| | | Основные вопросы | Дата |
1. | Вводный урок на тему «Почему надо изучать историю» | Урок открытия нового знания | Предмет истории, наука | |
I. | ИМЯ, ОТЧЕСТВО, СЕМЬЯ, РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА (6 часов) |
2. | История имени | Урок открытия нового знания | Имена и обычаи, какие имена даются детям, Святцы | |
3. | Отчество и фамилия человека | Урок открытия нового знания | Что такое отчество. Что можно узнать по отчеству? Прозвища и фамилия. Как возникали фамилии. | |
4. | Семья | Урок открытия нового знания | Что такое семья | |
5. | Биография | Урок открытия нового знания | Что такое биография. Биография А. С. Пушкина | |
6. | Поколения людей | Урок открытия нового знания | Семья и родственники. Смена поколений. Предки и потомки | |
7. | Повтор – обобщающий урок по теме «Имя, отчество, семья, родословная человека» | Урок рефлексии | Обобщение по 1 главе | |
II. | ОТЧИЙ ДОМ. НАША РОДИНА – РОССИЯ. (10 часов) |
8. | О доме | Урок открытия нового знания | Что такое дом. Дома бывают разные. Дома в городе. Исторические дома. Изба. | |
9. | Названия городов и улиц | Урок общеметодологической направленности | Как возникали названия городов. Названия русских сел и деревень. Названия улиц. | |
10. | Родник «Двенадцать ключей» | Урок открытия нового знания | Родник «Двенадцать ключей» | |
11. | Истоки | Урок открытия нового знания | Истоки | |
12. | Наша Родина – Россия | Урок общеметодологической направленности | Россия-наш общий дом. Кого называют гражданином. Кто такой патриот. | |
13. | Как устроено государство | Урок открытия нового знания | Школа – это маленькое государство. Основной закон страны. Для чего нужна армия. Кто управляет государством. | |
14. | Герб, флаг, гимн России | Урок открытия нового знания | Герб. Флаг и гимн. | |
15. | Москва – столица России | Урок открытия нового знания | Первое упоминание о стране. Кремль. Современная Москва | |
16. | Мы жители планеты Земля | Урок открытия нового знания | Наша планета Земля. О луне и солнце. | |
17. | Повтор – обобщающий урок по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия» | Урок рефлексии | Обобщение по 2 главе | |
III. | О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ И КАК ЕГО ИЗУЧАЮТ (7 часов) |
18. | Что такое время | Урок открытия нового знания | Что такое настоящее, прошедшее и будущее. Что такое мера времени. Счет солнечного времени. Счет времени. Что такое хронология. | |
19. | История календаря | Урок открытия нового знания | Что такое календарь. Как появились названия месяцев. | |
20. | Русский земледельческий календарь | Урок открытия нового знания | Русский земледельческий календарь | |
21. | Названия месяцев из русского земледельческого календаря | Урок открытия нового знания | Названия месяцев из русского земледельческого календаря | |
22. | Счёт лет в истории | Урок открытия нового знания | Исторические даты. Арабские и римские цифры. Что такое век и тысячелетие. | |
23. | Историческое время | Урок открытия нового знания | Историческое время | |
24. | Повтор – обобщающий урок по теме «О том, что такое время и как его изучают» | Урок рефлексии | Обобщение по 3 главе | |
IV. | ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ИСТОРИЯ (6 часов) |
25. | Что такое история | Урок открытия нового знания | Что может изучать история. Работа ученых – историков. | |
26. | Какие науки помогают истории | Урок открытия нового знания | Историческая география | |
27. | Как работают археологи | Урок открытия нового знания | Работа археологов. О Генрихе Шлимане | |
28. | Исторические памятники | Урок открытия нового знания | Что такое памятник | |
29. | Историческая карта | Урок открытия нового знания | Историческая карта | |
30. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Что изучает наука история» | Урок рефлексии | Обобщение по 4 разделу | |
V. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (9 часов) |
31. | Земля и космос | Урок открытия нового знания | Как на Земле появился человек. Космическое пространство и планета Земля. | |
32. | От кого произошёл человек | Урок открытия нового знания | Первобытный период. О чем рассказывают рисунки на скалах. Каким был древнейший человек. Как жили древнейшие люди. Что умел делать древний человек. | |
33. | Человек умелый | Урок открытия нового знания | Орудия труда и охоты. Каменный век. | |
34. | Следующее поколение людей каменного века | Урок открытия нового знания | Человек прямоходящий. Как возникла речь. Человек разумный. | |
35. | Лента времени | Урок открытия нового знания | Лента времени | |
36. | Наступление ледников | Урок открытия нового знания | Изменение климата. Что стало с человеком. | |
37. | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели | Урок открытия нового знания | Способы охоты. Занятия женщин. Кочевники и собиратели. | |
38. | Новые занятия людей | Урок открытия нового знания | От охоты к скотоводству. Развитие земледелия. | |
39. | Повтор – обобщающий урок по теме «История Древнего мира» | Урок рефлексии | Обобщение по 5 главе | |
VI. | ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ. ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ (17 часов) |
40. | Огонь в жизни древнего человека | Урок открытия нового знания | Огонь – источник жизни. Как добывали огонь. | |
41. | Огонь, глина, гончар | Урок открытия нового знания | Огонь и глина. Как работал гончар. Как изобрели гончарный круг. Печи для обжига глины | |
42. | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей | Урок открытия нового знания | От каменных орудий к медным. От медных орудий к бронзовым. | |
43. | Вода, её назначение в жизни человека | Урок открытия нового знания | Как появились дамбы и плотины. О рыболовстве и рыболовных снастях. Как люди научились плавать по воде. | |
44. | О разных плавательных средствах | Урок открытия нового знания | Развитие судоходства. | |
45. | Вода и земледелие | Урок открытия нового знания | Об искусственном орошении воды. Поливное земледелие. | |
46. | Вода как источник энергии | Урок открытия нового знания | О каменной ступке и жерновах. О древних водяных машинах. | |
47. | Какие дома строили древние люди | Урок открытия нового знания | Первые жилища человека. Жилище земледельцев и скотоводов. Что такое архитектура. | |
48. | Как появилась мебель | Урок открытия нового знания | Как появились кровать, стол и стул. Что такое сундук. О стуле, троне и конике. | |
49. | Как появилась каша и хлеб | Урок открытия нового знания | Климат и питание людей. О каше и пресных лепешках. .о хлебопечении. | |
50. | История об обыкновенной картошке | Урок открытия нового знания | Где родился картофель. Как картофель завоевал Францию. Картофель в России. | |
51. | О керамике, фарфоре и деревянной посуде | Урок открытия нового знания | Об изготовлении фарфора. О деревянной посуде. Изделия из бересты. | |
52. | История появления одежды | Урок открытия нового знания | Зачем человеку нужна одежда. Что носили люди каменного века. О прялке и ткацком станке. | |
53. | Одежда и положение человека в обществе | Урок открытия нового знания | Одежда и традиции. Об обуви. О лаптях, валенках и сапогах. | |
54. | Как люди украшали себя | Урок открытия нового знания | Об искусстве украшать себя. Красота девушки и русская сказка. | |
55. | В чём истинная красота человека | Урок открытия нового знания | В чём истинная красота человека | |
56. | Повтор – обобщающий урок по теме «История вещей. Занятия человека на Земле» | Урок рефлексии | Обобщение по 6 главе | |
VII. | ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (12 часов) |
57. | О далёких предках-славянах и родовом строе | Урок открытия нового знания | Что такое славяне. Как жили восточные славяне. Что такое город. | |
58. | Как люди понимали мир природы в древности | Урок открытия нового знания | Как возникло язычество. Каким духам поклонялись славяне. . что такое святилища. | |
59. | Каким богам поклонялись славяне | Урок открытия нового знания | Каким богам поклонялись славяне | |
60. | Современные религии | Урок открытия нового знания | О буддизме. О христианстве. Об исламе. | |
61. | Как появились современные религии | Урок открытия нового знания | Как появились современные религии | |
62. | Что общего между разными религиями | Урок открытия нового знания | Что общего между разными религиями | |
63. | Искусство и культура | Урок открытия нового знания | Как появилось искусство. Скульптура | |
64. | Произведения народного творчества | Урок открытия нового знания | Произведения народного творчества. Дымковская игрушка. Изделия из Гжели | |
65. | Письмо и первые книги | Урок открытия нового знания | Об особых сигналах – указаниях. Что такое пиктография. Письмо иероглифами. О первом алфавите. О первых книгах. | |
66. | От изобретения колеса – к новым открытиям | Урок открытия нового знания | Первые изобретения человека. | |
67. | Человечество стремиться к миру | Урок открытия нового знания | Почему возникают войны. Об армии и вооружении. Что такое освободительная война | |
68. | Повторение на тему «Человек и общество» | Урок рефлексии | Обобщение по 7 разделу | |
ВСЕГО: 68 часов |