СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике»

Адаптированная рабочая программа по Математике 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья ( по программе VIII вида) разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)

- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии»; 

- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования", с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном обучении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утверждѐнным постановлением правительства РФ от 12 марта 1997г. №288, (в ред. Постановлений правительства от 10 марта 2000г. №212

- Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)

- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»;

- Школьный учебный план на 2016-2017 учебный год.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.2014 г.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Математика является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.


Цели и задачи обучения и коррекции:


Цели обучения математике:

создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками

• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Задачи

Образовательные:

• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

• приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;

• овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

• освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Коррекционно-развивающие:

• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;

• развивать пространственные представления учащихся;

• развивать память, воображение, мышление;

• развивать устойчивый интерес к знаниям.


Воспитательные:

• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных математических понятий;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета «Математика » в учебном плане.

  • На изучение математики в 5 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю( контрольных работ 5)

Содержание учебного предмета

  • Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».

  •  Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

  • Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

  • Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

  • Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

  • Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).

  • Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).

  • Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

  • Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.

  • Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.

  • Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см;  55см+/-45см;  1м-45см;  8м55см+/-3м19см;  8м55см+/-19см;  4м55см+/-3м;  8м+/-19см;  8м+/-4м45см).

  • Римские цифры. Обозначение  чисел I –XII.

  • Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.

  • Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.

  • Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

  • Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2;  400x2;  420x2;  40:2;  300:3;  480:4;  450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2;  243x2;  48:4;  488:4 и т.п.).

  • Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.

  • Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.

  • Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

  • Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.

  • Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

  • Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

  • Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.

  • Масштаб: 1:2;  1:5;  1:10;  1:100.



Личностные результаты:

  1. Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

  3. Развитие мыслительной деятельности;

  4. Формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  6. Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала.


Метапредметные результаты:

    1. регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    1. познавательные универсальные учебные действия:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- умение высказывать  своё отношение к получаемой информации;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    1. коммуникативные универсальные учебные действия:

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль.


Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.


Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);

- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.


Для реализации рабочей программы используется следующий УМК:


    1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2010.

    2. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2016.

    3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 408 с.: ил. - (коррекционная педагогика).


Дополнительная литература


  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2013.

  2. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М., 2012.

  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: Просвещение,
    2013. - 191 с.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 2013. - 416 с.

  5. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.

  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2013.

  7. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2013.



Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/






Тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема

Количество часов



Сотня

7

1


Нахождение неизвестного слагаемого

1

2


Нахождение неизвестного уменьшаемого

1

3


Нахождение неизвестного вычитаемого

1

4


Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

1

5


Подготовка к контрольной работе

1

6


Контрольная работа №1 по теме: «Сотня»


1

7



Работа над ошибками


1



Геометрический материал

4

8-9


Линия, отрезок, луч

2

10-11


Углы

2



Тысяча

14

12


Нумерация чисел в пределах 1000

1

13


Округление чисел до десятков и сотен

1

14


Римская нумерация

1

15-16


Мера стоимости, длины и массы

2

17-18


Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости

2

19-20


Сложение и вычитание круглых сотен и десятков

2

21-22


Сложение и вычитание без перехода через разряд

2

23


Подготовка к контрольной работе

1

24


Контрольная работа № 2по теме: «Тысяча»


1

25


Работа над ошибками

1


Геометрический материал

9

26


Периметр многоугольника

1

27


Треугольники

1

28


Различение треугольников по видам углов

1

29


Различение треугольников по длинам сторон

1

30


Разностное сравнение чисел

1

31


Кратное сравнение чисел

1

32


Подготовка к контрольной работе

1

33


Контрольная работа № 3 по теме: «Построение разносторонних треугольников по трём сторонам.

1

34



Работа над ошибками

1







Сложение и вычитание в пределах

1000

с переходом через разряд

9


35-36


Сложение с переходом через разряд

2

37-38


Вычитание с переходом через разряд

2

39-40


Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа

2

41


Подготовка к контрольной работе

1

42


Контрольная работа № 4 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»


1

43


Работа над ошибками

1



Обыкновенные дроби

15

44


Образование дробей

1

45


Сравнивание дробей

1

46


Правильные и неправильные дроби

1

47


Умножение чисел 10, 100.Умножение и деление на 10,100

1

48


Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины , массы

1

49


Замена крупных мер мелкими

1

50


Замена мелких мер крупными

1

51


Мера времени. Год

1

52


Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число

1

53


Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

1

54


Проверка умножения и деления

1

55


Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

1

56


Подготовка к контрольной работе

1

57


Контрольная работа № 5 по теме: « Обыкновенные дроби»

1

58


Работа над ошибками

1



Геометрический материал

12

59


Построение треугольников

1

60


Круг , окружность.

1

61


Масштаб

1

62


Прямоугольник, квадрат

1

63


Куб, брус, шар

1

64-66


Повторение по теме: «Все действия в пределах 1000»

3

67


Итоговая контрольная работа по теме за курс 5 класса

1

68


Работа над ошибками

1

69


Повторение.Сложение и вычитание чисел.

1

70



Повторение. Округление чисел


1
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!