СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по геометрии 7 класса для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей слабовидящего обучающегося

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по геометрии 7 класса для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей слабовидящего обучающегося»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Управление образования Администрации Каменского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

____Сульженко С.В.

Протокол №_____

от«___»______2024 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

____Пожиданова И.В.

«___» ________2024 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1»_________Ляпин А.И.

Приказ №_____

от «____» ________2024г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса

«Геометрия»

адаптированной основной образовательной программы

для 7 класса основного общего образования обучающихся

с задержкой психического развития с учетом особенностей

слабовидящего обучающегося


на 2024–2025 учебный год






Составитель:

Марковина Елена Афанасьевна,

учитель математики





г. Камень-на-Оби

2024 год

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Геометрия» для 7 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);

- Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2023 N 72653);

- Примерной рабочей программой учебного предмета «Математика» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22));

- Федеральной рабочей программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- Федеральной рабочей программы по математике основного общего образования. Математика. Базовый уровень (для 5-9 классов образовательных организаций) / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Москва, 2023. – 106 с., утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223)

- Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Календарного учебного графика на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Перечня учебников на 2023-2024 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023;

- Положения о критериях и нормах оценивания предметных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ №1» на уровне основного общего образования, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной основного общего образования, утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» № 25/2-о от 05.02.2020;

- Положения МБОУ «СОШ №1» о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023г;

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1» , утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №98/1-о от 04.04.2023г;

- Устава МБОУ «СОШ № 1» утвержденного Постановлением от 01.03.2018 № 148;

- Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024.

Адаптированная рабочая программа по геометрии 7 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Федеральной рабочей программы воспитания.

Данная рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22.

Рабочая программа направлена на формирование математической грамотности учащихся. В рабочей программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В рабочей программе определяются основные цели изучения геометрии на уровне 7 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса геометрии: личностные, метапредметные, предметные.


Общая характеристика учебного курса «Геометрия»

Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию. Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения.

Второй ценностью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обучающийся учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата.

Учебный курс «Геометрия» способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни обучающихся с ЗПР. Учебный курс развивает мышление, пространственное воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.

Обучение геометрии даёт возможность развивать у обучающихся с ЗПР точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Адаптированная рабочая программа отражает содержание обучения курсу «Геометрия» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным курсом «Геометрия» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. У обучающихся с ЗПР наиболее выражены отставания в развитии словесно-логических форм мышления, поэтому абстрактные и отвлеченные категории им труднодоступны. В тоже время при специальном обучении обучающиеся могут выполнять задания по алгоритму. Они восприимчивы к помощи, могут выполнить перенос на аналогичное задание усвоенного способа решения. Снижение развития мыслительных операций и замедленное становление логических действий приводят к недостаточной осмысленности совершаемых учебных действий.

При изучении геометрического материала обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью делать логические выводы, строить последовательные рассуждения. Непрочные знания основных теорем геометрии приводит к ошибкам в решении геометрических задач. Обучающиеся могут подменить формулу, неправильно применить теорему. К серьезным ошибкам в решении задач приводят недостаточно развитые пространственные представления. Им сложно выполнить чертеж к условию, в письменных работах они не могут привести объяснение к чертежу.

Точность запоминания и воспроизведения учебного материала снижены по причине слабости мнестической деятельности, сужения объема памяти. Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление материала, актуализация знаний по опоре при воспроизведении.

Для преодоления трудностей в изучении учебного курса «Геометрия» учитывается адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся с ЗПР. Учебный материал преподносится небольшими порциями, усложняется постепенно, изыскиваются способы адаптации трудных заданий, некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются отдельные трудные доказательства; теоретический материал изучается в процессе практической деятельности по решению задач. Органическое единство практической и умственной деятельности учащихся на уроках геометрии способствуют прочному и сознательному усвоению базисных геометрических знаний и умений.


Цели изучения учебного курса «Геометрия»

Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются:

  • формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи

  • развитие познавательных возможностей и способностей обучающихся;

  • развитие представлений о пространственных соотношениях и установление причинно-следственных связей;

  • формирование навыков устных вычислений в большем объёме, т.к. устные вычисления уменьшают зрительные нагрузки;

  • формирование навыков пространственного мышления;

  • отработка необходимых элементарных графических умений.


Место учебного курса «Геометрия» в учебном плане

Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Геометрия», – 204 часа: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю).


Особенности отбора и адаптации учебного материала по алгебре

Обучение учебному курсу «Геометрия» строится на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание уделяется отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня, который должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировки в применении знаний, используя приемы актуализации (визуальная опора, памятка).

Рабочая программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, вынесение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.


Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по курсу «Геометрия»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.

Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.


При организации учебных занятий со слабовидящим

обучающимся планируется

  • Осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся.

  • Предотвращать наступление зрительного утомления, используя для этого разнообразные средства (предпочитая устный опрос письменному, использование дублирующего раздаточного материала с более крупным шрифтом, выполнение рекомендаций по выбору посадочного места в кабинете).

  • Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

  • Корректировать деятельность обучающегося.

  • Проявлять особый педагогический такт. Своевременно и тактично помогать, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.


Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • диалогические методики.


Формы индивидуальной работы при обучении геометрии

детей с ослабленным зрением

  • Составление раздаточного материала с более крупным шрифтом, чем остальным ученикам

  • При устной работе в классе давать возможность слабовидящему ученику проявить себя.

  • Дублирование заданий в печатном виде при работе с проектором и видеоматериалами

  • Проведение консультаций. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо помнить

при адаптированном обучении школьников

  • При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

  • По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему сориентироваться в усвоении материала.

  • Систематически проверять усвоение материала по темам уроков.

  • В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

  • Необходимо отмечать положительные моменты в работе, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Учебный и дидактический материал

При освоении АООП обучающийся с ослабленным зрением обучается по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, раздаточными материалами (более крупный шрифт), дублирующими материалами на бумажной основе, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП.


2. Содержание учебного курса

Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.

Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.

Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.

Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.

Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.

Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.

Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.

Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.

3. Планируемые образовательные результаты

Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы по математике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, характеризующиеся овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы учебного курса к концу обучения в 7 классе:

Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.

Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.

Строить чертежи к геометрическим задачам.

Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.

Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.

Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач. Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.

Решать задачи на клетчатой бумаге.

Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.

Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.

Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.

Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.

Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.

Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.

Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.

Образовательные результаты оцениваются в соответствии с локальными актами:

  1. Положением МБОУ «СОШ №1» о формах, периодичности. Порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023г.

  2. Положением МБОУ «СОШ№1» о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023г.

Список контрольных работ, обязательных для оценивания:

  1. Контрольная работа №1 «Простейшие геометрические фигуры и их свойства».

  2. Контрольная работа №2 «Треугольники».

  3. Контрольная работа №3 «Параллельные прямые, сумма углов треугольника».

  4. Контрольная работа №4 «Окружность и круг. Геометрические построения».






4. Тематическое планирование учебного курса

«Геометрия» 7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


п/п

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрольные работы

1.

Простейшие

геометрические фигуры и

их свойства. Измерение

геометрических величин

14

1

Формулировать основные понятия и определения.

Распознавать изученные геометрические фигуры,

определять их взаимное расположение, выполнять чертёж по условию задачи.

Проводить простейшие построения с помощью циркуля и линейки.

Измерять линейные и угловые величины геометрических и практических объектов.

Определять «на глаз» размеры реальных объектов, проводить грубую оценку их размеров.

Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.

Решать задачи на взаимное расположение геометрических фигур.

Проводить классификацию углов, вычислять линейные и угловые величины, проводить необходимые доказательные рассуждения.

Знакомиться с историей развития геометрии

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03



2.

Треугольники

22

1

Выводить следствия (равенств соответствующих элементов) из равенств треугольников.

Формулировать определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника.

Формулировать свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения равных треугольников.

Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах.

Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур.

Знакомиться с историей развития геометрии

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03


3.

Параллельные прямые,

сумма углов треугольника

14

1

Формулировать понятие параллельных прямых, находить практические примеры.

Изучать свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. Проводить доказательства параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при пересечении этих прямых третьей прямой.

Вычислять сумму углов треугольника и многоугольника.

Находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием теорем о сумме углов треугольника и многоугольника.

Знакомиться с историей развития геометрии

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03


4.

Окружность и круг.

Геометрические

построения

14

1

Формулировать определения: окружности, хорды, диаметра и касательной к окружности. Изучать их свойства, признаки, строить чертежи.

Исследовать, в том числе используя цифровые ресурсы: окружность, вписанную в угол; центр окружности, вписанной в угол; равенство отрезков касательных.

Использовать метод ГМТ для доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треугольника и серединных перпендикуляров к сторонам треугольника с помощью ГМТ.

Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить центры этих

окружностей.

Решать основные задачи на построение: угла, равного данному; серединного перпендикуляра данного отрезка; прямой, проходящей через данную точку и

перпендикулярной данной прямой; биссектрисы данного угла; треугольников по различным элементам.

Знакомиться с историей развития геометрии

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03


5.

Повторение, обобщение

знаний

4


Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03


Общее количество часов по программе

68

4




5. Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Контрольные работы

Сроки обучения

Виды и формы контроля

Раздел №1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин (14 часов)

1

Простейшие геометрические объекты

1


1 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

2

Многоугольник, ломаная

1


1 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

3

Смежные и вертикальные углы

1


2 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

4

Смежные и вертикальные углы

1


2 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

5

Смежные и вертикальные углы

1


3 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

6

Смежные и вертикальные углы

1


3 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

7

Смежные и вертикальные углы

1


4 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

8

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов

1


4 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

9

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов

1


1 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

10

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов

1


1 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

11

Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников

1


2 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

12

Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников

1


2 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

13

Обобщение и повторение «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1


3 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

14

Контрольная работа №1 «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»


1

3 неделя октября

Контрольная работа

Раздел №2. Треугольники (22 часа)

15

Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных фигурах

1


4 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

16

Три признака равенства треугольников

1


4 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

17

Три признака равенства треугольников

1


4 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

18

Три признака равенства треугольников

1


1 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

19

Три признака равенства треугольников

1


1 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

20

Три признака равенства треугольников

1


2 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

21

Три признака равенства треугольников

1


2 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

22

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1


3 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

23

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1


3 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

24

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе

1


4 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

25

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе

1


4 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

26

Равнобедренные и равносторонние треугольники

1


1 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

27

Признаки и свойства равнобедренного треугольника

1


1 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

28

Признаки и свойства равнобедренного треугольника

1


2 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

29

Признаки и свойства равнобедренного треугольника

1


2 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

30

Неравенства в геометрии

1


3 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

31

Неравенства в геометрии

1


3 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

32

Неравенства в геометрии

1


4 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

33

Прямоугольный треугольник с углом в 30°

1


4 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

34

Прямоугольный треугольник с углом в 30°

1


1 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

35

Обобщение и повторение «Треугольники»

1


2 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

36

Контрольная работа №2 "Треугольники"


1

2 неделя января

Контрольная работа

Раздел №3. Параллельные прямые, сумма углов треугольника (14 часов)

37

Параллельные прямые, их свойства

1


3 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

38

Пятый постулат Евклида

1


3 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

39

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

1


4 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

40

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

1


1 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

41

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

1


1 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

42

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

1


2 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

43

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей

1


2 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

44

Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой

1


3 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

45

Сумма углов треугольника

1


3 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

46

Сумма углов треугольника

1


4 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

47

Внешние углы треугольника

1


4 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

48

Внешние углы треугольника

1


1 неделя марта

Устный опрос Письменный опрос

49

Обобщение и повторение «Параллельные прямые, сумма углов треугольника»

1


1 неделя марта

Устный опрос Письменный опрос

50

Контрольная работа №3 "Параллельные прямые, сумма углов треугольника"


1

2 неделя марта

Контрольная работа

Раздел №4. Окружность и круг. Геометрические построения (14 часов)

51

Окружность, хорды и диаметр, их свойства

1


2 неделя марта

Устный опрос Письменный опрос

52

Касательная к окружности

1


3 неделя марта

Устный опрос Письменный опрос

53

Окружность, вписанная в угол

1


3 неделя марта

Устный опрос Письменный опрос

54

Окружность, вписанная в угол

1


1 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

55

Понятие о ГМТ, применение в задачах

1


1 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

56

Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек

1


2 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

57

Окружность, описанная около треугольника

1


2 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

58

Окружность, описанная около треугольника

1


3 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

59

Окружность, вписанная в треугольник

1


3 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

60

Окружность, вписанная в треугольник

1


4 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

61

Простейшие задачи на построение

1


4 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

62

Простейшие задачи на построение

1


4 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

63

Обобщение и повторение «Окружность и круг. Геометрические построения»

1


1 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

64

Контрольная работа №4 "Окружность и круг. Геометрические построения"


1

2 неделя мая

Контрольная работа

Раздел №5. Повторение, обобщение знаний (4 часа)

65

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса

1


3 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

66

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса

1


3 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

67

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса

1


4 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

68

Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса

1


4 неделя

мая

Устный опрос Письменный опрос

Общее количество часов по программе

68, из них контрольных работ – 4 часа



6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Обязательные учебные материалы для ученика:

Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие]. -8-е изд. -М.: Просвещение, 2018. – 383с.

Методические материалы для учителя:

Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие]. -8-е изд. -М.: Просвещение, 2018. – 383с.

Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/М.А. Иченская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 144с.

Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. — М.: Просвещение, 2015. — 95 с.:

Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень, для 5-9 классов образовательный организаций)/Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Москва, 2023. – 97 с., утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:

- Геометрия 7-9 класс. Электронный учебник: https://rabochaya-tetrad-i-uchebnik.com/j-0415x/tet0415.html#prettyPhoto/68/

- Геометрия: 7—9-е классы, методическое пособие: https://catalog.prosv.ru/attachment/33994f9f-6870-11e3-8221-0050569c0d55.pdf

- Контрольные и самостоятельные работы. Геометрия 7 класс: https://rabochaya-tetrad-i-uchebnik.com/j-0391x/tet0391.html

  • Всероссийская олимпиада школьников по математике: https://math.ru/lib/bib-mat-kr/18

  • Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Математика»: http://school-collection.edu.ru/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах: http://fcior.edu.ru

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметников: http://window.edu.ru

  • Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР: http://eorhelp.ru

  • Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. http://www.konkurs-eor.ru/materials

  • ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки: http://pedsovet.org/m

  • Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов: http://www.it-n.ru

  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР: http://www.openclass.ru


7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебное оборудование

- Доска,

- Мультимедийный проектор

- Персональный компьютер

- Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, пособий и др.

- Набор чертежных инструментов

- Дидактические материалы


2