Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного класса
2 класс
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных1.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IVкласс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
2.Содержание учебного предмета « Изобразительное искусство»
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы наурока изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание; раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта
при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы с ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, посередине;
приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисование руками:точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
Кто написал картину.
Чем написал художник картину, на чем.
Что художник изобразил на картине.
Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Ко-нашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;
круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?
3.Тематическое планирование учебного предмета « Изобразительное искусство»
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности | 9 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 5 |
| За год: | 34 ч. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе с учётом программы воспитания (вариант 6.3)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
план | факт |
| Обучение композиционной деятельности | 9 | | | |
1 | Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование. | 1 | | | |
2. | Ветка с вишнями. Рисование и лепка | 1 | | | |
3. | Лепка. Корзина с разными съедобными грибами | 1 | | | |
4. | Беседа о художниках и их картинах (ПВ модуль « Школьные медиа») | 1 | | | |
5-6 | Фон темный, светлый. Рисунок зайца | 2 | | | |
7. | Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева. | 1 | | | |
8. | Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо | 1 | | | |
9. | Главные и составные цвета. Рисунок. Туча. | 1 | | | |
| Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 | | | |
10 | Рисунок. «Фрукты на столе». «Овощи на столе» | 1 | | | |
11. | Рисование фигуры человека по шаблону | 1 | | | |
12. | Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека | 1 | | | |
13. | Рисунок. «Мама в новом платье» | 1 | | | |
14. | Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе» | 1 | | | |
15. | Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок (Интегрированный урок: изо/ технология) | 1 | | | |
16. | Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. | 1 | | | |
17. | Весёлый хоровод вокруг ёлки. Аппликация «Хоровод» | 1 | | | |
18 | Разные породы собак. Лепка «Собака» | 1 | | | |
19 | Рисунок «Собака» | 1 | | | |
| Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 | | | |
20 | Дымковская игрушка. Лепим «Барыню» | 1 | | | |
21. | Аппликация с дорисовыванием «Мишка» | 1 | | | |
22. | Аппликация «Ваза» | 1 | | | |
23 | Рисунок «Птичка-зарянка» | 1 | | | |
24 | Рисунок «Ваза» | 1 | | | |
25 | Весна. Скворечники на берёзе. Аппликация «Скворец сидит на ветке и поёт песню» Трансформированный урок: экскурсия в парк школы, установление скворечника и кормушки для птиц. | 1 | | | |
26 | Аппликация. «Подснежник» | 1 | | | |
27 | Рисунок «подснежник» | 1 | | | |
28 | Аппликация «Ваза с цветами» | 1 | | | |
29 | Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников | 1 | | | |
| Обучение восприятию произведений искусства | 5 | | | |
30 | Рисунок «Ваза с цветами» | 1 | | | |
31 | Рисунок «Кактус» | 1 | | | |
32 | Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» (ПВ модуль «Школьные медиа» | 1 | | | |
33 | Рисунок по описанию «В парке весной» Трансформированный урок: экскурсия в парк | 1 | | | |
34 | Обобщающий урок «Выставка работ» | 1 | | | |
Итого | | 34 | | | |
1 В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию базовых учебных действий.