СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия «Психомоторика и развитие деятельности», 2 класс, вариант 6.3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ориентирована на использование учебников:

- О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». «ИД «Литера»,  Санкт-Петербург,  2011

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия «Психомоторика и развитие деятельности», 2 класс, вариант 6.3»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Пояснительная записка

Уровень развития ребенка определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на ребенка может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность.

В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Коррекционно-развивающие занятия» во 2 классе отводит 1 час в неделю: на дому с учителем – 0,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 0,5 часа в неделю. Всего 31 час в год

Данная программа ориентирована на использование учебников:

- О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». «ИД «Литера», Санкт-Петербург, 2011

Цель: стимулирование речевой и мыслительной деятельности у ребенка с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.

Основные задачи реализации содержания:

  • формирование интереса к предметному рукотворному миру

  • освоение простых действий с предметами и материалами;

  • умение следовать определенному порядку: алгоритму, расписанию при выполнении предметных действий.

Система коррекционно-развивающей работы включает следующие направления.

1. Развитие психических функций

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

2. Развитие двигательных функций

Развитие общей и мелкой моторики способствует формированию разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь – движения становятся точными, координированными.

В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей, речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

3. Развитие речевых способностей

Коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие понимания обращенной речи. Ребёнка с интеллектуальной недостаточностью зачастую нужно учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. С такими детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые произносятся. Нужно постоянно поддерживать у них внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению. Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь – сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.

Звукоподражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нужно поощрять ребёнка использовать взгляд, жесты, мимику, пантомимику, интонацию в общении, так как они являются важными помощниками в общении у детей с особыми потребностями. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Понимание средств невербального общения и овладение ими помогают детям с нарушением интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоёвывать друзей.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка: умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы; развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении – это очень важно для произношения звуков.


Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе

  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  • первоначальное осмысление социального окружения;

  • развитие самостоятельности;

  • овладение общепринятыми правилами поведения;

  • наличие интереса к практической деятельности.

Предметно-практическая деятельность:

  • формирование интереса к предметному рукотворному миру;

  • освоение простых действий с предметами и материалами;

  • умение следовать определенному порядку: алгоритму, расписанию при выполнении предметных действий.

Содержание предмета


Развитие психических функций


    1. «Продолжи ряд» - задание для тренировки чувства ритма (необходимого для выработки красивого подчерка)

    2. «Выполни штриховку» - задание для тренировки

    3. «Срисуй по клеточкам» - задание для тренировки зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве

    4. «Дорисуй половинку» - задание для различения лево и право, строить симметричный рисунок

    5. «Раскрась только…» - рисунки наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно

    6. «Составь слово из первых/последних звуков слов» - ребёнок не читает слово, определяет звуки на слух

    7. «Составь слово из первых/вторых/последних слогов слов» - ребёнок не читает слово, определяет звуки на слух

    8. «Назови четвёртое слово» -  рыба – рыбак, гриб – … (грибник)

    9.  «Назови все звуки по порядку» -  слова подобраны так, что все звуки произносятся так же, как пишутся

    10. «Звуковой разбор слов» - гласные согласные обозначаются красным цветом, твёрдые согласные – синим; мягкие согласные – зелёным. Мягкий знак звуком не является, а лишь обозначает качество предыдущего согласного

    11.  «Назови родственников слова выделенному слову» - ребенок должен объяснить значение каждого слова и определить, какое слово родственное, а какое нет: боровик – бор, боровой, забор, выбор, боровичок, Боровиков, бордовый


Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

  1. Застёгивание и расстёгивание молний, кнопок. Хорошая тренировка пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка.

  2. Работа с трафаретами, штриховка. Упражнения способствуют развитию мышц кисти и их координации, глазомера, формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

  3. Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

  4. Переборка косточек плодовых деревьев: насыпать на поддон косточки сливы, айвы, абрикоса, персика и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

  5. Игры с мозаикой.

Пальчиковая гимнастика

  1. Ладони – ребро – кулак выкладывать поочерёдно на стол

  2. Дождик – стучим одним пальчиком правой руки по ладони левой руки, стучим двумя пальчиками правой руки по ладони левой руки, стучим тремя пальчиками правой руки по ладони левой руки, стучим четырьмя пальчиками правой руки по ладони левой руки, хлопаем в ладоши. Затем меняем в зеркальном изображении – стучим пальчиком левой руки по ладони правой руки и т.д.

  3. Олени – руки скрещены над головой с растопыренными пальцами – напрягать, делая твёрдыми, как рога. Уронить на колени


Развитие речевых способностей

Понимание речи

Задание 1. Как цокает лошадка? (щёлканье языком)

Задание 2. Кто выше? (папа, мама – показ руками)

Задание 3. Играем на барабане. (имитация игры на барабане)

Задание 4. Как качают куклу? (укачивающие движения)

Задание 5. Что надевают на руки? (рукавички, варежки, перчатки)

Задание 6. Какой формы подушка? (круглой)

Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Открой воротца», «Блинчик», «Лошадка», «Фокус», «Индюк», «Иголочка», «Часики», «Песенка»

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, ребенок постепенно овладевает произношением звуков: а, у, о, и, ы, м, с, х, ш, л, р

Звукоподражание

Задание 1  Изменение силы голоса по подражанию.

Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («У-у-у», «А-а-а»).

Задание 3. Из крана льётся вода (с-с-с)

Задание 4. Накачаем насосом колесо (сь-сь-сь)

Задание 5. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, му, пи-пи)

Задание 6. Мышка шуршит (ш-ш-ш)

Задание 7. Покажи и назови. ( Заяц, лиса, коза, кот, петух)

Задание 8. Когда это бывает? (Приметы времен года)

Задание 9. Игра «Воробышки и автомобиль» (Произношение «6и-би...»)

Задание 10. Игра «Ау». (Ау, Оля, Ау, Аня)




Календарно-тематическое планирование

Тема


Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Индивиду-альное обучение на дому с учителем

Самостоятель-ное освоение программы предмета с родителями

Грибы


1

1

07.09


Овощи

1

1

14.09


Фрукты

1

1

21.09


Ягоды и заготовки

1

1

28.09


Осень. Деревья

1

1

05.10


Дикие животные

1

1

12.10


Дикие животные готовятся к зиме

1

1

19.10


Перелётные птицы

1

1

09.11


Зимующие птицы

1

1

16.11


Домашние животные

1

1

23.11


Домашние птицы


1

1

30.11


Зима. Зимняя одежда

1

1

07.12


Зимние забавы. Новый год

1

1

14.12


Части тела

1

1

21.12


Транспорт


1

1

11.01


Инструменты

1

1

18.01


Профессии. Строитель

1

1

25.01


Профессии. Повар


1

1

01.02


Труд людей зимой

1

1

08.02


Времена года

1

1

15.02


Защитники Отечества

1

1

22.02


Мамин день. Семья

1

1

01.03


Ранняя весна. Первоцветы

1

1

15.03


Электроприборы. Ателье


1

1

22.03


Весна в природе


1

1

05.04


Космос


1

1

12.04



Труд людей весной


1

1

19.04


Насекомые и пауки

1

1

26.04


Посуда. Продукты


1

1

10.05


Животные жарких стран

1

1

17.05


Город

1

1

24.05