СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи»

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СКОШИ I-II вида


_________________Н.В.Норбоева

«__»_____________2019 г.

















Адаптированная рабочая программа

по формированию речевого слуха и

произносительной стороны речи

2019-2020 уч.г.




Класс: 1 дополнительный I вида

Учитель-дефектолог: Бальжиева М.В.






















Улан-Удэ


Адаптированная рабочая программа, составлена в соответствии с нормативными документами:


1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Закон об образовании в Республике Бурятия от 13.12.2013г № 240-V

3. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО с ОВЗ. Утвержден Министерством образования и науки РФ приказ № 1598 от 19.12.2014г.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

5. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ от 10.07.2015г. № 26.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 01.10.1013 № 30067)

7. Устав ГКОУ СКОШИ I-II вида.

8. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей ГКОУ СКОШИ I-II вида (вариант 1.2)

9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида 2006г.

10. Положение об индивидуальном занятии ГКОУСКОШИ I-II вида от 01.09 2016г




























Пояснительная записка

Одним из основных направлений образовательной-коррекционной работы на основе АООП НОО (вариант 1.2) является формирование у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи, а также восприятия неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, что способствует наиболее полноценному личностному развитию обучающихся, их качественному образованию, социальной адаптации и интеграции в обществе.

На обязательных занятиях коррекционно-развивающей области«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия) осуществляется обучение восприятию речевого материала на слух (с помощью звукоусиливающей аппаратуры-стационарной и / или индивидуальных слуховых аппаратов), что способствует созданию качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи, а также формирование произносительной стороны речи, развитие умений пользоваться слуховыми аппаратами, проводится работа по активизации устной коммуникации, навыков речевого поведения. У обучающихся целенаправленно развивается мотивация к овладению восприятием и воспроизведением устной речи. Важное значение на занятиях придается отработке восприятия и воспроизведения речевого материала знакомого детям и необходимого на уроках, а также и во внеурочное время в типичных коммуникативных ситуациях.

В результате обучения у глухих детей накапливается определенный слуховой словарь, целенаправленно развивается качественно новая слухозрительная основа восприятие речи, достаточно внятное произношение, что способствует достижению ими планируемого уровня предметной, социальной и коммуникативной компетенции, расширению и активизации социальных связей, в том числе со слышащими взрослыми и сверстниками, на основе устной коммуникации. Это имеет важное значение для их более полноценного личностного развития, социальной адаптации и интеграции в обществе.


Цели образовательно-коррекционной работы

Цель учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» - развитие у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи (при использовании средств электроакустической коррекции) как важнейшего условия развития личности качественного образования, наиболее полной социальной адаптации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

  • развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речи,

  • формирование умений самоконтроля произносительной стороной речи;

  • формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др.), что в известной мере облегчает понимание речи глухих детей;

  • развитие личностных универсальных учебных действий: мотивации к устной коммуникации при использовании средств электроакустической коррекции, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в процессе общения в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми;

  • развитие регулятивных универсальных учебных действий: способности принимать, сохранять и выполнять учебную задачу; осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • развитие познавательных универсальных учебных действий: способности воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; осуществлять вероятностное прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;

  • развитие коммуникативных универсальных учебных действий: способности осуществлять устную коммуникацию - слухозрительно воспринимать (с помощью средств электроакустической коррекции) знакомые по значению речевые высказывания, используемые в процессе учебно -делового общения и в типичных социально - бытовых ситуациях; говорить достаточно внятно и естественно, реализуя сформированные произносительные умения; выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; устно вести короткий диалог на знакомую тему, при восприятии вопросов давать речевые ответы, при восприятии заданий выполнять их, сопровождая речевыми комментариями, повторять сообщения, выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации; использовать сформированные умения восприятия и воспроизведения устной речи в общении со слышащими детьми и взрослыми в различных ситуациях внеурочной деятельности.


Общая характеристика учебного предмета

Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения глухих детей. На этих занятиях проводится специальная (коррекционная) работа по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, обучению произношению с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Учебный предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» состоит из двух взаимосвязанных разделов:

  • формирование речевого слуха;

  • формирование произносительной стороны речи.

Время, отведенное на работу по этим разделам распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной и естественной речи; в процессе обучения произношению они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.


Место учебного предмета в учебном плане

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является обязательным учебным предметом коррекционно - развивающую области. Данный учебный предмет в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с глухими обучающимися проводится в форме индивидуальных занятий. В соответствии с примерной АООП НОО (вариант 1.2) учебным планом на проведение индивидуальных занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» в 1 (дополнительном) предусматривается по 3 часа в неделю на каждого обучающегося. При составлении расписания рекомендуется равномерное распределение занятий в течение учебной недели.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Результаты освоения предмета в системе образовательно –коррекционной работы на основе АООП НОО (вариант (1.2):

Личностные результаты:

  • мотивация овладения устной речью, устной коммуникацией со слышащими людьми;

  • желание и умения пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, включая индивидуальные слуховые аппараты;

  • овладение речевым поведением;

  • готовность применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать, сохранять и выполнять учебную задачу;

  • готовность осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • умения моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров, выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно – делового характера, выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации,

  • умения говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя сформированные произносительные умения.

Предметные результаты:

  • различать, опознавать и распознавать на слух знакомый по значению и необходимый на уроках и во внеурочном общении речевой материал (фразы, слова, словосочетания),

  • воспринимать тексты диалогического и монологического характера (до 10 -15 простых и сложных предложений), воспринимать на слух фразы, слова и словосочетания из текста, предъявленные вразбивку, отвечать на вопросы по тексту, перессказывать текст, высказывать оценочные суждения о поступках героев, вступать в диалог по теме текста;

  • умения воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию, осуществлять вероятностное прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;

  • развитие речевого поведения, в том числе, умений выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; устно вести короткий диалог на знакомую тему, в процессе слухозрительного или слухового восприятия заданий выполнять их и давать соответствующий речевой комментарий, при восприятии вопросов отвечать на них, не повторяя, при восприятии сообщений – повторять их; сообщать о затруднении в восприятии устной речи и просить повторить высказывание;

  • говорить внятно, достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; грамотно строить простые высказывания; использовать знакомые приемы самоконтроля произносительной стороны речи; в процессе устной коммуникации применять естественные невербальные средства – выразительную мимику лица, позу, пластику.


Основное содержание учебного предмета

Содержания работы по формированию речевого слуха

При характеристике содержания работы по развитию слухового восприятия у глухих обучающихся используются определенные термины, раскрывающие ее особенности:

  • слуховой словарь – это речевой материал (слова, словосочетания и фразы), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной слуховой тренировки;

  • речевой материал, знакомый по звучанию, - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в различных модальностях: слухозрительно и на слух;

  • речевой материал, незнакомый по звучанию, - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия;

  • различение - восприятие речевого материала слухозрительно или на слух в условиях ограниченного наглядного выбора (при использовании предметов, картинок, табличек с речевым материалом и др.) сразу после предъявление учителем образца его звучания;

  • опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию, вне ситуации наглядного выбора;

  • распознавание – восприятие на слух незнакомого по звучанию речевого материала вне ситуации наглядного выбора.

Содержание работы по формированию произносительной стороны речи.

Обучение произношению направлено на развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию: развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими; достижение максимальной членораздельности речи, возможно полнее отображающей фонетическую систему языка, важно для реализации устной речью роли носителя языка, инструмента мышления. Важное значение придается формированию у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи. У детей развивается естественная манера речи, умение пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами - выражением лица, позой, естественными жестами.

Содержание работы по обучению произношению глухих обучающихся включает:

  • формирование умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы;

  • формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте;

  • работа над звуками и их сочетаниями, направленная на формирование и развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи;

  • развитие восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико - интонационной структуры речи;

  • работа над словом, направленная на формирование и развитие умений воспроизводить слова слитно, без призвуков, в нормальном темпе, выделять словесное ударение, соблюдать звуковой состав точно иди приближенно (с использованием регламентированных и допустимых фонем), соблюдать орфоэпические нормы;

  • работа над фразой, направленная на формирование и развитие умений воспроизводить фразы нормальном темпе, слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, соблюдая ритмико - методическую струкутру, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов;

  • работа над текстом, направленная на формирование умений воспроизводить отработанный микродиалог или короткое монологическое высказывание внятно, эмоционально и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности, используя естественные невербальные средства коммуникации (выразительную мимику лица, позу, пластику);

  • развитие самоконтроля произносительной стороны речи;

  • развитие естественной манеры речи,

  • использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств – выразительной мимики лица, позы, пластики.


Календарно-тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование осуществляется для каждого обучающегося индивидуально на основе программы по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи с учетом фактического состояния речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, произношения обучающегося, его индивидуальных особенностей.

Первое полугодие

Распределение количества часов на индивидуальные занятия на каждого обучающегося:

Общее время на индивидуальные занятия- 48 часов: первая четверть 27 часа, вторая четверть – 21 час.

Второе полугодие

Распределение количества часов на индивидуальные занятия на каждого обучающегося:

Общее время на индивидуальные занятия- 51 час: третья четверть - 27 часов, четвертая четверть – 24 час.

Время условно делится пополам: на работу по формированию речевого слуха и на формирование произносительной стороны речи


Тематическое планирование по развитию речевого слуха

Обследование слуха и речи

2/1

Условная двигательная реакция при восприятии на слух разночастотных речевых стимулов

3/1,5

Различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе: из двух; из трех; из четырех; из пяти

5/2,5

В классе

28/14

Я и моя семья

28/14

Завтракаем, обедаем, ужинаем

29/14,5

Контрольная работа по РСВ

2/1

Контрольная работа по проверке внятности и разборчивости речи

2/1

Итого

99/48,5

Тематическое планирование по ФПСР


Раздел работ

Содержание работы

Количество занятий/часов

Развитие речевого дыхания

Воспроизведение длительного выдоха; слитное произнесение слогов с постепенным их наращиванием - для сочетаний взрывного и гласного типа папапа... до шести – восьми слогов, для сочетаний фрикативного и гласного типа сасаса... до четырех – шести слогов; слитное воспроизведение слов и коротких фраз (до трех слов), деление более длинных фраз на синтагмы (с опорой на образец речи учителя)– на каждом занятии, в целом за полугодие (до 3 слов)

на каждом занятии

Работа над голосом











Развитие ритмико-интонационной структуры речи

формирование умения воспроизводить речевой материал голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохранение одинаковой высоты тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом; устранение нарушений голоса (указывается конкретно для каждого обучающегося), развитие модуляций голоса по силе (нормальный – более громкий - более тихий в пределах естественного звучания) - проводится на каждом занятии, в целом за полугодие

обучение восприятию на слух и воспроизведение элементов ритмической структуры речи: ударение в двух- и трех- сложных словах и логическое ударение в коротких фразах (выделяя ударный слог более длительным, и по возможности, более громким произнесением гласного) - проводится на каждом занятии, в целом за полугодие 3 час

на каждом занятии


Работа над звуковым составом речи


правильное воспроизведение в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр (а,о,у,э,и,п,т,к,ф,с,ш,х,в,м,н,л(l),р) при замене остальных звуков регламентированными субститутами, а также звуков б, з – на каждом занятии.

Коррекция звуков …./ постановка звуков…, их первичное закрепление (указывается конкретно для каждого обучающегося) – 8 часов.

Автоматизация произносительных умений (введение звука … в самостоятельную речь) (указывается конкретно для каждого обучающегося) – 9 часов.


на каждом занятии

Орфоэпия

Произнесение слов слитно, с ударением, реализуя возможности их звукового состава, соблюдая орфоэпические правила – безударная о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных, произнесение окончаний –тся и –ться как –ца; -ого, его как –ово, ево (по надстрочному знаку и самостоятельно); правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками.

на каждом занятии

Работа над словом

формирование умений воспроизводить слова слитно, без призвуков, в нормальном темпе, выделять словесное ударение, соблюдать звуковой состав точно или приближенно (с использованием регламентированных и допустимых фонем), соблюдать орфоэпические нормы – проводится на каждом занятии в связи с работой по развитию речевого дыхания, голоса, воспроизведения элементов интонации, звукового состава речи.

на каждом занятии

Работа над фразой:

воспроизведение фраз, реализуя произносительные возможности, в темпе, приближающемся к нормальному, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, выделяя фразовое ударение (с опорой на образец речи учителя); при воспроизведении повествовательных, вопросительных и побудительных фраз передача эмоциональной окраски высказывания, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику) - проводится на каждом занятии в связи с работой по развитию речевого дыхания, голоса, воспроизведения элементов интонации, звукового состава речи.

на каждом занятии

Работа над текстом

воспроизведение отработанных микродиалогов, состоящих из двух - четырех реплик (в паре с учителем и индивидуально, инсценируя коммуникативную ситуацию с помощью фигурок/игрушек), эмоционально, достаточно внятно, реализуя сформированные произносительные умения, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.) – проводится в связи с автоматизацией произносительных умений.

на каждом занятии

Работа над естественной манеры речи

Формирование естественной манеры речи, умения использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации – проводится на каждом занятии в связи со всеми направлениями работы.

Формирование умений самоконтроля произносительной стороны речи– проводится на каждом занятии в связи со всеми направлениями работы.

на каждом занятии

Обследование слуха и речи


2/1

Контрольная работа по РСВ


2/1

Контрольная работа по проверке внятности и разборчивости речи


2/1

Занятия по ФПСР


93/46,5

Итого


99/48,5


















учебно-методическое и материально-техническОе обеспечение


Учебно – методическое обеспечение.

  • Кузьмичева Е.П., Федосова И.Ф. Развитие слухового восприятия глухих учащихся первого класса - М.: Просвещение.

  • Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников. - М.: ЭНАС.

  • Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. / под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия».

  • Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих детей. — М.: Просвещение.

  • Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Произношение: учебник для подготовительного класса: изд. 3, доработанное – М.: Просвещение.

  • Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Произношение: учебник для первого класса: изд. 5 переработанное – М.: Просвещение.


Материально – техническое обеспечение.

Стационарная электроакустическая аппаратура индивидуального пользования, индивидуальные слуховые аппараты, визуальные приборы (для работы над произношением обучающихся), компьютер, специальные компьютерные программы (для развития речевого слуха и произносительной стороны речи у обучающихся), дидактические материалы (картинки, предметы, игрушки, фигурки, макеты, подвижные аппликации и др.), зонды, зеркало для работы над произношением.

Аудиовизуальные средства:

Схемы, таблицы, речевой материал;

Мультимедийное сопровождение по РСВ и ФП, разработанное в программе PowerPoint;

Специальные компьютерные программы «Профессор Хиггинс»,

Сетевые источники:

Дефектология для вас. Практические и теоретические материалы... (http://defectus.ru/);

Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);

Педсовет: образование, учитель, школа

(http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);

Интернет-площадка для педагогов, работающих с глухими и слабослышащими детьми (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=571&);

Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество

(http://pedsovet.su/load/343);

Дефектологам раздела "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);

Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);

Электронная библиотека (http://www.koob.ru);

Электронная библиотека детской литературы (http://www.kidsbook.ru/);

Электронный портал логопедов и дефектологов (http://www.logoped.ru/index.htm).














ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • желание и элементарные умения вступать к устную коммуникацию в процессе учебной и внеурочной деятельности в типичных социально - бытовых ситуациях при общении с постоянными речевыми партнерами - педагогами, родителями, детьми и др.;

  • реализация элементарных правил речевого этикета при устной коммуникации;

  • стремление воспринимать слухозрительно и на слух речевую информацию, говорить достаточно внятно, понятно для партнеров по общению;

  • элементарная самооценка возможностей восприятия и воспроизведения устной речи;

  • желание и умения пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, включая индивидуальные слуховые аппараты, сообщать о работе аппаратуры (типа, "Аппараты работают", "Аппараты не работают", "Я слышу", "Я не слышу") и обращаться за помощью ко взрослым в связи с нарушениями работы звукоусиливающей аппаратуры.

Метапредметные результаты:

  • стремление к активной учебной деятельности в процессе обучения устной речи,

  • развитие элементарных способов анализа, сравнения и обобщения при решении учебных задач;

  • анализ собственных учебных и речевых действий, сравнение их с образцом учителя;

  • способность принимать и выполнять учебную задачу, давать речевые отчеты о результатах собственной деятельности;

  • способность вступать в сотрудничество с учителем, детьми, другими взрослыми, планировать учебную деятельность совместно с учителем, стремиться к достижению выполнения плана, оценивать выполнение плана;

  • способность запоминать и осуществлять речевые действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно),

  • развитие коммуникативных умений, речевого поведения:

краткие и полные ответы на вопросы (типа, Что делает?, Что будем делать? Что сделал(а)? Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Ты слышишь хорошо?);

выполнение поручений (типа, Дай альбом, Возьми яблоко. Попроси книгу, Сними (надень) аппарат(ы) (наушники)) с речевыми отчетами (типа, Возьми(те) альбом Я взял(а) яблоко, Вот яблоко. Дай(те) книгу. Я надел (снял) аппарат(ы) (наушники));

выражение просьбы (типа, Дай(те)...);

повторение сообщений (типа, Это мама, Это книга);

выражение непонимания (типа, Я не понял.);

грамотное оформление отработанных высказываний, соблюдение состава слов, орфоэпических норм (с опорой на нотированную письменную табличку и образец речи учителя),

произнесение отработанного речевого материала достаточно внятно, реализуя произносительные возможности, использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств.

Предметные результаты:

  • стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух разночастотных речевых стимулов (на оптимальном расстоянии для обучающегося);

  • различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе из двух - пяти;

  • слухозрительное различение и опознавание коротких фраз из двух – четырех слов, знакомых и необходимых в процессе учебной и внеурочной деятельности, при устной коммуникации в ежедневно повторяющихся социально-бытовых ситуациях (поручения, вопросы, сообщения, приветствия), а также слов и словосочетаний, входящих в эти фразы;

  • различение и опознавание на слух коротких фраз из двух – трех слов, знакомых и необходимых в процессе учебной и внеурочной деятельности, при устной коммуникации в ежедневно повторяющихся социально-бытовых ситуациях (поручения, вопросы, сообщения, приветствия), а также слов и словосочетаний, входящих в эти фразы;

  • слухозрительное восприятие микродиалогов (до трех – четырех реплик) и коротких монологических высказываний; слухозрительное восприятие текста по предложениям, предъявленным по порядку; опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку, ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий.

  • при восприятии речевого материала слухозрительно или на слух грамотное оформление речевых высказываний, реализуя произносительные возможности;

  • воспроизведение длительного выдоха; слитное произнесение слогов с постепенным их наращиванием - для сочетаний взрывного и гласного типа папапа... до шести – восьми слогов, для сочетаний фрикативного и гласного типа сасаса... до четырех –шести слогов; слитное воспроизведение слов и коротких фраз (до трех слов), деление более длинных фраз на синтагмы (с опорой на образец речи учителя);

  • воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом; устранение нарушений голоса по подражанию учителя и с опорой на самоконтроль;

  • восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмической структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; ударение в двух- и трех- сложных словах и логическое ударение в коротких фразах;

  • воспроизведение в словах, словосочетаниях и фразах звуков, составляющих первый концентр (а,о,у,э,и,п,т,к,ф,с,ш,х,в,м,н,л(l),р) при заменен остальных звуков регламентированными субститутами, а также звуков б, з ;

  • воспроизведение отработанных слов слитно, в темпе, приближающемся к нормальному, соблюдение звукового состава точно или приближенно (с регламентированными и допустимыми временными заменами), словесного ударения, орфоэпических норм (безударное о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных, ого, его как ово, ево) с опорой на надстрочный знак и образец учителя;

  • воспроизведение коротких фраз, реализуя произносительные возможности, в темпе, приближающемся к нормальному, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, выделяя фразовое ударение (с опорой на образец речи учителя); при воспроизведении повествовательных, вопросительных и побудительных фраз передача эмоциональной окраски высказывания, в том числе, при использовании естественных невербальных средств коммуникации;

  • воспроизведение отработанных микродиалогов, состоящих из двух - четырех реплик (в паре с учителем и индивидуально, инсценируя коммуникативную ситуацию с помощью фигурок/игрушек), эмоционально, достаточно внятно, реализуя сформированные произносительные умения, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.);

  • реализация сформированных умений самоконтроля за голосом, звуковой и ритмико-интонационной структурой речи с помощью учителя и самостоятельно;

  • использование при устной коммуникации естественных невербальных средств – мимики лица, позы, пластики и др.

  • восприятие слухозрительно, различение и опознавание на слух речевого материала, отрабатываемого в произношении.















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи

1 четверть

Содержание обучения, примерное количество часов

Темы


Речевой материал

Характеристика

деятельности обучающегося

Ориен-тиро-

воч

ные сроки

  1. Обследование слуха и речи 1ч




02-06.09

2.Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов, определение оптимального расстояния, на котором обучающийся воспринимает на слух разночастотные речевые стимулы – 3ч

Условная двигательная реакция при восприятии на слух разночастотных речевых стимулов

Слогосочетания: папапа…, пупупу…, пипипи..,

Слова с разной частотной характеристикой, типа, Вова, дом, мама, папа, чашка, шишка, чай, суп, имя ребенка и др.

При восприятии речевого стимула - перекладывание различных предметов, выполнение двигательного задания (поднять руку и т.п.)

Условная двигательная реакция сразу при восприятии на слух разночастотных речевых стимулов; умение ждать речевой сигнал и действовать на начало речевого сигнала.


09-13.09

3.Обучение различению и опознаванию слухозрительно и на слух слов при выборе из двух- пяти – 5ч


Различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе:

- из двух

- из трех;

из четырех,

- из пяти

мяч – бумага;

ручка – тетрадь; мама - бабушка; дом - ручка – карандаш; дом –мама- бабушка;

бумага – книга – тетрадь, дедушка; ручка - тетрадь – карандаш – бумага;

папа ― Антон-мама ― бабушка - Марина;

ручка - тетрадь – карандаш – бумага – книга

Различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе из двух (трех, четырех, пяти); при восприятии речевого материала показ соответствующей картинки (предмета, фигурки и др.), повторение услышанного, реализуя произносительные возможности

23.09 - 04.10

4.Обучение слухозрительному восприятию (различение и опознавание) коротких фраз (из двух - трех слов), а также слов и словосочетаний из данных фраз – 7, 5 час.

«В классе»















Встань! Иди! Сядь!

Дай (возьми, убери) книгу (тетрадь, альбом, карандаш, бумагу)

Добрый день (утро).

Будем слушать (говорить).

Кто это? Что это? Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Что делает? Что будем делать? Что ты (с)делал(а)? Мальчик (девочка) рисует (пишет, читает). Будем читать (играть, рисовать).

Различение и опознавание слухозрительно коротких фраз, а также слов и словосочетаний из данных фраз.

При восприятии вопросов - речевые ответы на них, при восприятии заданий - их выполнение с соответствующим речевым комментарием, типа «Я взял ручку», при восприятии сообщений, их повторение.

Грамотное оформление речевых высказываний (с помощью учителя и самостоятельно); реализация в речи сформированных произносительных умений (с помощью учителя).


07-18.10

«Я и моя семья».


Дай (возьми, убери,) суп, компот, ложку, вилку, тарелку; чашку, куртку, платье, брюки, рубашку, кофту, туфли, сапоги),

Будем завтракать (обедать, ужинать)

5.Обучение различению и опознаванию на слух коротких фраз при выборе из двух - трех, а также слов, словосочетаний, входящих в данные фразы – 7,5 час.

«В классе»,














Дай ручку (тетрадь, карандаш) - Возьми ручку (тетрадь, карандаш);

Дай ручку (тетрадь, карандаш) - Возьми ручку (тетрадь, карандаш) - Убери ручку (тетрадь, карандаш), …

Различение и опознавание слухозрительно коротких фраз, а также слов и словосочетаний из данных фраз.

При восприятии вопросов - речевые ответы на них, при восприятии заданий - их выполнение с соответствующим речевым комментарием, типа «Я взял ручку», при восприятии сообщений, их повторение.

Грамотное оформление речевых высказываний (с помощью учителя и самостоятельно); реализация в речи сформированных произносительных умений (с помощью учителя).


21.10-01.11















«Я и моя семья»

Дай ложку (тарелку) - Возьми ложку (тарелку);

Дай ложку (тарелку) - Возьми ложку (тарелку) – Убери ложку (тарелку) , …









«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей-дефектологов

«__»__________2019 г.

_______________

Хамуева Л.И.

«Согласовано»

заместитель директора

школы по УВР

«__»__________2019 г.

_____________________

Маркова Т.В.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!