Адаптированная рабочая программа занятий
«Элементы физики» в 7 - 9 классах
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа занятий «Элементы физики» во внеурочной деятельности в 7-9 классах для учащихся с умственной отсталостью реализуется в соответствии Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Содержание рабочей программы адаптировано к уровню обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, в том числе в 7, 8 и 9 классах по 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю
«Элементы физики» включают в себя несколько самостоятельных разделов: это - некоторые основные сведения о движении, о силах в природе – 7 класс; сведения о гидростатике и аэростатике, закона сохранения энергии - 8 класс; важные сведения об электричестве – 9 класс.
Основная цель таких занятий – это дать учащимся знания об основных свойствах окружающего нас мира, о явлениях природы, о связи физики с математикой, историей, биологией, географией. В процессе знакомства с предметом «Элементы физики» у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, устанавливаются причинно–следственные отношения и зависимости.
В течение года в каждом классе проводятся лабораторные работы. В конце каждой пройденной темы осуществляется практическая работа – это может быть решение задач, с использованием формул и таблиц; составление кроссворда с дальнейшим его описанием.
На занятиях учащиеся знакомятся с такими приборами, как барометр, амперметр, вольтметр. При изучении новой темы демонстрируется эксперимент, организуется наблюдение.
Вместе с тем предмет «Элементы физики» очень тесно связан почти со всеми преподаваемыми предметами в школе: с русским языком, когда переписываются вопросы и ответы, изучаются новые слова (термины); с литературой, при чтении параграфа и дополнительного материала, например легенда об Архимеде. С историей, при знакомстве с биографией ученых-физиков, живших до нашей эры, в XVIII, в XIX веках. С биологией, при изучении плавания тел, когда говорим о значении плавательного пузыря у рыб. С географией, при изучении планет солнечной системы, как и почему возникает ветер и т.д.
Все эти знания обогащают и развивают учеников, повышают общий интеллектуальный уровень и создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач, делать выводы.
Цели:
ознакомление учащимися с умственной отсталостью с механическими, тепловыми, электромагнитными явлениями; величинами, характеризующими эти явления; законами, которым они подчиняются; методами научного познания природы;
формирование представлений о физической картине мира; понимание смысла основных научных понятий и законов физических явлений;
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опытов познавательной и творческой деятельности;
Задачи:
помочь учащимся овладеть умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, применять полученные знания для объяснения явлений и процессов, для решения физических задач;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения новых знаний и умений на занятиях «Элементы физики» с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники; отношения к занятиям «Элементы физики» как к элементу общечеловеческой культуры;
использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-обогащение словарного запаса;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Метапредметные связи.
Знакомство с физическими законами необходимо для лучшего понимания при изучении математики - решение задач на движение, понятие массы, объёма тела. Биологии - строение вещества, тепловые явления, энергия. Географии - тепловые явления, агрегатное состояние вещества, электромагнитные явления. Технологии - строение вещества, плотность вещества, давление твёрдых тел.
Тематическое планирование.
7 класс
№ | Тема |
1 | Что изучает физика? |
2 | Физические понятия. |
3 | Измерение физических величин. |
4 | Подготовка к лабораторной работе на тему: «Измерение физических величин». |
5 | Лабораторная работа на тему: «Измерение физических величин». |
6 | Ученые-физики. |
7 | Проверочная работа. |
8 | Первоначальные сведения о строении вещества. |
9 | Молекулы. |
10 | Диффузия в жидкостях, твердых телах, газах. |
11 | Повторение. |
12 | Механическое движение. |
13 | Формула механического движения. Три типа решения задач. |
14 | Решение задач I типа. |
15 | Решение задач II типа. |
16 | Решение задач III типа. |
17 | Решение задач всех типов. |
18 | Контрольная работа. |
19 | Инерция. Инерция в быту и технике. |
20 | Взаимодействие тел. |
21 | Масса тела. Единицы измерения массы. |
22 | Подготовка к лабораторной работе. |
23 | Лабораторная работа: «Измерение массы на рычажных весах» |
24 | Плотность вещества. Единицы измерения плотности. |
25 | Упражнения по определению массы тела по его плотности. |
26 | Упражнения по определению массы тела по его плотности. |
27 | Проверочная работа. |
28 | Понятие силы. Единицы измерения силы. |
29 | Силы трения. Сила трения покоя. |
30 | Трение в природе и технике. |
31 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. |
32 | Сила тяжести. Явление тяготения. |
33 | Планеты солнечной системы. |
34 | Итоговый урок. |
8 класс
№ | Тема |
1 | Атмосферное давление. |
2 | Воздушная оболочка Земли. |
3 | Опыт Торричелли. |
4 | Барометр. Атмосферное давление на разных высотах. |
5 | Упражнения на определение высоты по атмосферному давлению. |
6 | Проверочная работа. |
7 | Действие жидкости или газа на погруженное в них тело. |
8 | Закон Архимеда. |
9 | Плавание тел. |
10 | Механическая работа. Единицы измерения. |
11 | Три типа решения задач на вычисление работы. |
12 | Решение задач I типа. |
13 | Решение задач II типа. |
14 | Решение задач III типа. |
15 | Решение задач всех типов. |
16 | Контрольная работа. |
17 | Простые механизмы. |
18 | Рычаги. Рычаги в технике, природе, быту. |
19 | Золотое правило механики. |
20 | Энергия. |
21 | Потенциальная и кинетическая энергия. |
22 | Энергия движущейся воды и ветра. |
23 | Внутренняя энергия. |
24 | Способы изменения внутренней энергии. |
25 | Лабораторная работа: «Внутренняя энергия». |
26 | Теплопроводность. Конвекция. |
27 | Излучение. |
28 | Теплопроводность вокруг нас. |
29 | Плавание и отвердевание кристаллических тел. |
30 | Испарение и конденсация. |
31 | Проверочная работа. |
32 | Строение вещества. Молекула. |
33 | Вещество одно - состояние разное. |
34 | Повторение. |
9 класс
№ | Тема |
1 | Электризация тел. |
2 | Два рода зарядов. |
3 | Проводники и диэлектрики. |
4 | Электрическое поле. |
5 | Делимость электрического заряда. Электрон. |
6 | Строение атома. |
7 | Объяснение электрических явлений. |
8 | Проверочная работа. |
9 | Электрический ток. |
10 | Источники электрического тока. |
11 | Повторение. |
12 | Потребители электрического тока. |
13 | Электрическая цепь и ее составные части. |
14 | Понятие электрической цепи. |
15 | Составление электрических схем. |
16 | Составление электрических схем. |
17 | Тепловое действие электрического тока. |
18 | Химическое действие электрического тока. |
19 | Направление электрического тока. |
20 | Повторение. Составление кроссворда. |
21 | Подготовка к сочинению. |
22 | Итоговый урок. |
23 | Сила тока. Амперметр. |
24 | Электрическое напряжение. Вольтметр. |
25 | Упражнения на измерение силы тока и напряжения. |
26 | Упражнения на измерение силы тока и напряжения. |
27 | Зависимость силы тока о напряжения. Упражнения на зависимость силы тока от напряжения. |
28 | Упражнения силы тока от напряжения. |
29 | Электрическое сопротивление. Закон Ома. |
30 | Три типа решения задач на закон Ома. Решение 1-го типа. |
31 | Решение задач 2-го и 3-го типа. |
32 | Решение задач всех типов. |
33 | Предохранители. |
34 | Повторение. |