Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр дистанционного обучения»
Республика Ингушетия, г.Магас
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом Совете ________________
ГКОУ «РЦДО»
Протокол №____ Директор ГКОУ «РЦДО»
от «___»____2022г Албагачиева М.Б
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Математика »
9 класс
2022-2023 уч. г.
Составитель: Дзаурова Елизавета Солт-Муратовна
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа, для Чапановых Раяны и Рамзана , по математике за 9 класс составлена на основе:
- Заключения ПМПК: образовательная программа АОП НОО вар. 8.2
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
Количество часов, отведённых школьным учебным планом на изучение математики: 4 часа в неделю, всего 136 часов в год, в том числе из них 1 час (всего за год 34 часа) на изучение элементов геометрии. Срок реализации программы – один учебный год.
Цели и задачи:
подготовка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Особенностью рабочей программы является отдельное выделение геометрического материала (элементы геометрии) с целью создания у обучающихся целостного представления о геометрических формах и их роли в окружающем мире.
Программа позволяет решить основную задачу преподавания математики для детей с ОВЗ (умственная отсталость) — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом умственная отсталость.
Содержание учебного предмета
Целые и дробные числа - 14 ч | Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение и округление многозначных чисел. . Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение и деление многозначных чисел (в пределах 1000000) и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи). Умножение и деление чисел с помощью калькулятора. |
Проценты и дроби - 64 ч | Понятие «процента». Обозначение:1%. Замена 5%,10%,20%,25%,50%,75% обыкновенной дробью. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа. Простые задачи на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. |
Обыкновенные и десятичные дроби -12 ч | Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные(периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (легкие случаи). Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью. Нахождение десятичной дроби от числа. Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе. |
Геометрические фигуры и тела – 34 часа | Тела, составленные из отрезков и многоугольников: куб, прямоугольный параллелепипеда, пирамида. Грани, вершины. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды. Площадь боковой и полной поверхности. Круглые фигуры и тела. Развертки круглых тел. Симметричные фигуры. Площадь плоской фигуры. Единицы измерения площади фигуры в метрической системе мер. Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм 1 куб, см, 1 куб. дм, 1 куб. м, 1 куб. км . Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1куб. м = 1 000 куб.дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см. Шар, сечения шара, радиус, диаметр Геометрические формы в окружающем мире. |
Повторение 12 часов | |
Календарно-тематический план
№ урока по порядку | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
Повторение | 4 | По плану | По факту |
1 | Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | 05.09 | |
2 | Повторение. Умножение и деление целых чисел. Решение задач. | 1 | 06.09 | |
3 | Повторение. Арифметические действия с целыми числами. | 1 | 07.09 | |
4 | Входной контроль | 1 | 08.09 | |
«Числа целые и дробные» ( 14 ч), «Элементы геометрии» ( 5 ч) | 19 | | |
5 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | 1 | 12.09 | |
6 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей | 1 | 13.09 | |
7 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей | 1 | 14.09 | |
8 | Элементы геометрии: «Геометрия в нашей жизни» | 1 | 15.09 | |
9 | Умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 19.09 | |
10 | Умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 20.09 | |
11 | Умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 21.09 | |
12 | Элементы геометрии: «Отрезок, луч, прямая» | 1 | 22.09 | |
13 | Умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 26.09 | |
14 | Умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 27.09 | |
15 | Элементы геометрии: «Отрезок. Измерение отрезков. Меры длины» | 1 | 28.09 | |
16 | Решение уравнений и задач на умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 29.09 | |
17 | Решение уравнений и задач на умножение и деление на трёхзначное число | 1 | 03.10 | |
18 | Решение уравнений и задач на умножение и деление на трёхзначное число. | 1 | 04.10 | |
19 | Элементы геометрии: «Отрезок. Измерение отрезков. Меры длины» | 1 | 05.10 | |
20 | Вычисление на калькуляторе (Целые числа) | 1 | 06.10 | |
21 | Элементы геометрии: «Луч. Прямая. Взаимное расположение двух прямых на плоскости» | 1 | 10.10 | |
22 | Контрольная работа «Числа целые и дробные» | 1 | 11.10 | |
23 | Работа над ошибками (коррекция знаний и умений) | 1 | 12.10 | |
«Проценты и дроби» ( 64 ч), «Элементы геометрии» ( 23 ч) | 87 | | |
24 | Как найти один процент от числа? | 1 | 13.10 | |
25 | Как найти один процент от числа? | 1 | 17.10 | |
26 | Элементы геометрии: «Луч. Прямая. Взаимное расположение двух прямых на плоскости» | 1 | 18.10 | |
27 | Как найти несколько процентов от числа? | 1 | 19.10 | |
28 | Как найти несколько процентов от числа? | 1 | 20.10 | |
29 | Как записать проценты обыкновенной дробью?» | 1 | 24.10 | |
30 | Элементы геометрии: Контрольная работа по теме «Луч, прямая. Взаимное расположение двух прямых на плоскости» | 1 | | |
31 | Особые случаи нахождения процентов от числа | 1 | | |
32 | Особые случаи нахождения процентов от числа | 1 | | |
33 | Особые случаи нахождения процентов от числа | 1 | | |
34 | Особые случаи нахождения процентов от числа | 1 | | |
35 | Элементы геометрии: Геометрические фигуры из отрезков и лучей (углы, виды углов) | 1 | | |
36 | Контрольная работа «Нахождение процентов от числа» | 1 | | |
37 | Нахождение числа по одному его проценту | 1 | | |
38 | Элементы геометрии: Геометрические фигуры из отрезков и лучей (углы, виды углов) | 1 | | |
39 | Нахождение числа по одному его проценту | 1 | | |
40 | Нахождение числа по 50 его процентам | 1 | | |
41 | Нахождение числа по 50 его процентам | 1 | | |
42 | Элементы геометрии: Измерение углов | 1 | | |
43 | Нахождение числа по 25 его процентам | 1 | | |
44 | Нахождение числа по 25 его процентам | 1 | | |
45 | Нахождение числа по 10 его процентам | 1 | | |
46 | Нахождение числа по 10 его процентам | 1 | | |
47 | Элементы геометрии: Измерение углов | 1 | | |
48 | Нахождение числа по 10 его процентам | 1 | | |
49 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
50 | Элементы геометрии: Практическая работа «Геометрические фигуры из отрезков и лучей» | 1 | | |
51 | Элементы геометрии: Практическая работа по теме «Геометрические фигуры, состоящие из отрезков и лучей» | 1 | | |
52 | Контрольная работа: «Нахождение числа по его процентам» | 1 | | |
53 | Работа над ошибками (коррекция знаний и умений) | 1 | | |
54 | Элементы геометрии: Ломаные линии и многоугольники. Периметр многоугольника | 1 | | . |
55 | Задачи на проценты | 1 | | |
56 | Задачи на проценты | 1 | | |
57 | Задачи на проценты | 1 | | |
58 | Элементы геометрии: Треугольники | 1 | | |
59 | Задачи на проценты | 1 | | |
60 | Задачи на проценты | 1 | | |
61 | Задачи на проценты | 1 | | |
62 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
63 | Элементы геометрии: Треугольники | 1 | | |
64 | Контрольная работа «Решение задач на проценты» | 1 | | |
65 | Работа над ошибками (коррекция знаний и умений) | 1 | | |
66 | Работа над ошибками (коррекция знаний и умений) | 1 | | |
67 | Элементы геометрии: Треугольники. Виды треугольников. Решение задач на сумму углов треугольника. | 1 | | |
68 | Конечные и бесконечные десятичные дроби. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных | 1 | | |
69 | Конечные и бесконечные десятичные дроби. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных | 1 | | |
70 | Конечные и бесконечные десятичные дроби. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных | 1 | | |
71 | Элементы геометрии: Практическая работа на построение остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников | 1 | | |
72 | Конечные и бесконечные десятичные дроби. Сравнение обыкновенных и десятичных дробей | 1 | | |
73 | Решение задач на сравнение дробей | 1 | | |
74 | Запись обыкновенных дробей в виде десятичных | 1 | | |
75 | Элементы геометрии: Длины сторон треугольника | 1 | | |
76 | Запись обыкновенных дробей в виде десятичных | 1 | | |
77 | Округление дроби | 1 | | |
78 | Решение задач | 1 | | |
79 | Элементы геометрии: виды треугольников по длинам их сторон. Решение задач | 1 | | |
80 | Бесконечные дроби | 1 | | |
81 | Бесконечные дроби | 1 | | |
82 | Бесконечные дроби. Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | | |
83 | Элементы геометрии: «Неравенство треугольника. Решение практических задач» | 1 | | |
84 | Бесконечные дроби. Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | | |
85 | Запись смешанных чисел в виде | 1 | | |
| десятичных дробей | | | |
86 | Решение задач по теме «Бесконечные дроби» | 1 | | |
87 | Элементы геометрии: «Некоторые виды четырехугольников. Задачи на построение» | 1 | | |
88 | Действия с целыми и дробными числами | 1 | | |
89 | Контрольная работа за второй триместр | 1 | | |
90 | Действия с целыми и дробными числами. Решение задач | 1 | | |
91 | Элементы геометрии: Контрольная работа по теме «Геометрические фигуры» | 1 | | |
92 | Все действия с десятичными дробями и целыми числами. (Сложение и вычитание) | 1 | | |
93 | Все действия с десятичными дробями и целыми числами. (Сложение и вычитание) | 1 | | |
94 | Все действия с десятичными дробями и целыми числами. (Умножение и деление) | 1 | | |
95 | Элементы геометрии: Тела, составленные из отрезков и многоугольников (параллелепипеды) | 1 | | |
96 | Все действия с десятичными дробями и целыми числами; Умножение и деление. Решение уравнений и задач | 1 | | |
97 | Все действия с десятичными дробями и целыми числами: Умножение и деление. Решение уравнений и задач | 1 | | |
98 | Порядок действий | 1 | | |
99 | Элементы геометрии: «Тела, составленные из отрезков и многоугольников (параллелепипеды). Решение практических задач | 1 | | |
100 | Порядок действий. Решение практических задач. | 1 | | |
101 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
102 | Контрольная работа: «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | | |
103 | Элементы геометрии: Пирамиды | 1 | | |
104 | Работа над ошибками (коррекция знаний и умений) | 1 | | |
105 | Вычисления на калькуляторе (целые и дробные числа) | 1 | | |
106 | Выполнение вычислений без округления | 1 | | |
107 | Элементы геометрии: «Круглые фигуры и тела. Круг и окружность» | 1 | | |
108 | Выполнение вычислений с округлением | 1 | | |
109 | Контрольная работа: «Вычисления на калькуляторе» | 1 | | |
110 | Элементы геометрии: «Длина окружности» | 1 | | |
«Обыкновенные и десятичные дроби». ( 12 ч) Элементы геометрии ( 4 ч) | 16 | | |
111 | Обыкновенные дроби. Смешанные числа. Преобразование дробей и их сравнение | 1 | | |
112 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
113 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | | |
114 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с разными знаменателями | 1 | | |
115 | Элементы геометрии : «Шар, цилиндр, конус» | 1 | | |
116 | Контрольная работа: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | | |
117 | Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число | 1 | | |
118 | Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число | 1 | | |
119 | Элементы геометрии Практическая работа: «Геометрические фигуры и тела» | 1 | | |
120 | Все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение практических задач | 1 | | |
121 | Все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение уравнений | 1 | | |
122 | Решение текстовых задач на все действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 | | |
123 | Элементы геометрии: «Симметричные фигуры относительно прямой, точки» | 1 | | |
124 | Решение текстовых задач на все действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 | | |
125 | Контрольная работа: «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | | |
126 | Элементы геометрии: «Построение фигур, симметричных друг другу, относительно центра и оси» | 1 | | |
| Повторение. (8ч) Элементы геометрии (2 ч). | | | |
127 | Повторение. Нумерация и арифметические действия с целыми числами. | 1 | | |
128 | Повторение. Нумерация и арифметические действия с обыкновенными дробями. | 1 | | |
129 | Повторение. Нумерация и арифметические действия с десятичными дробями. | 1 | | |
130 | Элементы геометрии: «Площадь плоской фигуры» | 1 | | |
131 | Повторение. Нумерация и арифметические действия. Проценты. | 1 | | |
132 | Повторение. Нумерация и арифметические действия. Решение задач. | 1 | | |
133 | Элементы геометрии: «Объем тела. Измерение объема» | 1 | | |
134 | Повторение и обобщение знаний за курс основной школы | 1 | | |
135 | Итоговая контрольная работа за курс основной школы | 1 | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Адаптированная программа по математике для учащихся 9 класса с умственной отсталостью устанавливает требования к предметным, личностным результатам её освоения.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения адаптированной программы (математика 9 класс) отражают:
-формирование и развитие элементарных математических представлений о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;
-использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение элементами словесно-логического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
-применение математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами учащихся 9 класса с ОВЗ (умственная отсталость): минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать и записывать числа в пределах 1000000, знать их состав, разряды и класс. классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) самостоятельно выбранным основаниям;
- классифицировать (группировать), преобразовывать дробь самостоятельно;
-владеть в совершенстве всеми арифметическими действиями с целыми и дробными числами, находить дробь и проценты от числа;
-решать составные задачи в 4-5 действий строя логически обоснованные рассуждения, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
-использовать знания о единицах измерениях и замене именованного числа десятичной дробь для решения жизненных задач;
- различать основные геометрические фигуры и тела), знать их названия, элементы, уметь строить их с помощью линейки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля на нелинованной бумаге, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепипеда и куба самостоятельно; использовать полученные знания и умения при решении жизненных задач.
Планируемые личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
— умение слушать, понимать инструкцию учителя, следовать ей при решении математических задач;
— умение давать развернутый ответ, воспроизводить в устной речи алгоритмы арифметических действий, решения задач, геометрических построений;
— желание выполнять задание правильно, без ошибок;
— умение оказывать помощь одноклассникам в затруднительных ситуациях при решении поставленных математических задач;
— доброжелательное отношение к одноклассникам, умение адекватно воспринимать ошибки и неудачи своих товарищей;
— умение оценивать результаты своей работы с помощью учителя и самостоятельно по образцу;
— знание правил поведения на уроке в кабинете математики, правил использования чертежных инструментов (линейка, чертежный угольник, циркуль, транспортир), правил общения с учителем и одноклассниками;
— умение оперировать математическими терминами в устных ответах;
— умение принимать помощь учителя и одноклассников, а также просить помощи при возникновении трудностей в решении ученых задач;
— умение ориентироваться в учебнике: находить раздел, страницу, упражнение, иллюстрацию, дополнительный материал;
— умение искать и находить необходимый теоретический материал по заданной теме в учебнике, справочнике;
— умение пользоваться дополнительными сведениями по теме, изложенными в специально отведенном разделе учебника;
— умение планировать свои действия при выполнении геометрических построений, решении арифметических задач;
— умение пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских, профессионально-трудовых, практических задач, в том числе на уроках обучения профильному труду;
— умение слушать ответы одноклассников, уважать их мнение, вести диалог;
— умение контролировать ход решения математических задач; решать учебные задачи, опираясь на алгоритм, описанный в учебнике; проверять свой ответ, проверять выполненное задание по образцу;
— представления о профессионально-трудовой, социальной жизни, семейных ценностях, гражданской позиции, здоровом образе жизни на примерах текстовых арифметических задач.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
— знание числового ряда в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
— знание таблицы сложения однозначных чисел;
— знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
— письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
— знание обыкновенных и десятичных дробей: их получение, запись, чтение;
— выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
— знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
— нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
— решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
— распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед): знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
— построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
— знание числового ряда в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
— знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
— знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
— знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
— устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
— письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
— знание обыкновенных и десятичных дробей: их получение, запись, чтение;
— выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
— нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доле (проценту);
— выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
— решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2—3 арифметических действия;
— распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
— знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
— вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
— построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
— применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;
— представления о персональном компьютере как о техническом средстве, его основных устройствах и их назначении.
Критерии оценки
При определении подходов к осуществлению оценки результатов обучающихся с ОВЗ программа опирается на следующие принципы:
1. дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
2. динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3. единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной программы.
Для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса математики 9 класса и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов при изучении математики 9 класса базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения программы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» сви- детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками типа:
«3» - «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«4» - «хорошо» — от 51% до 65% заданий.
«5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.