Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» мая 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Адаптированная рабочая программа
по алгебре
для обучающегося 8 класса (вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель математики
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (вариант 7.2) по предмету «Алгебра» для 5-9 классов составлена на основании:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп. вступ. в силу с 06.03.2018);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (в ред. Приказов Мионобрнауки Российской Федерации от 03.06.2008г. №164, от 31.08.2009г. №320, от 19.10.2009г. №427, от 10.11.2011г. №2643, от 24.01.2012г. №39, от 31.01.2012г. №69, от 23.06.2015г. №609, от 07.06.2017г. №506).
Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г №35847)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008г. №241, от 30.08.2010г. №889, от 03.06.2011г. №1994, от 01.02.2012г. №74).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР (вариант 7.2) по математике предназначена для коррекции предметных навыков и умений детей с ОВЗ 8 класса, для которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, с целью оказания помощи детям этой категории в освоении ООП.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры 8 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать характер многих реальных зависимостей, производить простейшие расчеты.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Учащиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по алгебре и геометрии в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным учащимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Однако АОП призвана создать условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по алгебре и геометрии, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по алгебре в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные УУД:
Распознавать целые рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить примеры таких выражений, распознавать рациональные и иррациональные числа, приводить примеры рациональных чисел и иррациональных чисел, распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов.
Формулировать:
определения: рационального выражения, допустимых значений переменной, тождественно равных выражений, тождества, равносильных уравнений, рационального уравнения, степени с нулевым показателем, степени с целым отрицательным показателем, стандартного вида числа, обратной пропорциональности; квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств; уравнения первой степени, квадратного уравнения; квадратного трёхчлена, дискриминанта квадратного уравнения и квадратного трёхчлена, корня квадратного трёхчлена; биквадратного уравнения;
свойства: основное свойство рациональной дроби, свойства степени с целым показателем, уравнений, функции ; функции y = x2, арифметического квадратного корня, функции , квадратного трёхчлена; теорему Виета и обратную ей теорему
правила: сложения, вычитания, умножения, деления дробей, возведения дроби в степень; условие равенства дроби нулю.
Описывать графический метод решения уравнений с одной переменной, понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами; связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами, описывать на примерах метод замены переменной для решения уравнений.
Применять основное свойство рациональной дроби для сокращения и преобразования дробей. Приводить дроби к новому (общему) знаменателю. Находить сумму, разность, произведение и частное дробей. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений, понятие арифметического квадратного корня для вычисления значений выражений.
Решать уравнения с переменной в знаменателе дроби.
Записывать числа в стандартном виде, с помощью формул свойства действий с действительными числами.
Выполнять построение и чтение графика функции у = к/х .Строить графики функций y = x2 и .
Упрощать выражения, содержащие арифметические квадратные корни. Решать уравнения. Сравнивать значения выражений. Выполнять преобразование выражений с применением вынесения множителя из-под знака корня, внесения множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их элементами
Находить корни квадратных уравнений различных видов. Применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного трёхчлена на множители. Находить корни уравнений, которые сводятся к квадратным.
Личностные УУД: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Формирование навыков поведения при общении и сотрудничестве.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться , высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Регулятивные: самопроверка, учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Познавательные:
Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения; строить логическую цепочку рассуждений; давать определение понятиям; ставить проблему, аргументировать её актуальность; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Содержание учебного предмета по предмету «Алгебра»
Повторение курса алгебры 7 класса (1час)
Линейные уравнения с одной переменной. Функция. Система уравнений с двумя переменными. Способы решения систем уравнений с двумя переменными. Применение формул сокращённого умножения. Степень.
Рациональные выражения – 14 часов
Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция у = к/х и её график.
Квадратные корни. Действительные числа – 5 часов
Функция y = x2 и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Квадратные уравнения – 10 часов
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Повторение и систематизация учебного материала – 4 часа
Тематическое планирование по предмету «Алгебра»
п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение (1 час) |
1. | Повторение и систематизация знаний по теме «Линейные уравнения с одной переменной». «Применение формул сокращенного умножения». | 1 | | |
Рациональные выражения (14 часов) |
2. | Рациональные дроби | 1 | | |
3. | Основное свойство рациональной дроби | 1 | | |
4. | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
5. | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 | | |
6. | Контрольная работа №1 по теме: «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей » | 1 | | |
7. | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 1 | | |
8. | Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 | | |
9. | Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений» | 1 | | |
10. | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 1 | | |
11. | Степень с целым отрицательным показателем | 1 | | |
12. | Свойства степени с целым показателем | 1 | | |
13. | Функция у=к/х и ее график | 1 | | |
14. | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
15. | Контрольная работа № 3 по теме: «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция у=к/х и ее график» | 1 | | |
Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа (5 часов) |
16. | Функция у=х2 и ее график | 1 | | |
17. | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | | |
18. | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | 1 | | |
19. | Функция у=√х и ее график | 1 | | |
20. | Контрольная работа № 4 по теме: «Квадратные корни» | 1 | | |
Глава 3. Квадратные уравнения (10 часов) |
21. | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 1 | | |
22. | Формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
23. | Теорема Виета | 1 | | |
24. | Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения. Теорема Виета» | 1 | | |
25. | Квадратный трехчлен | 1 | | |
26. | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 1 | | |
27. | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 1 | | |
28. | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 1 | | |
29. | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
30. | Контрольная работа № 6 по теме: «Квадратный трехчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Решение задач с помощью рациональных уравнений» | 1 | | |
Повторение и систематизация учебного материала ( 4 часа) |
31. | Повторение материала за курс алгебры 8 класса | 1 | | |
32. | Повторение материала за курс алгебры 8 класса | 1 | | |
33. | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | 1 | | |
34. | Анализ итогов контрольной работы | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Методические и учебные пособия.
Алгебра. 8 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др./- М.: Вентана - Граф, 2015.
Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2016.
Дидактический материал.
Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
Тесты.
Таблицы.
Печатные пособия
• Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике)
• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
• Цифровые информационные источники
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Мультимедийная доска
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса