2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа №2 имени Жданова Алексея Кузьмича»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов ____________ Т.Н. Малыч Протокол №4 от 29.08.2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Ю.Е.Белоцерковская Протокол №19 от 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по школе №273 от 30.08.2024 г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра
(Вариант 8.2) 1-А класса
Кравчука Давида,Спесивцевой Валерии
пгт. Черноморское – 2024 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно - детей с расстройствами аутистического спектра, и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2 (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ, авторской программы по литературному чтению в соответствии с:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г,), с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241,от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. №1643, от 18.05.2015 г. №507, от 31.12.2015 №1576;Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);учебным планом МБОУ «Черноморская средняя школа №2 имени Жданова А.К. » на 2024/2025 уч.г. Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является закрепление у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с РАС. Это связано с недостатками фонематического восприятия, неполным пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью словаря, трудностями порождения связного высказывания.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО обучающихся с РАС особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, корригировать недостатки эмоционального, познавательного, личностного развития;
развивать художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
формировать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;
научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;
расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;
совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане. В учебном плане согласно АООП НОО (вариант 8.2) для обучающихся с РАС продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели при пятидневной учебной неделе. В 1 классе на изучение литературного чтения выделяется 132 часа (4 часа в неделю).
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в системе образования младшего школьника с РАС. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям.
Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, связанные с разными причинами. У детей с РАС, пришедших в 1 класс, часто отмечаются недостатки техники чтения, могут быть и трудности понимания прочитанного.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с РАС освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. В результате освоения предметного содержания учебного предмета «Литературное чтение» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывание исходя из содержания литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.
На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. С помощью учителя первоклассники с РАС учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в тексте незнакомых слов и выражений. Выше перечисленное обеспечивает результативность обучения по другим предметам, а также способствует формированию сферы жизненной компетенции и преодолению недостатков познавательной деятельности.
Для обучающихся с РАС рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в 1 классе для обучающихся по варианту 8.2 в качестве учебника по литературному чтению используется «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с РАС.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала других учебных предметов. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках по предмету «Литературное чтение».
Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической (мыслительной) деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с РАС совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с РАС.
Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Литературное чтение» заключается в создании условий для овладения школьно-значимыми умениями и способами деятельности, формирования универсальных учебных действий, преодоления недостатков регуляции. Дети учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по перечисленным ниже параметрам.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
овладение навыком плавного, беглого, выразительного чтения;
понимание содержания прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
развитие умения сопереживать героям;
выражение собственного отношения к содержанию прочитанного.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
осознание цели речевого высказывания;
планирование самостоятельного высказывания;
грамотное оформление собственного высказывания с помощью языковых средств.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;
овладение элементарными приемами анализа прочитанного;
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
формирование потребности в систематическом чтении.
Личностные результаты освоения программы для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
кодировать и перекодировать информацию;
осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
-формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Библиографическая культура. Книга учебная. Элементы книги: обложка, иллюстрации.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Говорение (культура речевого общения). Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности, пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Круг детского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Сказки.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям; устное словесное рисование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения можно определенным образом оценить успешность их достижения. В конце 1 класса обучающийся:
знает произведения устного народного творчества и детской литературы;
отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;
читает вслух сознательно, правильно, целыми словами, соблюдая паузы и интонации;
находит в тексте предложения, подтверждающие высказывание;
пересказывает небольшой доступный текст;
использует формы речевого этикета;
составляет устное высказывание по содержанию прочитанного, на основе личного опыта, по результатам наблюдения;
самостоятельно знакомится с детской книгой, читает ее под наблюдением учителя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Обучение грамоте |
1.1 | Развитие речи | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
1.2 | Фонетика | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
1.3 | Чтение | 72 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
Итого по разделу | 80 | |
Раздел 2. Систематический курс |
2.1 | Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.2 | Произведения о детях и для детей | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.3 | Произведения о родной природе | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.4 | Устное народное творчество — малые фольклорные жанры | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.5 | Произведения о братьях наших меньших | 7 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.6 | Произведения о маме | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.7 | Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2.8 | Библиографическая культура (работа с детской книгой) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
Итого по разделу | 40 | |
Резервное время | 12 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях; 16-е издание, переработанное, 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сайты издательств:
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru
Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательство «Бином») https://lbz.ru/metodist/authors/zankov/
Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru
Издательство «Русское слово» https://русское-слово.рф
Российский учебник rosuchebnik.ru
Сайт «Учительской газеты» https://ug.ru.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru
Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru
Единое содержание общего образования (внеурочная деятельность) https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
Начальная школа https://n-shkola.ru
Международное сообщество педагогов «Я – учитель» https://ya-uchitel.ru
Обучающие сетевые олимпиады http://www.oso.rcsz.ru
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru
Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school
Я ученик https://ja-uchenik.ru/detjam/
Я Родитель: https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/lessons/
Федеральные информационно-образовательные порталы:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование http://www.edu.ru
Российский портал открытого образования https://openedu.ru
Современный учительский портал https://easyen.ru
Учительский портал https://www.uchportal.ru/dir/5