СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературе в 8 классе для обучающихся индивидуально на дому

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья  (ЗПР)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературе в 8 классе для обучающихся индивидуально на дому»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся индивидуально 8 класса с ОВЗ (ЗПР) составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,1

- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, 2

- Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации»;

- Письма Минобрнауки России «О списках рекомендуемых произведений»3;

- авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Программа курса «Литература». 5-9 классы4;

- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального образовательного учреждения МОУ Ишненская СОШ (с изменениями и дополнениями);

- в соответствии с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019/2020 учебном году»5

и ориентирована на использование учебника «Литература» 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений6.

Преподавание ведется по учебнику-хрестоматии (в двух частях) для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г.С.).7

Программа рассчитана на 68 часов, но так как в учебном плане для учащихся 8 класса, обучающихся индивидуально на дому по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, отводится всего 34 часа (1 час в неделю), то в рабочей программе сокращен материал во всех темах.


Цели обучения для обучающихся индивидуально с ОВЗ (ЗПР) те же, что и для обучающихся массовой общеобразовательной школы:

1) дать учащимся представление о роли языка в художественной литературе, о его богатстве и выразительности;

2) обеспечить усвоение определенного круга знания;

3) формирование умения применять эти знания на практике;

4) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический срой речи;

5) способствовать усвоению норм литературного языка, совершенствованию умений и навыков владения устной и письменной речью;

6) формировать умение составлять тексты разных жанров и стилей.


Виды коррекционной деятельности на уроке:

  • Увеличение времени на выполнение работы

  • Составление плата ответа

  • Использование наглядных пособий при ответе

  • Стимуляция ответов со стороны учащихся

  • Деление заданий на дозы

  • Рациональная система заданий

  • Проговаривание, комментирование, систематическое повторение материала

  • Использование карточек-консультаций, алгоритмов ответов, схем, опор и т.д.

  • Согласование объёма домашнего задания


Рабочая программа для 8 класса содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Обучающиеся 8 класса научатся:


Обучающиеся 8 класса получат возможность научиться:

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне); вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (своем уровне).

  • воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей;

  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные культурные традиции;

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;

  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;

анализировать произведение в связи с основными лите­ратурно-критическими работами.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Введение (1 ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (1 ч.)

Исторические песни VI-VII века. «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», "Разин и девка-астраханка", "Солдаты освобождают Смоленск". Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Из древнерусской литературы (1 ч.)

«Житие Сергия Радонежского».  Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагменты). «Слово о погибели Русской земли». «Житие Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Из литературы ХVIII века (2 ч.).

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Из литературы ХIХ века (14 ч.)

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

Краткие сведения о поэтах (обзор). Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств, Художественное богатство произведений.

В.А. Жуковский. «Невыразимое».

«Лесной царь», «Море», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

А.А. Фет

Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты…»

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Из русской литературы XX века (11 ч.)

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Песня о Соколе». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

В.В.Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть. Основные мотивы. Художественная идея.

Б.Л. Пастернак

Урок 1. Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова...», «Шекспир»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения

Н.А.Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.

А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Судьба страны в поэзии XX века

Урок-концерт «Музы не молчали». М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб» Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов поэтических произведений. B.C. Высоцкий. «Я не люблю», «Кони привередливые» и др.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения. Развитие речи: выразительное чтение.

В.П.Астафьев

Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

А.Т.Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Из зарубежной литературы (4 ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик»

Дж.Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум».

Стихи «наполеоновского» цикла. Дж. Г. Байрон в России.
























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Разделы и темы

Всего часов

Из них

Примеча-ние

Разви-тие речи

Внеклас-сное чтение

1

Введение

1




1

Урок 1. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история





2

Из устного народного творчества

1




2

Урок 1. Исторические песни VI-VII века. «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», "Разин и девка-астраханка", "Солдаты освобождают Смоленск". Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.





3

Из древнерусской литературы

1




3

Урок 1. Из древнерусской литературы (1 ч.)

«Житие Сергия Радонежского».  Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагменты). «Слово о погибели Русской земли». «Житие Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы, основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.






4

Из литературы XVIII века

2




4

Г.Р. Державин

Урок 1. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.

«Памятник», «Вельможа». Служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворения. Тема поэта и поэзии

1



Чтение стихотворе-ния наизусть

5

Н.М. Карамзин

Урок 1 . Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

«Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Жанр сентиментальной повести.

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

1




5

Из литературы XIX века

14

2



6

Урок 1. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

Краткие сведения о поэтах (обзор). Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств, Художественное богатство произведений.

В.А. Жуковский. «Невыразимое».

«Лесной царь», «Море», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

1




7

А.С. Пушкин

Урок 1. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Жанр послания: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

4



Чтение стихотворе-ния наизусть

8

Урок 2. «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору)





9

Урок 3. «Капитанская дочка»: проблематика, система образов повести





10

Урок 4. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по творчеству А.С. Пушкина





Рр





Домашнее сочинение-рассужде-ние

11

М.Ю. Лермонтов

Урок 1. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы

2




12

Урок 2. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри»





Рр


Чтение отрывка наизусть.

Домашнее сочинение

13

Н.В. Гоголь

Урок 1 Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с героями. Чтение 1 действия в лицах или просмотр кинофильма

2




14

Урок 2. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения




Домашнее сочинение

по комедии Н.В. Гоголя

15

И.С. Тургенев

Урок 1. Страницы биографии. Произведения писателя о любви: «Ася». Образ «тургеневской» девушки: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини

1




16

Н.А. Некрасов

Урок 1 Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

«Внимая ужасам войны…»

«Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини

1



Чтение стихотворе-ния наизусть

17

А.А. Фет

Урок 1. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты…»

1



Чтение стихотворе-ния наизусть

18

А.Н. Островский

Урок 1. Краткие сведения о писателе. Драма «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Образ Снегурочки.

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей

1




19

Л.Н. Толстой

Урок 1. Основные вехи биографии писателя. "После бала". Жизненные источники рассказа. Основные мотивы рассказа.

Обличительная сила рассказа "После бала". Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Приемы создания образов

1




6

Из литературы XX века

11

1

1


20

М. Горький

Урок 1. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в «Песне о Соколе», рассказе «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни. Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

1




21

В.В. Маяковский

Урок 1. О поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям»

1




22

Урок 1. Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

М.М. Зощенко

Большие проблемы «маленьких людей». «Счастливый случай». «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов.

1




23

Д.Б. Кедрин

Урок 1. Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть. Основные мотивы. Художественная идея.

1




24

Б.Л. Пастернак

Урок 1. Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова...», «Шекспир»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения

1




25

Н.А. Заболоцкий

Урок 1. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н.Заболоцкого 50-60-х годов. «Некрасивая девочка». Подготовка к домашнему сочинению

1





Рр


Домашнее сочинение-рассуждение «Что есть красота?..»

26

А. Грин

Урок 1. Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения

1




27

Судьба страны в поэзии XX века

Урок 1. Урок-концерт «Музы не молчали». М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб» Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов поэтических произведений. B.C. Высоцкий. «Я не люблю»

1


УВЧ

Чтение стихотворе-ния наизусть


28

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история: «Фотография, на которой меня нет». Проблема памяти, отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1




29

А.Т. Твардовский.

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии «За далью – даль» (главы из поэмы). Образ России, автора. Художественное своеобразие глав.

1




30

В.Г. Распутин

Урок 1. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования

1



Домашнее

сочинение-рассуждение «Хорошие люди рядом с нами»

7

Из зарубежной литературы

4




31

У. Шекспир

Урок 1. Слово об английском драматурге. «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира «Ромео и Джульетта». Сила чувств юных героев. Основные признаки жанра трагедии.

Сценическая история пьесы «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

1



Чтение сонета наизусть

32

М. Сервантес

Урок 1. Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство

1




33

Э.Т.А. Гофман

Урок 1. Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик»

1




34

Дж.Г. Байрон

Урок 1. Краткие сведения о поэте. «Властитель дум».

Стихи «наполеоновского» цикла. Дж. Г. Байрон в России.

1






Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...».

В.В. Маяковский. Стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение (по выбору).


СПИСОК КНИГ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ


Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев»: «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении).

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

В.А. Жуковский. «Кубок».

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».

А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...».

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо».

Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...».

A. Грин. «Бегущая по волнам», «Алые паруса».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

B. Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

И.Б. Кедрин «Зодчие».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».








1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020);

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р;

3 Письмо… от 14.04.2016 г. № 08–709

4 М, Русское слово, 2014

5 Составитель: Лукьянчикова Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО

6 В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016.


7 М., «Русское слово», 2008


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!