Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Алгебра» для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Примерной программы по математике основного общего образования;
учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» на 2016-2017 учебный год.
Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Н. Макарычева по алгебре для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2015).
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского, М.: Просвещение, 2016.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» на изучение алгебры в 7 классе отводится 136 часов. Рабочая программа предусматривает обучение алгебре в объёме 4 часа в неделю. Количество контрольных работ по алгебре в 7 классе – 11.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Планируемые результаты изучения курса алгебры
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны овладевать умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретать опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
• развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
• овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
• изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
• развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
• получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
• развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические блоки:
№ | Тема | Количество часов | Контрольных работ |
1 | Повторение курса математики 6 класса | 6 | |
2 | Выражения, тождества, уравнения. | 30 | 1 |
3 | Функции. | 14 | 1 |
4 | Степень с натуральным показателем. | 16 | 1 |
5 | Многочлены. | 21 | 2 |
6 | Формулы сокращённого умножения. | 20 | 2 |
7 | Системы линейных уравнений. | 16 | 1 |
| Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7 | 13 | 1 |
| Контрольные работы по тексту администрации: -входной контроль итоговая контрольная | 1 1 | 1 1 |
| Итого | 136ч | 11 |
Характеристика основных содержательных линий
1. Выражения и их преобразования. Уравнения - 30 ч
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
2. Функции - 14 ч
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем - 16ч
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4. Многочлены – 21ч
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
5. Формулы сокращённого умножения – 20ч
Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений – 16ч
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
7. Повторение. Решение задач – 13ч
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Календарно-тематическое планирование по алгебре в 7 классе
Количество часов в неделю – 4 ч., количество часов в год – 136 ч.
Учебник: Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
Составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| Повторение | 6 | | |
1 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | | |
2 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | | |
3 | Действия с положительными и отрицательными числами. Решение уравнений | 1 | | |
4 | Действия с положительными и отрицательными числами. Координаты на плоскости. | 1 | | |
5 | Диагностическая контрольная работа на остаточные знания | 1 | | |
6 | Анализ контрольной работы. Числовые выражения. | 1 | | |
| Глава 1. Выражения, тождества, уравнения | 30 | | |
7 | Числовые выражения. Порядок действий в них, использование скобок. | 1 | | |
8 | Решение задач по теме «Числовые выражения» | 1 | | |
9 | Выражения с переменными и его числовое значение | 1 | | |
10 | Выражения с переменными и его числовое значение | 1 | | |
11 | Решение задач по теме «Выражения с переменными» | 1 | | |
12 | Решение задач по теме «Выражения с переменными» | 1 | | |
13 | Сравнение значений числовых выражений и выражений с переменными | 1 | | |
14 | Решение задач по теме «Сравнение значений выражений» | 1 | | |
15 | Основные свойства сложения и умножения | 1 | | |
16 | Решение задач по теме «Свойства действий над числами» | 1 | | |
17 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | | |
18 | Тождественные преобразования выражений | 1 | | |
19 | Обобщающий урок по теме «Выражения. Тождества» | 1 | | |
20 | Контрольная работа №1 по теме «Преобразование выражений» | 1 | | |
21 | Тождественные преобразования выражений | 1 | | |
22 | Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни | 1 | | |
23 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | | |
24 | Решение уравнений с одной переменной | 1 | | |
25 | Решение уравнений с одной переменной | 1 | | |
26 | Решение задач по теме «Линейное уравнение с одной переменной» | 1 | | |
27 | Составление уравнений по условию задачи | 1 | | |
28 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
29 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
30 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
31 | Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | | |
32 | Использование средних статистических характеристик при решении различных задач | 1 | | |
33 | Медиана как статистическая характеристика | 1 | | |
34 | Использование средних статистических характеристик при решении различных задач | 1 | | |
35 | Обобщение материала по теме «Уравнение с одной переменной». Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
36 | Контрольная работа №2 по теме «Линейные уравнения» | 1 | | |
| Глава 2. Функции | 14 | | |
37 | Анализ контрольной работы. Формулы. Что такое функция | 1 | | |
38 | Вычисление значений функции по формуле | 1 | | |
39 | Вычисление значений функции по формуле | 1 | | |
40 | График функции | 1 | | |
41 | График функции | 1 | | |
42 | График функции | 1 | | |
43 | Линейная функция и её график | 1 | | |
44 | Линейная функция и её график | 1 | | |
45 | Линейная функция и ее график | 1 | | |
46 | Прямая пропорциональность | 1 | | |
47 | Тестирование. Прямая пропорциональность | 1 | | |
48 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | | |
49 | Взаимное расположение графиков линейных функций. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
50 | Контрольная работа №3 по теме «Линейная функция» | 1 | | |
| Глава 3. Степень с натуральным показателем | 16 | | |
51 | Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем | 1 | | |
52 | Умножение и деление степеней | 1 | | |
53 | Умножение и деление степеней | 1 | | |
54 | Умножение и деление степеней | 1 | | |
55 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | | |
56 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | | |
57 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | | |
58 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | | |
59 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
60 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
61 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
62 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
63 | Функции и их графики | 1 | | |
64 | Функции и их графики | 1 | | |
65 | Функции и их графики. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
66 | Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» | 1 | | |
| Глава 4. Многочлены | 21 | | |
67 | Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид | 1 | | |
68 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
69 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
70 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
71 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
72 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
73 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
74 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | |
75 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | |
76 | Вынесение общего множителя за скобки. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
77 | Контрольная работа №5 по теме «Одночлены» | 1 | | |
78 | Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
79 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
80 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
81 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
82 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
83 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
84 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
85 | Доказательство тождеств | 1 | | |
86 | Доказательство тождеств. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
87 | Контрольная работа №6 по теме «Многочлены» | 1 | | |
| Глава 5. Формулы сокращенного умножения | 20 | | |
88 | Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | | |
89 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | | |
90 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
91 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
92 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
93 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | |
94 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | |
95 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | |
96 | Разложение разности квадратов на множители | 1 | | |
97 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | | |
98 | Разложение на множители суммы и разности кубов. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
99 | Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | | |
100 | Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | | |
101 | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | | |
102 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | | |
103 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | | |
104 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | | |
105 | Применение преобразования целых выражений | 1 | | |
106 | Применение преобразования целых выражений. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
107 | Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» | 1 | | |
| Глава 6. Системы линейных уравнений | 16 | | |
108 | Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | | |
109 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
110 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
111 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
112 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
113 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | |
114 | Способ подстановки | 1 | | |
115 | Способ подстановки | 1 | | |
116 | Способ подстановки | 1 | | |
117 | Способ сложения | 1 | | |
118 | Способ сложения | 1 | | |
119 | Способ сложения | 1 | | |
120 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
121 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
122 | Решение задач с помощью систем уравнений. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
123 | Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений» | 1 | | |
| Итоговое повторение | 13 | | |
124 | Анализ контрольной работы. Повторение. Выражения. Преобразование выражений | 1 | | |
125 | Повторение. Уравнения с одной переменной | 1 | | |
126 | Повторение. Уравнения с одной переменной | 1 | | |
127 | Повторение. Функции и их графики | 1 | | |
128 | Повторение. Формулы сокращенного умножения | 1 | | |
129 | Повторение. Формулы сокращенного умножения | 1 | | |
130 | Повторение. Системы линейных уравнений | 1 | | |
131 | Повторение. Системы линейных уравнений | 1 | | |
132 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
133 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
134 | Обобщающее повторение | 1 | | |
135 | Обобщающее повторение | 1 | | |
136 | Обобщающее повторение | 1 | | |
| | | | |
5.Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе.
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Контрольно-измерительный материал.
Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Тексты контрольных работ взяты из
1) Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2008;
2) Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева.. – М.: Просвещение, 2011.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч и итоговая контрольная работа 1ч.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. В 1988 году учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы.
Изучаемый материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.
Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).
В конце учебник есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
Знать, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.
Объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;
Какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
Измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;
Что такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;
Какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
Объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников;
Определения перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;
Формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;
Определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;
Определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
Аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;
Доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;
Доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
Доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;
Какой отрезок называется наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.
3. Содержание учебного предмета 7 класс (68 ч)
1. Введение
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Определения, аксиомы, теоремы, следствия, доказательства. Контрпримеры.
2. Начальные геометрические сведения (10 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
3. Треугольники (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать за дачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольнка;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №2 «Треугольники»
4. Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур се стереометрии.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; пер пендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при знаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
5. Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо угольный;
- формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
6. Повторение (7 ч)
Календарно-тематическое планирование
«Геометрия 7»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| Глава 1. Начальные геометрические сведения | 10 | | |
1 | Прямая и отрезок | 1 | | |
2 | Луч и угол | 1 | | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | | |
4 | Измерение отрезков | 1 | | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | | |
6 | Измерение углов | 1 | | |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | | |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | | |
9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
| Глава 2. Треугольники | 17 | | |
11 | Анализ контрольной работы. Треугольники | 1 | | |
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | | |
14 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | | |
16 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | | |
17 | Второй признак равенства треугольника | 1 | | |
18 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 | | |
19 | Третий признак равенства треугольника | 1 | | |
20 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | |
21 | Окружность | 1 | | |
22 | Примеры задач на построение | 1 | | |
23 | Решение задач на построение | 1 | | |
24 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | |
25 | Решение задач | 1 | | |
26 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 1 | | |
| Глава 3. Параллельные прямые | 13 | | |
28 | Анализ контрольной работы. Признаки параллельности прямых | 1 | | |
29 | Признаки параллельности прямых | 1 | | |
30 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | |
31 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | | |
32 | Решение задач | 1 | | |
33 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
34 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
35 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | | |
36 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | | |
37 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | | |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | |
39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | | |
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 6 | | |
41 | Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника | 1 | | |
42 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | | |
43 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 1 | | |
44 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника | 1 | | |
45 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника | 1 | | |
46 | Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника» | 1 | | |
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 15 | | |
47 | Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | | |
48 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | | |
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | |
52 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | |
53 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | |
54 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | |
55 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | |
56 | Задачи на построение | 1 | | |
57 | Задачи на построение | 1 | | |
58 | Задачи на построение | 1 | | |
59 | Решение задач по теме. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
60 | Контрольная работа №5 по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» | 1 | | |
61 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
| Повторение | 7 | | |
62 | Повторение. Прямоугольный треугольник и его свойства. Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | | |
63 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. | 1 | | |
64 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | | |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
66 | Обобщающее повторение | 1 | | |
67 | Обобщающее повторение | 1 | | |
68 | Обобщающее повторение | 1 | | |
34