СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» направлен на реализацию целей Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа нашей страны, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Курс должен способствовать формированию личностных характеристик обучающихся, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом: любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа, человечества.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) на 2022-2023 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по основам духовно-нравственной культуры народов России М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики» 5 класс. Сборник рабочих программ ФГОС», под ред. М.Т. Студеникина, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с

1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года),

2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.

3.Концепцией предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 №2/22, опубликован на портале 15 июня 2022

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

М.Т.Студеникин. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – 8-е изд.М.:ООО «Русское слово – учебник», 2020 (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» направлен на реализацию целей Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа нашей страны, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Курс должен способствовать формированию личностных характеристик обучающихся, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом: любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа, человечества.

Данный курс способствует углублению знаний, полученных в ходе освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. В ходе изучения курса в основной школе обучающиеся значительно расширят свои знания об истории

возникновения религий, получивших распространение на территории нашей страны, глубже познакомятся с основами их вероучений, социальной доктриной, культурными традициями и ценностями.

В процессе изучения данного курса обучающиеся приходят к пониманию того, что религиозная культура есть основная составляющая общечеловеческих ценностей (добра, справедливости, милосердия, честности и др.), что духовность человека есть не что иное, как приоритет нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Курс обогащает процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.


Цель программы

Изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.

Задачи программы

1.Учебные.

- развивать представления о значении нравственных норм;

- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;

- обобщить знания о духовной культуре и морали;

2.Развивающие.

- развивать способности к общению;

- формировать этическое самосознание;

- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;

3.Воспитывающие.

- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России

4.Коррекционные.

- формировать умение самостоятельно контролировать правильность произношения словесного материала, соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в нормальном темпе, голосом нормальной разго­ворной громкости;

- формировать умение и навык восприятия и различения речевого ма­териала на слух осмысленно;

- расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения;

-отведение особой роли письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности, обучающихся в целом;

- развитие и обогащение самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков;

-стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности

Описание места учебного предмета в учебном плане школы-интерната


Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является составной частью предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» .

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение истории в 5-б классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 , рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и праздничных дней.

Структура учебного предмета и особенности построения ее содержания

Текстовый материал учебника сокращается и перерабатывается в доступной для обучающихся форме.

В связи с тем, что слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся имеют нарушения слуха, обучение в основном строится с использованием наглядного материала. Сложные вопросы курса излагаются в доступной форме, исключаются трудные термины. Уделяется большое внимание совершенствованию коммуникативных навыков, работе с текстом, иллюстрациями учебника.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены терминологические и словарные диктанты. Особое внимание уделяется обогащению словаря, формированию правильного звукопроизношения, внятной фразовой речи.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру обучающегося, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо                    от их возраста, национальности, вероисповедания;

понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

–сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые  сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  

Рефлексивные:  

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)    в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации                              и делового этикета.

Информационные:

–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Формирование ИКТ-компетентности учащихся

- использовать источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации.

Основы смыслового чтения и работа с текстом

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых процессов;

- собирать и фиксировать информацию, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу


Предметные результаты:


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся научится:

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся получит возможность научиться:

Тема : «В мире культуры»

-определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;


- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России;



Тема: «Нравственные ценности российского народа»

-использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;

-овладеет представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-выявлять характерные черты национальных характеров народов России;

- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;

- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры.


-сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;

-владеть целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

-проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;

- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;

- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.

Тема: «Твой духовный мир»

- создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

-оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.


- решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

-развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля)

1

В мире культуры.

Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов. 

Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


3

Устный опрос

Тест

2

Нравственные ценности российского народа

Представления  о  патриотизме.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека.  Семья – хранитель духовных ценностей.  Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка.


20

Устный опрос

Тест

Сообщение

Письменные ответы на вопросы

Практическая работа:  Составление плана пересказа  текстов.

3

Твой духовный мир

Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  

11

Устный опрос

Тест

Сообщение

Письменные ответы на вопросы


Итоговое тестирование


ИТОГО

34


ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»: итоговое тестирование


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел программы, тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов

1.

В мире культуры

3 ч

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.


Мультимедийные презентации.

Иллюстрации, таблицы, тексты


2.

Нравственные ценности российского народа


20ч

Работать с тек­стом учебника, выде­лять главное, исполь­зовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Знать основные положения за изученный период. Разъяснять смысл высказываний.

Мультимедийные презентации.

Иллюстрации, таблицы, тексты

Видеоурок

3.

Твой духовный мир


11ч

Работать с текстовой информацией, понятиями.

Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Мультимедийные презентации.

Иллюстрации, таблицы, тексты

Видеоурок



Тематическое планирование по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-б класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату учебного труда;

- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека;

- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;

- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, создания благоприятного микроклимата в семье;

- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества, которое дают ему искусство, театр, творческое самовыражение;

- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за своё будущее;

- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной ценности, как равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения

описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

1.Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2020г.

2..Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово», 2020г.


2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

видеофильмы, соответствующие тематике программы по ОДНКНР; презентации, соответствующие тематике программы по ОДНКНР

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Классная доска с креплениями для таблиц, персональный компьютер

4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://easyen.ru/современный учительский портал

  2. http://ifmir.info/budd.htm

  3. http://www.pravoslavie.ru/

  4. http://www.muslim.ru

  5. http://www.buddhism.ru

  6. http://www.feor.ru

  7. http://www.proshkolu.ru/tag/37017/

  8. http://annaellada.narod.ru/интересные

  9. http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

  10. http://wikikurgan.orbitel.ru

  11. http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»



5.

Демонстрационные пособия

Таблицы и схемы по основным разделам курса

6.

Натуральный фонд



11