СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии 5 класс»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей


естественнонаучного цикла

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СШ № 19

им.И.П.Мытарева

_________________С.С.Абдулганиева

_____________ Е.С.Волкова

___________Дегтярева Н.А.

Протокол № 1от «___30__» августа 2020 г.

«_31__» _августа 2020 г.

Приказ от 31.08.2020_№




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19

имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»


Адаптивная рабочая программа


Наименование учебного предмета Биология (ОВЗ) __________________________________________________________


Класс__5 класс____________________________________________________ _

Уровень _основного общего образования ______________________________________________________________________________________


Учитель Абдулганиева Светлана Сергеевна


Срок реализации программы, учебный год__2020-2021 учебный год____ ____________ _________________________________


Количество часов по учебному плану всего 34 часов в год; в неделю 1 час _____ _______________________________________

Программа составлена на основе «Биологии 5-11 классы : программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М ::Вентана-Граф, 2017г.

Учебник _Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономаревой (М:Просвещение 2020г.)


Рабочую программу составил (а)_________________________________________/АбдулганиеваСС/




Содержание тем учебного предмета « Биология» в 5 классе


Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.


Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».


Демонстрация

  1. Обнаружениеводывживыхорганизмах;

  2. Обнаружениеорганическихинеорганическихвеществвживыхорганизмах;

  3. Обнаружениебелков,углеводов,жировврастительныхорганизмах.



Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природеи для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.


Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».


Демонстрация

  • Гербарииразличныхгруппрастений.




Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.


Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.



Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)


Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.


Резерв (2 часа)

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.





Учебно-тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов /программа И.Н.Пономарёвой

Количество часов /рабочая программа/



1.

Биология – наука о живой природе

8

8



2.

Многообразие живых организмов

11

11



3.

Жизнь организмов на планете Земля.

7

7



4.

Человек на планете Земля

6

4



5.

Резерв

2

0



Итого:

34 ч

30ч

В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2020-2021учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 1 час в неделю, т.е. на 34 часа в год. В связи с тем , что по календарному плану количество дат не совпадает с количеством уроков поставленных по расписанию , программу приходиться редактировать в соответствии с уроками по расписанию. Поэтому убираются резервные часы и раздел 4 сокращаем на два часа.







Лабораторные работы:

  1. «Изучение строения увеличительных приборов»

  2. «Знакомство с клетками растений».

  3. «Знакомство с внешним строением растения»

  4. «Наблюдение за передвижением животных»













Календарно – тематическое планирование по биологии


5 класс 2020-2021 учебный год 34 часа



Тема уроков

Количество часов

УУД


Примечание

Дата проведения




Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту


1

2

3

4.1

4.2

4.3

5

6.1

6.2


Раздел 1. Биология — наука о живом мире – 8 часов







1

Наука о живой природе.

1

Знать определения наук

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- мотивация обучения

ЭОР

1§




2

Свойства живого

1

Выявление существенных признаков биологических объектов, взаимосвязи органов в организмах


Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.оммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.умение работать с различными источниками ин формации (учебник, ЭОРструктурироватьматериалоб основных признакахживого, давать определение понятиям (признакиживого, орган, организм)

Формирование познава тельных интересов при живой природы, выявяе-нии признаков живого.

Презентация « Свойства живого»

§2




3

Методы изучения природы

1

Умение правильно определять методы изучения природы

Анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение выполнять письменные задания.

Оценка усваиваемого содержания.к живой природе при знакомстве с методами её

Бинокль полевой, дневник, фрагмент в/ф, ЭОР измерительные приборы

§3




4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

Овладение правилами

работы с биологическими

приборами; формирование

умений наблюдения и опи­

сания биологических объ­

ектов при работе с увели­

чительными приборами.


Умение работать с раз­

личными источниками ин­

формации при подготовке

сообщений об изобретении

микроскопа и открытии

клеточного строения орга­

низмов.


Формирование умения

анализировать информа­

цию и делать выводы о

возможности изучения ор­

ганизмов с помощью уве­

личительных приборов.


ЭОР, Микроскопы, ручные и

штативные лупы, таблицы, мякоть арбуза,

плоды томатов.

Портреты Левенгука,

Гука, ЭОР Изучение

строения микроскопа

практическаяработа

§4





5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

Развитие навыков про-

.ведения лабораторныхис­

следований; соблюдение

правил работы с увеличи­

тельными приборами и по­

ведения в кабинете биоло­

гии; умение готовить мик­

ропрепарат растительных

тканей; умение различать

на рисунках клетки, вхо­

дящие в состав тканей рас­

тений.

.


Формирование умения

работать с различными ис­

точниками информации

(учебник, ЭОР, микропре­

параты) при изучении

клетки и тканей живых ор­

ганизмов, овладение основами ис­

следовательской деятель­

ности при выполнении ла­

бораторной работы по изу­

чению клеток различных

растений


Формирование умения

сравнивать клетки расте­

ний и животных, расти­

тельные и животные ткани,

анализировать информа­

цию и делать выводы о

чертах их сходства и раз­

личия.


Таблицы, микроскопы,

Лабораторное оборудо­

вание, репчатый лук,

йод, элодея.

Строение растительной

клетки

 

 

 

 

§5 за­полнить

Таблицы «Тка­ни»





6

Химический состав клетки.

1

Умение анализировать

увиденные опыты по обна­ружению веществ, входя­щих в состав клеток расте-

ний, делать выводы о на­личии органических и ми­неральных веществ.


Умение извлекать ин­

формацию из различных

источников (учебник, ЭОР,

справочник, опыт), анали­

зировать её, делать выво­

ды.


Выявление существен­

ных признаков (химиче­

ский состав) живых орга­

низмов; приведение дока­

зательств родства всех жи­вых организмов исходя из

особенностей химического

состава клетки.


§6

изучить





7

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

Выделение существен­ных признаков живого:

обмена веществ в клетке,

деления, роста, развития;

соблюдение правил работы

с микроскопом во время

демонстрации микропрепаратов

Умение адекватно ис­-

пользовать речевые сред­ства при аргументировании

вывода о клетке как живой

системе.


Умение строить рассуж­дения о клетке как живой

системе, анализируя ин­

формацию о процессах

жизнедеятельности клетки.


Таблицы, микроскопы,

Лабораторное оборудо­

вание,

Деление клетки

§ 7




8

Великие естествоиспытатели.Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире»

1

Выделение существен­ных признаков живых сис-

Умение работать с раз­личными источниками ин­формации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-есгесгвоиспытателях; уме­ние адекватно использо­вать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и выделение существен­ных признаков живых сис- совместную деятельность с одноклассниками и учите­лем

Знание основных правил отношения к живой приро­де; умение анализировать информацию, содержа­щуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях

с.32 чи­тать.





Раздел 2. Многообразие живых организмов – 11 часов






9

Царства живой природы.

1

Приведение доказа­тельств взаимосвязи чело­века и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики ви­русных заболеваний, ВИЧ- инфекции; умение опреде­лять принадлежность орга­низмов к определённой систематической группе


Умение работать с до­

полнительной литературой,

оформлять результаты в

виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

П. приведение доказа­тельств взаимосвязи чело­века и окружающей среды, необходимости соблюде-


Знание основных правил отношения к живой приро­де; умение анализировать информацию, содержа­щуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях

§8




10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

Выявление существен­

ных признаков прокариот и

эукариот; определение'

принадлежности бактерий

к прокариотам; различение

на рисунках частей бакте­

риальной клетки; выявле­

ние существенных призна­

ков автотрофов и гегеро-

трофов, их роли в природе.


Умение работать с раз­

личными источниками ин­

формации (печатными и

электронными);


Реализация установок

здорового образа жизни в

процессе изучения мате­

риала о бактериальных

инфекциях и их профилак­

тике;


Таблицы, ЭОР, учебни­ки, дополнительная

ли­тература.

Разнообразие бактерий

§9,сооб­щения

об инфек-

ционных

забо­лева­ниях и их

профилак-

тике.





11

Значение бактерий в природе и для человека.

1

Приведение доказа­тельств необходимости профилактических мер для

сохранения здоровья; фор­

мирование представлений

о роли бактерий в круговороте веществ и превраще­нии энергии в экосистемах;

объяснение роли бактерий

в практической деятельно­

сти человека; освоение

приёмов первой доврачеб­

ной помощи в случае пи­

щевого отравления.


Умение работать с раз­

личными источниками ин­

формации (печатными и

электронными); развивать

способность выбирать це­

левые установки на сохранение и укрепление своего

здоровья, соблюдая меры

профилактики инфекцион­ных заболеваний.


Реализовать установки

здорового образа жизни на

примере положительного

воздействия закаливающих

процедур в профилактике

воздушно-капельных ин­

фекций.


Презентация « Роль бактерий»Таблицы, иллюстрации,мультимедиа.Изготовлениепродук­

тов питания с помощью

бактерий/

§10

запол­нить

таб­лицу

«Зна­чение

бакте­рий»





12

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

1

определение сущест­венных признаков семен­ных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземп­лярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения ра­ботать с биологическими приборами и инструмента­ми.


развитие коммуника­тивных свойств в ходе вы­полнения работы в парах; умение осуществлять про­стейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного ви­да в другой в ходе выпол­нения лабораторной рабо­ты

Развитие умений срав­нения биологических объ­ектов, умения делать вы­воды о многообразии и значении различных видов побегов.


Микроскопы и лабора­торное оборудование, гербарии, живые эк­земпляры растений.


§11





13

Животные.


1

выделение существен­

ных признаков однокле­

точных и многоклеточных

организмов их роли в кру­

говороте веществ и пре­

вращении энергии в экоси­

стемах; объяснение роли

различных животных в

жизни человека; различе­

ние на рисунках и табли­

цах растений различных

типов и классов; оценива­

ние с эстетической точки

зрения различных живот­

ных.


умение работать с раз­

ными источниками инфор­

мации, анализировать ин­

формацию, классифициро­

вать живые объекты.


­ Формирование эстети­ческого отношения к жи­

 вой природе при знакомст­ве с различными животны­ми.

 


Фронтальная,

Таблицы, чучела, мик­

ропрепараты, ЭОР.

 Многообразие много­

 клеточных ивотных

§12Знать тер­мины.





14

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

развитие умения срав­нивать биологические объ­екты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение ме­тодами биологической науки (наблюдение, срав­нение); соблюдение правил работы в кабинете биолоГИИ.

умение работать с раз­личными источниками ин­формации; умение рабо­тать в парах; умение на­блюдать, делать выводы и заключения из увиденного

Формирование познава­тельных интересов в ходе наблюдении яза животны­ми, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа пере­движения от среды обита­ния; развитие эстетическо­го отношения к живой приро

Микроскопы, культуры водных микроорганиз­мов, в/ф о простейших (инфузория туфелька)

§12, повто­рить §§ 1- 11




15

Грибы

1

выделение существен­

ных признаков царства

грибы; различение на ри­сунках, таблицах частей тела гриба; овладение мегодами биологических ис­следований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.


умение работать с раз­

личными источниками ин­

формации; связано и гра­

мотно излагать информа­

цию.


. Знание основных правил

отношения к живойприро­

де на примере сбора гри­

бов; развитие умения ана­

лизировать информацию об особенностях грибов и

делать выводы.


Грибница, плодовое

тело, гифы, ,

микориза (грибоко-

рень). Строение шляпочного гриба

§13 зало-

жить опыт

по выращи­-

ванию

плесени.





16

Многообразие и значение грибов.


1

выделение существен­

ных признаков грибов,

значение грибов в круго­

вороте веществ, в жизни

человека; различение на

рисунках и муляжах съе­

добных и ядовитых грибов;

освоение приёмов оказания

первой помощи при отрав­

лении грибами; выявление

мер профилактики грибко­

вых заболеваний.


умение осуществлять

исследования (выращива­

ние плесени, изучение,

сравнение), анализировать

полученные результаты,

аргументировано излагать

их.


Реализация установок

ЗОЖ при изучении мате­

риала о значении грибов в

жизни человека.


Таблицы, иллюстрации,

микроскоп, плесневые

грибы, ЭОР.

Грибы-паразиты, вызы­

вающие заболевания

культурных растений

Интерактивное задание

§14

сде­лать

карточки

с гри­бами

-

двойника­

ми.





17

Лишайники.

1

выделение существен­

ных признаков лишайни­

ков как симбиотических

организмов их роли в кру­

говороте веществ и обра­

зовании гумуса; приведе­

ние доказательств влияния

факторов окружающей

среды на развитие лишай­

ников (чистота воздуха);

различение на рисунках и


выбор информации о

строении, особенностях

жизнедеятельности ли­

шайников их различных

источников, структуриро­

вание её.


Формирование познава­

тельного интереса в ходе

изучения симбиотического

организма; умение анали­

зировать информацию, де­

лать выводы.


Презентация « Лишайники» Гербарий, таблицы,

ЭОР.

Строение лишайника

§ 15

под­готов­

ка сообще-

ний 0

по­лезных и

вред­ных

организ­-

мах.





18

Значение

живых

орга­низмов в

при­роде и

жизни

чело­

века.


1

Приведение доказа­тельств взаимосвязи чело­века и окружающей среды; необходимости защиты ок­ружающей среды; различе­ние на таблицах и рисун­ках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской облас­ти; знание основных пра­вил поведения в природ.

Структурирование ма­

териала, полученного их

различных источников ин­

формации; умение грамот­

но излагать материал; раз­

витие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой при­роде ­


Мотивация на изучение

живой природы, частью

которой является человек;

эстетическое отношение к

объектам живой природы.


Таблицы, презентации,

ЭОР, мультимедиа.





19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

1

Выполнение задани:
продемонстрировать ЗУН по темам

Умение аргументиро­вать свою точку зрения, связанно излагать матери­ал.

Формирование интел­

лектуальных умений стро­

ить рассуждения, анализи­

ровать, делать выводы при


Тесты, карточки с зада­

ниями.





Раздел №3 Жизнь организмов на планете Земля- 7 часов











20



Среды жизни планеты Земля


1

выделение существен­

ных признаков различных

сред обитания; выявление


развитие навыков про­

ектной деятельности, уме­

ния структурировать мате­

риал, грамотно и аргумен­

тировано его излагать:

умение работать с различ­

ными источниками инфор­

мации; развитие коммуни­

кативных качеств.


Формирование познава­

тельных интересов и ин­

теллектуальных умений

сравнения, анализа, явле­

ний и живых объектов и

умения делать выводы в

ходе работы над мини­

проектами («Кто такие

гидробионгы?», «Да будет

свет?», «Солнце, воздух и

вода, получается.. .среда»,

«Паразиты и их дом»).


ЭОР, плакаты, ватман,

фломастеры, иллюст­

рации.

Среды жизни

обитателей различных сред; умение оценить жи­вые объекты с эстетиче­ской точки зрения

Презентация « Среды жизни»

§17





21

Экологические факторы среды.

1

объяснение места и роль человека в природе, по­следствий его хозяйствен­ной деятельности для при­родных биогеоценозов; знание основных правил

Развитие умения анали­за развитие способности выбирать смысловые уста­новки в поступках по от­ношению к живой природе поведения в природе.

данных, сравнения дей­ствия различных факторов на живые организмы

Таблицы, ЭОР.

Экологические факто­ры

§18 соста­-

вить

кросс­ворд с

термина­ми.






22

Приспособления организмов к жизни в природе

1

выявление изменчиво­сти организмов как при­способленности к среде обитания; умение оцени­вать биологические объек­ты с эстетической точки зрения.

умение работать с раз­личными источниками ин­формации, оценивать, пре­образовывать из одной формы в другую (сообще­ния, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осу­ществлении взаимоконтро­ля.


Развитие интеллекту­альных умений сравнивать и оценивать действие фак­торов среды на организмы; формирование эстетиче­ского отношения к орга­низмам

ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры. Приспособления жи­вотных к водной среде обитания §19





23

Природные сообщества.

1

выделение существен­

ных признаков экосистем,

круговорота веществ и

превращения энергии в

экосистемах; выявление

типов взаимодействия раз­

личных видов организмов

в природе.


умение выбирать целе­

вые установки в действиях

человека по отношению к

живой природе; умение

преобразовывать инфор­

мацию из одной формы

(текст учебника, ЭОР) в

другую (рисунок, сообще­

ние).


Развитие умения анали­зировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о по­следствиях нарушения равновесия в биогеоцено­зах

ЭОРТаблицы, ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание по­следствий нарушения экологического равно­весия с помощью ани­мированной модели httD://files.school-

collection.edu.ru/dlrstore/

 §20,

знать

термины





24

Природные зоны России.

1

приведение доказа­

тельств необходимости

защиты окружающей сре­

ды, значения биологиче­

ского разнообразия для со-хранения биосферы; раз­личение на таблицах, ри­сунках животных и расте­ний, обитателей различных климатических зон.


формирование способ­

ности выбирать смысловые

и целевые установки в сво­

их действиях по отноше­

нию к живой природе; ра­

ботать с различными ис­

точниками информации.


Формирование эстети­

ческого отношения к жи­

вой природе» развитие

умения анализировать ус­

ловия в различных клима­

тическихзонах, делать вы­

воды о приспособленности

организмов.


Таблицы, гербарий, иллюстрации.

 §21

Сообще­-

ния 0

животных

раз­лич­ных

мате­риков.

 Со­обще­ния о

видах,

зане-

сенных в

красную

книгу

Ульяновс-

кой

области.





25

Жизнь организмов на разных материках.

1

приведение доказа­

тельств необходимости

защиты окружающей сре­

ды, значения биологиче­

ского разнообразия для со­

хранения биосферы; раз­

личение на таблицах, ри­

сунках животных и расте­

ний, обитателей различных

материков; анализ и оценка

последствий деятельности

человека в природе.


умение использовать

различные источники ин­

формации, преобразовы­

вать её, грамотно и связано

излагать её.


Формирование эстети­

ческого отношения к жи­

вой природе; умения ана­

лизировать особенности

живых объектов на раз­

личных материках.


Таблицы, иллюстрации,

Красная книга, ЭОР.

 Зависимость природы

материков от географи­

ческого положения

§22

сооб­щения

о жи­телях

морей

и

океанов.

 






26

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

Приведение доказа­тельств необходимости защиты окружающей сре­ды, значения биологиче­ского разнообразия для со­хранения биосферы; раз­личение на таблицах, ри­сунках животных и расте­ний, обитателей водоёмов; анализ и оценка последст­вий деятельности человека в природе

Умение использовать различные источники ин­формации, преобразовы­вать её, грамотно и связано излагать её.


Формирование эстети­ческого отношения к жи­вой природе; умения ана­лизировать особенности живых объектов в водной среде.

ЭОР, таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР.

§23, повто­рить §§ 17- 22.






Раздел №4 Человек на планете Земля-6 часов











27



Как появился человек на Земле.

1

аргументация родства человека с млекопитаю­щими животными; разли­чение на таблицах различ­ных стадий развития чело­века; умение определять принадлежность человека к определённой системати­ческой группе.

умение осуществлять

контроль своей деятельно­

сти в процессе достижения

результата, определять

способы действия в рамках

текстом учебни­ка или ЭОР.

Формирование уважи­

тельного отношения к ис­

тории человечества, освое­

ние социальных норм и

правил поведения.


Таблицы, ЭОР.

 §24



28

Как человек изменял природу.

1

аргументация взаимо­связи человека и окру­жающей среды, необходи­мости защиты окружаю­щей среды, значения био­логического разнообразия для сохранения биосферы

. развитие умения осу­ществлять контроль своей деятельности в ходе дос­тижения результата; уме­ние организовывать учеб­ное сотрудничество и со­вместную деятельность с одноклассниками и учите­лем.


 

Л. Знание основных прин­ципов и правил отношения к живой природе; форми­рование личностных пред­ставлений о ценности при­роды; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем

ЭОР Мультимедиа, ЭОР, Мультимедиа, ЭОР Животные Красной книги презентация


§25сооб­щения




29

Важность охраны живого мира планеты.

1

аргументация взаимо­связи человека и окру­жающей среды, необходи­мости защиты окружаю­щей среды, значения био­логического разнообразия для сохранения биосферы аргументация взаимо­связи человека и окру­жающей среды, необходи­мости защиты окружаю­щей среды, значения био­логического разнообразия для сохранения биосферы

умение получать ин­формацию из различных источников и преобразо­вывать из одного вида в другой

Знание основных прин­ципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных пред­ставлений о ценности при­роды; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

Презентация « Красная книга области»

§26 сочи­-

нение

о необхо-

димости

охра­ны

природы.




30

Сохраним богатство живого мира

1

формирование основ экологической грамотно­сти: способности оцени­вать последствия деятель­ности человека в природе; формирование представле­ний о значении биологиче­ских наук в решении ло­кальных и глобальных эко­логических проблем

умение организовывать

учебное сотрудничество с

учениками и учителем, ра-

ботать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различ­ными источниками инфор­мации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Развитие сознания и

компетентности в решении

моральных проблем в сфе­

ре охраны природы на ос­

нове личного выбора; фор­

мирование нравственного

поведения и ответственно­

го отношения к собствен­

ным поступкам в природе.


Проекты, мультимедиа.

OOT Ульяновской об­

ласти

httn://www.ultDD.ru/kultu

гаDriroda.html

Красная книга ульянов­

ской области httt ://www.redbook7 3 .ru /docs/02 .Dhu

Повто

рить

§§ 1-

26

 



















Планируемые результаты изучения предмета «Биология» в 5 классе

Учащиеся должны знать:

  • Основные признаки живой природы;

  • Устройство светового микроскопа;

  • Основные органоиды клетки;

  • Основные органические и минеральные вещества входящих в состав клетки;

  • Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

  • существенныепризнакистроенияижизнедеятельностиизучаемыхбиологическихобъектов;

  • основные признаки представителей царств живой природы.

  • Предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основныеэкологическиепроблемы,стоящиепередсовременнымчеловечеством;

  • правилаповедениячеловекавопасныхситуацияхприродногопроисхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ клетке;

  • соблюдатьправилаповеденияиработысприборамииинструментамивкабинетебиологии.

  • определятьпринадлежностьбиологическихобъектовкодномуизцарствживойприроды;

  • устанавливатьчертысходстваираз­личияупредставителейосновныхцарств;

  • различать изученные объекты в природе ,на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека,

  • объяснятьпричинынегативноговлиянияхозяйственнойдеятельностичеловеканаприроду;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различатьнаживыхобъектах,таблицахопасныедляжизничеловекавидырастенийиживотных;

  • вестиздоровыйобразжизниипроводитьборьбусвреднымипривычкамисвоихтоварищей.







Система оценки по предмету:

  1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

        Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

        2. Оценка экспериментальных умений

        Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи

        Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ

        Отметка «5»:

- ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

Отметка «5»:

80% и более выполнено правильно

Отметка «4»:

70%-80% выполнено правильно

Отметка «3»:

60% -69% выполнено правильно

Отметка «2»:

выполнено правильно менее 60%





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!