Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии 6-9 классы//М.: Просвещение, 2016г., программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Часы: 1 час в неделю, 35 часов в год
Учебник: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс учебник для ООУ М.:Вентана-Граф,2018.
Цель любого общеобразовательного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся минимум знаний в той или иной области науки и научить их использовать в жизни.
В настоящее время школе предъявлены новые требования, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика. В этой связи направленность общества на гуманизацию и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среда, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.
С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:
овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;
гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым;
развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
Основное содержание освоения учебного предмета «Биология»
Введение в основы общей биологии. Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Основы учения о клетке Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа.
№1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Типы размножения организмов. Половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа.
№2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.
Основы учения о наследственности и изменчивости Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы.
№3. Решение генетических задач.
№4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Происхождение жизни и развитие органического мира Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А..И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы в регионе школы (посещение местного школьного музея).
Учение об эволюции Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа.
№5. Изучение изменчивости у организмов.
Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.
Происхождение человека (антропогенез) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основы экологии Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение Б.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы.
№6. Приспособленность организмов к среде обитания.
№7. Оценка качества окружающей среды.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Учащиеся должны знать/понимать:
Признаки биологических объектов:
живых организмов;
генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
популяций;
экосистем и агроэкосистем;
биосферы;
растений, животных и грибов своего региона.
Сущность биологических процессов:
обмен веществ и превращения энергии;
питание;
дыхание;
выделение;
транспорт веществ;
рост, развитие;
размножение, наследственность и изменчивость;
регуляция жизнедеятельности организма;
раздражимость;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
роль гормонов и витаминов в организме.
Изучать биологические объекты и процессы:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Распознавать и описывать:
основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
органы и системы органов животных;
растения разных отделов;
животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
съедобные и ядовитые грибы;
опасные для человека растения и животных.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Введение в основы общей биологии | 1 |
2 | Основы учения о клетке | 5 |
3 | Онтогенез | 2 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 7 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 2 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 3 |
7 | Учение об эволюции | 5 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 2 |
9 | Основы экологии | 8 |
| Итого | 35 |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
по плану | фактич. |
Введение в основы общей биологии | 1 | | | |
1 | Биология – наука о живом мире. | 1 | | |
Основы учения о клетке | 5 | | | |
2 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Химический состав клетки. | 1 | | |
3 | Белки и нуклеиновые кислоты. | 1 | | |
4 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа № 1«Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | 1 | | |
5 | Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | | |
6 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. | 1 | | |
Онтогенез | 2 | | | |
7 | Размножение живых организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Лабораторная работа № 2«Рассмотрение препаратов с делящимися клетками растений». | 1 | | |
8 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | 1 | | |
Основы учения о наследственности и изменчивости | 7 | | | |
9 | Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Генетические опыты Г.Менделя. | 1 | | |
10 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя Лабораторная работа № 3«Решение генетических задач». | 1 | | |
11 | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | | |
12 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | | |
13 | Наследственная (генотипическая) изменчивость. Лабораторная работа № 4«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях». | 1 | | |
14 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1 | | |
15 | Контрольная работа | 1 | | |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 2 | | | |
16 | Генетические основы селекции организмов. | 1 | | |
17 | Основные направления селекции микроорганизмов. Значение изучения микроорганизмов для РБ. | 1 | | |
Происхождение жизни и развитие органического мира | 3 | | | |
18 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 1 | | |
19 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | | |
20 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. | 1 | | |
Учение об эволюции | 5 | | | |
21 | Идея развития органического мира в биологии. | 1 | | |
22 | Вид, его структура и особенности. | 1 | | |
23 | Процесс образования видов – видообразование. | 1 | | |
24 | Основные направления эволюции. | 1 | | |
25 | Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа № 5«Изучение изменчивости у организмов». | 1 | | |
Происхождение человека (антропогенез) | 2 | | | |
26 | Эволюция приматов. Место человека в системе органического мира. | 1 | | |
27 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | | |
Основы экологии | 8 | | | |
28 | Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы . | 1 | | |
29 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | 1 | | |
30 | Биотические связи в природе. | 1 | | |
31 | Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | 1 | | |
32 | Сообщества. Природные сообщества РБ | 1 | | |
33 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Характеристика горного биоценоза РБ. Развитие и смена биогеоценозов | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
35 | Обобщающее повторение | 1 | | |