ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по основам духовно-нравственной культуры народов России М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики» 5 класс. Сборник рабочих программ ФГОС», под ред. М.Т. Студеникина, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года),
2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.
3.Концепцией предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 №2/22, опубликован на портале 15 июня 2022
и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
М.Т.Студеникин. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – 8-е изд.М.:ООО «Русское слово – учебник», 2020 (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» направлен на реализацию целей Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа нашей страны, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Курс должен способствовать формированию личностных характеристик обучающихся, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом: любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа, человечества.
Данный курс способствует углублению знаний, полученных в ходе освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. В ходе изучения курса в основной школе обучающиеся значительно расширят свои знания об истории
возникновения религий, получивших распространение на территории нашей страны, глубже познакомятся с основами их вероучений, социальной доктриной, культурными традициями и ценностями.
В процессе изучения данного курса обучающиеся приходят к пониманию того, что религиозная культура есть основная составляющая общечеловеческих ценностей (добра, справедливости, милосердия, честности и др.), что духовность человека есть не что иное, как приоритет нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Курс обогащает процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Цель программы | Изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм. |
Задачи программы | 1.Учебные. - развивать представления о значении нравственных норм; - изучить базовые принципы духовной культуры российского народа; - обобщить знания о духовной культуре и морали; 2.Развивающие. - развивать способности к общению; - формировать этическое самосознание; - способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России; 3.Воспитывающие. - воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России 4.Коррекционные. - формировать умение самостоятельно контролировать правильность произношения словесного материала, соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в нормальном темпе, голосом нормальной разговорной громкости; - формировать умение и навык восприятия и различения речевого материала на слух осмысленно; - расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения; -отведение особой роли письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности, обучающихся в целом; - развитие и обогащение самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков; -стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности |
Описание места учебного предмета в учебном плане школы-интерната | Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является составной частью предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение истории в 5-б классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 , рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и праздничных дней. |
Структура учебного предмета и особенности построения ее содержания | Текстовый материал учебника сокращается и перерабатывается в доступной для обучающихся форме. В связи с тем, что слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся имеют нарушения слуха, обучение в основном строится с использованием наглядного материала. Сложные вопросы курса излагаются в доступной форме, исключаются трудные термины. Уделяется большое внимание совершенствованию коммуникативных навыков, работе с текстом, иллюстрациями учебника. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены терминологические и словарные диктанты. Особое внимание уделяется обогащению словаря, формированию правильного звукопроизношения, внятной фразовой речи. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру обучающегося, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
–сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
- использовать источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации.
Основы смыслового чтения и работа с текстом
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых процессов;
- собирать и фиксировать информацию, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу
Предметные результаты:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся научится: | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться: |
Тема : «В мире культуры» |
-определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах; | - давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России; |
Тема: «Нравственные ценности российского народа» |
-использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего; -овладеет представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов; -выявлять характерные черты национальных характеров народов России; - объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства; - давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры. | -сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия; -владеть целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; –планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; -проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России; - видеть проявления влияния искусства в окружающей среде; - высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире. |
Тема: «Твой духовный мир» |
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. -оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. | - решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление; -развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Раздел программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля) |
1 | В мире культуры. Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. | 3 | Устный опрос Тест |
2 | Нравственные ценности российского народа Представления о патриотизме. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка. | 20 | Устный опрос Тест Сообщение Письменные ответы на вопросы Практическая работа: Составление плана пересказа текстов. |
3 | Твой духовный мир Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. | 11 | Устный опрос Тест Сообщение Письменные ответы на вопросы Итоговое тестирование |
| ИТОГО | 34 | |
ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»: итоговое тестирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов |
1. | В мире культуры | 3 ч | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Мультимедийные презентации. Иллюстрации, таблицы, тексты |
2. | Нравственные ценности российского народа | 20ч | Работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Знать основные положения за изученный период. Разъяснять смысл высказываний. | Мультимедийные презентации. Иллюстрации, таблицы, тексты Видеоурок |
3. | Твой духовный мир | 11ч | Работать с текстовой информацией, понятиями. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. | Мультимедийные презентации. Иллюстрации, таблицы, тексты Видеоурок |
Тематическое планирование по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-б класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:
-развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату учебного труда;
- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека;
- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, создания благоприятного микроклимата в семье;
- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества, которое дают ему искусство, театр, творческое самовыражение;
- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за своё будущее;
- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной ценности, как равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения
описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | 1.Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2020г. 2..Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово», 2020г. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы по ОДНКНР; презентации, соответствующие тематике программы по ОДНКНР |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Классная доска с креплениями для таблиц, персональный компьютер |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http://easyen.ru/современный учительский портал http://ifmir.info/budd.htm http://www.pravoslavie.ru/ http://www.muslim.ru http://www.buddhism.ru http://www.feor.ru http://www.proshkolu.ru/tag/37017/ http://annaellada.narod.ru/интересные http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013 http://wikikurgan.orbitel.ru http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи» |
5. | Демонстрационные пособия | Таблицы и схемы по основным разделам курса |
6. | Натуральный фонд | |
11