Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету изобразительное искусство для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
•Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2020г.
Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс М.Ю.Рау. М.А.Зыкова для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2020г.
Программа по изобразительному искусству для 4 класса составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например, коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, творческие работы.
Место учебного предмета.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа в год.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
8 часов | 8 часов | 10 часов | 8 часов |
Личностные и предметные результаты освоения предмета.
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкций учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Национально – региональный компонент.
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
национально-региональный компонент – не менее 10%;
национально – региональный компонент, на уроках изобразительного искусства в 3 классе реализуется полипредметным способом в количестве 3 тем (3 часов).
Использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом; содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе; создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; способствовать формированию исторической памяти, определяемой постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1-4 классах
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Содержание программы
4 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания.
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
работать акварелью "по-мокрому".
Учебно - тематическое планирование.
4 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности | 10 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 4 |
| За год: | 34 ч. |
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
-
Авторская программа по изобразительному искусству под редакцией И. А. Грошенкова для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
-
Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (авторы Рау М.Ю. Зыкова М.А., Москва, «Просвещение»,2020 г.)
-
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1999.
-
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 4 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2012г..
-
Сокольникова И.М. Краткий. Словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 2014г.
-
Наглядный материал по темам занятий: Ваза, кувшин, полотенце, чебурашка и т.д.
-
Учебные презентации
-
Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл. /М.А.Абрамова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.
Тематическое планирование.
№ п/п год | № п/п четверть | Названия раздела, темы урока. | Кол-во часов. | Дата. | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
| План | Факт |
I четверть (8 ч) |
1 | 1 | Повторение изученного. Аппликация из обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу». с.4-5 НРК Грибы нашего леса. | 1 | 04.09 | | Достаточный. Беседуют на тему «Лето. Осень»; рассматривают картину в учебнике; отвечают на вопросы учителя; сравнивают рисунки (деревья летом и осенью); выполняют аппликацию из отрывков цветной бумаги самостоятельно. Минимальный. Принимают участие в беседе; сравнивают рисунки, показывают осенние деревья и летние; выполняют аппликацию1 осеннего дерева из отрывков цветной бумаги самостоятельно (ствол дерева рисуют, используют готовые заготовки) |
2 | 2 | Что изображают художники? Как они изображают? Рисование с натуры и по памяти с.6-9 | 1 | 11.09 | | Достаточный. Беседуют на тему «Натура для художника»; рассматривают репродукции картин в учебнике; отвечают на вопросы учителя; игра «угадай, что нарисовал художник», дорисовывают рисунок простым карандашом, раскрашивают гуашью самостоятельно Минимальный. Беседуют на тему «Натура для художника»; рассматривают репродукции картин в учебнике; отвечают на вопросы учителя; игра «угадай, что нарисовал художник», дорисовывают рисунок с помощью учителя простым карандашом, раскрашивают цветными карандашами самостоятельно |
3 | 3 | «Осенние листья». Рассматривание и рисование осенних листьев акварелью по сырой бумаге с.10-11 | 1 | 18.09 | | Достаточный. Выполняют рисунок по показу учителя; раскрашивают, применяют приемы и способы передачи графических образов в рисунке. Минимальный. Обводят по шаблону, раскрашивают самостоятельно (с помощью учителя или по показу учителя). |
4 | 4 | Аппликация «Листья березы на солнышке и в тени» с.12-15 | 1 | 25.09 | | Достаточный. Работа в технике аппликации над образом дерева. (составление целого изображения дерева (по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна. Минимальный. Работа в технике аппликации над образом дерева. (составление целого изображения дерева (по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна под руководством учителя. |
5 | 5 | Раскрашивание веточки с листьями на солнце и в тени. Палитра с.16-19 | 1 | 02.10 | | Достаточный: Рассматривают образцы в учебнике, учатся смешивать краски по показу учителя, добиваясь нужного цвета, выполняют работу самостоятельно. Минимальный. Рассматривают образцы в учебнике, учатся смешивать краски по показу учителя, добиваясь нужного цвета, выполняют работу с помощью учителя. |
6 | 6 | Картина «Пейзаж». Рисование осеннего пейзажа с.20-27 | 1 | 09.10 | | Достаточный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, игра «словесный пейзаж сегодняшнего дня». Минимальный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, рассказывают по плану с помощью учителя, что видят на репродукции. |
7 | 7 | Картина «Натюрморт». Рисование натюрморта с.28-31 | 1 | 16.10 | | Достаточный. Слушание стихотворения о натюрморте, перечисление, что нарисовал художник. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Дети повторяют за учителем в альбоме. Минимальный. Слушание стихотворения о натюрморте, запоминание нескольких слов предметов из стихотворения. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Составляют в альбоме натюрморт из приготовленных учителем заготовок. |
8 | 8 | Урок-путешествие «Как художники создают портреты и сюжетные картины» с.32-38 НРК Картины бурятских художников. | 1 | 23.10 | | Достаточный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек. Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме. Минимальный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек (даны слова-опоры- выбирает нужное). Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме. |
II четверть (8 ч) |
9 | 1 | Как изобразить портрет человека, чтобы получилось похоже. Дорисовывание по заготовке.с.39-41 | 1 | 06.11 | | Достаточный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников; сравнение изображений портретов и автопортретов разных художников (с. 44). Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Самостоятельная проверка работы по алгоритму изображения автопортрета с.47. Минимальный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников; Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка под руководством учителя. |
10 | 2 | Лепка: барельеф на картоне «Голова человека» (мужчины или женщины, по выбору ученика) с.42-43 | 1 | 13.11 | | Достаточный. Словарная работа: скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Самостоятельное выполнение работы. Минимальный. Словарная работа: скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Выполнение работы с частичной помощью учителя по готовому рисунку головы человека. |
11 | 3 | Автопортрет. Рисование головы человека: «Мой портрет (Это-Я )» (карандаш с.44-47) | 1 | 20.11 | | Достаточный. Вспоминают понятия: контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей лица своего друга, рисуют его портрет, соблюдая пропорции изображения. Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Минимальный. Анализируют форму частей лица своего друга, рисуют его портрет, соблюдая пропорции изображения. Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка с частичной помощью. |
12 | 4 | Как художники изображают добрых и злых героев сказки с.54-56 Рисование добрых героев сказок | 1 | 27.11 | | Достаточный. Беседа о добрых и злых сказочных героях с сопровождением иллюстраций. Анализ изображения разных героев с.54-55 по вопросам учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Василисы по учебнику с.56. Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. Минимальный. Беседа о добрых и злых сказочных героях с сопровождением иллюстраций. Анализ изображения разных героев с.54-55 по вопросам учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Василисы по учебнику с.56. под руководством учителя. Раскрашивание готового шаблона. |
13 | 5 | Рисование злых героев сказок с.57 | 1 | 04.12 | | Достаточный. Викторина по сказкам (называние и узнавание сказочных героев). Словесное дорисовывание(раскрашивание) изображения разных героев с помощью учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Бабы-Яги по учебнику с.57. Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. Минимальный. Викторина по сказкам (называние и узнавание сказочных героев). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Бабы-Яги по учебнику с.57. Раскрашивание готового шаблона. |
14 | 6 | Рисование «Доброе и злое в сказке» с.58-59 НРК Герои сказок бурятских писателей. | 1 | 11.12 | |
15 | 7 | Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Зайки в лесу. Следы на снегу» (Пейзаж с двумя-тремя планами). | 1 | 18.12 | | Достаточный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Групповое составление лаконичного изображения новогодней тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Работа с учебником с.48-49. Самостоятельная работа в создании Новогодней открытки (разные уровни сложности). Выбор и написание поздравления. Выставка открыток. Минимальный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Раскрашивание готового шаблона Новогодней открытки. Выбор и написание поздравления. |
16 | 8 | Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки». (возможно сочетание с аппликацией) с.48-49 | 1 | | |
III четверть (10часов) |
17 | 1 | Необыкновенные деревья в сказках с.60-63. Рисование линий и фигур-завитушек | 1 | 15.01 | | Достаточный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Групповое составление лаконичного изображения новогодней тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Работа с учебником с.48-49. Самостоятельная работа в создании Новогодней открытки (разные уровни сложности). Выбор и написание поздравления. Выставка открыток. Минимальный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Раскрашивание готового шаблона Новогодней открытки. Выбор и написание поздравления. |
18 | 2 | Рисование «Дети катаются на коньках» с.64 | 1 | 22.01 | | Достаточный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Групповое составление лаконичного изображения новогодней тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Работа с учебником с.48-49. Самостоятельная работа в создании Новогодней открытки (разные уровни сложности). Выбор и написание поздравления. Выставка открыток. Минимальный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Раскрашивание готового шаблона Новогодней открытки. Выбор и написание поздравления. |
19 | 3 | Лепка: «Фигура человека в статической позе» с.65 | 1 | 29.01 | | Достаточный. Вспоминают изображение человека в движении и статической позе с. 64- 65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ. Минимальный. Вспоминают изображение человека в движении и статической позе с. 64- 65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ. |
20 | 4 | Как изображают море. Рисование волны на море.с.66-67 НРК Каким я видел Байкал. | 1 | 05.02 | | Достаточный. Рассматривание и сравнение картин художников-маринистов. Рассказ учителя о настроении и разных состояниях морского пейзажа. Объяснение понятий: морской пейзаж, волна, буря. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой,…). Самостоятельное его выполнение по плану. Минимальный. Рассматривание картин художников-маринистов. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой,…). Выполнение по плану под контролем учителя. |
21 | 5 | Художники о тех, кто защищает Родину. Урок-путешествие с.50-52 НРК Воины-защитники нашего поселка | 1 | 12.02 | | Достаточный. Беседа о Родине, о тех, кто ее защищает с сопровождением презентации (картины, фото, скульптуры). Рассматривание богатырей в учебнике с. 50. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины. Минимальный. Просмотр презентации «Защитники Родины». Рассматривание богатырей в учебнике с. 50. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины. |
22 | 6 | Рисование. На тему «Доспехи богатыря» | 1 | 19.02 | | Достаточный. Словарная работа с понятием БОГАТЫРЬ, ДОСПЕХИ. Рассматривание иллюстрации с. 53, анализ формы доспехов. Выполнение работы поэтапно, опираясь на образец учителя. Самостоятельный подбор цвета. Выставка рисунков. Минимальный. Словарная работа с понятием БОГАТЫРЬ, ДОСПЕХИ. Рассматривание иллюстрации с. 53, анализ формы доспехов. Выполнение работы поэтапно, опираясь на образец и помощь учителя. Самостоятельный подбор цвета. Выставка рисунков. |
23 | 7 | Как изображают животных.с.68-69 | 1 | 26.02 | | Достаточный. Загадки о животных с использованием зрительного ряда. Рассматривание и называние основных характеристик животного по вопросам учителя (части тела, поза, размер, цвет, …) Рассказ учителя «Как изображают животных», рассматривание рисунков с.68-69. Показ презентации «Поэтапное изображение кошки», «Лепка медведя из глины, пластилина» (представление о работе скульптора). |
24 | 8 | Декоративная лепка: «Жираф» с.72 | 1 | 05.03 | | Достаточный. Словарная работа над понятиями: зоопарк Узнавание и называние зверей жарких стран. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорции. Просмотр презентации о жирафе. Самостоятельное выполнение работы в технике лепка по образцу (плану) с.72. Выставка работ и оценивание по заданным критериям. Минимальный. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорции. Просмотр презентации о жирафе. Выполнение работы в технике лепка по образцу (плану) с.72 под контролем учителя., жаркие страны, жираф. |
25 | 9 | Рисование жирафа с.73 | 1 | 12.03 | |
26 | 10 | Дорисовывание насекомых с.74.75 | 1 | 19.03 | | Достаточный. Рассматривают иллюстрации в учебнике; отвечают на вопросы учителя; применяют приемы и способы передачи графических образов дорисовывают элементы самостоятельно, по выбору лепят одного насекомого Минимальный. Рассматривают картины в учебнике; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, пластилином на картоне выполняют барельеф насекомого, опираясь на образец в учебнике. |
IV четверть (8 часов) |
27 | 1 | Лепка насекомого.с.76 | 1 | 02.04 | | Достаточный. Рассматривают иллюстрации в учебнике; отвечают на вопросы учителя; применяют приемы и способы передачи графических образов дорисовывают элементы самостоятельно, по выбору лепят одного насекомого Минимальный. Рассматривают картины в учебнике; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, пластилином на картоне выполняют барельеф насекомого, опираясь на образец в учебнике. |
28 | 2 | Рисование насекомого с.77 | 1 | 09.04 | |
29 | 3 | Фарфоровые изделия с росписью. Гжель. с.78-81 | 1 | 16.04 | | Достаточный. Знакомство с разнообразием русских народных промыслов, профессией гончара (презентация, рассказ учителя). Рассматривание и называние характерных особенностей Гжельской посуды (цвет, орнамент). Упражнение в рисовании частей узора в гжельской росписи с. 79. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Самостоятельное расписывание чашки, блюдца, чайника, вазы гжельской росписью с.78. (образцы на доске). Минимальный. Рассматривание и называние характерных особенностей Гжельской посуды (цвет, орнамент). Упражнение в рисовании частей узора в гжельской росписи с. 79. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Расписывание вазы гжельской росписью с.78 под руководством учителя. |
30-31 | 4-5 | «Роспись посуды Гжели». Рисование кистью по нарисованному карандашом рисунку элементов росписи синей и голубой гуашью, осветлённой белилами.с.82-83 | 2 | 23.0430.04 | |
32 | 6 | «Праздничный салют» - рисование по памяти после наблюдения. НРК Праздник Победы в нашем районе. | 1 | 07.05 | | Достаточный. Рассматривание и анализ картин художников, изображающих улицы города с.84-85. Словарная работа над понятиями: перспектива, передний и задний план. Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов на улице. Самостоятельное выполнение рисунка (возможны элементы коллажа). Выставка и оценивание работ. Минимальный. Рассматривание и анализ картин художников, изображающих улицы города с.84-85. Рассказывание правил поведения пешеходов на улице, опираясь на видеоряд. Выполнение коллажа с помощью учителя. |
33 | 7 | Улицы города. Люди на улице города. Коллективная работа.с.84-85 | 2 | 14.05 | |
34 | 8 | «Краски лета. Венок из цветов и колосьев» - рисование акварелью по сухой бумаге.с.86-87 | 1 | 21.05 | | Достаточный. Рассматривание репродукций картин о лете, перечисление признаков лета. Узнавание и называние цветов, растущих летом с. 86-87. Анализ изображения венка из цветов по вопросам учителя. (цвет, форма, чередование) С. 87. Самостоятельное выполнение работы с частичной помощью учителя, товарища (использование шаблонов). Минимальный. Рассматривание репродукций картин о лете, перечисление признаков лета. Узнавание и называние цветов, растущих летом с. 86-87. Анализ изображения венка из цветов по вопросам учителя. (цвет, форма, чередование) С. 87. Выполнение работы с частичной помощью учителя по шаблонам. |
9