СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс.doc

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.  В 8 классе учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира и образом жизни некоторых животных;  получают знания о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс.doc»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1.-М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, и допущена Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 г. № 21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений".

2. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017.-Сб. 1.-224 с., Сб. 2. – 304 с.,


Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.    Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

- Овладение основными знаниями по биологии.

- Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.


Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.


      С учетом уровня обученности воспитанников основными задачами курса являются:

1) сообщение учащимся знаний о строении и жизни животных;

2) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных и людей), бережного отношения к природе;

3) первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома

или в школьном уголке природы.

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня. В 8 классе учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают знания о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание».

Рабочая программа 8 класса ориентирована на учебник Никишова А.И. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2021. В программе В. В. Воронковой нет распределения часов по темам, в рабочей программе часы распределены в учебно-тематическом плане в объеме 34 часа (1 час в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся

  Учащихся должны знать:

• основные отличия животных от растений;

• признаки сходства и различия между изученными группами животных;

• общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными

животными (известными учащимся).

• названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

• устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

• проводить несложный уход за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися

у детей дома;

• рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).


Содержание программы

ЖИВОТНЫЕ

(34 часа, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные (5 ч)

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.

Черви. Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Круглые черви- паразиrы человека (глиста). Аскариды- возбудиrели глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд- полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные (28 ч)

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы (4 ч)

Общие признаки рыб. Среда обитания -водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.

Земноводные (2 ч)

Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.


Пресмыкающиеся (2 ч)

Общие признаки пресмыкающихся (передвижение- ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы (5 ч)

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание

цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Млекопитающие (9 ч)

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млеко питающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи- всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие (5 ч)

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее - на фермах летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие (1час) по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.


Учебно-методические средства обучения

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2021


Дополнительная литература для учителя

1. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2017.

2. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.

3. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.


Дополнительная литература для учащихся:

1. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 2007


Электронные издания:

1. Биология, 7 кл. Животные

2. Биология 6-11 кл.

3. БЭНП Биология

4. Тесты по биологии

5. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории

6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7класс


Оборудование и приборы

Лупы, микроскопы лабораторные (световой); набор микропрепаратов по зоологии (1.Ротовой препарат комара 2.Конечность пчелы 3.Циклоп 4.Вольвокс 5.Эвглена 6.Инфузория-туфелька 7.Дождевой червь 8.Дафния 9.Гидра. Поперечный срез 10. Ресничный червь); раздаточный материал по скелету лягушки; раздаточный материал по скелету птиц; коллекции насекомых; пчела медоносная; представители отрядов насекомых; влажные препараты: 1.Внутреннее строение крысы 2.Глаз крупного млекопитающего 3.Животные- индикаторы степени загрязнённости водоёма 4.Пескожил 5.Внутренние органы рыбы 6.Внутреннее строение крысы 7.Внутренние органы млекопитающего 8.Органы дыхания млекопитающего10.Гадюка 11.Сосальщик печёночный 12.Внутреннее строение дождевого червя 13.Внутренние органы лягушки 14.Тритон с личинкой 15.Развитие лягушки 16.Развитие пресмыкающегося; раковины моллюсков; таблицы.


Адреса сайтов в Интернете

www.zooland.ru –сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.zoo.ru/moscow- сайт Московского зоопарка

http://edu.1c.ru

www.som.sio.ru



Мониторинг достижений обучающихся


Система специального обучения детей по адаптированной программе VIII вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Разработанных и общепринятых критериев оценки знаний учащихся с различной степенью умственной отсталости нет. Критерии оценки знаний учащихся по Биологии разработаны с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ.

Для мониторинга динамики развития учащихся на уроках применяю следующие формы контроля:

  • Предварительный контроль – фронтальный опрос (беседа).

  • Текущий контроль – фронтальный опрос (беседа), самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

  • Периодический контроль – самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.


Формы промежуточной аттестации:

1) собеседование по биологии, географии, истории, основам социальной жизни;



Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Проектная

работа

Самостоятел работа, ч.

1

Введение. Общие сведения о животном мире

1

1





2

Тема 1. Беспозвоночные животные

5

5




3

Тема 2. Позвоночные животные. Рыбы

4

4






4

Тема 3. Земноводные

2

2






5

Тема 4. Пресмыкающиеся

2

2




6

Тема 5. Птицы

5

5






7

Тема 6. Млекопитающие

9

9






8

Тема 7. Сельскохозяйственные млекопитающие

5

5





9

Обобщающее занятие

1

1






11

Итого

34

34
















Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во час

Дата по плану

Дата по факту


Введение

1



1

Введение. Многообразие животного мира. Охрана животных

1




Тема 1. Беспозвоночные животные

5



2

1. Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь.

1



3

2. Общие признаки насекомых.

1



4

3. Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка.

1



5

4. Майский жук. Комнатная муха.

1



6

5. Медоносная пчела Тутовый шелкопряд

1



Тема 2. Позвоночные животные. Рыбы

4



7

1. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб

1



8

2.Внутреннее строение рыб

1



9

3. Речные рыбы. Морские рыбы.

1



10

4. Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб

1




Тема 3. Земноводные

2



11

1. Общие признаки земноводных.

1



12

2. Внутреннее строение земноводных. Размножение лягушки

1




Тема 4. Пресмыкающиеся

2



13

1. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение

1



14

2. Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение

1




Тема 5. Птицы

5



15

1. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения, скелета

1



16

2. Особенности внутреннего строения птиц. Размножение и развитие

1



17

3. Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.

1



18

4. Хищные птицы. Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1



19

5. Домашние куры. Домашние утки и гуси. Птицеводство.

1




Тема 6. Млекопитающие

9



20

1. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих

1



21

2. Скелет и нервная система млекопитающих. Внутренние органы

1



22

3. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.

1



23

4. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.

1



24

5. Хищные звери.

1



25

6. Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах.

1



26

7. Домашние хищные звери.

1



27

8. Ластоногие. Китообразные.

1



28

9. Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы.

1




Тема 7. Сельскохозяйственные млекопитающие

5



29

1. Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят

1



30

2. Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят

1



31

3. Верблюды. Северные олени.

1



32

4. Домашние свиньи. Содержание свиней. Выращивание поросят.

1



33

5. Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят

1



34

Обобщающее занятие. Что вы узнали о животных?

1



Лист изменений в тематическом планировании


№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


































































































Календарно-тематическое планирование (индивид-к Акимов Иван 8кл) 2021-2022г

п/п

Раздел, тема

Дата по плану

Дата по факту

Дом. задание


Введение (1 ч)




1

Введение. Многообразие животного мира. Охрана животных



Стр.3-9


Тема 1. Беспозвоночные животные (5 ч)




2

1. Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь.



Стр.11-16

3

2. Общие признаки насекомых.



С.20-23

4

3. Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка.



С.23-27

5

4. Майский жук. Комнатная муха.



С.27-31

6

5. Медоносная пчела Тутовый шелкопряд



С.31-37

Тема 2. Позвоночные животные. Рыбы (4 ч)




7

1. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб



Стр.45-49

8

2.Внутреннее строение рыб



С.50-54

9

3. Речные рыбы. Морские рыбы.



С.54-58

10

4. Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб



С.59-62


Тема 3. Земноводные (2 ч)




11

1. Общие признаки земноводных.



Стр.72-74

12

2. Внутреннее строение земноводных. Размножение лягушки



С.75-78


Тема 4. Пресмыкающиеся (2 ч)



13

1. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение



С.82-84

14

2. Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение



С.85-89


Тема 5. Птицы (5 ч)




15

1. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения, скелета



С.94-98

16

2. Особенности внутреннего строения птиц. Размножение и развитие



С.99-104

17

3. Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.



С.105-110

18

4. Хищные птицы. Птицы, обитающие вблизи жилья человека.



С.110-119

19

5. Домашние куры. Домашние утки и гуси. Птицеводство.



С.127-134


Тема 6. Млекопитающие (9 ч)




20

1. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекоп-щих



С.136-140

21

2. Скелет и нервная система млекопитающих. Внутренние органы



С.140-145

22

3. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятел-ти человека.



С.146-150

23

4. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.



С.151-156

24

5. Хищные звери.



С.159-165

25

6. Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах.



С.165-170

26

7. Домашние хищные звери.



С.172-176

27

8. Ластоногие. Китообразные.



С.176-180

28

9. Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы.



С.181-192


Тема 7. Сельскохозяйственные млекопитающие (5 ч)




29

1. Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят



С.194-202

30

2. Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят



С.202-207

31

3. Верблюды. Северные олени.



С.207-211

32

4. Домашние свиньи. Содержание свиней. Выращивание поросят.



С.211-216

33

5. Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят



С.217-220

34

Обобщающее занятие. Что вы узнали о животных? (1 ч)



с.221-223



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей