Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области
«Бегуницкий агротехнологический техникум»
Одобрено на заседании Цикловой комиссии ______________________________________, протокол № __ от «___»_________2018 г. Методист _________ Марченко Е.И. | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ СПО ЛО«БАТ» __________________Н.Ф.Немченко «____»___________ 2018 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/МДК
«Основы микробиологии, санитарии и гигиены»
16675 «ПОВАР»
Разработчик: Михайлова Л.Л. преподаватель
общеобразовательных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 21
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы физиологии питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии (профессиям) среднего профессионального образования (далее – СПО) 43.01.09 Повар и предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015 г.);
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом существующих профессиональных стандартов, утвержденные Министерством образования и науки РФ от 22.01.2015 г. №ДЛ – 1/05вн;
Профессиональный стандарт «Повар», утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. №610н;
Профессиональный стандарт «Пекарь», утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 01.12.2015 г. №914н.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре примерной основной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины является:
ознакомление обучающихся с основами физиологии питания, санитарии и гигиены на предприятиях общественного питания;
подготовка обучающихся к применению основ физиологии питания, санитарии и гигиены в последующей практической деятельности в качестве повара.
ЗАДАЧИ:
развитие представлений о значимости основ физиологии питания, санитарии и гигиены в профессиональной сфере;
овладение знаниями по личной гигиене работников предприятий питания, санитарных требований к хранению и обработке пищевых продуктов с целью их применения в практической деятельности на предприятиях питания;
воспитание у учащихся способности принимать самостоятельные решения; развитие навыков самостоятельной работы, самооценки при выполнении заданий; развитие умения выделять главное из общего потока поступающей информации;
вовлечение учащихся в мыслительную, игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор развития личности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;
обеспечивать требования системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ;
рассчитывать энергетическую ценность блюд;
составлять рационы питания для различных категорий потребителей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные термины физиологии питания;
пищевые вещества и их значение для организма человека;
суточную норму потребностей человека в питательных веществах;
основные процессы обмена веществ в организме;
суточный расход энергии;
состав, физиологическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;
назначение диетического(лечебного) питания, характеристику диет;
методики составления рационов питания.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка на обучающегося - 51час, в том числе обязательной аудиторной нагрузки на обучающегося – 34 часа.
Самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
Тематический план
Вид учебной работы | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи физиологии питания. Основные понятия и термины физиологии питания | 1 |
РАЗДЕЛ 1: Основы физиологии питания | 21 |
Тема 1.1 Основные пищевые вещества, их источники, роль в структуре питания | 4 |
Тема 2.1 Пищеварение и усвояемость пищи | 3 |
Тема 3.1 Обмен веществ и энергии | 5 |
Тема 4.1 Рациональное сбалансированное питание для различных групп населения | 9 |
Раздел 2. Санитария и гигиена в пищевом производстве | 13 |
Тема 1.2 Личная и производственная гигиена | 2 |
Тема 2.2 Санитарно- гигиенические требования к кулинарной обработке пищевых продуктов | 7 |
Тема 3.2 Санитарно- гигиенические требования к транспортированию, приемке и хранению пищевых продуктов | 4 |
Итого | 34 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 17 |
Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Всего | 51 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.
Содержание учебного материала:
Предмет и задачи физиологии питания. Значение знаний по предмету для повышения качества продукции и культуры обслуживания на предприятиях общественного питания. Основные понятия и термины физиологии питания.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение по теме: «Творческий вклад в физиологию питания русских ученых»
Раздел 1. Основы физиологии питания
Тема 1.1 Основные пищевые вещества, их источники, роль в структуре питания
Содержание учебного материала:
Пищевые вещества и их физиологическая роль в структуре питания и для организма человека. Суточная норма потребности человека в питательных веществах. Пищевая, энергетическая и биологическая ценность пищи.
Практические занятия:
Определение пищевой, физиологической и энергетической ценности продуктов питания
Самостоятельная работа обучающихся:
- Составить таблицу «Ассортимент вспомогательных материалов: пищевые красители, желирующие вещества, ароматизаторы и их влияние на организм»
Тема 1.2 Пищеварение и усвояемость пищи
Содержание учебного материала:
Пищеварительная система человека. Процесс пищеварения: физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. Усвояемость пищи
Практические занятия:
Изучение схемы пищеварительного тракта
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу по теме: «Деятельность желез пищеварительного аппарата».
Подготовить сообщение по теме: «Микробная экология пищеварительного тракта и её роль в поддержании здоровья человека»
Тема 2.2 Обмен веществ и энергии
Содержание учебного материала:
Общее понятие об обмене веществ, основные процессы обмена веществ в организме человека. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека. Суточный расход энергии человека. Энергетический баланс организма.
Практические занятия:
Решение ситуационных задач на определение суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека
Самостоятельная работа обучающихся:
Расчёт калорийности блюд по карточкам-заданиям.
Тема 2.4 Рациональное сбалансированное питание для различных групп населения
Содержание учебного материала:
Рациональное питание. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания. Понятие о коэффициенте физической активности. Особенности рационального питания детей и подростков, студентов, лиц умственного труда, тяжёлого физического труда, лиц пожилого возраста. Основные принципы лечебно – профилактического и диетического (лечебного) питания. Характеристика основных диет.
Практические занятия:
Методика составления рациона питания.
Составление рациона питания для различных возрастных групп.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить конспект по теме: «Методика составления рационов питания».
Расчет величины основного обмена по карточкам-заданиям.
Раздел 2. Санитария и гигиена в пищевом производстве
Тема 3.1 Личная и производственная гигиена
Содержание учебного материала
Понятие о гигиене труда работников в пищевом производстве. Работоспособность человека и факторы, влияющие на нее. Рациональная организация трудового процесса. Требования к внешнему виду и содержанию форменной одежды.
Влияние внешней среды на здоровье человека. Медицинский контроль: значение и сроки проведения медицинских обследований.
Предохранительные прививки и их значение
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с документами. Изучение требований системы ХАССР, санитарных норм и правил СП 2.3.6.1079-01
Тема 3.3 Санитарно- гигиенические требования к кулинарной обработке пищевых продуктов
Содержание учебного материала
Санитарно-гигиеническое значение кулинарной обработки продуктов. Санитарные требования к механической кулинарной обработке продуктов, выбор оптимального режима процесса обработки и хранения полуфабрикатов с целью сохранения пищевой ценности их и обеспечению качественной санитарной обработки. Санитарные требования к тепловой кулинарной обработке продуктов, процессу приготовления блюд. Физиологическое и эпидемиологическое значение тепловой обработки, соблюдение температурных режимов и сроков тепловой обработки продуктов.
Практические занятия:
Гигиеническая оценка качества готовой продукции (бракераж)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить конспект по теме: «Санитарные правила применения пищевых добавок. Перечень разрешенных и запрещенных добавок»
Составить конспект по теме: «Санитарные правила применения пищевых добавок. Перечень разрешенных и запрещенных добавок»
Тема 3.4 Санитарно- гигиенические требования к транспортированию, приемке и хранению пищевых продуктов
Содержание учебного материала
Санитарные требования к транспортировке, хранению, обработке пищевых продуктов. Санитарные требования к условиям перевозки. Сопроводительная документация. Санитарные требования к складским помещениям, таре. Условия хранения и сроки реализации готовой пищи на раздаче.
Практические занятия: Сопроводительная документация к транспортировке, приемке и хранению продовольственного сырья, продуктов питания и кулинарной продукции.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить конспект на тему: «Запреты и ограничения на приемку некоторых видов сырья и продукции»
Зачет
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет № 21, ОБЖ, где проводятся уроки по предмету «Физиологии питания, санитарии и гигиены», «Основ микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно – методической документации;
комплект документов для организации обучения; наглядные пособия.
сследований
Технические средства обучения:
1.Видеофильмы по темам;
Презентации по темам уроков;
Плакаты, таблицы
Ноутбук
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
1. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с. Нормативные:
1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г.
№ 213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1 2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html
ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с.
ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу.
- Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с.
ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
ГОСТ 30390-2013 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ. 2016 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с.
ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с.
ГОСТ 31986-2012 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 11 с.
ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.- Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 16 с.
ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания.
СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98.
http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/
СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- эпидемиологических (профилактических) мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18 [в редакции СП 1.1.2193-07 «Дополнения № 1»]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/1002/4/0.php-show_art=2758. 13. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27
http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/
СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа:
http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/
Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023).
Профессиональный стандарт «Руководитель предприятия питания». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.05.2015 № 281н (зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 № 37510).
Профессиональный стандарт «Кондитер/Шоколатье».
Дополнительные источники:
Королёв А.А. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. Учеб. заведений / А.А. Королев. - 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.
Рубина Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. - М.: ФОРУМ, 2008.- 240 с. – (Профессиональное образование).
Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: учебное пособие/Л.А. Радченко. – изд.6-е, доп.и переработ. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2012. – 318 с.:илл. – (Среднее профессиональное образование).
Химический состав российских продуктов питания: справочник/ Под.ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛиПринт,2002.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Нормативная документация для предприятий общественного питания: Учебнометодическое пособие/ Сост. А.В. Румянцев – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 1016 с.
Интернет-ресурсы
«Кулинарный портал».
Форма доступа: http://www.kylina.ru, http://www.povary.ru, http://www.vkus.ru
Инфекционные болезни. Форма доступа: http://medportal.ru/enc/infection/
Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ].
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink= 1
Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007
№ 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html
СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]:
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27
http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/ 6. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа:
http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Формы и методы оценки |
Умения: | |
Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков; | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Экспертная оценка выполнения практической работы |
Обеспечивать требования системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ; | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Производить санитарную обработку оборудования и инвентаря, готовить растворы дезинфицирующих, моющих средств; | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов; | Экспертная оценка выполнения практической работы |
Рассчитывать энергетическую ценность блюд; | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Составлять рационы питания для различных категорий потребителей. | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Знания: | |
Основные термины микробиологии | Оценка результатов опроса и тестирования |
Основные группы микроорганизмов, их морфологию и физиологию | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Микробиологию основных пищевых продуктов | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования |
Основные пищевые инфекции и пищевые отравления | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения |
Правила личной гигиены работников организации питания | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения |
Классификацию моющих средств, правила их применения, условия | Экспертная оценка выполнения практической работы |
и сроки хранения; правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Пищевые вещества и их значение для организма человека | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Суточную норму потребностей человека в питательных веществах Основные процессы обмена веществ в организме | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Суточный расход энергии | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Состав, физиологическую и пищевую ценность различных продуктов питания | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Усвояемость пищи, влияющие на нее факторы | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Методики составления рационов питания | Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения | Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |