СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир профессии»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир профессии»»





.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир профессии» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Цель курса – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи:

  • формирование положительного отношения к труду и людям труда;

  • развитие интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;

  • содействие приобретения обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.


На изучение курса отводится 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В соответствии с календарным графиком и расписанием занятий количество часов фактически составляет 34 часа. Выполнение программы в полном объеме будет обеспечено за счет объединения тем. Урок №28(Угадай профессии), №29 (Угадай профессии). Урок №34 (Путешествие в мир профессий), №35(Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год)

Общая характеристика программы

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у ребенка младшего школьного возраста ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, пожарного, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном духовно-нравственного воспитания  ребёнка.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности младшему школьнику еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника той или иной профессии.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому, очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Содержание и структура программы  определяется возрастными особенностями младших школьников.  Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия построены таким образом, что учащимся предоставляется  возможность тренировать различные виды своих способностей. На данном кружке игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом. Занятия  проводятся в различной форме: беседы, ролевые игры, викторины, конкурсы с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.   Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Примерная структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

  • что я знаю об этой профессии;

  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.

  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

  2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).





Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.


Формирование базовых учебных действий


Регулятивные :

- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Коммуникативные :

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- предлагать помощь и сотрудничество;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные :

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).



Содержание курса

Формы и методы поведения внеурочной деятельности:

- самоуправление;

- конкурсы, викторины;

- познавательные чтения;

- театрализованные представления;

- проектная работа.

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, дискуссия - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

Практические методы: экскурсии по городу, изготовление рисунков, фото, проекты. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Мини – проект. Оформление фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, презентации, викторины, дискуссии, экскурсии, беседы.

«Человек – природа»

Мы – часть природы. Знакомство с растительным и животным миром. Знакомство с профессией архитектора. Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать Знакомство с профессией - флорист. Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность. Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф.

«Человек – человек»

Профессия – портной. Смежные профессии: конструктор-модельер оператор швейного оборудования. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье. Профессии продавец, кассир, товаровед. Кто оберегает наше здоровье? Профессия врач. Профессия фармацевт. Кто ведет нас по дороге знаний? Профессия учитель. Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг и т.д. Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам».

«Человек – техника»

Что такое техника? Знакомство со строительными профессиями. Профессия конструктор, архитектор. Ведение понятий конструкция, скульптура. Профессия водитель, шофер, вагоновожатый, кондуктор. Знакомство с промышленными профессиями: металлург, сварщик, токарь, нефтяник и т.д. Профессия железнодорожник. Транспорт, который используется для перевозки пассажиров и различных грузов по рельсовым путям. Профессии авиации: диспетчер, радист, пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Профессии матрос, судоводитель, капитан дальнего плавания. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство.

Человек – художественный образ

Что такое искусство? Знакомство с жизнью замечательных людей города. Знакомство с достопримечательностями города. Знакомство с профессиями археолог, фотограф, экскурсовод, журналист, корреспондент, репортер. Профессия космонавт. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ.

Календарно-тематическое планирование

(2 класс-34 часа)

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. «Человек – природа» (9 ч)

1

01.09

Вводное занятие.

Мы – часть природы.

1

2

08.09

Мы – строители будущего!

1

3

15.09

Какие бывают профессии

1

4

22.09

Кто такой дизайнер

1

5

29.09

Профессия флорист

1

6

06.10

Беречь природу – это важно!

1

7, 8

13.10

20.10

Редкие профессии

2

9

27.10

Забытые профессии

1

Раздел 2. «Человек – человек» (9 ч)

10

10.11

Оденем куклу на работу, едем на работу

1

11

17.11

Мы идем в магазин

1

12

24.11

Аптека

1

13

01.12

Моя мама врач

1

14

08.12

Профессия повар

1

15

15.12

Домашний помощник

1

16

22.12

Парикмахерская

1

17

12.01

Кулинарный поединок

1

18

19.01

Работники издательств и типографии

1


Раздел 3. «Человек – техника» (8 ч)

19

26.01

Веселые мастерские

1

20

02.02

По дороге идут машины. ПДД

1

21

09.02

Строительные специальности

1

22

16.02

По морям, по волнам

1

23

02.03

Знакомство с промышленными профессиями

1

24

09.03

Куда уходят поезда

1

25

16.03

Профессия летчик

1

26

06.04

Истоки трудолюбия

1

Раздел 4. «Человек – художественный образ» (8 ч)

27

13.04

Откуда сахар пришел

1

28

20.04

Угадай профессии

1

29

27.04

«Здравствуйте, инопланетяне!»

1

30

04.05

Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй

1

31

11.05

Путешествие на стройку

1

32

18.05

Мои земляки в мире творческих профессий

1

33

25.05

Путешествие в мир профессий

1








Список литературы:

1. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008г.

             2.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.

            3.Энциклопедия «Мир профессий».   –М.: Изд. «Знание»2005.

            4.Энциклопедия «Я познаю мир».  –М.: Изд. Дрофа, 2007.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!