СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство народов Поволжья"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная программа по внеурочной деятельности для 8 класа коррекционной школы для детей с ТМНР, способствует расширению профессиональной ориентации и  кругозора, дает новые навыки  при выполнении строчек и изготовлении простых швейных изделий.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство народов Поволжья"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Искусство народов Поволжья»

общее образование

общекультурное

учитель

Можайская Ольга Александровна











Г. Димитровград

2024год











Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Искусство народов Поволжья» для класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и разработана на основе:

.1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря2014 года).

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.

1.4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026).

1.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ОГКОУ «Школа №11» с расстройствами аутистического спектра с УО (5- 9 класс).

1.6. Учебный план ОГКОУ «Школа № 11» на 2024-2025 учебный год.

1.7. Годовой календарный учебный график школы на 2024-2025 учебный год.

Актуальность и перспективность курса.

Занятия на курсе по внеурочной деятельности «Искусство народов Поволжья» способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства. Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной деятельности в целом.

Благодаря практической направленности, деятельному характеру и тесной связи с повседневной жизнью и историей родного края, образовательная область технология дает возможность учащимся получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа «Искусство народов Поволжья» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению.

Актуальность программы  в том, что обучение детей направлено на их самоопределение, являющихся важными этапами на пути социализации личности. К классе 4 мальчика

Цель: формирование устойчивого интереса, овладение знаниями, умениями, навыками шитья, развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

  1. Ознакомится с историей родного края.

  2. Знакомить с историей шитья, современным ассортиментом, материалами и технологией изготовления швейных изделий.

2. Учить ремонтировать различные швейные изделия.

3. Учить реставрировать различные швейные изделия.

4. Развивать эстетический вкус, трудовые навыки, воспитывать усидчивость, аккуратность, коллективизм, ответственность, чувство взаимопомощи.


Краткие сведения об учащихся

В классе-комплекте 6 обучаются 4 человека. По своим умственным способностям дети одного уровня. Занятия по предмету «Искусство народов Поволжья» проводится 2 раза в неделю. Ведущая роль на уроках принадлежит учителю.

Для обучения создаются такие условия, что бы каждый ученик работал в своем темпе, задания раздаются индивидуально с учетом возможностей ребенка. Материал подобран по объему и компонуется по сложности, исходя из особенностей коррекционного развития каждого ребенка.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы - 7-18 лет. Программа состоит из 1 года обучения. На овладение отводится по 68 часов. Каждое занятие длится 40 минут. В этот период происходит накапливание знаний, совершенствование навыка шитья, развиваются творческие способности.

Программа состоит из 7 разделов разделов. Каждый содержит теоретический материал и практическую работу. Изложение учебного материала зависит от возрастных особенностей группы каждого.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете. Здесь имеются швейные машины, раскройные столы, электроутюг. Подобраны необходимые для работы наглядные пособия, методические разработки, выставочные экземпляры, выполненные обучающимися. В кабинете имеются необходимые инструменты и приспособления: линейки, лекала, ножницы, гладильная доска, иглы, нитки и т. д.



Знакомство с технологией изготовления того или иного изделия ведется по схеме:

1. разнообразие изделий, способов их выполнения;

2. материалы и оборудование, необходимые для работы;

3. технология выполнения, схема работы;

4. поузловая обработка и отделка изделия.

Учебное занятие состоит из теоретической и практической частей. Задания практической части зависят от выбора учащихся (по желанию, по материальным возможностям, по мере необходимости и т.д.).

Содержание курса.

Раздел 1. Вводное занятие.

Задачи курса, знакомство с учащимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность.

Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий.

Раздел 2. История родного края.

Ознакомление с историей родного края. Профессии, которые развивались на территории Поволжья.

Раздел 3. Материаловедение.

Основные свойства х/б тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами тканей.

Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов.

Раздел 4.Виды ручных стежков и швов.

Виды ручных стежков. Выполнение сметочного стежка, потайного и косого стежков.

Практическая работа: выполнение сметочного стежка, потайного и косого стежков.

Раздел 5. Игольница.

Виды игольниц. Материалы. Инструменты. План изготовления изделия. Раскрой ткани. Соединение деталей. Набивка игольницы. Обработка наружного шва

Практическая работа: Создание игольницы.


Раздел 6. Мягкая игрушка.

Виды мягких игрушек. Материалы. Инструменты. План изготовления игрушки. Раскрой ткани. Соединение деталей. Набивка игрушки. Соединение частей игрушки.

Практическая работа: Создание мягкой игрушки по собственному эскизу.


Раздел 7. Кухонные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук).

Раздел 8. Кукла – скрутка.

Практическая работа: Создание куклы – скрутки.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Итогами курса «Искусство народов Поволжья» следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, а так же личностное развитие школьников.

Предметными результатами изучения курса является:

  • Обучить технологии изготовления различных швейных изделий.

  • Познакомить детей с историей родного края, историей национальных профессий, красотой народных промыслов и изделий ;

  • Обогатить словарный запас детей, на основе использования соответствующей терминологии.

  • Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных

тканей.

  • Приобщить к разнообразным видам швейной деятельности деятельности.

  • Ознакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой

безопасности при выполнении швейных работ.

Личностным результатами изучения курса.

Является:

  • уважительное отношение к чужому труду и мнению, готовность и способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, понимания чувств других людей; - компетентность организации технологических процессов, в организации своей трудовой деятельности, осознанное отношение к собственным поступкам;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии;

  • овладение навыками эффективного сотрудничества со сверстниками и педагогами.

Метапредметные результаты изучения курса.

Является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать свою позицию, аргументировать и координировать ее с позициями своих партнеров с сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ,владеть устной речью, умением вести диалог;

  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие ; Познавательные УУД:

  • основам реализации социальных проб

-основам организации совместной работы, культуры труда

  • основам рационального питания

  • о развитии современных тенденциях развития в сфере обслуживания текстильной промышленности

  • осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов сети Интернет

-основам организации практической деятельности.

Литература:

1. Программа для учреждений и общеобразовательных школ.

2. Требования к программам дополнительного образования. – ж. Дополнительное образование. -№2 – 2000.

3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 2015.

4. Журналы: «Бурда», «Мой уютный дом», «Мода», «Крестьянка» и др.

5. Кружок изготовления игрушек-сувениров. О.С.Молотобарова.

6. Самоделки из текстильных материалов. Г.В.Перевертень.

7. Шитье из лоскутков. М.Э.Грин.

8. Как шить? С.Ханус













СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Раздел/тема, кол-во часов

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

1.

Вводное занятие (4ч)

Беседа

Правила безопасности швейных работ. Правила санитарии и гигиены.

2.

История родного края

(4ч)

Беседа

Знак

3.

Материаловедение

(2ч)

Беседа

Теоретические занятия

4.

Виды ручных стежков и швов. (11ч)

Практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

5.

Игольница (8ч)

Практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

6.

Мягкая игрушка. Виды игрушек, материалы и инструменты. Создание выкроек. (18ч)

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

Раскрой ткани

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

Соединение деталей(6ч)

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

Набивка изделия

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

Соединение частей изделия

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

7.

Кухонные принадлежности. Выбор модели (17ч) .

Раскрой ткани.

Соединение детали.

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

Пошив кухонных принадлежностей

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия

8.

Кукла- скрутка (4ч).

Беседа, практическое занятие

Теоретические занятия/практические занятия





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем /Тема занятия

Задачи занятия

Дата

План

Факт



Вводное занятие (4ч)

1.


1

Задачи кружка, знакомство с учащимися.

Знакомство с учащимися.



2

1

Оборудование рабочего места.

Ознакомится с ручными принадлежностями



3.


1

Инструктаж по технике безопасности.

Выучить правила Т.Б.



4.

1

Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность.

Выучить правила П.Б.



История родного края(4 часа).

5.

2

История родного края. Поволжье.


Знакомство с историей края.



6

2

История национальных профессий, Народные промыслы.

Знакомство с профессиями и промыслами





Материаловедение (2ч)

7.

1

Основные свойства х/б тканей. Окраска и рисунок. Работа с образцами тканей.

Знакомство с видами тканей.



8.

1

Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов.

Знакомство с видами тканей.





Виды ручных стежков и швов. (11ч)




9.

1

Виды ручных стежков.

Научится выполнять ручные стежки



10.

2

Выполнение сметочного стежка

Научится выполнять ручные стежки



11

2

Выполнение потайного стежка.

Научится выполнять ручные стежки



12

2

Выполнение косого стежка.

Научится выполнять ручные стежки



13

2

Выполнение петельного стежка.

Научится выполнять ручные стежки



14

2

Выполнение стежка назад иголку.

Научится выполнять ручные стежки





Игольница (8ч)

15.

1

Виды игольниц. Материалы. Инструменты.

Знакомство с материалами и ручными инструментами.



16.

1

План изготовления изделия. Раскрой ткани.

Научится разрезать ткань по намеченной линии.



17.

2

Соединение деталей.

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



18.

2

Набивка игольницы

Набивка и оформление игольницы.



19.

2

Обработка наружного шва Окончательная отделка игольницы.

Набивка и оформление игольницы





Мягкая игрушка. Виды игрушек, материалы и инструменты. (18ч)

17.

1

Виды мягких игрушек. Инструменты и оборудование.

Знакомство с видами игрушек из ткани.



19.

1

Материалы и ткань для игрушек

Знакомство с материалами тканями для игрушек.



20.

1

Инструменты и оборудование.

Повторение видов оборудования



21.

1

План изготовления игрушки.

Знакомство с планом пошива игрушки.



22.

1

Создание выкройки игрушки.

Нарисовать любимую игрушку. И сделать шаблон.



23.

2

Обведение по шаблону и вырезание деталей.

Научится разрезать ткань по намеченной линии.



24.

2

Вырезание деталей игрушки.

Научится разрезать ткань по намеченной линии.



25.

4

Соединение деталей игрушки.

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



26.

1

Набивка игрушки.

Знакомство с видами набивок и набивка игрушки.



27.

3

Соединение частей игрушки.

Соединение деталей игольницы ручными стежками



28.

1

Оформление игрушки

Почистить и поутюжить изделия.




Кухонные принадлежности. (17ч)




29.

1

Выбор модели прихватки.

Знакомство с материалами и ручными инструментами.



30.

1

Знакомство с моделями прихваток.

Знакомство с материалами и ручными инструментами.



31.

2

Раскрой деталей прихватки .

Научится разрезать ткань по намеченной линии.



32.

1

Соединение деталей прямыми стежками.

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



33.

3

Пошив кухонных принадлежностей (прихватки)

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



34.

2

Выполнение шва вподгибку ручными подшивочными стежками.

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



35.

2

Пошив кухонных принадлежностей

( полотенца).

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



36.

4

Пошив кухонных принадлежностей (салфетка).

Соединение деталей игольницы ручными стежками.



37.

1

Окончательная отделка изделий

Почистить и поутюжить изделия.



Кукла – скрутка(4 часов).

38

1

История возникновения куклы – скрутки.

Знакомство с историей куклы.



39

1

Подбор ткани, ниток.

Знакомство и подбор тканей для куклы.



40

2

Выполнение куклы – скрутки.

Выполнение куклы и оформление.



Итого: 68 часов