Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии:
с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.
Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.
3.Развитие познавательной активности.
4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.
6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.
7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.
8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).
9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Содержание программы отражено разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их интересам.
В программе предложен речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.
После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).
Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
Работа с натуройв лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.
При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.
В композиционной деятельностиведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются учителем в альбоме.
Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.
Во 2 классе рассматриваются 1-2 объекта произведений искусства. Сначала дети называют на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Работа над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.
Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок.
Во 2 классе уроки решают следующие задачи:
Обучение композиционной деятельности:
совершенствование умения в размещении рисунка, аппликации на изобразительной плоскости;
научить способам построения рисунка;
развитие умения устанавливать смысловые связи в рисунке;
формирование умений планировать деятельность и выделять этапы очередности.
развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:
формирование умений проводить линии в разных направлениях;
научить приему изображения геометрических форм с использованием приема «дорисовывание изображения»;
развитие умения анализировать форму предметов;
формирование представлений и развитие умения изображать деревья, человека, жилые дома городского типа.
развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:
совершенствование умений в узнавании и назывании локального цвета предмета;
научить приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов при работе с акварелью;
совершенствование умения работать цветными карандашами и краской;
закрепление приема работы «примакивание».
обучение восприятию произведений искусства:
формирование умений высказывать свое отношение к изображенному с опорой на вопросы и план.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.
Методы и приемы обучения изобразительному искусству:
Общепедагогические:
практическая работа, упражнения, игры;
наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
беседа, объяснение, работа с учебником.
Приемы:
сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;
классификация и дифференциация и др.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра,
урок - экскурсия,
урок – путешествие;
урок с элементами исследования.
Формы работы на уроке:
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
здоровьесберегающая технология ;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения;
технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;
приёмы рефлексивных технологий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 35 ч. в год (1ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни:умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности; б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе; г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе.
2.Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Обучающиеся овладеют знаниями:
о работе художника и её особенностях;
композиции изображения на листе бумаги;
некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);
значений новых слов.
Обучающиеся овладеют умениями:
рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек;
рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;
изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя;
рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя;
изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя помощь учителя;
выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя;
складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учителя.
Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:
о работе художника и её особенностях;
композиции изображения на листе бумаги;
характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);
значений новых слов.
Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:
рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;
рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;
изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно;
рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;
изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно;
самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;
самостоятельно складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности (9ч).
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».
Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»).
Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (16ч).
Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».
Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)
Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», «Динозaвp» (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся).
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (9ч).
Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде».
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге.
Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом.
Обучение восприятию произведений искусства.
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясните почему.
4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?
Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).
Работа над развитием речи
Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса новые слова, словосочетания:
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В течение первого полугодия 2-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме творческой работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:
-фронтальный опрос;
-творческие и практические работы;
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических, творческих работ.
«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - не выставляется.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деяте<