СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Математические представления" ОВЗ СИПР 2 вариант

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа разработана для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлой умственной отсталостью).  Цель - сформировать элементарные математические представления и научить применять эти знания и умения в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Математические представления" ОВЗ СИПР 2 вариант»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Математические представления»

для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

(ФГОС ОВЗ УО, вариант 2-СИПР)

(Фамилия, имя)

5 год обучения

Индивидуальное обучение


на 2022-2023 учебный год



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления», разработана для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью тяжелой) (фамилия, имя учащегося), обучающегося по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы …………., с учетом рабочей программы воспитания и следующих нормативно - правовых документов:


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 08.06.2020 г. №165-ФЗ);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11 марта 2016 года №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования (в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  5. На основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ средней общеобразовательной школы №3

г. Белоярский для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР) (вариант 2);

  1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2018г.

  2. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2019 г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.


Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.


Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.




II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Материал по предмету «Математические представления» представлен в адаптированной рабочей программе 5 класса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления»

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.













III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.



Учебный предмет

Часов в неделю

Год

Математические представления

2 часа

68 часов























IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:


патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;


гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);


человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);


личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);


честь; достоинство;


свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);


доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);


семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);


любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам); дружба;


здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);


труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);


искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.



V. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1) знание устной и письменной нумерации в пределах 100,

2) сложение и вычитание в пределах 10, 20 (без перехода и с переходом через десяток),

3) сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации,

4) сложение и вычитание круглых десятков,

5) сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд,

6) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач,

7) умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.





VI.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»



Структура рабочей программы предмета «Математические представления » включает в себя следующие разделы:

  • Количественные представления

  • Представления о величине

  • Пространственные представления

  • Временные представления

  • Представление о форме



Воспитание:


1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям;

2.Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

3.Воспитывать любовь к семье и самому себе, чувство собственного достоинства, стремление к активной деятельности и творчеству.


















VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

1


1

Различение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Число и цифра 1.

Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. Запись числа 1.

2


1

Различение предметов по высоте. Понятие «Высокий - низкий». Число и цифра 2.

Выполнение практических заданий. Повторяют место чисел 1, 2 в ряду. Запись числа 2.

3


1

Различение предметов по ширине. Понятие «Широкий - узкий». Число и цифра 3.

Выполнение практических заданий. Запись числа 3.

4


1

Сравнение предметов по длине. Понятие «Длинный – короткий». Число и цифра 4.

Выполнение практических заданий. Запись числа 4. Находят соседей числа 4.

5


1

Сравнение предметов по весу. Понятие «Тяжелый - легкий». Число и цифра 5.

Выполнение практических заданий. Запись числа 5. Находят соседей числа 5.

6


1

Различение предметов по величине. Понятие «Глубокий - мелкий». Число и цифра 6.

Запись числа 6. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

7


1

Различение предметов по величине. Понятие  «Толстый - тонкий». Число и цифра 7.

Запись числа 7. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

8


1

Различение предметов по величине. Понятие «Большой – маленький - средний». Число и цифра 8.

Запись числа 8. Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

9


1

Временные представления. Понятие «Рано - поздно. Вчера – сегодня - завтра». Число и цифра 9.

Знакомятся с местом числа 9 в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

10


1

Различение предметов по количеству. Понятие «Много - мало». Число и цифра 0.

Различают предметы по количеству. Запись числа 0.

11


1

Сравнение предметов по величине, длине, ширине, весу, количеству. Числа в пределах 10.

Сравнивают предметы по разным признакам.

12


1

Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятие «Справа, слева».

Усваивают понятия «Справа, слева».

13


1

Ориентация на плоскости. Понятие «Вверху ​ -внизу - в середине».

Ориентируются на плоскости в тетради.

14


1

Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Первый ​- последний».

Практическая работа – определение месторасположения предметов в ряду.

15


1

Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Перед, после, между, за».

Практическая работа – определение месторасположения предметов в ряду.

16


1

Устная нумерация чисел в пределах 20.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

17


1

Письменная нумерация в пределах 20.

Записывают числа в пределах 20.

18


1

Устная и письменная нумерация в пределах 20.

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

19-20


2

Сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания нумерации. (+/- 1)

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем.

21-22


2

Разрядный состав чисел в пределах 20. Единицы, десятки.

Повторение разрядов – единицы, десятки.

23-24


2

Сложение и вычитание в пределах 20 на основе разрядного состава чисел.

Усваивают разрядный состав числа. Выполняют сложение и вычитание чисел.

25-26


2

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Усваивают разрядный состав числа. Выполняют сложение и вычитание чисел без перехода через десяток..

27-28


2

Сложение и вычитание в переделах 20 с переходом через десяток

Усваивают разрядный состав числа. Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом через десяток.

29-30



2

Сложение и вычитание в пределах 20.

Выполняют сложение и вычитание чисел с в пределах 20..

31-32



2

Устная нумерация чисел в пределах 100

Знакомятся с нумерацией в пределах 100.

33-34



2

Письменная нумерация в пределах 100.

Знакомятся с письменной нумерацией в пределах 100.

35-36


2

Устная и письменная нумерация в пределах 100

Закрепляют знание устной и письменной нумерации в пределах 100.

37-38


2

Сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации. (+/- 1)

Решают примеры в пределах 100 на основе знания нумерации. (+/- 1)

39-40


2

Разрядный состав чисел в пределах 100: единицы, десятки, сотни.

Усваивают разрядный состав чисел в пределах 100: единицы, десятки, сотни.

41-42


2

Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40

Выполняют сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40.

43-44


2

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида: 46+3, 46-3.

Выполняют сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида:46+3, 46-3.

45


1

Сложение и вычитание в переделах 100 без перехода через десяток вида: 46+30, 46-30.

Выполняют сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида:46+30, 46-30.

46


1

Сложение в пределах 100 с образованием десятка вида 47+3.

Выполняют сложение в пределах 100 с образованием десятка вида:47+3.

47-48



2

Вычитание в пределах 100 вида: 40-3.

Выполняют вычитание в пределах 100 вида: 40-3

49-50



2

Сложение в пределах 100 вида: 47+23.

Выполняют сложение в пределах 100 вида: 47+23.

51-52



2

Вычитание в пределах 100 вида: 40-23

Выполняют вычитание в пределах 100 вида: 40-23

53-54


2

Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+5.

Выполняют сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+5.

55-56


2

Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7.

Выполняют вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7.

57-58


2

Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+25.

Выполняют сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+25.

59-60


2

Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-27.

Выполняют вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-27.

61-62



2

Сложение и вычитание в пределах 100.

Выполняют сложение и вычитание в пределах 100.

63-64


2

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Круг

Практическая работа. Различение круглых и некруглых геометрических тел.

65-66


2

Соотнесение геометрических тел с названием. Квадрат. Прямоугольник

Соотносят геометрические тела с названием: квадрат и прямоугольник

67


1

Рисование геометрической фигуры. Точка. Прямая линия. Кривая линия.

Рисуют геометрические фигуры.

68


1

Итоговый урок за год.

Повторяют основные темы.



VIII.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Счетный материал.

Дидактический материал.

Магнитные числа.

Методические пособия для учителя.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства, электронные пособия,

Обучающие программы по предмету

Технические средства обучения

Компьютер.


Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.UpUSodJdV8U




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!