СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Отчёт учителя-логопеда по разделам АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО»

 

 

 

 

 

 

 

«Отчёт учителя-логопеда по разделам

АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

                                                        Середина Нелли Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

р. п. Дмитриевка 2020

 

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими различной степени выраженности нарушения речи. В связи, с чем учитель-логопед реализует в своей работе три рабочих программы:  АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ОВЗ); АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте детского сада для детей с ОНР»; АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте детского сада для детей с ФФН».

Первый раздел программы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Основными задачами ПРОГРАММЫ -  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ являются:

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2.Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4.Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5.Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь, обеспечивающие успешную подготовку ребенка к обучению в школе.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда проводятся по расписанию, но не входят в учебный план, так как количество детей в логопункте формируется на основе диагностики психолого-педагогического консилиума ДОУ и заключений центральной-психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Второй раздел - СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ учитель-логопед реализует следующим образом:

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы 2-3 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, а также самостоятельные упражнения по постановке или автоматизации звуков и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Продолжительность логопедической работы (от одного года до двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

  Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков     звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

  Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

Звуковая культура речи:

- Развитие фонематического слуха

- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

- Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

- Воспитание чёткого произношения

- Развитие голоса и речевого дыхания

- Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

- Образование относительных и притяжательных прилагательных

- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

- Развитие словаря признаков

- Развитие глагольного словаря

- Обобщение группы слов

- Уточнение названий понятий, предметов и их частей

- Уточнение лексического значения слов

 Коррекция речи:

- Развитие общей координации и мелкой моторики руки

- Охрана зрения

- Развитие сенсорики

- Коррекция эмоционально-волевой сферы

- Развитие высших психических функций

- Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

- Развитие невербальных средств общения

- Развитие речевого общения

- Обучение передавать свои мысли и чувства

- Обучение пересказу

- Обучение рассказыванию по серии картин

- Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап.  Основная цель— включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

 Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции    логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.    Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

4. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.  Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.          На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному образовательно плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных  особенностей  детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

Задачи:

1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных  и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя речи:

2.1 Образование падежных форм  существительных единственного и множественного числа.

2.2  Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при помощи приставок.

2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.

2.5 Употребление простых и сложных  предлогов.

2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа,  доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

Третий раздел программы - ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ, реализовывался учителем-логопедом следующим образом:

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, воспитателем.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Учитель-логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, а также занимались с детьми в соответствии с тетрадью взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями разновозрастной группы от 4 до 7 лет.

индивидуальные и тематические консультации;

открытые занятия;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию учителя-логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формировала темпо-ритмическую сторону речи и способствовала автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

досуги;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки «Веселая полянка».

Воспитатели на занятиях по физическому развитию по просьбе логопеда проводили комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизировало процесс постановки звука.

Формы работы с педагогом-психологом были очень разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа учителя-логопеда с родителями являлась неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществлялась в следующих формах:

- личный контакт;

- участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации           коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней работы;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей.

Четвёртый раздел - ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОН­НО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ определился следующими данными:

В итоге логопедической работы воспитанники 5-6 лет научились:

- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- Пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- Владеть элементарными навыками пересказа;

- Владеть навыками диалогической речи;

- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников 6-7 лет стала соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети научились:

- Свободно составлять рассказы, пересказы;

- Владеть навыками творческого рассказывания;

- Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;

- Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

- Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

- Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей сформировались другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонетическое восприятие;
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Графо-моторные навыки;
  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

          Таким образом, проанализировав разделы АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, можно сделать выводы о том, что учитель-логопед в течение учебного года отслеживала динамику развития детей с ОНР и ФФН; оценивала эффективность плана индивидуальной логокоррекционной  работы, разрабатывала перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, а также анализировала выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми, имеющими речевые нарушения. Коррекционная работа велась в тесном сотрудничестве с семьями детей данных категорий, и другими специалистами учреждения.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Отчёт учителя-логопеда по разделам АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»








«Отчёт учителя-логопеда по разделам

АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ»









ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна










р. п. Дмитриевка 2020


В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с различными видами патологий развития.

В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения речи, а также страдающими другими формами патологии, такими как ЗПР и замедленный темп развития, несформированность основных средств языка. В связи, с чем учитель-логопед реализует в своей работе четыре программы: АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ОВЗ); АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте детского сада для детей с ОНР»; АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте детского сада для детей с ФФН»; АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей 5 - 7 лет с ЗПР.

Первый раздел программы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Основными задачами ПРОГРАММЫ - КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ являются:

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2.Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4.Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5.Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь, обеспечивающие успешную подготовку ребенка к обучению в школе.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда проводятся по расписанию, но не входят в учебный план, так как количество детей в логопункте формируется на основе диагностики психолого-педагогического консилиума ДОУ и заключений центральной-психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Второй раздел - СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ учитель-логопед реализует следующим образом:

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы 2-3 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут. С ребёнком с ЗТР, НОСЯ занятия, проводились в индивидуальной форме.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, а также самостоятельные упражнения по постановке или автоматизации звуков и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Продолжительность логопедической работы (от одного года до двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи      с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

  Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков     звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

  Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

Звуковая культура речи:

- Развитие фонематического слуха

- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

- Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

- Воспитание чёткого произношения

- Развитие голоса и речевого дыхания

- Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

- Образование относительных и притяжательных прилагательных

- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

- Развитие словаря признаков

- Развитие глагольного словаря

- Обобщение группы слов

- Уточнение названий понятий, предметов и их частей

- Уточнение лексического значения слов

 Коррекция речи:

- Развитие общей координации и мелкой моторики руки

- Охрана зрения

- Развитие сенсорики

- Коррекция эмоционально-волевой сферы

- Развитие высших психических функций

- Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

- Развитие невербальных средств общения

- Развитие речевого общения

- Обучение передавать свои мысли и чувства

- Обучение пересказу

- Обучение рассказыванию по серии картин

- Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап.  Основная цель— включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

 Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции    логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.    Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

4. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.  Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
      На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному образовательно плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных  особенностей  детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

Задачи:

1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных  и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя речи:

2.1 Образование падежных форм  существительных единственного и множественного числа.

2.2  Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при помощи приставок.

2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.

2.5 Употребление простых и сложных  предлогов.

2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа,  доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

Третий раздел программы - ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ, реализовывался учителем-логопедом следующим образом:

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности,  медицинского работника. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Учитель-логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях и проводили работу по тетрадям взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями.

индивидуальные и тематические консультации;

открытые занятия;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию учителя-логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формировала темпо-ритмическую сторону речи и способствовала автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

досуги;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки «Веселая полянка».

Воспитатель по физическому развитию по просьбе логопеда проводила комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизировало процесс постановки звука.

Формы работы с педагогом-психологом и узкими специалистами были очень разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, логоритмика, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа учителя-логопеда с родителями являлась неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществлялась в следующих формах:

- личный контакт;

- участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации           коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней работы;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей.

Четвёртый раздел - ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОН­НО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ определился следующими данными:

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы научились:

- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- Пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- Владеть элементарными навыками пересказа;

- Владеть навыками диалогической речи;

- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников подготовительной группы стала соответствовать языковым нормам по всем параметрам.

Дети научились:

- Свободно составлять рассказы, пересказы;

- Владеть навыками творческого рассказывания;

- Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;

- Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

- Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

- Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей сформировались другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонетическое восприятие;

  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

  • Графо-моторные навыки;

  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Таким образом, проанализировав разделы АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, можно сделать выводы о том, что учитель-логопед в течение учебного года отслеживала динамику развития детей с нарушениями речи и психологическими особенностями; оценивала эффективность плана индивидуальной логокоррекционной  работы, разрабатывала перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, а также анализировала выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми, имеющими речевые и психологические нарушения. Коррекционная работа велась в тесном сотрудничестве с семьями детей данных категорий, и другими специалистами учреждения.




ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО»








«Отчёт учителя-логопеда по разделам

АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ»









ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна









р. п. Дмитриевка 2020


В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими различной степени выраженности нарушения речи. В связи, с чем учитель-логопед реализует в своей работе три рабочих программы: АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ОВЗ); АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте детского сада для детей с ОНР»; АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте детского сада для детей с ФФН».

Первый раздел программы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Основными задачами ПРОГРАММЫ - КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ являются:

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2.Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4.Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5.Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь, обеспечивающие успешную подготовку ребенка к обучению в школе.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда проводятся по расписанию, но не входят в учебный план, так как количество детей в логопункте формируется на основе диагностики психолого-педагогического консилиума ДОУ и заключений центральной-психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Второй раздел - СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ учитель-логопед реализует следующим образом:

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы 2-3 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, а также самостоятельные упражнения по постановке или автоматизации звуков и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Продолжительность логопедической работы (от одного года до двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

  Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков     звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

  Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

Звуковая культура речи:

- Развитие фонематического слуха

- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

- Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

- Воспитание чёткого произношения

- Развитие голоса и речевого дыхания

- Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

- Образование относительных и притяжательных прилагательных

- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

- Развитие словаря признаков

- Развитие глагольного словаря

- Обобщение группы слов

- Уточнение названий понятий, предметов и их частей

- Уточнение лексического значения слов

 Коррекция речи:

- Развитие общей координации и мелкой моторики руки

- Охрана зрения

- Развитие сенсорики

- Коррекция эмоционально-волевой сферы

- Развитие высших психических функций

- Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

- Развитие невербальных средств общения

- Развитие речевого общения

- Обучение передавать свои мысли и чувства

- Обучение пересказу

- Обучение рассказыванию по серии картин

- Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап.  Основная цель— включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

 Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции    логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.    Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

4. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.  Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
      На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному образовательно плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных  особенностей  детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

Задачи:

1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных  и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя речи:

2.1 Образование падежных форм  существительных единственного и множественного числа.

2.2  Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при помощи приставок.

2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.

2.5 Употребление простых и сложных  предлогов.

2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа,  доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

Третий раздел программы - ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ, реализовывался учителем-логопедом следующим образом:

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, воспитателем.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Учитель-логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, а также занимались с детьми в соответствии с тетрадью взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями разновозрастной группы от 4 до 7 лет.

индивидуальные и тематические консультации;

открытые занятия;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию учителя-логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формировала темпо-ритмическую сторону речи и способствовала автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

досуги;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки «Веселая полянка».

Воспитатели на занятиях по физическому развитию по просьбе логопеда проводили комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизировало процесс постановки звука.

Формы работы с педагогом-психологом были очень разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа учителя-логопеда с родителями являлась неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществлялась в следующих формах:

- личный контакт;

- участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации           коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней работы;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей.

Четвёртый раздел - ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОН­НО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ определился следующими данными:

В итоге логопедической работы воспитанники 5-6 лет научились:

- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- Пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- Владеть элементарными навыками пересказа;

- Владеть навыками диалогической речи;

- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников 6-7 лет стала соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети научились:

- Свободно составлять рассказы, пересказы;

- Владеть навыками творческого рассказывания;

- Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;

- Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

- Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

- Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей сформировались другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонетическое восприятие;

  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

  • Графо-моторные навыки;

  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Таким образом, проанализировав разделы АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, можно сделать выводы о том, что учитель-логопед в течение учебного года отслеживала динамику развития детей с ОНР и ФФН; оценивала эффективность плана индивидуальной логокоррекционной  работы, разрабатывала перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, а также анализировала выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми, имеющими речевые нарушения. Коррекционная работа велась в тесном сотрудничестве с семьями детей данных категорий, и другими специалистами учреждения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей