Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 5 г. Конаково Тверской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» мая 2022 г. | «Утверждаю» Приказ № 154 от «18» июля 2022 г. Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области __________________С. Н. Кузьмичёва |
Адаптированная рабочая программа
по физической культуре
для обучающейся 2 класса (вариант 7.2)
Нагапетян Ангелины
на 2022/2023 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель начальных классов
г. Конаково, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от № 1598 от 29.12.2014), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Примерной авторской программой по физической культуре (1-4 класс), автор В.И. Лях, Москва «Просвещение» 2011 г.
Целью учебной программы с учетом особенностей детей с ОВЗ по физической культуре является формирование у учащихся основной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений, коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, ролив формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обуславливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяются в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по физической культуре в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится 8 часов, из расчета 0,25 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
соблюдении школьных правил (выполнять на уроке команды учителя);
старательности, стремлении быть успешным в физических упражнениях;
подчинении дисциплинарным требованиям на уроках физкультуры;
адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
бережном отношении к школьному имуществу, используемому на уроках физкультуры.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире проявляется в:
умении одеваться в соответствии с погодными условиями (например, при занятиях физкультурой на улице);
вовлеченности в спортивные события (в масштабах школы).
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни) проявляется в:
попытках содержать в порядке спортивную форму (аккуратно складывать, просить взрослых выстирать);
стремлении к доступному физическому совершенствованию (позитивное отношение к урокам физкультуры, занятиям спортом, физическим упражнениям;
ориентации на здоровый образ жизни: знания о причинах болезней и их профилактике, вербальном и поведенческом негативном отношении к вредным привычкам;
различении потенциально опасных ситуаций и прогнозировании их последствий (залезать на спортивные снаряды без достаточной подготовки и пр.).:
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);
осознании своего состояния (заболел бок от бега, закружилась голова и пр.); осознании затруднений (не получается определенное упражнение); разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога; способности осознавать факторы и ситуации, ухудшающие физические и психологические возможности; - возможности анализировать причины успехов и неудач.
Сформированность речевых умений проявляется в умении транслировать правила подвижной игры, давать команды при работе в подгруппах и пр.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе (например, в эстафете);
возможности контролировать импульсивные желания;
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
умении не употреблять обидные слова по отношению к другим людям; умении проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях.
Метапредметные результаты:
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
понимании групповой инструкции к задаче, поставленной учителем; попытках сравнения и обобщения (например, эти упражнения на ловкость, а эти - на скорость).
умении вербализовать наглядно наблюдаемую причинно-следственную связь.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; способности соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением;
овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения;
овладении умением работать в паре (помогать партнеру);
овладении умением работать в подгруппе (понимать, что победа в спорте зависит от согласованных действий и взаимопомощи);
овладении умением адекватно воспринимать критику.
Предметные результаты:
уметь:
выполнять различные упражнения в построении и перестроении, хорошо ориентируясь в пространстве;
выполнять основные виды движений рук, ног, туловища; выполнять комплексы упражнений ритмической гимнастики;
бросать и ловить мяч; прыгать в длину с места и метать малый мяч на дальность;
сохранять устойчивое равновесие на ограниченной опоре;
играть в подвижные игры, выполнять игровые задания с элементами баскетбола, пионербола;
передвигаться на лыжах в медленном темпе.
Содержание учебного предмета
Знания по физической культуре (адаптивной)
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.
Лёгкая атлетика
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с изменением направления движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча разными способами.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол – во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Знания по физической культуре – 1 час |
1. | Сообщение теоретических сведений. | 1 | | |
Легкая атлетика – 7 часов |
| Ходьба и бег в различных направлениях | 1 | | |
| Ходьба и бег с преодолением препятствий | 1 | | |
| Ходьба и бег. Бег в ускорением. | 1 | | |
| Прыжки на месте с поворотом | 1 | | |
| Прыжки в длину с места | 1 | | |
| Прыжки в длину с разбега | 1 | | |
| Прыжки в высоту с прямого разбега с мягким приземлением на обе ноги | 1 | | |
| ИТОГО: | 8 часов | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
рабочие программы по физической культуре;
учебники и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха; методические издания по физической культуре для учителей.
Учебно-практическое оборудование: