СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературе для детей с РАС 1 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по литературе для детей с РАС 1 класс по учебнику Л.Ф. Климановой

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературе для детей с РАС 1 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП НОО МБОУ «Бичурга – Баишевская СОШ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурга – Баишевская средняя общеобразовательная школа»

Шемуршинского района Чувашской Республики

 

 

 

РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

Протокол от «__» __ 2020 г.

№ __

 

ОЗНАКОМЛЕН:

Родитель ________

Ишмуллина Э. В.

 

 УТВЕРЖДАЮ:

 Директор

МБОУ «Бичурга –Баишевская СОШ»

_____________ /Можаева Э.С./

  Приказ   от «___» _____   2020 г. №____

     


 




 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

для обучающегося 1 класса с РАС

Срок реализации –1 год




 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Составитель: Уркина Наталия Васильевна, учитель  начальных классов






Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии:

-с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе:

  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант8.2 для детей с РАС)

  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  3. Примерных программ начального образования и авторской   программы  «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»

  4. Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» для обучающихся с РАС.


Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является закрепление у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с РАС. Это связано с недостатками фонематического восприятия, неполным пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью словаря, трудностями порождения связного высказывания.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения

(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, корригировать недостатки эмоционального, познавательного, личностного развития;

  • развивать художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ребенка;

  • преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;

  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.


В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;

  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;

  • научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;

  • учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;

  • расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;

  • совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в системе образования младшего школьника с РАС. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям.

Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, связанные с разными причинами. У детей с РАС, пришедших в 1 класс, часто отмечаются недостатки техники чтения, могут быть и трудности понимания прочитанного.

При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с РАС освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. В результате освоения предметного содержания учебного предмета «Литературное чтение» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывание исходя из содержания литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.

На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. С помощью учителя первоклассники с РАС учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в тексте незнакомых слов и выражений. Вышеперечисленное обеспечивает результативность обучения по другим предметам, а также способствует формированию сферы жизненной компетенции и преодолению недостатков познавательной деятельности.

Для обучающихся с РАС рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в 1 классе для обучающихся по варианту 8.2 в качестве учебника по литературному чтению используется «Литературное чтение»
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.


Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с РАС.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала других учебных предметов. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках по предмету «Окружающий мир».

Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической (мыслительной) деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с РАС совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с РАС.

Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Литературное чтение» заключается в создании условий для овладения школьно-значимыми умениями и способами деятельности, формирования универсальных учебных действий, преодоления недостатков регуляции. Дети учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 33 ч (1 ч в неделю)


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по перечисленным ниже параметрам.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного, беглого, выразительного чтения;

  • понимание содержания прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умения сопереживать героям;

  • выражение собственного отношения к содержанию прочитанного.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;

  • планирование самостоятельного высказывания;

  • грамотное оформление собственного высказывания с помощью языковых средств.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;

  • овладение элементарными приемами анализа прочитанного;

  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

  • формирование потребности в систематическом чтении.


Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).


Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

  • умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

  • умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:


  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  7. формирование потребности в систематическом чтении;

  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Виды речевой и читательской деятельности


Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.

Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с РАС.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛ.

автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская

(33часа)

п/п

Тема раздела

Тема урока



Количество часов

Жили-были буквы (5ч)


В. Данько

«Загадочные буквы»

1


И Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

1


С. Черный «Живая азбука».

Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»

1


Г. Сапгир

«Про Мед ведя».

М Бородицкая

«Разговор с пчелой».И. Гамазкова

«Кто как кричит?»

1


И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Урок-обобщение «Жили-были буквы»

1

Сказки, загадки, небылицы (5ч)

Е. Чарушин

«Теремок»

Русская народная сказка «Рукавичка»

1


Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

1


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Русская народная сказка «Петух и собака»



1


К.Ушинский «Гусь и Журавль»

Л.Толстой «Зайцы и лягушки».


1


Урок обобщения. Разноцветные страницы. Викторина по сказкам.

Оценка своих достижений.

1

Апрель, апрель. 3венит капель! (5ч)

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Плещеев «Травка зеленеет..»


1


А.Майков «Весна»

Т Белозёров «Подснежники»

1


С.Маршак «Апрель»

И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».

1


Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки»

1


Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.

Обобщение по теме.

Проект «Составляем сборник загадок»

Оценка своих достижений.

1

И в шутку и всерьёз (6 ч)

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «Ррры».

1


Н.Артюхова

«Саша-дразнилка» К.Чуковский Федотка»

1


О.Дриз «Привет»

Стук»И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1


К.Чуковский «Телефон»


1


М. Пляцковский «Помощник».

1


Из старинных книг. К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?», 1«Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

Обобщающий рок. Оценка своих достижений.

1

Я и мои друзья (7 ч)

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

1


В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

1


В.Берестов «В магазине игрушек»

И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В Орлов «Если дружбой…»

1


Я.Аким «Моя родня»

1


С.Маршак «Хороший день»

1


По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу»

1


Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

Разноцветные страницы.

1

О братьях наших меньших (5ч)

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

1


В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

1


М Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г.Сапгир «Кошка»

В.Берестов «Лягушата»

1


В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж»

Н.Сладков «Лисица и ёж»

1


Из старинных книг.

С.Аскаков «Гнездо»

Обобщающий урок. Разноцветные страницы.

Оценка своих достижений.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется

Литература для ученика

Климанова Л.Ф.Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.А. Горецкий, М.В. Голованова.

Литература для учителя:

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1- 5 изд., переработанное. - М.: Просвещение, 2011г.

2.Климанова, Л. Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина // Сборник рабо­чих программ «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.


3. Литературное чтение. 1 класс : система уроков по учебнику Л. Ф. Климановой Л64 и др. / сост. Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель, 2013. - 175 с.



Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособ­лений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособ­лений для крепления картинок;

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран;

- компьютер;

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с програм­мой обучения;

- видеофильмы, соответствующие темати­ке программы по литературному чтению;

- мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)1, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Оборудование класса:

- ученические двухместные сто­лы с комплектом стульев;

- стол учи­тельский с тумбой;

- шкафы для хране­ния учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.;

- настенная доска для вывешивания иллюстративного ма­териала;

- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений.

В конце 1 класса обучающийся:

  • выделяет последовательность звуков и слогов в словах;

  • владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

  • владеет элементами выразительного чтения;

  • понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;

  • использует формы речевого этикета;

  • узнает произведения устного народного творчества и детской литературы;

  • создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений;

  • проявляет интерес к книгам и чтению;

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения литературным чтением как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.




1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!