СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для обучающихся ОВЗ (7 вид)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии 6-9 классы//М.: Просвещение, 2016г., программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2016.

Часы: 1 час в неделю, 35 часов в год

Учебник: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс учебник для ООУ М.:Вентана-Граф,2018.


Цель любого общеобразовательного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся минимум знаний в той или иной области науки и научить их использовать в жизни.

В настоящее время школе предъявлены новые требования, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика. В этой связи направленность общества на гуманизацию и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность.

Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среда, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.

С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:

  • овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;

  • гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым;

  • развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

  1. Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.

  2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.


Основное содержание освоения учебного предмета «Биология»

Введение в основы общей биологии. Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.


Основы учения о клетке Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа.

№1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.


Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Типы размножения организмов. Половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа.

№2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.


Основы учения о наследственности и изменчивости Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы.

№3. Решение генетических задач.

№4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.


Происхождение жизни и развитие органического мира Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А..И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы в регионе школы (посещение местного школьного музея).


Учение об эволюции Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа.

№5. Изучение изменчивости у организмов.

Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.


Происхождение человека (антропогенез) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.


Основы экологии Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение Б.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы.

№6. Приспособленность организмов к среде обитания.

№7. Оценка качества окружающей среды.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.











Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Учащиеся должны знать/понимать:

Признаки биологических объектов:

  • живых организмов;

  • генов и хромосом;

  • клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • популяций;

  • экосистем и агроэкосистем;

  • биосферы;

  • растений, животных и грибов своего региона.

Сущность биологических процессов:

  • обмен веществ и превращения энергии;

  • питание;

  • дыхание;

  • выделение;

  • транспорт веществ;

  • рост, развитие;

  • размножение, наследственность и изменчивость;

  • регуляция жизнедеятельности организма;

  • раздражимость;

  • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять:

    • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

    • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

    • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

    • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

    • биологического разнообразия в сохранении биосферы;

    • необходимость защиты окружающей среды;

    • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

    • взаимосвязи человека и окружающей среды;

    • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

    • причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

    • роль гормонов и витаминов в организме.

  1. Изучать биологические объекты и процессы:

    • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

    • наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

    • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

  1. Распознавать и описывать:

    • основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

    • на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;

    • органы и системы органов животных;

    • растения разных отделов;

    • животных отдельных типов и классов;

    • наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;

    • съедобные и ядовитые грибы;

    • опасные для человека растения и животных.

  1. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

  2. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

  3. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

  4. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

  5. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.

  2. Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.

  3. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  4. Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


























Тематическое планирование


Содержание


Количество часов

1

Введение в основы общей биологии


1

2

Основы учения о клетке


5

3

Онтогенез


2

4

Основы учения о наследственности и изменчивости


7

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов


2

6

Происхождение жизни и развитие органического мира


3

7

Учение об эволюции


5

8

Происхождение человека (антропогенез)


2

9

Основы экологии


8


Итого

35








































Тема урока


Кол-во

часов

Дата


по плану

фактич.

Введение в основы общей биологии

1




1

Биология – наука о живом мире.

1



Основы учения о клетке

5




2

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Химический состав клетки.

1



3

Белки и нуклеиновые кислоты.

1



4

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

Лабораторная работа № 1«Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

1



5

Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке.

1



6

Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клетки энергией.

1



Онтогенез

2




7

Размножение живых организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз.

Лабораторная работа № 2«Рассмотрение препаратов с делящимися клетками растений».

1



8

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

1



Основы учения о наследственности и изменчивости

7




9

Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Генетические опыты Г.Менделя.

1



10

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя Лабораторная работа № 3«Решение генетических задач».

1



11

Взаимодействие генов и их множественное действие.

1



12

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

1



13

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Лабораторная работа № 4«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях».

1



14

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

1



15

Контрольная работа

1



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

2




16

Генетические основы селекции организмов.

1



17

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение изучения микроорганизмов для РБ.

1



Происхождение жизни и развитие органического мира

3




18

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

1



19

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1



20

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле.

1



Учение об эволюции

5




21

Идея развития органического мира в биологии.

1



22

Вид, его структура и особенности.

1



23

Процесс образования видов – видообразование.

1



24

Основные направления эволюции.

1



25

Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа № 5«Изучение изменчивости у организмов».

1



Происхождение человека (антропогенез)

2




26

Эволюция приматов. Место человека в системе органического мира.

1



27

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1



Основы экологии

8




28

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы .

1



29

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1



30

Биотические связи в природе.

1



31

Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

1



32

Сообщества. Природные сообщества РБ

1



33

Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Характеристика горного биоценоза РБ. Развитие и смена биогеоценозов

1



34

Итоговая контрольная работа.

1



35

Обобщающее повторение

1






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!