СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по алгебре 7 класс для детей с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении  учебного материала, несформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников  и связь с реальной жизнью.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по алгебре 7 класс для детей с ОВЗ»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Алгебра» для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Примерной программы по математике основного общего образования;

  • учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» на 2016-2017 учебный год.

Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Н. Макарычева по алгебре для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2015).

Рабочая программа ориентирована на УМК:

  1. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского, М.: Просвещение, 2016.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» на изучение алгебры в 7 классе отводится 136 часов. Рабочая программа предусматривает обучение алгебре в объёме 4 часа в неделю. Количество контрольных работ по алгебре в 7 классе – 11.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

  1. Планируемые результаты изучения курса алгебры

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны овладевать умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретать опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

• развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

• овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

• изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

• развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

• получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

• развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

• сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


































  1. Содержание учебного предмета

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические блоки:

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Повторение курса математики 6 класса

6


2

Выражения, тождества, уравнения.

30

1

3

Функции.

14

1

4

Степень с натуральным показателем.

16

1

5

Многочлены.

21

2

6

Формулы сокращённого умножения.

20

2

7

Системы линейных уравнений.

16

1


Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7

13

1


Контрольные работы по тексту администрации:

-входной контроль

итоговая контрольная


1

1



1

1



Итого

136ч

11

Характеристика основных содержательных линий

1. Выражения и их преобразования. Уравнения - 30 ч

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

Цель систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

2. Функции - 14 ч

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.

Цель познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

3. Степень с натуральным показателем - 16ч

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.

Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

4. Многочлены – 21ч

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

5. Формулы сокращённого умножения – 20ч

Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6. Системы линейных уравнений – 16ч

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..

Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

7. Повторение. Решение задач – 13ч

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).







  1. Календарно-тематическое планирование по алгебре в 7 классе

Количество часов в неделю – 4 ч., количество часов в год – 136 ч.

Учебник: Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.

Составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике.


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Примечание


Повторение


6




1

Действия с обыкновенными дробями

1



2

Действия с обыкновенными дробями

1



3

Действия с положительными и отрицательными числами. Решение уравнений

1



4

Действия с положительными и отрицательными числами. Координаты на плоскости.

1



5

Диагностическая контрольная работа на остаточные знания

1



6

Анализ контрольной работы. Числовые выражения.

1




Глава 1. Выражения, тождества, уравнения

30



7

Числовые выражения. Порядок действий в них, использование скобок.

1



8

Решение задач по теме «Числовые выражения»

1




9

Выражения с переменными и его числовое значение


1




10

Выражения с переменными и его числовое значение


1




11

Решение задач по теме «Выражения с переменными»


1




12

Решение задач по теме «Выражения с переменными»

1




13

Сравнение значений числовых выражений и выражений с переменными

1




14

Решение задач по теме «Сравнение значений выражений»

1




15

Основные свойства сложения и умножения

1




16

Решение задач по теме «Свойства действий над числами»

1




17

Тождества. Тождественные преобразования выражений

1




18

Тождественные преобразования выражений

1




19

Обобщающий урок по теме «Выражения. Тождества»

1




20

Контрольная работа №1 по теме «Преобразование выражений»

1




21

Тождественные преобразования выражений

1




22

Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни

1




23

Линейное уравнение с одной переменной

1




24

Решение уравнений с одной переменной

1



25

Решение уравнений с одной переменной

1




26

Решение задач по теме «Линейное уравнение с одной переменной»

1




27

Составление уравнений по условию задачи

1




28

Решение задач с помощью уравнений

1




29

Решение задач с помощью уравнений

1



30

Решение задач с помощью уравнений

1




31

Среднее арифметическое, размах и мода

1




32

Использование средних статистических характеристик при решении различных задач

1




33

Медиана как статистическая характеристика

1




34


Использование средних статистических характеристик при решении различных задач

1




35

Обобщение материала по теме «Уравнение с одной переменной». Подготовка к контрольной работе

1




36

Контрольная работа №2 по теме «Линейные уравнения»

1




Глава 2. Функции

14



37

Анализ контрольной работы. Формулы. Что такое функция

1




38

Вычисление значений функции по формуле

1



39

Вычисление значений функции по формуле

1




40

График функции

1



41

График функции

1



42

График функции

1



43

Линейная функция и её график

1



44

Линейная функция и её график

1



45

Линейная функция и ее график

1




46


Прямая пропорциональность

1



47

Тестирование. Прямая пропорциональность

1



48

Взаимное расположение графиков линейных функций

1



49

Взаимное расположение графиков линейных функций. Подготовка к контрольной работе

1




50

Контрольная работа №3 по теме «Линейная функция»

1




Глава 3. Степень с натуральным показателем

16



51

Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем

1



52

Умножение и деление степеней

1



53

Умножение и деление степеней

1



54

Умножение и деление степеней

1



55

Возведение в степень произведения и степени

1



56

Возведение в степень произведения и степени

1



57

Возведение в степень произведения и степени

1



58

Одночлен и его стандартный вид

1




59

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1



60

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1



61

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1



62

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1



63

Функции и их графики

1



64

Функции и их графики

1



65

Функции и их графики. Подготовка к контрольной работе

1



66

Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем»

1




Глава 4. Многочлены

21



67

Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид

1



68

Сложение и вычитание многочленов

1



69

Сложение и вычитание многочленов

1



70

Сложение и вычитание многочленов

1



71

Умножение одночлена на многочлен

1



72

Умножение одночлена на многочлен

1



73

Умножение одночлена на многочлен

1



74

Вынесение общего множителя за скобки

1



75

Вынесение общего множителя за скобки

1



76

Вынесение общего множителя за скобки. Подготовка к контрольной работе

1



77

Контрольная работа №5 по теме «Одночлены»

1



78

Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен

1



79

Умножение многочлена на многочлен

1



80

Умножение многочлена на многочлен

1



81

Умножение многочлена на многочлен

1



82

Разложение многочлена на множители способом группировки

1



83

Разложение многочлена на множители способом группировки

1



84

Разложение многочлена на множители способом группировки

1



85

Доказательство тождеств

1



86

Доказательство тождеств. Подготовка к контрольной работе

1



87

Контрольная работа №6 по теме «Многочлены»

1




Глава 5. Формулы сокращенного умножения

20



88

Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

1



89

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

1



90

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1



91

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1



92

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1



93

Умножение разности двух выражений на их сумму

1



94

Умножение разности двух выражений на их сумму

1



95

Умножение разности двух выражений на их сумму

1



96

Разложение разности квадратов на множители

1



97

Разложение на множители суммы и разности кубов

1



98

Разложение на множители суммы и разности кубов. Подготовка к контрольной работе

1



99

Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

1



100

Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен

1



101

Преобразование целого выражения в многочлен

1



102

Применение различных способов для разложения на множители

1



103

Применение различных способов для разложения на множители

1



104

Применение различных способов для разложения на множители

1



105

Применение преобразования целых выражений

1



106

Применение преобразования целых выражений. Подготовка к контрольной работе

1



107

Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»

1




Глава 6. Системы линейных уравнений

16



108

Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными

1



109

График линейного уравнения с двумя переменными

1



110

График линейного уравнения с двумя переменными

1



111

График линейного уравнения с двумя переменными

1



112

График линейного уравнения с двумя переменными

1



113

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1



114

Способ подстановки

1



115

Способ подстановки

1



116

Способ подстановки

1



117

Способ сложения

1



118

Способ сложения

1



119

Способ сложения

1



120

Решение задач с помощью систем уравнений

1



121

Решение задач с помощью систем уравнений

1



122

Решение задач с помощью систем уравнений. Подготовка к контрольной работе

1



123

Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений»

1




Итоговое повторение

13



124

Анализ контрольной работы. Повторение. Выражения. Преобразование выражений

1



125

Повторение. Уравнения с одной переменной

1



126

Повторение. Уравнения с одной переменной

1



127

Повторение. Функции и их графики

1



128

Повторение. Формулы сокращенного умножения

1



129

Повторение. Формулы сокращенного умножения

1



130

Повторение. Системы линейных уравнений

1



131

Повторение. Системы линейных уравнений

1



132

Итоговая контрольная работа

1



133

Анализ контрольной работы

1



134

Обобщающее повторение

1



135

Обобщающее повторение

1



136

Обобщающее повторение

1
























































5.Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе.

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Контрольно-измерительный материал.

Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Тексты контрольных работ взяты из

1) Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2008;

2) Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева.. – М.: Просвещение, 2011.




















    1. Пояснительная записка

Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

        Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

  3. Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).

        Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).

        Рабочая программа по геометрии   рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч и итоговая контрольная работа 1ч.

        Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:

        Используемый учебник  «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. В 1988 году учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы.

        Изучаемый  материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.

        Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).

        В конце учебник есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель.

















    1. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:

  1. Знать, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.

  2. Объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;

  3. Какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

  4. Измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;

  5. Что такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;

  6. Какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;

  7. Объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников;

  8. Определения перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;

  9. Формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;

  10. Определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;

  11. Определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

  12. Аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;

  13. Доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;

  14. Доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  15. Доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;

  16. Какой отрезок называется наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.

















3. Содержание учебного предмета 7 класс (68 ч)

1. Введение

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Определения, аксиомы, теоремы, следствия, доказательства. Контрпримеры.

 2. Начальные геометрические сведения (10 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур.

Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

        В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

        Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

        Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

        Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учащиеся должны уметь:

- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

- формулировать определения перпендикуляра к прямой;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»  

3       Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Равнобедренный треугольник и его свойства.

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать за дачи с готовыми чертежами.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;

- формулировать определение равных треугольников;

-  формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;

- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольнка;

- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

- решать основные  задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №2 «Треугольники»

                4.  Параллельные прямые (13 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур се стереометрии.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; пер пендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

- формулировать аксиому параллельных прямых;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при знаки параллельных прямых;

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

        5. Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

        Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.

        Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

        Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо угольный;

- формулировать и доказывать теоремы

 - о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

- о сумме углов треугольника,

- о внешнем угле треугольника;

        - формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

        - решать задачи на построение треугольника по трем его элементам  с помощью циркуля и линейки.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

6. Повторение (7 ч)















  1. Календарно-тематическое планирование

«Геометрия 7»

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Примечание



Глава 1. Начальные геометрические сведения


10




1

Прямая и отрезок

1




2

Луч и угол

1




3

Сравнение отрезков и углов

1




4

Измерение отрезков

1



5

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

1



6

Измерение углов

1



7

Смежные и вертикальные углы

1



8

Перпендикулярные прямые

1



9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1



10

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1




Глава 2. Треугольники

17



11

Анализ контрольной работы. Треугольники

1



12

Первый признак равенства треугольников

1



13

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1



14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1



15

Свойства равнобедренного треугольника

1



16

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1



17


Второй признак равенства треугольника

1




18

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1




19

Третий признак равенства треугольника

1



20

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1




21

Окружность

1



22

Примеры задач на построение

1




23

Решение задач на построение

1



24

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1



25

Решение задач

1



26

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1



27

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

1




Глава 3. Параллельные прямые

13



28

Анализ контрольной работы. Признаки параллельности прямых

1



29

Признаки параллельности прямых

1



30

Практические способы построения параллельных прямых

1



31

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1



32

Решение задач

1



33

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

1



34

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

1



35

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

1



36

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

1



37

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

1



38

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1



39

Решение задач по теме «Параллельные прямые». Подготовка к контрольной работе

1



40

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1




Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

6



41

Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника

1



42

Теорема о сумме углов треугольника

1



43

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

1



44

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника

1



45

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника

1



46

Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника»

1




Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

15



47

Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1



48

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1



49

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1



50

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1



51

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1



52

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1



53

Построение треугольника по трем элементам

1



54

Построение треугольника по трем элементам

1



55

Построение треугольника по трем элементам

1



56

Задачи на построение

1



57

Задачи на построение

1



58

Задачи на построение

1



59

Решение задач по теме. Подготовка к контрольной работе

1



60

Контрольная работа №5 по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников»

1



61

Анализ контрольной работы

1




Повторение

7



62

Повторение. Прямоугольный треугольник и его свойства. Подготовка к итоговой контрольной работе

1



63

Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник.

1



64

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1



65

Итоговая контрольная работа

1



66

Обобщающее повторение

1



67

Обобщающее повторение

1



68

Обобщающее повторение

1





























34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!