МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БИШКАИН
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на заседании ШМО Протокол от 23.08.2021 г. № 1 Руководитель ШМО ____________ Н. А. Умова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ Е.В. Савельева 24.08. 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Бишкаин ______________ Л.Н. Яковлева Приказ «24» августа 2021 г № 40 |
Адаптированная рабочая программа
на 2021-2022 учебный год
по чтению
8 класс
Составитель: Михайлова Наталия Ивановна
учитель русского языка и литературы
2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
Для реализации программного содержания курса «Чтение и развитие речи» используются следующие учебники и учебные пособия: Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2016 год. З. Ф. Малышева. Электронные учебники используются.
Предмет «Чтение и развитие речи» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. В системе школьного образования дисциплина «Чтение и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Данная программа соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Чтение и развитие речи является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение чтению и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяет содержание и структуру учебного предмета.
На уроках чтения и развития речи в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Учащиеся 8 класса включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока, 140 часов, по 4 часа в неделю, из которых 5 часов отводятся в резерв (используются для проведения административного контроля и для уроков закрепления материала).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционного класса представляют собой весьма разнородную группу детей. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация); практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками
осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты (контрольно-измерительные материалы) создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
II. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
осознанно, правильно, выразительно читать вслух целыми словами 90 - 110 слов в минуту; выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса), читать диалоги по ролям.
Отвечать на вопросы учителя.
Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно.
Читать «про себя» с выполнением заданий.
Выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения, высказывать отношение к поступкам героев.
Выбирать слова и выражения, характеризующие героев, события, картины природы.
Находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарем.
Делить текст на части с помощью учителя.
Озаглавливать части текста и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказывать по плану.
Подбирать к иллюстрациям соответствующее место из текста.
Самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения.
Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста.
Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана.
Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражении, художественных определении и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного.
Пересказ с изменением липа рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
III.Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе
№ п/п | Тема | Обязательный минимум ЗУН | Коррекционные |
1. 2. 3. 4. 5. | Устное народное творчество Русская литература XIX века Произведения русских писателей 1-й половины XX века. Произведения русских писателей 2-й половины XX века. Резерв | УДУ: • читать вслух правильно, бегло, выразительно; • читать про себя доступные по содержанию тексты; • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя); • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя); • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста; • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа; • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова; • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя); отвечать на вопросы учителя; • заучить наизусть 7-8 стихотворений; • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении. УДЗ : Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, сказки Названия рассказов, фамилии писателей 7-8стихотворений. | Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания). Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте. Осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после. Корректировать произношение, регулировать темп чтения. Расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики. Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления. Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п. Развивать и корректировать память и логическое мышление. Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки. Формировать культуру общения. |
IV. Содержание учебного курса.
Устное народное творчество. Сказка «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки
В.А. Жуковский Баллады. «Перчатка».
И.З. Суриков. «Нашла коса на камень».
Былина «Садко»
А.С. Пушкин. Стихи. «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Сказка о попе и работнике его Балде».
М. Басина «Публичное испытание»
И. Пущин «Записки о Пушкине»
М.Ю. Лермонтов. Стихи. «Смерть поэта», «Родина», «Сосна», «Парус», «Песня про купца Калашникова» .
И.А. Крылов. Басни. «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела», "Кот и Повар".
Н.А. Некрасов. Стихи. «Размышления у парадного подъезда». «В полном разгаре страда деревенская». Поэмы «Мороз, красный нос», «Русские женщины».
И.Никитин. «Русь», «Утро на берегу».
И.С. Тургенев. «Муму», "Бежин луг".
Л.Н. Толстой. «После бала».
А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий».
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».
А.М. Горький. «Макар Чудра», "Сказки об Италии".
С.А. Есенин. Стихи. «Спит ковыль», «Пороша», «Отговорила роща золотая».
А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка». Рассказы.
А.Н. Толстой. «Русский характер».
К.Г. Паустовский. «Телеграмма».
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».
Л.А. Кассиль. «Пекины бутсы».
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин». «Критики».
В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка».
А.А. Сурков. «Родина».
Р.П. Погодин. «Алфред»
V. Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи (V – IX классы).
Базовый уровень | Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста | Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; - отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. |
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
VI. Литература.
| для учителя | | для обучающихся |
1. | Закон «Об образовании». Программы специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида: 5-9 классов , сборник 1 , под редакцией В.В. Воронковой. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Допущено Министерством образования Российской Федерации. | 1. | Малышева З.Ф. «Чтение», Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2016г. |
2. |
Приложение 1
VII. Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Дата по плану | Дата фактическая |
1. | Устное народное творчество. Сказка «Волшебное кольцо Р. К. Сказки башкирского народа. | 1 | 7.09 | |
2. | Сказка «Волшебное кольцо» | 1 | 14.09 | |
3 | Пословицы и поговорки | 1 | 21.09 | |
4 | Баллады. В.А. Жуковский, биографические сведения. «Перчатка». | 1 | 28.09 | |
5 | И.З. Суриков. Биографические сведения. «Нашла коса на камень». | 1 | 5.10 | |
6 | Былины. Былина «Садко» | 1 | 12.10 | |
7. | А.С. Пушкин Биографические сведения. М. Басина «Публичное испытание» И.Пущин «Записки о Пушкине» | 1 | 19.10 | |
8 | А.С.Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «И.И.Пущину», Р. К. Салават Юлаев – защитник башкирского народа. | 1 | 26.10 | |
9 | А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Няне» «Сожженное письмо», «Я вас любил» | 1 | 9.11 | |
10 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | 1 | 16.11 | |
11 | М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. «Смерть поэта». «Родина», «Сосна», «Парус» | 1 | 23.11 | |
12 | М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» | 1 | 30.11 | |
13. | И.А. Крылов. Биографические сведения. Басня «Волк на псарне», «Осел и Соловей» «Муха и Пчела», "Кот и Повар" | 1 | 7.12 | |
14. | Н.А. Некрасов Биографические сведения. «Размышления у парадного подъезда». | 1 | 14.12 | |
15 | Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, красный нос» , «Русские женщины» | 1 | 21.12 | |
16 | И.Никитин Биографические сведения. «Русь», «Утро на берегу» | 1 | 28.12 | |
17 | И.С. Тургенев «Муму» | 1 | 18.01 | |
18 | И.С. Тургенев "Бежин луг". Портреты мальчиков. | 1 | 25.01 | |
19 | А.П.Чехов Биографические сведения. «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий» Р. К. Произведения о животных в башкирских рассказах | 1 | 1.02 | |
20 | В.Г. Короленко Биографические сведения «Слепой музыкант» | 1 | 8.02 | |
21 | А.М. Горький «Макар Чудра» "Сказки об Италии". | 1 | 15.02 | |
22 | С.А. Есенин «Спит ковыль» «Пороша» «Отговорила роща золотая» Р. К. Поэты XIX века о Родине и родной природе | 1 | 22.02 | |
23 | А.П. Платонов. Биографические сведения «Разноцветная бабочка». | 1 | 1.03 | |
24 | А.Н. Толстой «Русский характер». | 1 | 15.03 | |
25. | К.Г. Паустовский Рассказ о писателе. «Телеграмма» | 1 | 22.03 | |
26 | Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» | 1 | 5.04 | |
27 | Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» | 1 | 12.04 | |
28 | А.Т. Твардовский «Василий Теркин» Р.К. Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Книга «Память». | 1 | 19.04 | |
29 | В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» «Критики» | 1 | 26.04 | |
30 | В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» | 1 | 10.05 | |
31 | А.А. Сурков. «Родина». | 1 | 17.05 | |
32 | Р.П. Погодин «Алфред» | 1 | 24.05 | |
33 | Обобщение изученного | 1 | 31.05 | |