СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Речевая практика" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Календарн1»

Календарно-тематическое (поурочное) планирование

по речевой практике 4 класс

по учебнику С.В. Комаровой

2 часа в неделю (всего 70 часов)


№ п/п

Тема урока

Количе-ство

часов

Планируемые результаты

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

Предметные

Личностные


плани-руемая

факти-ческая


Делимся новостями

5 ч.






Как я провел лето

1

Формирование навыков связного высказывания, умения отвечать на вопросы учителя в процессе беседы.

Определение настроения окружающих. Формировать представление об учебной деятельности и её особенностях.


Проявлять интерес к новым знаниям. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

4. Знакомство со стихотворением И.  Гамазковой «Прошлым летом».

5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Знакомство со стихотворением

И. Гамазковой «Прошлым летом».

1



Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

1



Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам.

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




Я выбираю книгу

5 ч.






Где и как хранятся книги. Свободные высказывания.

1

Установление представлений о разнообразии книг, формирование предложений с опорой на картинки.


Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Знать правила поведения в библиотеке. Уметь выполнять эти правила практически.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).

4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Виды книг, их назначение.

1



Как нужно обращаться с книгой

1



Моя любимая книга

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




«Подскажите, пожалуйста…»

4 ч.






Как ты обращаешься с просьбой

1

Формировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Знать правила культурного поведения и общения с различными людьми. Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса обучающихся.

Уметь грамотно строить речевое высказывание.

Развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»).

3. Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Правила обращения к знакомым и незнакомым людям

1



Ролевая игра по ситуации

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




Я — пассажир

3 ч.






Общественный транспорт и правила поведения в нем.

1

Закрепить среди обучающихся понимание социальной роли пассажира.

Помочь каждому ученику самовыразиться.

Тренировочные упражнения в произнесении реплики интонацией просьбы.

Расширить словарный запас школьников. Актуализация словарного запаса в игре. Моделирование возможных диалогов между врачом и пациентом. Составление рассказа с опорой на картинку

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. Развивать умение наблюдать, логическое мышление, память, речь, воображение. Уметь строить высказывания содержащие просьбу. Использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией.

Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова.

1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

2. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте.

3. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.

4. Ролевая игра «В автобусе»

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Ролевая игра «В автобусе».

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




«Петушок — Золотой гребешок»

3 ч.






Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр иллюстраций.

1

Ознакомление со сказкой «Петушок- Золотой гребешок»». Умение пересказывать и читать сказку по ролям. Формировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Уметь грамотно строить речевое высказывание, развивать разговорную речь.

Уметь использовать на практике полученные знания.

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3. Закрепление содержания сказки пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

4. Пересказ сказки.



Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. Выбор интонации.

1



Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану.

1




Сочиняем сказку

4 ч.






Что такое «сказка»?

1

Развивать коммуникативные способности.

Обогащать словарь новыми словами.

Уметь использовать на практике полученные знания.

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.

3. Обсуждение замысла сказки.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

6. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Составление сказки

1



Иллюстрирование сказки

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




У телевизора

4 ч.






Для чего нужен телевизор? Как им управлять?

1

Развивать коммуникативные способности, умение анализировать

Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса обучающихся словами, называющими предметы, связанные с телевидением.

Уметь грамотно строить речевое высказывание; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

4. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.

5. Составление персональных телевизионных программ обучающимися.

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Программа телепередач. «Моя любимая программа». Свободные высказывания.

1



Составление своей телевизионной программы на день.

1



Обобщение темы «Это важно!»


1




«Лисичка-сестричка»

3 ч.






Знакомство со сказкой

1

Умение пересказывать и инсценировать сказку.

Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание.


1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

4. Чтение сказки по ролям сказки



Работа над содержанием сказки

1



Чтение сказки по ролям.

1




Новогодние истории

3 ч.






Что такое «Новый год»?

1

Формировать и углублять представления о праздновании Нового года. Помочь каждому ребёнку самовыразиться. Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение.

Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание.

Расширять представления учащихся о новогодних праздниках.

Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации).

2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах.

3. Обсуждение замысла истории.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование истории согласно замыслу.

6. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников.

7. Представление истории на новогоднем празднике



Новогодние сказки

1



«Моя новогодняя история»

1




Знаки-помощники

4 ч.






Правила дорожного движения

1

Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение.

Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова.

Уметь строить высказывания, содержащие просьбу. Использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией.


1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни.

3. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

4. Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе)».

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Дорожные знаки

1



Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе».

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




В гостях у леса

4 ч.






Для чего нам нужен лес?

1

Формировать и углублять представления о лесе.

Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение.


Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу.

4. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов).

5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».

1



Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




Задушевный разговор

4 ч.

Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность.

Развивать интонационную выразительность. Развивать слуховое восприятие.

Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание.

Расширять представления учащихся о способах выражения своих чувств.

1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса

2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.

3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.

5. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

1



Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово».

1



Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




Приглашение

4 ч.






Какие бывают приглашения.

1

Коррекция диалогической речи, через моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении пригласительных открыток.

Составление приглашений с опорой на условно-графические схемы предложений.

Коррекция тона речи в произнесении приглашений с различной интонацией.

Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)

3. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата.

4. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.

5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах.

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Составление приглашений

1



Оформление приглашения на день рождения.

1



Какие бывают приглашения.

1


Поздравляю!

4 ч.






Какие бывают праздники?

1

Коррекция диалогической речи, через моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Составление поздравления с опорой на условно-графические схемы предложений.

Коррекция тона речи в произнесении поздравлений с различной интонацией.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Конструирование поздравлений. Дифференциация зависимости от адресата.

3. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток.

4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Составление поздравления

1



Поздравительная открытка и подписи к ней.

1





Обобщение темы «Это важно!»

1


Жду письма!

4 ч.






Какие бываю письма?

1

Формирование навыков взаимопомощи. Расширить словарный запас школьников. Актуализация словарного запаса школьников. Моделирование возможных диалогов между детьми во время поучения письма. Составление рассказа с опорой на картинку.

Воспитывать осознанное, ответственное отношение к поручению.

Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. Развивать умение наблюдать, логическое мышление, память, речь, воображение. Уметь строить высказывания, содержащие просьбу. Использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией.

Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова

1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).

2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма.

3. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов.

4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.).

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Откуда и куда идут письма?

1



Составление письма другу.

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




«Извините меня…»

4 ч.






За что нужно извиняться?

1

Уточнить и углубить знания детей о ситуациях, когда нужно извиняться; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и слова.


Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

Воспитывать доброту, отзывчивость.


1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»).

3. Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Как правильно просить прощения

1



Ролевые игры по теме ситуации.

1



Обобщение темы «Это важно!»

1




Поздравительная открытка

4 ч.






Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественно войне.

1

Актуализация полученных знаний. Развитие интонационной выразительности. Развитие зрительного внимания. Развитие умения участвовать в

Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.


1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественно войне.

3. Рисование праздничных открыток.

4. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

5. Подписывание открыток поздравлениями.

6. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки).



Рисование праздничных открыток.

1



Подписывание открыток поздравлениями.

1



Подготовка поздравительных открыток ко Дню Победы!

1




«Во саду ли в огороде»

4 ч.






Летние работы в саду и огороде

1

Формировать умение давать словесные отчёты о выполняемом действии. Развивать умение составлять рассказ.


Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы


1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности).

3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения).

4. Выполнение и представление творческих работ классу - составление рассказов на основе выполненных рисунков.

5. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.



Аппликация «Летняя корзинка».

1



Итоговое собеседование.

1



70.

Итоговый урок

1





Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка реч. практика»



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения в 4 классе:

  • расширение представлений об окружающей действительности.

  • обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.

  • развитие навыков связной устной речи.

  • развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.

  • ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

  • коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

  • воспитание культуры речевого общения.

Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

Содержание программы включает четыре раздела, параллельно реализуемые в каждом классе: аудирование и понимание речи; дикция и выразительность речи; общение и его значение в жизни; организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).


Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. В содержание работы по развитию навыков аудирова­ния включены также упражнения на слушание и понима­ние речи, записанной на магнитофон. Это важное направ­ление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоя­тельных тренировочных упражнений или сопровождает за­дания других подразделов, например: выбор названной учи­телем картинки из двух данных (мишка миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических зада­ний по словесной инструкции; слушание и понимание тек­ста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.

Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выра­зительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использо­вании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной вырази­тельностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатывают­ся варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказыва­ния. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому пред­ложению текста, картинного плана к отдельным микроте­мам и т. д.

Культура общения. Его содержание нацеливает на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.


Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс речевой практики в 4 классе рассчитан на 70 ч. (35 учебных недель).


Планируемые результаты изучения предмета «Речевая практика» в 4 классе

Планируемые предметные результаты усвоения после 4 года обучения:

Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

  • ответы на вопросы;

  • понимание содержания детских радио-и телепередач, ответы на вопросы учителя;

  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • высказывание своих просьб и желаний;

  • выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.


Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:

  • расширение представлений о праздниках: личных и государственных, связанных с историей страны;

  • закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;

  • укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

  • закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

  • закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Основное содержание учебного предмета «Речевая практика» в 4 классе

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Аудирование и понимание речи

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?

Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)

Обращение, привлечение внимания.

«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.

Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие.

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание.

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание.

Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор.

Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет.

Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение.

Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка». «Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Делимся новостями



1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».

5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Я выбираю книгу



1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).

4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

«Подскажите, пожалуйста…»




1. 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»).

3. Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Я-пассажир



1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

2. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте.

3. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.

4. Ролевая игра «В автобусе» (или иная по выбору учителя с учётом специфики общественного транспорта в местности, где находится школа).

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

«Петушок-Золотой гребешок»



1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).



Сочиняем сказку




1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.

3. Обсуждение замысла сказки.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

6. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

У телевизора



1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

4. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.

5. Составление персональных телевизионных программ обучающимися.

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

«Лисичка-сестричка»



1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

Новогодние истории




1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации).

2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах.

3. Обсуждение замысла истории.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование истории согласно замыслу.

6. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников.

7. Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.)



Знаки-помощники


1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни.

3. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

4. Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе)».

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

В гостях у леса

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу.

4. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов).

5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Задушевный разговор





1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.

3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.

5. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Приглашение





1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)

3. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата.

4. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.

5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах.

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Поздравляю!

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Конструирование поздравлений. Дифференциация зависимости от адресата.

3. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток.

4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)



Жду письма!






1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).

2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма.

3. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов.

4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.).

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Извините меня


1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»).

3. Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Поздравительная открытка


1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественно войне.

3. Рисование праздничных открыток.

4. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

5. Подписывание открыток поздравлениями.

6. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки)

«Во саду ли в огороде»



1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности).

3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения).

4. Выполнение и представление творческих работ классу - составление рассказов на основе выполненных рисунков.

5. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса



  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  2. С.В. Комарова. Речевая практика. 4 класс. Рабочая тетрадь учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018.

  3. С.В. Комарова. Речевая практика. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2016.

  4. С.В. Комарова. Речевая практика. 4 класс учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018.











Просмотр содержимого документа
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ речевая практика 3 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» 4 КЛАСС

(70 часов)


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Делимся новостями

5 ч.

2.

Я выбираю книгу

5 ч.

3.

«Подскажите, пожалуйста…»

4 ч.

4.

Я -пассажир

3 ч.

5.

«Петушок-Золотой гребешок»

3 ч.

6.

Сочиняем сказку

4 ч.

7.

У телевизора

4 ч.

8.

«Лисичка-сестричка»

3 ч.

9.

Новогодние истории

3 ч.

10.

Знаки-помощники

4 ч.

11.

В гостях у леса

4 ч.

12.

Задушевный разговор

4 ч.

13.

Приглашение

4 ч.

14.

Поздравляю!

4 ч.

15.

Жду письма!

4 ч.

16.

«Извините меня…»


4 ч.

17.

Поздравительная открытка

4 ч.

18.

«Во саду ли в огороде»

4 ч.


Всего

70 ч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!