СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа педагога к учебному курсу "Речевая практика", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе программы «Русский язык» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 0–4 классы», авторы Аксёнова А.К., С.В.Комарова, Якубовская Э.В., под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

 

Программа ориентирована на учебно-методический комплект:

1.Учебник «Речевая практика». 4 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Автор: Комарова С.В. – М.: «Просвещение», 2018.

2. Рабочая тетрадь «Речевая практика». 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Автор: Комарова С.В. – М.: Просвещение, 2018.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа педагога к учебному курсу "Речевая практика", 4 класс»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» предназначена для учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Русский язык» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 0–4 классы», авторы Аксёнова А.К., С.В.Комарова, Якубовская Э.В., под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

1.Учебник «Речевая практика». 4 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Автор: Комарова С.В. – М.: «Просвещение», 2018.

2. Рабочая тетрадь «Речевая практика». 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Автор: Комарова С.В. – М.: Просвещение, 2018.

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в 4 классе – развитие речевой коммуникации как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:

  • расширять возможности понимания учащимися обращённой речи;

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

  • корригировать и обогащать языковую базу устных вы­сказываний учащихся;

  • формировать выразительную сторону речи;

  • учить строить устные связные высказывания;

  • повышение самостоятельности в речевом общении учащихся;

  • знакомство учащихся с простейшими законами организации текста, в том числе письменного высказывания;

  • воспитывать культуру речевого общения.

Для решения этих задач и организации обучения общению умственно отсталых учащихся в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

В рабочей программе для 4 класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 4 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

В 4 классе ведётся традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют свыше 65% заданий.

Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 51% до 65% заданий.

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 35% до 50% заданий.

Оценка «2» не ставится.


II. Общая характеристика предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Актуальность обучения предмету «Речевая практика» обусловлена несовершенством речевых умений, как средства общения, которое затрудняет включение умственно отсталых детей в разнообразные нормы коммуникации.

Рабочая программа по речевой практике в 4 классе включает следующие разделы:

1. Аудирование (восприятие речи на слух).

2. Дикция и выразительность речи.

3. Подготовка речевой ситуации и организа­ция высказывания.

4. Культура общения.

5. Общение и его значение в жизни.


«Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффектив­ность усвоения информации, заложенной в устном выска­зывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного от­ношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

В содержание работы по развитию навыков аудирова­ния включены также упражнения на слушание и понима­ние речи, записанной на магнитофон. Это важное направ­ление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогают детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справоч­ной службе и др.

Материал, включённый в раздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоя­тельных тренировочных упражнений или сопровождает за­дания других разделов, например: выбор названной учи­телем картинки из двух данных (мишка — миска), выбор картинки по её описанию; выполнение практических зада­ний по словесной инструкции; слушание и понимание тек­ста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.

«Дикция и выразительность речи» направлен на отработку чётко­сти произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется те­мой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выра­зительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использо­вании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной вырази­тельностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

«Подготовка речевой ситуации и организа­ция высказывания» определяется как веду­щий в развитии собственно устной разговорной речи. В со­держание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоот­ношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, модели­руя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несо­вершенство речевыхумений учащихся определяют необхо­димость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатывают­ся варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказыва­ния. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому пред­ложению текста, картинного плана к отдельным микроте­мам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются лич­ностные качества ребёнка: умение правильно оценивать се­бя в речевой ситуации, уважительно относиться к собесед­нику, соблюдать основные требования речевого этикета.

«Культура обще­ния». Содержание этого раздела, направлено на органи­зацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

«Общение и его значение в жизни». Этот раздел изучается в 3-4 классах. Его введение в программу «Речевая практика» вызвано необходимостью элементарного осознания роли общения в любом человеческом коллективе. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Задача данного раздела — организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека

Содержание раздела направлено на подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить, о чём ни будь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Реализация содержания данного раздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий.

Содержание работы направлено и на освоение и отработку правил речевого общения, поведения во время разговора. Развитие этого умения осуществляется с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации. Также уделяется внимание развитию письменного общения и использованию письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). В резуль­тате ученики осмысливают значимость речи, преодолевают рече­вую замкнутость, обогащают лексический запас, учат­ся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, кото­рую они выполняют в данный момент или выполняли ранее.

В каждом разделе определены речевые ситуации, содержание которых встречались или могли встречаться в реальной жизни детей. В процессе реализации программных тем дети учатся понимать речевую ситуацию, правильно вести себя в ней, точно использовать языковые средства для поддержания общения. Тематичность и ситуативность организации материала ведут к сокращению неорганизованного общении, что особенно значимо для детей с нарушением интеллекта, коммуникативные проявления которых часто имеют беспредметный характер.

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатыва­ются программные темы из других разделов и реализу­ются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико – грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на начальном этапе обучения.


В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком МКОУ «Вишневская ООШ» программа рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю).


VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные учебные действия:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

  • договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

3. Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из– за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

4. Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

  • понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных на СD; отвечать на вопросы по содержанию;

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;

  • понимать содержание детских радио и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;

  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций.

Минимальный уровень:

  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова;

  • сообщать свои имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;

  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию;

  • участвовать в беседе.

выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;

• использовать громкую и шёпотную речь, менять темп тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

• участвовать в ролевых играх, внимательно слушать

собеседника, задавать вопросы и отвечать;

  • правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;

  • здороваться и прощаться, используя соответствующие
    выражения;

  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей
    и воспитателей, ближайших родственников;

• пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план;

2-й уровень

• выполнять задания по словесной инструкции, данной

учителем;

• называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

• правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;

• адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

  • называть свое имя и фамилию, имена и отчества учи­
    ни и воспитателя, ближайших родственников;

  • участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).


V. Содержание учебного предмета

V.1. Содержание программы

Я дома.

1. Делимся новостями.

2. Я выбираю книгу.

3. У телевизора.

4. Вместе в беде и в радости.

Я в мире природы.

    1. В гостях у леса.

    2. Путешествие по заповедникам нашей страны.

    3. В зоопарке у зверей.

Я и мои товарищи.

1. Задушевный разговор.

2. Игра по правилам.

3. Мой старший друг. Почему с ним интересно.

4. Я гость.

Я за порогом дома.

1.Знаки- помощники.

2. Приглашение.

3. Мой помощник – телефон.

4. Поздравляю.

Играем в сказку.

1.Сказка «Петушок - Золотой гребешок».

2. Сказка «Морозко».

3. Сказка «Двенадцать месяцев».

4. Сказка «Бременские музыканты».

Мы писатели.

1. «Придумываем сказку. Мы сказочники».

2. «Пишем рассказ. Мы писатели».

3. «Сочиняем стихотворение. Мы поэты».

V.2. Тематический план

п п

Наименование лексической темы

Кол – во

часов

1.

Я дома

11ч.

2.

Я в мире природы

11ч.

3.

Я и мои товарищи.

12ч.

4.

Я за порогом дома.

11ч.

5.

Играем в сказку.

12ч.

6.

Мы писатели.

11ч.

Всего

68ч.

VI. Календарно –тематическое планирование.

Речевая практика

4 класс

2 часа в неделю.

п /п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

планируемая

фактическая

Я дома.

1-3.

Делимся новостями.

Уточнить представления о летних школьных каникулах; о правилах поведения при приветствии, знакомстве, в беседе; развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации; умение участвовать в беседе со сверстником, с учителем.

Работа с учебником.

Работа с карточками.

Работа с сюжетными картинками.

Игра.

Моделирование мини – диалогов.

Составление рассказов о летних каникулах.

02.09.

06.09.

9.09..


Я в мире природы.

4-5-6

В гостях у леса.


Отрабатывать умение участвовать в коллективной работе: обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей, использовать сказанное ими в собственных ответах; составлять различные по структуре предложения.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с карточками.

Моделирование диалогов.

Составление предложений, рассказа по вопросу.

Коллективное составление письма Лесовику на основе рассказа;

Работа в парах (составление «Правил вежливого поведения в лесу»,

Чтение стихов, рассказов.

3ч.

13.09.

16.09.

20.09.


Я и мои товарищи.

7-8-9

Задушевный разговор.


Отрабатывать умение участвовать в диалогах; уточнить значение слов, называющих эмоциональные состояния человека, и активизировать их в речи.


Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с карточками.

Моделирование диалогов.

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

Слушание и анализ рассказов в аудиозаписи, в исполнении учителя, учащихся.

23.09.

27.09.

30.10..


Я за порогом дома.

10-11-12

Знаки- помощники.


Формировать представления о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с карточками.

Моделирование диалогов.

Игра «Объясни знак».

Экскурсия по улице.

Викторина.

Иллюстрирование.

3ч.

04.10.

07.10.

11.10.


Играем в сказку.

13-14-15

Сказка «Петушок - Золотой гребешок».


Познакомить со сказкой «Петушок – Золотой гребешок»; закрепить умение слушать сказку в аудиозаписи, рассказывать по серии картинок;

Отгадывание загадки.

Работа с учебником.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Петушок - Золотой гребешок».

Составление предложений по сюжету сказки.

Коллективное рассказывание сказки по серии сюжетных картинок

14.10.

18.10.

21.10.

.


Мы писатели.

16

«Придумываем сказку. Мы сказочники».

Отрабатывать умение составлять связные высказывания по собственному замыслу; работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы.

Отгадывание загадки.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Чтение стихотворения.

Иллюстрирование сказки.

Рассказывание сказки.

Работа с деформированным текстом.

Совместная работа с учителем по составлению письменного высказывания.

1ч.

25.10.



п /п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

планируемая

фактическая

Мы писатели.

17-18

«Придумываем сказку. Мы сказочники».

Отрабатывать умение составлять связные высказывания по собственному замыслу; работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы.

Отгадывание загадки.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Чтение стихотворения.

Иллюстрирование сказки.

Рассказывание сказки.

Работа с деформированным текстом.

Совместная работа с учителем по составлению письменного высказывания.

08.11.

11.11..


Я дома.

19-20-21

Я выбираю книгу.


Уточнять и расширять представления о видах книг, их назначении; отрабатывать умение участвовать в беседе с одноклассниками (задавать вопросы, отвечать на них, уточнять ответы);

Изучение презентации.

Прослушивание стихотворения.

Беседа по картинкам.

Дополнение предложений.

Моделирование диалогов.

Работа с карточками для индивидуальной работы.

Рассказа учащихся по картинкам.

Экскурсия в библиотеку.

15.11.

18.11.

22.11..


Я в мире природы.

22-23-24

Путешествие по заповедникам нашей страны.


Ввести понятие «заповедники». Познакомить с заповедниками нашей страны, как способом охраны природы.

Изучение презентации.

Работа с ребусом.

Работа с экологическими знаками.

Участие в беседе.

Рассказ учащихся о заповедниках.

Работа с кроссвордом.

Дополнение предложений.

Работа с карточками для индивидуальной работы.

3ч.

25.11.

29.11.

02.12.


Я и мои товарищи.

25-26-27

Игра по правилам.


Отрабатывать правила поведения в игре; умение конструктивно участвовать в споре; участвовать в коллективной игре и соблюдать правила; строить диалог типа «предложение - возражение».

Изучение презентации.

Работа с иллюстрациями.

Конструирование диалога – конфликта с использованием карточек.

Разучивание считалок, декламирование с чётким проговариванием.

Работа с карточками для индивидуальной работы.

Игра с правилами по выбору учащихся.

Составление памятки «Секреты вежливого общения».

06.12.

9.12.

13.12.



Я за порогом дома.

28-29

Приглашение.


Познакомить со структурой устного и письменного приглашения; правилами вежливости при приглашении гостей; закреплять умение составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру.

Изучение презентации

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями

Составление устных приглашений по заданию учителя.

Моделирование диалогов (принятие приглашения или вежливый мотивированный отказ).

Изготовление открыток для приглашения.

Составление текстов приглашения на черновиках.

Игра «Доставка приглашений».

2ч.

16.12.

20.12.



Играем в сказку.

30

Сказка «Морозко».


Познакомить со сказкой «Морозко». Закрепить умение рассказывать, опираясь на содержание иллюстраций; слушать речь в аудиозаписи; связывать части текста с помощью специальных слов.

Отгадывание загадок.

Работа с рисунками.

Работа с иллюстративным материалом к сказке.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Морозко».

Конкурс «Мастер сказки сказывать».

Работа с карточками для индивидуальной работы (иллюстрирование).

Коллективное рассказывание сказки.

23.12.



п /п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

планируемая

фактическая

Играем в сказку.

31-32.

Сказка «Морозко».


Познакомить со сказкой «Морозко». Закрепить умение рассказывать, опираясь на содержание иллюстраций; слушать речь в аудиозаписи; связывать части текста с помощью специальных слов.

Изучение презентации.

Работа с рисунками.

Работа с иллюстративным материалом к сказке.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Морозко».

Конкурс «Мастер сказки сказывать».

Работа с карточками для индивидуальной работы (иллюстрирование).

Коллективное рассказывание сказки.

2ч.

27.12

-------


Я дома.

33-34-35

У телевизора.


Расширить знания о назначении радио, телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получение информации); учить планировать свой телевизионный досуг: составлять связные рассказы по собственному замыслу.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками для индивидуальной и групповой работы.

Практические упражнения в нахождении в программе определённой передачи.

Составление телевизионных программ на несколько дней.

3ч.

.


Я в мире природы.

36-37-38-39-40

В зоопарке у зверей.



Познакомить с понятием «зоопарк», его назначением и устройством; его обитателями.

Расширять знания о профессиях людей, работающих в зоопарке.

Изучение презентации.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками для индивидуальной работы (иллюстрирование).

Работа в тетрадях.

Практические упражнения (подбор названий животных к их иллюстрациям).

5ч.



Я и мои товарищи.

41-42-43

Мой старший друг. Почему с ним интересно.


Уточнить и расширить знания о понятиях «друг», «товарищ», «брат»; с организацией досуга детей в свободное время.

Изучение презентации.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками для работы в парах. Иллюстрирование.

Работа в тетрадях.

3ч.



Я за порогом дома.

44-45-46

Мой помощник – телефон.


Отрабатывать умение пользоваться современными телефонными аппаратами для совершения вызова и ответа на телефонный звонок; правила общения по телефону; вызова экстренных служб, служб первой помощи, справочных телефонных служб.

Изучение презентации.

Работа с рисунками.

Работа с карточками для индивидуальной работы (иллюстрирование).

Работа в тетрадях.

Практические упражнения (вызов экстренных служб, служб первой помощи, справочных телефонных служб).

3ч.



Играем в сказку.

47-48-49

Сказка «12 месяцев».


Познакомить со сказкой «12 месяцев». Закрепить умение рассказывать, опираясь на содержание иллюстраций; слушать речь в аудиозаписи; связывать части текста с помощью специальных слов.

Отгадывание загадок.

Работа с рисунками.

Работа с иллюстративным материалом к сказке.

Прослушивание аудиозаписи сказки «12 месяцев».

Конкурс «Мастер сказки сказывать».

Работа с карточками для индивидуальной работы (иллюстрирование).

Коллективное рассказывание сказки.

3ч.



Мы писатели.

5-51-52

«Пишем рассказ. Мы писатели».


Отрабатывать умение составлять связные высказывания по собственному замыслу; работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы.

Отгадывание загадки.

Работа с иллюстрациями.

Иллюстрирование рассказов.

Чтение рассказов.

Совместная работа с учителем по составлению письменных рассказов.

3ч.




п /п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

Дата


планируемая

фактическая


Я дома.


53-54

Успехи и неудачи бывают у каждого.


Отрабатывать правила поведения в ситуациях успеха и неудачи; умение принимать правильные решения; оказывать поддержку друзьям в ситуациях неудачи.

Изучение презентации.

Моделирование диалогов.

Работа с картинками.

Работа с карточками.

Беседа по сюжетным картинкам.

Проигрывание возможных диалогов.

Игра ролевая «Поддержи друга, подругу».

2ч.




Я и мои товарищи.


55-56-57

Я гость.


Закрепить основные этикетные правила приёма гостей и поведения в гостях, за праздничным столом; умение использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях.

Изучение презентации.

Моделирование диалогов.

Работа с картинками.

Работа с карточками.

Беседа по сюжетным картинкам.

Проигрывание возможных диалогов, конкурсов, развлечений, которые могут быть предложены гостям.

Игра ролевая «Приём гостей».

3ч.




Я за порогом дома.


58-59-60

Поздравляю.



Познакомить со структурой устного и письменного поздравления; учить подбирать пожелания;

Изучение презентации.

Заучивание скороговорки.

Моделирование диалогов.

Работа с картинками.

Работа с карточками.

Беседа по сюжетным картинкам.

Заслушивание поздравлений.

Коллективное составление письменного поздравления.

Изготовление открытки

и письменного поздравления.

3ч.




Играем в сказку.




3ч.

61-62-63

Сказка «Бременские музыканты».


Познакомить со сказкой «Бременские музыканты»; отрабатывать умение понимать речь, записанную на звуковой носитель; отрабатывать диалогические, интонационные и жестово – мимические умения; пересказывать сказку, с опорой на картинный план.

Изучение презентации.

Чтение и анализ сказки.

Отгадывание загадок о животных.

Коллективное рассказывание сказки.

Работа с картинками.

Инсценировка сказки.

Работа с карточками для индивидуальной работы.

3ч.




Мы писатели.


64-65-66-67-68

Сочиняем стихотворение. Мы поэты».


Познакомить с понятием «поэт». Отрабатывать умение сочинять стихи; работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы.

Изучение презентации.

Отгадывание загадки.

Работа с иллюстрациями.

Иллюстрирование стихов.

Чтение стихов учащимися.

Совместная работа с учителем по сочинению стихов.

Работа с деформированными текстами.

5ч.






VII. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска;

  • наборное полотно;

  • демонстрационные карточки «Мир животных»;

  • демонстрационные карточки «Домашние животные»;

  • демонстрационные карточки «Семья»;

  • демонстрационные карточки «Игрушки»;

  • демонстрационные карточки «Азбука безопасности»;

  • демонстрационные карточки «Дорожная безопасность»;

  • демонстрационные карточки «Правила безопасности пассажира»;

  • демонстрационные карточки «Птицы»;

  • демонстрационные карточки «Насекомые»;

  • демонстрационные карточки «Фрукты»;

  • демонстрационные карточки «Цветы»;

  • демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;

  • демонстрационные карточки «Природные явления»;

  • демонстрационные карточки «Времена года»;

  • таблицы демонстрационные (времена года, игрушки, школьные принадлежности и др.)

  • набор иллюстраций, сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами.

  • наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования для детей с умственной отсталостью по речевой практике;

  • сказки – панорамы («Петушок-Золотой гребешок», «Морозко», «12 месяцев», «Бременские музыканты»).

Модели и натуры:

  • набор игрушек;

  • набор школьные принадлежности;

  • макеты к сказкам;

  • настольный театр к сказкам («Петушок-Золотой гребешок», «Морозко», «12 месяцев», «Бременские музыканты»).

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;

  • многофункциональное устройство;

  • мультимедиа проектор в комплекте с креплением;

  • интерактивная доска;

  • цифровая видеокамера;

  • мультимедийный проектор;

  • документ-камера;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по устной речи.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.Комарова С.В. Учебник «Речевая практика». 4 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018.

2. Комарова С.В. Рабочая тетрадь «Речевая практика» 4класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018.

Учебно – методическая литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.,Прсвещение,1993г.

2. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- 4 классы.- М.: Просвещение. 2011.

3.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В.- М.: Просвещение, 2011.

4. Комарова С.А. Устная речь. Методические рекомендации 1 – 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение» 2014.

5.Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно – методическое пособие по развитию речи.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

6.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

7. Сказки «Петушок- Золотой гребешок», «Морозко», «12 месяцев», «Бременские музыканты».

8. Карпенко М.Т Сборник загадок. Просвещение, 1998.

9.Кирьянова В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно- методическое пособие.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

10. Кирьянова В.Н. Дорожная безопасность. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

11.Рудик О.С. С детьми играем - речь развиваем. Учебно - методическое пособие: В 2ч. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

10. Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО,2011.

11. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2014.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!