РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические представления»
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
(ФГОС ОВЗ УО, вариант 2-СИПР)
(Фамилия, имя)
5 год обучения
Индивидуальное обучение
на 2022-2023 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления», разработана для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью тяжелой) (фамилия, имя учащегося), обучающегося по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы …………., с учетом рабочей программы воспитания и следующих нормативно - правовых документов:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 08.06.2020 г. №165-ФЗ);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-
Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11 марта 2016 года №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
-
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования (в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-
На основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы №3
г. Белоярский для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР) (вариант 2);
-
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2018г.
-
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2019 г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Материал по предмету «Математические представления» представлен в адаптированной рабочей программе 5 класса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления»
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный предмет | Часов в неделю | Год |
Математические представления | 2 часа | 68 часов |
IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
честь; достоинство;
свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам); дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) знание устной и письменной нумерации в пределах 100,
2) сложение и вычитание в пределах 10, 20 (без перехода и с переходом через десяток),
3) сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации,
4) сложение и вычитание круглых десятков,
5) сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд,
6) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач,
7) умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
VI.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Структура рабочей программы предмета «Математические представления » включает в себя следующие разделы:
Воспитание:
1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям;
2.Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
3.Воспитывать любовь к семье и самому себе, чувство собственного достоинства, стремление к активной деятельности и творчеству.
VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности |
1 | | 1 | Различение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Число и цифра 1. | Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. Запись числа 1. |
2 | | 1 | Различение предметов по высоте. Понятие «Высокий - низкий». Число и цифра 2. | Выполнение практических заданий. Повторяют место чисел 1, 2 в ряду. Запись числа 2. |
3 | | 1 | Различение предметов по ширине. Понятие «Широкий - узкий». Число и цифра 3. | Выполнение практических заданий. Запись числа 3. |
4 | | 1 | Сравнение предметов по длине. Понятие «Длинный – короткий». Число и цифра 4. | Выполнение практических заданий. Запись числа 4. Находят соседей числа 4. |
5 | | 1 | Сравнение предметов по весу. Понятие «Тяжелый - легкий». Число и цифра 5. | Выполнение практических заданий. Запись числа 5. Находят соседей числа 5. |
6 | | 1 | Различение предметов по величине. Понятие «Глубокий - мелкий». Число и цифра 6. | Запись числа 6. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. |
7 | | 1 | Различение предметов по величине. Понятие «Толстый - тонкий». Число и цифра 7. | Запись числа 7. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. |
8 | | 1 | Различение предметов по величине. Понятие «Большой – маленький - средний». Число и цифра 8. | Запись числа 8. Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. |
9 | | 1 | Временные представления. Понятие «Рано - поздно. Вчера – сегодня - завтра». Число и цифра 9. | Знакомятся с местом числа 9 в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. |
10 | | 1 | Различение предметов по количеству. Понятие «Много - мало». Число и цифра 0. | Различают предметы по количеству. Запись числа 0. |
11 | | 1 | Сравнение предметов по величине, длине, ширине, весу, количеству. Числа в пределах 10. | Сравнивают предметы по разным признакам. |
12 | | 1 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятие «Справа, слева». | Усваивают понятия «Справа, слева». |
13 | | 1 | Ориентация на плоскости. Понятие «Вверху -внизу - в середине». | Ориентируются на плоскости в тетради. |
14 | | 1 | Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Первый - последний». | Практическая работа – определение месторасположения предметов в ряду. |
15 | | 1 | Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Перед, после, между, за». | Практическая работа – определение месторасположения предметов в ряду. |
16 | | 1 | Устная нумерация чисел в пределах 20. | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. |
17 | | 1 | Письменная нумерация в пределах 20. | Записывают числа в пределах 20. |
18 | | 1 | Устная и письменная нумерация в пределах 20. | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. |
19-20 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания нумерации. (+/- 1) | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем. |
21-22 | | 2 | Разрядный состав чисел в пределах 20. Единицы, десятки. | Повторение разрядов – единицы, десятки. |
23-24 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 20 на основе разрядного состава чисел. | Усваивают разрядный состав числа. Выполняют сложение и вычитание чисел. |
25-26 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | Усваивают разрядный состав числа. Выполняют сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.. |
27-28 | | 2 | Сложение и вычитание в переделах 20 с переходом через десяток | Усваивают разрядный состав числа. Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. |
29-30 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 20. | Выполняют сложение и вычитание чисел с в пределах 20.. |
31-32 | | 2 | Устная нумерация чисел в пределах 100 | Знакомятся с нумерацией в пределах 100. |
33-34 | | 2 | Письменная нумерация в пределах 100. | Знакомятся с письменной нумерацией в пределах 100. |
35-36 | | 2 | Устная и письменная нумерация в пределах 100 | Закрепляют знание устной и письменной нумерации в пределах 100. |
37-38 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации. (+/- 1) | Решают примеры в пределах 100 на основе знания нумерации. (+/- 1) |
39-40 | | 2 | Разрядный состав чисел в пределах 100: единицы, десятки, сотни. | Усваивают разрядный состав чисел в пределах 100: единицы, десятки, сотни. |
41-42 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40 | Выполняют сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40. |
43-44 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида: 46+3, 46-3. | Выполняют сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида:46+3, 46-3. |
45 | | 1 | Сложение и вычитание в переделах 100 без перехода через десяток вида: 46+30, 46-30. | Выполняют сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида:46+30, 46-30. |
46 | | 1 | Сложение в пределах 100 с образованием десятка вида 47+3. | Выполняют сложение в пределах 100 с образованием десятка вида:47+3. |
47-48 | | 2 | Вычитание в пределах 100 вида: 40-3. | Выполняют вычитание в пределах 100 вида: 40-3 |
49-50 | | 2 | Сложение в пределах 100 вида: 47+23. | Выполняют сложение в пределах 100 вида: 47+23. |
51-52 | | 2 | Вычитание в пределах 100 вида: 40-23 | Выполняют вычитание в пределах 100 вида: 40-23 |
53-54 | | 2 | Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+5. | Выполняют сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+5. |
55-56 | | 2 | Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7. | Выполняют вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7. |
57-58 | | 2 | Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+25. | Выполняют сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+25. |
59-60 | | 2 | Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-27. | Выполняют вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-27. |
61-62 | | 2 | Сложение и вычитание в пределах 100. | Выполняют сложение и вычитание в пределах 100. |
63-64 | | 2 | Различение круглых и некруглых геометрических тел. Круг | Практическая работа. Различение круглых и некруглых геометрических тел. |
65-66 | | 2 | Соотнесение геометрических тел с названием. Квадрат. Прямоугольник | Соотносят геометрические тела с названием: квадрат и прямоугольник |
67 | | 1 | Рисование геометрической фигуры. Точка. Прямая линия. Кривая линия. | Рисуют геометрические фигуры. |
68 | | 1 | Итоговый урок за год. | Повторяют основные темы. |
VIII.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Счетный материал.
Дидактический материал.
Магнитные числа.
Методические пособия для учителя.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства, электронные пособия,
Обучающие программы по предмету
Технические средства обучения
Компьютер.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.UpUSodJdV8U