СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по курсу Социально – бытовая ориентировка в 7классе для учащихся с ОВЗ (УО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. под ред. В.В.Воронковой. - М.,ВЛАДОС,2015.  Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по курсу Социально – бытовая ориентировка в 7классе для учащихся с ОВЗ (УО)»













Адаптированная рабочая программа

по курсу Социально – бытовая ориентировка

в 7классе

для учащихся с ОВЗ (УО)





Учитель: Кирсанова П. П.
















2020 -2021 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. под ред. В.В.Воронковой. - М.,ВЛАДОС,2015. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Нормативные акты и учебно-методические документы на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана и составлена на основе:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

2. Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288;

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015г.;

5. Учебный план на 2019-2020 учебный год;

6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7.Письмо департамента образования Ярославской области от 02.08.2016 № их.24-3707/16.

8. Положения раздела VIII Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 08.05.2019 № 233, 22.11.2019 № 632, 18.05.2020 №249)

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06. 2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

  3. Письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24 и Минпросвещения России № ГД-1192/03 от 12.08.2020 «Об организации работы общеобразовательных организаций»



Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Основные цели курса социально – бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

  1. Всестороннее формирование личности школьника;

  2. Становление и развитие процесса самопознания;

  3. Формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

  4. Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;

  5. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;

  6. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Практические работы –в зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • самостоятельность ответа;

  • умение переносить полученные знания на практику;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений


Календарно – тематическое планирование


Дата

урока

Тема урока

Цели урока

Словарь

Практическая работа


Вводное занятие – 1 час



1

Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.

Уточнить и обобщить правила по ТБ работы в кабинете СБО.

ТБ



Личная гигиена – 5 часов



2

Вводное занятие. Особенности личной гигиены в жизни подростка.

Формировать представления о значении правильного режима дня. Учить правилам личной гигиены девушки и юноши.

Личная гигиена.




3

Особенности ухода за кожей лица, волосами.

Учить правилам ухода за кожей лица, волос и уметь ухаживать за кожей лица и волосами.

Учить определять тип кожи и волос.

Тип волос. Тип кожи.




4

Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Практическая работа.

Учить подбирать мыло и шампунь с учетом состояния волос.


Мытье головы. Нанесение крема.



5

Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

Учить подбирать средства от перхоти и выпадения волос. Учить ими пользоваться.

Бальзам. Шампунь от перхоти.




6

Обобщение пройденной темы. Тестирование.

Обобщение зун по темам.


Тест.


Одежда и обувь – 10 часов



7

Значение продления срока службы одежды

Дать представление о значении продления срока служения одежды.





8

Виды штопки. Ремонт одежды: штопка. Практическая работа.

Учить видам штопки и умению ремонтировать одежду.

Штопка.

Практическая работа.



9

Наложение заплат.

Формировать умения ремонтировать одежду наложением заплат.

Заплата.




10

Наложение заплат. Практическая работа.

Повторить санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды.


Наложение заплат.



11

Использование бытовой техники при стирке белья из х\б тканей. Практическая работа.

Формировать представления о стиральных машинах. Учить правилам пользования моющими средствами. Устройство стиральной машины и правила пользования ею.

Машина: Автомат, полуавтомат, активаторного типа.

Стирка изделий из х\б тканей.



12

Стирка мелких изделий из белой х\б ткани вручную. Практическая работа.

Учить стирать мелкое белое бельё вручную.


Стирка вручную.



13

Правила и приемы глаженья белья, брюк, спортивной одежды.

Познакомить с особенностями глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец. Уметь гладить одежду и бельё


Утюжка белья.



14

Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.

Познакомить с назначением прачечной, видами услуг, способами сдачи вещей в прачечную.

Прачечная. Центрифуга. Сушилка.




15

Экскурсия в школьную прачечную.

Познакомить с правилами пользования прачечной.

Прачка.

Экскурсия.



16

Обобщение пройденной темы

Обобщение зун по темам.


Тестирование.


Питание – 10 часов



17

Виды питания.

Познакомить с видами питания, их

особенностями.





18

Значение первых, вторых блюд.

Дать понятие значения первых и вторых блюд.

Первое блюдо. Второе блюдо.




19

Приготовление первых и вторых блюд из овощей, рыбных и мясных блюд.

Формировать представление о способах обработки овощных, мясных, рыбных продуктов. Последовательность приготовления блюд. Учить готовить обед.





20

Приготовление щей из свежей капусты. Практическая работа.

Учить готовить первое блюдо по рецепту из доступных продуктов.

Щи

Приготовление щей.



21

Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.

Закрепить знания правил безопасности при использовании механических и электробытовых приборов.

Учить пользоваться: мясорубкой, теркой, миксером. Научить пользоваться электроплитой.

Мясорубка. Терка. Миксер.




22

Пользование мясорубкой.

Практическая работа.

Практически закрепить умение детей пользоваться мясорубкой.


Пользование мясорубкой.



23

Сервировка стола к обеду. Практическая работа.

Учить сервировать стол к обеду.


Сервировка.



24

Составление меню к обеду.

Учить составлять меню к обеду.

Меню.

Составление меню.



25

Приготовление киселя. Практическая работа.

Учить детей по технологической карте готовить кисель.

Кисель.

Приготовление киселя.



26

Обобщение пройденной темы.

Обобщение зун по темам.


Тестирование.


Семья – 4 часа



27

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание.

Знакомить с правилами по уходу за младшими детьми. Учить одевать первоклассников на прогулку.

Умывание. Одевание. причесывание.




28

Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома.

Учить помогать младшим детям прибрать игрушки.





29

Разучивание тихих и подвижных игр.

Расширить знания о тихих и подвижных играх.

Тихие игры. Подвижные игры.




30

Проведение игр с младшими школьниками. Практическая работа.

Научить разучивать с первоклассниками тихие и подвижные игры. Объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними.


Игры с младшими.


Транспорт – 2 часа.



31

Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.

Иметь представление о назначении вокзалов и основных служб (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожидания, комната матери и ребенка, буфет, ресторан). Знать функции железнодорожного транспорта.

Вокзал. Справочная служба. Расписание.




32

Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проездов до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камер хранения багажа. Порядок сдачи и получения.

Иметь представление о приобретении железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону). Знать виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Знать примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния.

Вагоны: общий, плацкартный, купейный.



Культура поведения – 6 часов



33

Правила приема приглашения в гости и формы отказа.

Формировать правила поведения при встрече. Знать формы отказа.

Приглашение. Отказ.




34

Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.

Учить выбирать подарки. Выбирать подходящую одежду для визита в гости.

Визит. Гости. Подарки.




35

Подарки. Изготовление несложных сувениров. Практическая работа.

Учить выбирать подарки и правильно их дарить. Уметь изготовить подарок своими руками.

Сувенир.

Изготовление сувениров.



36

Подарки. Изготовление несложных

Учить выбирать подарки и правильно их дарить. Уметь


Продолжение изготовления сувениров.




сувениров. Практическая работа.

изготовить подарок своими руками.





37

Сюжетная игра «В гости…».

Учить дарить подарки, культурно вести себя в гостях


Игра.



38

Обобщение пройденной темы. Тестирование.

Обобщить зун по темам.


Тестирование.


Жилище – 8 часов



39

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

Сформировать представление о последовательности проведения регулярной и сезонной уборки. Учить убирать жилые помещения.

Регулярная уборка. Сезонная уборка.




40

Практическая работа. Сухая и влажная уборка помещения.

Учить применять на практике знания по уборке помещения.


Сухая и влажная уборка.



41

Подготовка квартиры и дома к зиме, лету.

Учить способам ухода за окнами и периодичность, утеплять окна.

Утеплитель.




42

Практическая работа. Пользование пылесосом и уход за ним.

Выявить умения пользования пылесосом и навыки ухаживания за ним. Соблюдение правил безопасности.


Пользование пылесосом.



43

Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

Учить обрабатывать помещения. Соблюдать меры осторожной работы с обрабатывающими материалами.

Хлорка. Доместос Мыльный раствор.




44

Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер).

Учить ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства.





45

Практическая работа. Мытье полов.

Учить пользоваться средствами для мытья полов.





46

Обобщение пройденной темы. Тестирование.

Обобщение зун по темам.


Тестирование.


Торговля – 4 часа



47

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение.

Расширить представления детей о назначение универмага и универсама, их отличие. Учить отличать сельмаг от сельпо.

Сельмаг. Сельпо.




48

Экскурсия в магазин. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.

Познакомить с отделами магазина. Дать представление о стоимости мебели, ковра, телевизора и др.

Стоимость.

Экскурсия.



49

Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды и обуви, головного убора, оплата в кассе, получение чека или его копии.

Формировать умение найти нужный товар. Учить приобретать товар с учетом необходимости.





50

Обобщение пройденной темы. Тестирование.



Тестирование.


Средства связи – 5 часов



51

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

Формировать представление о видах бандеролей, перечень предметов, посылаемых бандеролью.

Бандероль. Простая. Ценная. Упаковка.




52

Практическая работа. Заполнение бланков на отправку

бандероли. Упаковка бандероли.

Выявить практические умения заполнения бланков. Умения упаковывать бандероли


Заполнение бланков и упаковка бандероли.



53

Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.

Формировать знания о посылке, перечне предметов посылаемых посылкой. Познакомить с максимально допустимым весом.

Посылка.



54

Практическая работа. Заполнение бланков на отправку посылки. Упаковка посылки.

Выявить практические умения заполнения бланков на отправку посылки.


Заполнение бланков и упаковка посылки.


55

Обобщение пройденной темы. Тестирование.

Обобщить зун по темам.



Учреждения, организации и предприятия – 8 часов


56

МТМ. Значение для жителей.

Познакомить с местонахождением МТМ, с названием цехов, профессиями.

МТМ, слесарь, токарь, зав. МТМ.



57

Экскурсия на МТМ.

Закрепление зун полученных на теоретическом занятии


Экскурсия.


58

Центральная котельная.

Формировать представление о работе котельной.

Котельная, кочегар.



59

Экскурсия в котельную.

Учить обращаться с вопросами к работникам котельной.


Экскурсия в котельную.


60

Гараж. Значение для жителей села.


Знать о работе гаража.

Гараж, завгар, механик.









61

Экскурсия в гараж.

Знать местонахождение гаража, время работы, основные функции.


Экскурсия в гараж.


62

Сушилка. Назначение. Экскурсия.

Формировать знания детей о работе сушилки.

Сушилка.

Экскурсия.


63

Обобщающий урок.

Обобщить зун по темам.


Тестирование.

Медицинская помощь – 5 часов



64

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран, при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).

Расширить знания детей о видах доврачебной помощи, правила обработки ран.

Порез, ссадина, ушиб.



65

Лекарственные растения в домашней аптечке.

Учить пользоваться лекарственными растениями.

Лекарственные растения.



66

Первая медицинская помощь при травмах: вывихи, перелом.

Учить применять на практике меры по предупреждению переломов.

Перелом, вывих



67

Первая медицинская помощь при травмах: наложение повязки на раны.

Формировать умения по правилам обработки раны и наложение повязки. учить налаживать повязки и временные шины.

Повязка



68

Обобщение пройденной темы. Тестирование.

Обобщить зун по темам.



























Требования к уровню подготовки обучающихся


Личная гигиена

учащиеся должны знать:

- правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических салфеток, правила ухода за кожей лица и волосами.

учащиеся должны уметь:

- определить тип кожи и волос, подбирать мыло и шампунь, правильно ухаживать за лицом и волосами.

Одежда и обувь

учащиеся должны знать:

- особенности стирки цветного и белого белья, устройство стиральной машины и правила пользования ею, санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при ремонте одежды, последовательность глажения одежды из различных тканей, назначение прачечной.

учащиеся должны уметь:

- накладывать заплаты, стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить одежду и белье.

Питание

учащиеся должны знать:

- виды питания и их особенности, значение первых, вторых блюд, правила безопасности работы с электроприборами.

учащиеся должны уметь:

- пользоваться механическими и электробытовыми приборами, приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, составить меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Семья

учащиеся должны знать:

- правила ухода за младшими детьми, различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.

учащиеся должны уметь:

- ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать младшим при уборке игрушек, рассказывать им сказки, петь с ними детские песни.

Культура поведения

учащиеся должны знать:

- правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении подарков.

учащиеся должны уметь:

- культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.

Жилище

учащиеся должны знать:

- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон, способы утепление окон, правила ухода за мебелью.

учащиеся должны уметь:

- убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла, утеплять окна, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, топить печку.

расставлять мебель в квартире (на макете), подбирать детали интерьера.

Транспорт

учащиеся должны знать:

- функции железнодорожного транспорта, тип пассажирского вагона, примерную стоимость билетов, службы ж\д вокзала.

учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании, приобретать ж\д билеты, обращаться за справкой, ознакомиться с правилами пользования ж\д транспортом, выполнять правила безопасности во время посадки в ж\д транспорте.

Торговля

учащиеся должны знать:

- назначение универсама и универмага, различия между ними, за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам.

учащиеся должны уметь:

- найти нужные товара в отделах универсама и универмага.

Средства связи

учащиеся должны знать:

- перечень предметов, посылаемых бандеролью, в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды и способы упаковок, виды почтовых отправлений.

учащиеся должны уметь:

- заполнить бланк на отправку бандероли, посылки, составить опись, упаковать бандероль, посылку.

Медицинская помощь

учащиеся должны знать:

- меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила обработки раны и наложение повязки, правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах.

учащиеся должны уметь:

- использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.














Учебно -методический комплекс


1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. под ред. В.В.Воронковой. - М.,ВЛАДОС,2015

2. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», Г.И.Ц. «Владос», Москва, 2013 г.

3. О.В. Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе: Как быть здоровым». Волгоград, 2007 г.

4. Н.М. Волчек «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Минск, 1999 г.

5. В.В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». Пособие для учителей. Москва, 1994 г.

6. В.В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников спец. (корр.) общеобразовательного учреждения 8 вида»,

7. О.И. Кияткина « Как себя вести» , Москва, 1983 г. 7. Е.Н. Дубровская «Игровые классные часы 5 – 9 класс». Москва, 2007 г. 8. М.А. Замотина «Особенности национального застолья», 2000 г.

8. Н.И. Иванов «Пособие для продавца». Москва, 1979 г.

9. В. Иванова «Этикет для девочек», 2006 г.

10. А.И. Ицкова «Наш быт глазами врача». Москва, 1991 г.

11. Г.Б. Картушина «Домоводство». Учебное пособие для учащихся вспомогательной школы. Москва, 1966 г.

12. Б.А. Куган «Сборник дидактических игр», Курган, 1995 г.

13. О.И. Кияткина «Этикет и сервировка стола», 2002 г.

14. А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко «Обслуживающий труд» 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс. Москва, 1983 г.

15. М.Д. Маковер «Уход за жилищем и домашними вещами». Москва, 1969 г.

16. А.Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». Москва, 2002 г.

17. В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс. Москва, 2001 г.

18. М.И. Сахарова «Тесто в будни и праздники вместе с детьми», 2002 г.

19. В. Фадеева «Азбука домашнего хозяйства для девочек», 2000 г.

20. Н.А. Цимболенко «Азбука быта и поведения». Челябинск, 1988 г.

21. И. Черепанова «Домашний калейдоскоп», 1991 г.

22. С. Чернышева «500 полезных советов по дому», 1991 г.

23 А.М. Щербакова «Новая модель обучения в спец.(корр.) общеобразовательных учреждениях 8 вида, Новые учебные программы и методические материалы», НЦ ЭНАС, 2002 г.

24. Журнал «Дефектология», №2, 1993 г., № 3, 1992 г.

25. Слайд - презентации на электронных носителях (разработки уроков).

26. Программы специальной (корр.) образовательной школы 8 вида 5 – 9 класс, Москва, 2001 год.