполнение изделия одним из изученных видов швов.

14

10

Окончательная отделка и оформление и изделия

2

 

Раздел 2.Вышивка лентами

36

11

Вышивка лентами. История рукоделия. Техника. Иглы. Материалы (ткань, ленты, тесьма).

Инструменты и приспособления

2

12

Закрепление ленты на ткани. 

Виды швов

2

13

Выполнение тамбурного шва,

шва «полупетельки с прикрепкой»,

шва «узелки»

2

14

Шов «вытянутый стежок с прикрепками»

2

15

Стебельчатый шов. Шов «вытянутый стежок с завитком»

2

16

Шов «вытянутые стежки».

Изготовление бутонов роз

2

17

Изготовление панно из лент, вышивка крестом, бисером (по выбору учащихся)

6

18

Роза из присбореной ленты. Узор «роза»

2

19

Скрученная роза

2

20

Вышивание панно с применением изученных способов выполнения швов.

10

21

Окончательная отделка и оформление изделия.

Защита проекта.

2


Итого

68



Календарно-тематическое планирование кружка



п\п

Содержание работы

Количество часов

дата


Раздел 1.Вышивка крестом и гобеленовым швом

32


1

Виды вышивки крестом. История вышивки крестом

2


2

Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. Способы закрепления нити.

2


3

Технология выполнения свободных швов

2


3

Технология выполнения креста с горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце.

2


4

Технология выполнения креста с вертикальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце.

2


5

Технология выполнения гобеленового шва

2


6

Практическое занятие: выполнение гобеленового шва

2


7

Композиция, цветовой круг, орнамент. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом, гобеленовым швом.

2


8

Практическое занятие: выполнение изделия одним из изученных видов швов.

14


10

Окончательная отделка и оформление и изделия

2


 

Раздел 2.Вышивка лентами

36


11

Вышивка лентами. История рукоделия. Техника. Иглы. Материалы (ткань, ленты, тесьма).

Инструменты и приспособления

2


12

Закрепление ленты на ткани. 

Виды швов

2


13

Выполнение тамбурного шва,

шва «полупетельки с прикрепкой»,

шва «узелки»

2


14

Шов «вытянутый стежок с прикрепками»

2


15

Стебельчатый шов. Шов «вытянутый стежок с завитком»

2


16

Шов «вытянутые стежки».

Изготовление бутонов роз

2


17

Изготовление панно из лент, вышивка крестом, бисером (по выбору учащихся)

6


18

Роза из присбореной ленты. Узор «роза»

2


19

Скрученная роза

2


20

Вышивание панно с применением изученных способов выполнения швов.

10


21

Окончательная отделка и оформление изделия.

Защита проекта.

2



Итого

68



Содержание работы 1-го года обучения


Раздел 1. Вышивка гладью. (32 часа)

Знакомство с видами декоративно-прикладноготворчества и его направлениями. Знакомство с видами ручной художественной вышивки. История вышивки.

Инструменты и приспособления для вышивания:

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка. Способы перевода рисунка на ткань.

Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки.

 Изготовление образцов свободных швов: шов вперед иголку, шов строчка, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов и его варианты, петельный шов.

 Изготовление образцов швов счетной вышивки: шов роспись, шов козлик, шов косичка. (Изготовление образца может быть заменено выполнением небольшой по объему творческой работы).
 Выполнение изделия с использованием изученных видов швов (салфетка, прихватка, полотенце, мешочек).

Знакомство с простейшими видами гладьевыхшвов: односторонняя и двусторонняя гладь, плоская гладь, гладь вприкреп, гладь с настилом, теневая гладь. Техника выполнения гладьевыхшвов 

Изготовление образцов гладьевых швов.

Перевод рисунка на ткань, подбор ниток. Выполнение изделия с использованием изученных видов швов


Раздел 2. Вышивка бисером.(20 часов)

Знакомство с вышивкой бисером. История вышивки бисером.

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером.

Составления композиции изделия в художественной вышивке бисером, перевод рисунка на ткань

Технология выполнения основных видов швов в художественной вышивке бисером: строчной шов, стебельчато-строчной, монастырский шов, арочный шов или шов назад иголку.

Выполнение изделия с использованием изученных видов швов.

Раздел 3. Аппликация из ткани.(18 часов)

Знакомство с аппликацией. Виды аппликации. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения аппликации.

Техника выполнения аппликации. Виды соединения аппликации с изделием: ручными стежками (петельными или косыми) или на швейной машине. Выполнение аппликации на изделии. Окончательная отделка и оформление изделия. Защита проекта. Оформление выставки работ учащихся.


Содержание работы 2-го года обучения


Раздел 1. Вышивка крестом и гобеленовым швом. (32 часа)

Виды вышивки крестом. История вышивки крестом.

Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.

Способы закрепления нити.Технология выполнения свободных швов.

Технология выполнения креста с горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце.

Технология выполнения креста с вертикальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце.

Технология выполнения гобеленового шва.Практическое занятие: выполнение гобеленового шва.

Композиция, цветовой круг, орнамент. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом, гобеленовым швом.

Окончательная отделка и оформление изделиявыполнение изделия одним из изученных видов швов.Окончательная отделка и оформление изделия.


Раздел 2 .Вышивка лентами. (36 часов)

Вышивка лентами. История рукоделия.

Техника. Иглы. Материалы (ткань, ленты, тесьма).Инструменты и приспособления. Закрепление ленты на ткани. 

Виды швов для вышивки лентами.

Выполнение тамбурного шва,шва «полупетельки с прикрепкой»,шва «узелки». Шов «вытянутый стежок с прикрепками». Стебельчатый шов. Шов «вытянутый стежок с завитком». Шов «вытянутые стежки».Изготовление бутонов роз.

Изготовление панно из лент, вышивка крестом, бисером (по выбору учащихся).

Роза из присбореной ленты. Узор «роза». Скрученная роза.

Вышивание панноили наволочки с применением изученных способов выполнения швов.

Окончательная отделка и оформление изделия.

Выставка работ учащихся.

Защита проекта.



Литература


  1. Бабкова О.В. Школа рукоделия. Вышивка, бисероплетение, макраме, вязание спицами и крючком. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 576с.

  2. Гринченко А.С. Вышивка бисером. – М. : Изд-во «Эксмо»,2006. – 64 с

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – Санкт – Петербург, 2000.

  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю.,Комиссарова Л.Н, Добровольская Т.А.Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  5. Матюшин А.М. Развитие творческой активности школьников. – Москва. : Изд-во«Педагогика», 1991.

  6. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М. : Изд-во «Академия»,2002.

  7. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

  8. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки /

О.Н. Маркелова – Волгоград:«Учитель», 2009. – 127с.

  1. Рукоделие: Популярная энциклопедия / гл. ред. И. А. Андреева. – Большая Рос. энциклопедия, 1993. – 287 с.

  2. http://rudocs.exdat.com

  3. http://www.elena87.net

  4. http://www.krestom.ru

  5. http://www.neva-mozaika.ru















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!