Управление образования администрации Жуковского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жуковская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова Рассмотрено на заседании методического совета. Протокол №__ от _________ 202___ г. Руководитель: _____________/___________________/ | | Утверждаю. Приказ №____ от __________ 202__ г. Директор школы: _____________/___________________/ | | |
|
|
адаптированная Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
для обучающихся 6 класса с интеллектуальными
нарушениями(умственная отсталость – VIII вид)
Программа разработана
Хмурой Татьяной Алексеевной
учителем математики
г.Жуковка, 2022 г.
Пояснительная записка
Учебная программа разработана с учетом нормативно-правовой основы учебного плана по следующим нормативным документам:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24.03.2021г. № 51-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года № 507, от 31 декабря 2015 года № 1576, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 №712) (далее – ФГОС НОО); для начальных классов
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014года №1644, от 31 декабря 2015года №1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.20201года №712) (далее – ФГОС ООО); для 5-9 классов
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014года №1644, от 31 декабря 2015года №519, 29 июня 2017года, приказов Минпросвещения России от 24.09.2020 года №519, от 11.12.2020г. №712) (далее – ФГОС СОО); для 10-11 классов
Приказ Министерства просвещения России от 28 августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказа от 20 ноября 2020 года № 655);
Письмо Минобрнауки России от 3 марта 2016 года № 08-334 «О внесении изменений
в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года
№254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года №766 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобнауки РФ от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ»
- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020года, регистрационный номер 61573);
- Информационное письмо департамента образования и науки Брянской области №1888-04-О от 05.04.2021г. «О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2021-2022 учебный год».
- Устав ОУ;
- учебный план МБОУ Жуковской СОШ №2 им.Е.П.Новикова на 2022-2023уч.год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.
Программа разработана на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: в 2 сб./Под редакцией В.В. Воронковой – М: Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2012. – Сб.1; соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.Рабочие программы и УМК М.Н.Перовой .Г.М.Капустиной.
На изучение учебного предмета «Математика» в 6 классе отводится 2 часа в неделю(68 часов в год)
Программа соответствует учебнику
«Математика» для 6 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией М.Н.Перовой ,Г.М.Капустиной – М.: Просвещение, 2018
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах элементов.
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТАЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Математика является формирование следующих умений:
– Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- делать выбор, опираясь на общие для всех правила поведения, как поступить;
- понимать смысл учебной деятельности, оценивать собственную учебную деятельность, рассуждать о причинах неуспеха, уметь организовывать и контролировать свою работу на уроке.
Предметные результаты.
В результате изучения математики по коррекционно-развивающим программам VIII вида ученик 6 класса должен усвоить следующие базовые представления о (об):
образовании, чтении, записи чисел в пределах 1000 000;
разрядах, классах единиц и тысяч, таблице классов и разрядов (6разрядов);
алгоритм письменного и устного сложения и вычитания чисел в пределах 1000 000 без перехода и с переходом через 3-4 разряда;
алгоритм письменного умножения и деления на однозначное число в пределах 10 000;
смешанных числах;
десятичных дробях;
горизонтальном, вертикальном, наклонном положении объектов в пространстве;
масштабе;
высоте треугольника;
периметре многоугольника.
Основные требования к умениям учащихся
Базовый уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Примечания
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
1-й уровень
• образовывать, читать, записывать (в том числе на микрокалькуляторе), сравнивать числа в пределах 10 000;
• раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые; округлять до тысяч;
• считать десятками тысяч в пределах 100 000, устно складывать и вычитать круглые десятки тысяч;
• самостоятельно выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд;
• самостоятельно выполнять умножение и деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд; трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд; двузначного и трехзначного чисел на круглые десятки;
• решать задачи на кратное сравнение, на определение времени начала и конца события, времени между событиями (на историческом материале);
• находить одну и несколько частей от числа;
• сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, с единицей, записывать неправильную дробь смешанным числом;
• записывать числа, выраженные двумя единицами длины, стоимости, массы в виде десятичной дроби (общее количество знаков не превышает трех);
• строить треугольник по основанию и двум углам, прилежащим к основанию.
2-й уровень • образовывать, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10 000;
• раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
• выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 000 (с переходом не более чем через два разряда);
• самостоятельно выполнять умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на однозначное (без перехода через разряд); с помощью педагога выполнять умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на круглые десятки;
• находить одну часть от числа;
• с помощью педагога решать задачи на определение времени начала и конца события, времени между событиями;
• различать числитель и знаменатель обыкновенной дроби, дроби правильные и неправильные, смешанные числа;
• знать название сторон треугольника (основание, боковые стороны), название треугольников в зависимости от длин сторон.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
• образовании, чтении, записи чисел в пределах 1 000 000;
• разрядах, классах единиц и тысяч, таблице классов и разрядов (6 разрядов);
• алгоритмах письменного умножения чисел в пределах 100 000 на однозначное число, деления четырехзначных чисел на однозначное число;
• смешанных числах;
• горизонтальном, вертикальном, наклонном положении объектов в пространстве;
• масштабе;
• высоте треугольника; периметре многоугольника.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МАТЕМАТИКА,6 КЛАСС
с интеллектуальными нарушениями
(умственная отсталость – VIII вид)
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000.Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысячи единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.
Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки ┴ и ║. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2 :1; 10 : 1; 100:1.
Тематическое планирование (68 часов)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Количество контр.работ |
I четверть | 16 часов | |
1. | Тысяча | 8 | 1 |
2. | Геометрический материал | 2 | |
3. | Тысяча | 6 | 1 |
II четверть | 16 часов | |
4. | Тысяча | 5 | 1 |
5. | Обыкновенные дроби | 7 | |
6. | Геометрический материал | 4 | 1 |
III четверть | 23 часов | |
7. | Обыкновенные дроби | 7 | 1 |
8. | Тысяча | 10 | 1 |
9. | Геометрический материал | 6 | 1 |
IV четверть | 13 часов | |
10. | Повторение | 13 часов | 1 |
Итого | | 68 | 8 |
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА,6 КЛАСС
с интеллектуальными нарушениями
(умственная отсталость – VIII вид)
№ | Название раздела, темы урока | Количество часов |
Тысяча | 8 |
1 | Нумерация чисел в пределах 1000. Десятичная система счисления. Таблица разрядов. Класс единиц (повторение) | 1 |
2 | Простые и составные числа Округление чисел до десятков и сотен | 1 |
3 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании | 1 |
4 | Умножение и деление целых чисел на однозначное число | 1 |
5 | Преобразование чисел полученных при измерении длины, массы, времени | 1 |
6 | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении длины, массы, времени | 1 |
7 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого | 1 |
8 | Контрольная работа № 1 «Арифметические действия с числами в пределах 1000» | 1 |
Геометрический материал (повторение) | 2ч |
9 | Работа над ошибками. Геометрические фигуры и тела | 1 |
10 | Нахождение периметра многоугольника | 1 |
Тысяча (продолжение) | 6 |
11 | Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица. Чтение, запись под диктовку многозначных чисел, изображение на калькуляторе | 1 |
12 | Разложение четырёх, пяти, шестизначных чисел на разрядные слагаемые(десятичный состав числа) | 1 |
13 | Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч | 1 |
14 | Сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел | 1 |
15 | Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX. Нумерация чисел в пределах 1 000 000 | 1 |
16 | Контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел» | 1 |
Тысяча (продолжение) | 5ч |
17 | Работа над ошибками. Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000 | 1 |
18 | Вычитание двух и трехзначных чисел из круглых тысяч | 1 |
19 | Решение уравнений и задач на нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
20 | Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением | 1 |
21 | Контрольная работа № 3 «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000» | 1 |
О6ыкновенные дроби | 7 ч |
22 | Обыкновенные дроби. | 1 |
23 | Смешанные числа | 1 |
24 | Сравнение смешанных чисел | 1 |
25 | Основное свойство обыкновенных дробей | 1 |
26 | Преобразования неправильных дробей целыми или смешанными числами | 1 |
2728 | Нахождение части от числа. Нахождение нескольких частей от числа | 2 |
Геометрический материал | 4ч |
29 | Взаимное положение прямых на плоскости. Перпендикулярные прямые. Знак ﬩ | 1 |
30 | Параллельные прямые, их построение. Знак ║ | 1 |
31 | Высота треугольника, прямоугольника, квадрата | 1 |
32 | Контрольная работа№ 4 «Взаимное положение прямых на плоскости» | 1 |
Обыкновенные дроби (продолжение) | 7 ч |
33 | Сложение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем | 1 |
34 | Вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем | |
35 | Вычитание дроби из целых единиц | 1 |
36 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем | 1 |
37 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
38 | Вычитание обыкновенной дроби из целого числа | 1 |
39 | Контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 |
Тысяча (продолжение) | 10ч |
40 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа | 1 |
41 | Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние | 1 |
42 | Решение составных задач на встречное движение(равномерное, прямолинейное) двух тел | 1 |
43 | Умножение многозначных чисел на однозначное число | 1 |
44 | Решение задач на разностное сравнение | |
45 | Порядок действий в составных примерах. Умножение многозначного числа на круглые десятки | 1 |
46 | Умножение многозначного числа на однозначное число и круглые десятки | 1 |
47 | Контрольная работа № 6»Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» | 1 |
48 | Деление многозначных чисел на однозначное число. Деление многозначных чисел на однозначное число(случаи, где в частном нуль) | 1 |
49 | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление с остатком | 1 |
Геометрический материал | 6ч |
50 | Взаимное положение прямых в пространстве (наклонные, горизонтальные, вертикальные). Уровень и отвес | 1 |
51 | Куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства | 1 |
52 | Масштаб (1:1000, 1:10000, 2:1, 10:1, 100:1) | 1 |
53 | Контрольная работа № 7 «Куб, брус» | 1 |
54 | Работа над ошибками. Треугольники. Виды треугольников. | 1 |
55 | Окружность .Линии в окружности. Шар. | |
Повторение | 13 ч |
56 | Нумерация в пределах 1 000 000. Классы и разряды. Разложение многозначных чисел на разрядные слагаемые | 1 |
57 | Сложение и вычитание в пределах 10 000 | 1 |
58 | Решение составных арифметических задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | 1 |
59 | Решение задач на нахождении неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого | 1 |
60 | Нахождение суммы трех и более слагаемых. Переместительный и сочетательный законы сложения | 1 |
61 | Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 1 |
62 | Преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы, времени | 1 |
63 | Решение составных задач всех изученных видов | 1 |
64 | Арифметические действия в пределах 10 000 | 1 |
65 | Геометрические фигуры и геометрические тела. Прямоугольник. Куб, брус. Ломанная. Нахождение длины ломанной | 1 |
66 | Решение составных задач всех изученных видов | 1 |
67 | Контрольная работа № 5 (итоговая) «Арифметические действия в пределах 10 000» | 1 |
68 | Работа над ошибками. Итоговый урок | 1 |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
по математике для обучающихся 6 класса с интеллектуальными
нарушениями(умственная отсталость – VIII вид) 2022-2023 уч.г.
учителя Хмуры Т.А.
№ п/п | Суть изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |