СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

9 «в» класс - это класс выравнивания, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Программа учитывает уровень познавательных возможностей учащихся, имеющих рекомендации ПМПК города Кольчугино на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся в соответствии с государственными образовательными стандартами. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 9 класс - это образовательная программа, адаптированная для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АОП определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АОП составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Устав и локальные акты МБОУ «Средняя школа №6».


Адаптированная рабочая программа для учащихся с задержкой психического развития составлена на основании примерной программы по учебному предмету «География 9 класс». Программой по географии для 9 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС».

Недостаточная сформированность познавательных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у  детей  с  задержкой психического развития  при  обучении.  Отставание в развитии внимания, кратковременная продуктивность при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели препятствуют реализации мыслительной деятельности. Такие недостатки не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что в результате вызывает затруднения при восприятии учебного материала. Следовательно,  необходимо помочь воспитанникам, включив в их деятельность целенаправленные коррекционно-развивающие приемы. Учитывая этот факт,  основными подходами к организации учебного процесса для детей с ЗПР на уроках являются:

  • подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;

  • приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;

  • индивидуальный подход;

  • повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

  • постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

  • использование многократных указаний, упражнений;

  • проявление большого такта со стороны учителя;

  • использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;

  • поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

  • использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций




Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как коррекционное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.







Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов; обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  • обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для обучающихся с ЗПР;

  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной

  • деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего

  • справляться с учебными заданиями самостоятельно;

  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

  • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Основу для содержания адаптированной рабочей программы «География 6 класс» составляют психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения, а именно:

  • введение в содержание по предмету дополнительных тем, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» обучающегося, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

  • определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.


Адаптированная рабочая программа «География 9 класс» включает в себя цели и задачи коррекционной работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие слухового внимания и памяти.

Развитие основных мыслительных операций:

  • формирование навыков соотносительного анализа;

  • развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • формирование умения планировать свою деятельность;

  • развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на изучение географии в 9 классе отводится 2 часа в неделю.


Адаптированная рабочая программа для 9 класса разработана в соответствии с Учебным планом МБОУ «Средняя школа №6» основного общего образования.

По годовому календарному графику 34 учебных недели в 9 классе. . По утвержденному расписанию уроков и календарно-тематическому планированию в 9 классах запланировано 66 часов.


Планируемые  результаты  освоения учебного предмета

"География 9 класс"

Личностные результы:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;                  

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.              

  • умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • умение толерантно определять свое отношение к разным народам;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.  

Метапредметными результатами изучения курса «География 9 класс»  являются:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умения организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;                                                                  

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  •  работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «География» в 9-х классах являются следующие умения:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира;

  • объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

  • объяснять сущность происходящих в России социально-экономических

           преобразований;

  • аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

  • объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • определять причины и следствия геоэкологических проблем;

  • приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

  • оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в    мире.

  • использование географических умений;

  • прогнозировать особенности развития географических систем;

  • прогнозировать изменения в географии деятельности;

  • составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики   отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей;

  • пользоваться различными источниками географической информации:

      картографическими, статистическими и др.;

  • определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности;

  • формулировать свое отношение к культурному и природному наследию;

  • выражать свое отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности и качества жизни населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике.


Содержание учебного предмета, курса

9 класс


Введение 1 ч.

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.


Раздел 1. Россия на карте 6 ч.

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в 14-19 вв. Изменения территории России в 20 в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение России. Факторы ЭГП: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы и зоны, природно-хозяйственные регионы. Сетка природно-хозяйственных регионов России.


Раздел 2. Природа и человек 4 ч.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.


Раздел 3. Население России 8 ч.

Демография. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Плотность и размещение населения. Две зоны расселения (Главная полоса и зона Севера) и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Сельское расселение и его формы. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.


Раздел 4. Отрасли хозяйства России 19 ч.

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.


Раздел 5. Природно-хозяйственная характеристика России 21 ч.

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность ЭГП. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.


Раздел 6. География Ростовской области 6 ч.

Природные ресурсы области. Классификация природных ресурсов, оценка природно-ресурсного потенциала. Население области. Естественный прирост и его составляющие. Освоение и заселение территории. Размещение населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и их роль. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Распространение профессий в области. Экономика области. Промышленность, сельское хозяйство, нематериальная сфера области. Состав отраслей, принципы размещения, пути развития. Сфера услуг. Легкая и пищевая промышленность, ее состав. Социальные проблемы отраслей. Жилищно-коммунальное хозяйство. Транспорт области. Значение транспорта. Виды транспорта. Основные магистрали. Экономические связи Московской области.


Раздел 7. Место России в мировой экономике 1 ч.

Хозяйство России до 20 в. Россия в 20-21 вв. Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне. Перспективы развития.


Всего: 66ч














Тематическое планирование

9 класс

 Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

В том числе

Контрольные работы/тесты

Практические работы

Введение

1

Экономическая география как общественная наука. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки представления географической информации. Статистика.



Россия на карте

6

Географическое положение, виды и уровни ГП.

Политико-государственное устройства РФ, количество и состав национально- и государственно-территориальных образований на территории РФ

Варианты районирования территории. Географическое разделение труда. Отрасль специализации. Экономические районы.

Деление хозяйства на добывающие и обрабатывающие отрасли. Негативные черты добывающей промышленности. Ресурсные базы России.

Входная контрольная работа

Практическая работа № 1«Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану»


Практическая работа № 2«Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану».



Практическая работа № 3 «Обозначение на к/карте субъектов РФ различных видов».


Практическая работа № 4 «Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России».

Природа и человек

4

Понимание особенностей при- родных условий России; использование знаний о природных условиях России в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья

Понимание особенностей видов хозяйственной деятельности и их влияния на природную среду; использование знаний о влиянии хозяйственной деятельности в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы


Практическая работа № 5 «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных, земельных и т.д.)».


Практическая работа № 6 «Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России».

Население России

8

Численность населения РФ. Переписи населения. Естественный прирост. Динамика естественного прироста в России

Основные области расселения восточных славян. Этапы формирования Российского государства. Направления российской геополитики.

Внутренние и внешние миграции: причины, их порождающие. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Плотность населения. Зоны расселения.

Городские и сельские поселения. Города по функциям, численности населения. Города-миллионеры. Городские агломерации. Две зоны расселения в России, их сравнительная характеристика

Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий

Контрольная работа № 1 «Население России»

Практическая работа № 7 «Расчёт параметров естественного движения населения:

естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, смертности, рождаемости».


Практическая работа № 8 «Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России».

Отрасли хозяйства России

19

Виды экономических систем, их основные характеристики, особенности, проблемы и недостатки. Структура экономики России. Производственная и непроизводственная сферы труда, их отраслевой состав и функции в народном хозяйстве

Состав и значение ТЭК в хозяйстве России. Экспортная направленность. Топливно-энергетический баланс. Условное топливо. Экономия электроэнергии.

Главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их ГП и особенности. Основные грузопотоки. Эффективность эксплуатации. Себестоимость производства

Технико-экономические особенности электростанций разного типа, факторы их размещения. Энергосистема.

Металлургические базы России, их доля в общероссийском производстве стали и проката. Промышленные центры, выпускаемая продукция. Факторы размещения предприятий.

Металлургические базы России, их доля в общероссийском производстве стали и проката. Промышленные центры, выпускаемая продукция. Факторы размещения предприятий.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав комплекса, проблемы развития.

Уровень развития различных отраслей машиностроительного комплекса, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав комплекса. Химизация. Особенности химической промышленности, отраслевой состав.

Лесные ресурсы России. Функции леса. Отрасли лесной промышленности. Основные центры и факторы размещения производства.

Экологические проблемы и факторы размещения

Значение АПК в хозяйстве. Состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития. Мелиорация.

Отраслевой состав и география земледелия и животноводства в России.

Главные сельскохозяйственные районы на территории России

Состав и факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности в России. Крупные центры производства.

Роль и значение транспорта для хозяйства страны. Транспортный узел, транспортная система. Пассажирооборот, грузооборот. Главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры

Связь, ее виды, основная задача. Сфера обслуживания, отраслевой состав, проблемы и перспективы развития.

Контрольная работа № 2 «Хозяйство России»

Практическая работа № 9 «Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России»


Практическая работа № 10 «Описание отрасли по типовому плану».


Практическая работа №11  «Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности»


Практическая работа № 12 «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства»


Практическая работа № 13 «Описание транспортного узла»


Практическая работа № 14 «Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России»


Природно-хозяйственная характеристика России

21

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы.

Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.

Особенности ЭГП. Численность населения Ставропольского края. Естественный прирост. Динамика естественного прироста. Половой, возрастной, национальный состав.

Группировка отраслей по их связям с природными ресурсами. Производственный потенциал.

География земледелия и животноводства края. Проблемы и перспективы развития АПК.

Главные особенности различных видов транспорта

Контрольная работа № 3 по теме: «Экономические районы России»


Итоговая контрольная работа по теме: «Население и хозяйство России»

Практическая работа № 15 «Описание экономико-географического положения района»


Практическая работа № 16 «Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района»


Практическая работа № 17 «Составление комплексного описания района по типовому плану»


Практическая работа № 18 «Сравнительная характеристика географического положения Европейского Севера и Европейского Юга»


Практическая работа № 19 «Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района»


Практическая работа № 20 «Сравнение ЭГП Западной и Восточной Сибири»

География Ростовской области

6

Формирование представлений об особенностях населения родного края, умений работать с картами атласа







Контрольная работа № 5 по теме: «География Ростовской области»

Практическая работа № 21. «Определение по картам ГП своего региона»

Место России в мировой экономике

2

Место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

особенности России на современном этапе социально-экономического развития





Всего:

66


6

21




Календарно-тематическое планирование

9 «В» класс

урока

Дата проведения

Тема урока

по календарно-

тематическому планированию

по факту

Раздел 1.Введение - 1 ч.



02.09.21


Что изучает экономическая и социальная география?

Раздел 2. Россия на карте - 6 ч.

07.09.21


Экономико-географическое положение России. Практическая работа № 1 «Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.

09.09.21


Политико-географическое положение России.

Практическая работа № 2 «Составление описания политико-географического положения России по типовому плану»

14.09.21


Формирование территории России.

16.09.21


Входная контрольная работа

21.09.21


Административно- территориальное устройство России. Практическая работа №3 «Обозначение на к/карте субъектов РФ различных видов»

23.09.21


Районирование территории России.

Практическая работа № 4 «Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России»

Раздел 3. Природа и человек - 4 ч.

28.09.21


Природные условия России.





30.09.21






Природные ресурсы России.

05.10.21


Практическая работа № 5 «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных, земельных и т.д.)»

07.10.21


Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. Практическая работа № 6 «Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России»

Раздел 4. Население России - 8 ч.

12.10.21


Численность населения России.

14.10.21









Практическая работа № 7 «Расчёт параметров естественного движения населения:

естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, смертности, рождаемости»

19.10.21


Размещение населения России.

21.10.21


Миграции населения.

26.10.21


Сельская форма расселения. Городская форма расселения.

28.10.21



Контрольная работа № 1 «Население России»

09.11.21


Этнический и религиозный состав населения России. Практическая работа № 8 «Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России»

11.11.21


Трудовые ресурсы и рынок труда.

Раздел 5. Отрасли хозяйства России - 19 ч.

16.11.21


Практическая работа № 9 «Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России»

18.11.21


Факторы размещения производства.

23.11.21


Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность.

25.11.21


ТЭК. Угольная промышленность.

Практическая работа № 10  «Описание отрасли по типовому плану.

30.11.21


ТЭК. Электроэнергетика.

02.12.21


Металлургический комплекс. Черная металлургия.

07.12.21


Металлургический комплекс. Цветная металлургия.

09.12.21


Машиностроительный комплекс.

14.12.21


Машиностроительный комплекс.

16.12.21


Химическая промышленность.

Практическая работа № 11 «Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности»

21.12.21


Лесная промышленность.

23.12.21


Агропромышленный комплекс. Растениеводство.

28.12.21


Агропромышленный комплекс. Животноводство.

30.12.21


Контрольная работа № 2 «Хозяйство России»

13.01.22


Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа № 12  «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства»

18.01.22


Пищевая и легкая промышленность.

20.01.22


Транспортный комплекс.

Практическая работа № 13  «Описание транспортного узла»

25.01.22



Нематериальная сфера хозяйства.

27.01.22


Практическая работа № 14 «Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России»

Раздел 6. Природно-хозяйственная характеристика России - 21 ч.

01.02.22


Европейский Север. Общие сведения.

Практическая работа № 15 «Описание экономико-географического положения района»

03.02.22


Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.

Практическая работа № 16 «Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района»

08.02.22


Практическая работа № 17 «Составление комплексного описания района по типовому плану»

10.02.22


Европейский Северо-Запад. Общие сведения.

15.02.22


Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

17.02.22


Центральная Россия. Общие сведения.

22.02.22


Центральная Россия. Население и природные ресурсы.

24.02.22


Центральная Россия. Хозяйство.

03.03.22


Европейский Юг. Общие сведения.

Практическая работа № 18 «Сравнительная характеристика географического положения Европейского Севера и Европейского Юга»

10.03.22


Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство.

15.03.22


Поволжье. Общие сведения.

17.03.22


Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство.

22.03.22


Контрольная работа № 3 по теме: «Экономические районы России»


05.04.22


Урал. Общие сведения. Население, природные ресурсы и хозяйство.

07.04.22


Западная Сибирь. Общие сведения.

14.04.22


Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа № 19 «Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района»

14.04.22


Восточная Сибирь. Общие сведения.  

Практическая работа № 20 «Сравнение ЭГП Западной и Восточной Сибири»

19.04.22


Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

21.04.22





Дальний Восток. Общие сведения.

26.04.22


Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство.

28.04.22


Итоговая контрольная работа по теме: «Население и хозяйство России»

Раздел 6. География Ростовской области - 6 ч.

03.05.22


Ростовская область в Южном Федеральном округе (ЮФО)

Практическая работа № 21 «Определение по картам ГП своего региона»

05.05.22


Население Ростовской области

12.05.22


Промышленность и сельское хозяйство



17.05.22


Социальная инфраструктура. Транспорт

19.05.22


Современные природно-антропогенные ландшафты.

Изучение своего района

24.05.22


Контрольная работа № 5 по теме: «География Ростовской области»

Раздел 7. Место России в мировой экономике - 1 ч.

26.05.22


Место России в мировой экономике.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!