- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.п.2, ст.47, 48,
- приказа №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», п.2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области- компонент содержательного раздела АООП, п.2.9.5.,
- примерной АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. направлена на реализацию учебного предмета «Математические представления», предметной области «Математика», предназначена для обучающихся 2 класса, занимающихся по учебному плану АООП (вариант 2).
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. Программа во 2 классе предусматривает 68 часов (2 часа в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;
оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;
увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
устанавливать и называть порядок следования предметов;
узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
определять форму знакомых предметов;
писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.
5 | 1 | Сравнение предметов по весу: тяжёлый – лёгкий, тяжелее – легче. | Формирование понятий: «тяжелый», «легкий» | Карточки с заданиями. | Работа с картинками и игрушками. | |
6 | 1 | Сравнение двух предметов: глубже, мельче. | Формирование понятий: «глубже – мельче» | Карточки с заданиями. | Работа с картинками и игрушками | |
7 | 1 | Сравнивание предметов по толщине: толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковые по толщине. | Формирование понятий: «толстый – тонкий» | Карточки с заданиями. | Работа с картинками и игрушками. | |
8 | 1 | Повторение изученного материала. | Совершенствование знаний, умений и навыков. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Работа с картинками и игрушками. | |
II.Количественные представления. – 10 часов. |
9 | 1 | Количественные понятия «много, «мало». Повторение. | Формирование представлений о количестве предметов: много-мало. | Контроль за умением раскладывать предметы, согласно словесной инструкции и по подражанию. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
10 11 | 2 | Сравнение двух-трех предметных совокупностей: больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество. | Формирование умения сравнивать количество предметов в группах путем наложения. | Контроль за точностью выполнения задания, усвоением новых понятий. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
12 | 1 | Сравнение двух-трех предметных совокупностей: больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество. Повторение. | Совершенствование знаний, умений и навыков. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
13 | 1 | Количественные понятия «несколько», «один», «ни одного». | Формирование представлений о количестве предметов: «несколько», «один», «ни одного». | Контроль за точностью выполнения задания, усвоением новых понятий. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
14 | 1 | Повторение материала по теме: «Количественные понятия «несколько», «один», «ни одного»». | Совершенствование знаний, умений и навыков. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
15 16 | 2 | Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. | Формирование умения сравнивать количество предметов в группах путем наложения. | Контроль за точностью выполнения задания. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
17 | 1 | Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Повторение. | Совершенствование знаний, умений и навыков. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Пенал с геометрическими формами, цветные карандаши, ручки, пособия для коврографа. | |
18 | 1 | Проверочная работа по разделу: «Количественные представления». | Закрепление и корректировка изученного материала. | Контроль за выполнением заданий, наводящие вопросы. | Карточки с заданиями. | |
III. Временные представления – 7 часов. |
19 | 1 | Временные понятия: «утро», «день», «вечер», «ночь». Повторение. | Формирование понятий: «день», «ночь» | Контроль за усвоением понятий день, ночь. | Сюжетные картинки «день-ночь», схематические таблицы. | |
20 21 22 | 3 | Изучение нового материала по теме: «Неделя». | Формирование понятия: «неделя», | Контроль за усвоением понятия «неделя». | Работа с картинками. | |
23 | 1 | Дни недели. Повторение. | Закрепление и корректировка изученного материала. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Работа с картинками. | |
24 | 1 | Временные понятия: «Рано – поздно». | Формирование понятий: «рано-поздно». | Карточки с задани-ями. | Работа с картинками. | |
25 | 1 | Повторение по теме: «Рано – поздно». | Закрепление и корректировка изученного материала. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Работа с картинками. | |
IV. Пространственные представления – 6 часов. |
26 | 1 | Ориентировка в пространстве: верх – низ, вверху – внизу. Повторение. | Формирование умения ориентироваться в пространстве, различать понятия: верх – низ, вверху – внизу. | Контроль за умением ориентироваться в пространстве. | Куклы, игрушки, предметные, сюжетные картинки. | |
27 | 1 | Ориентировка на тетрадном листе: верх – низ, вверху – внизу, в середине. | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями. | Контроль за умением ориентироваться на тетрадном листе. | Работа с картинками, листом бу-маги. | |
28 | 1 | Ориентировка в пространстве: впереди – позади. Повторение. | Формирование умения ориентироваться в пространстве, различать | понятия: впереди – позади. | | | Контроль за умением ориентироваться в пространстве. | Куклы, игрушки, предметные, сюжетные картинки. | |
29 | 1 | Ориентировка в пространстве: право – лево, справа – слева. Повторение. | Формирование умения ориентироваться в пространстве, различать понятия: право – лево, справа – слева. | Контроль за умением ориентироваться в пространстве. | Куклы, игрушки, предметные, сюжетные картинки. | |
30 | 1 | Ориентировка на тетрадном листе: право – лево, справа – слева. | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями. | Контроль за умением ориентироваться на тетрадном листе. | Работа с картинками, листом бумаги. | |
31 | 1 | Проверочная работа: графический диктант. | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями. | Контроль за умением ориентироваться на тетрадном листе. | Работа в тетради. | |
V. Отношение порядка следования – 5 часов. |
32 | 1 | Изучение новых понятий: «первый –последний». | Формирование умения различать, составлять и прослеживать последовательность событий. | Практический контроль. | Работа с картинками. | |
33 | 1 | Понятия «первый – последний». Повторение. | Закрепление и корректировка изученного материала. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Работа с картинками. | |
34 | 1 | Изучение новых понятий: «перед, после, между». | Формирование умения различать, составлять и прослеживать последовательность событий. | Практический контроль. | Работа с картинками. | |
35 | 1 | Понятия: «перед, после, между». Повторение. | Закрепление и корректировка изученного материала. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Работа с картинками. | |
36 | 1 | Проверочная работа по разделу: «Отношение порядка следования». | Закрепление и корректировка изученного материала. | Контроль за выполнением заданий, наводящие вопросы. | Карточки с заданиями. | |
VI. Геометрический материал -5 часов. |
37 38 | 2 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг. | Формирование умения различать геометрический матери-ал. | Практический контроль. | Работа с картинками. | |
39 40 | 2 | Линии. Виды линий. | Формирование умения различать геометрический матери-ал. | Практический контроль. | Работа с картинками. | |
41 | 1 | Повторение изученного материала. | Закрепление и корректировка изученного материала. | Наводящие вопросы, работа с карточками. | Работа с картинками. | |
VII. Нумерация – 24 часа. |
42 43 | 2 | Число и цифра 1. | Формирование представлений о цифре 1. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
44 45 | 2 | Число и цифра 2 | Формирование представлений о цифре 2. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
46 47 | 2 | Решение простых задач. Состав числа 2. | Формирование умения выполнять арифметические действия. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
48 | 1 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе. | Формирование умения выполнять арифметические действия. | Практический контроль. | Работа с калькулятором. | |
49 | 1 | Представление о денежном знаке. Размен денег. | Формирование умения различать денежные знаки. | Практический контроль. | Модели монет. | |
50 51 | 2 | Число и цифра 3. | Формирование представлений о цифре 3. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
52 53 | 2 | Число и цифра 4. | Формирование представлений о цифре 4. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
54 55 | 2 | Решение простых задач. Состав числа 3. | Формирование умения выполнять арифметические действия. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
56 57 | 2 | Решение простых задач. Состав числа 4. | Формирование умения выполнять арифметические действия. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
58 | 1 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе. | Формирование умения выполнять арифметические действия. | Практический контроль. | Работа с калькулятором. | |
59 | 1 | Упражнения в размене денег. | Формирование умения различать денежные знаки. | Практический контроль. | Модели монет. | |
60 61 | 2 | Число и цифра 5 | Формирование представлений о цифре 4. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
62 63 | 2 | Решение простых задач. Состав числа 5. | Формирование умения выполнять арифметические действия. | Практический контроль. | Палочки, веревки, пластилин, рабочие тетради. | |
64 | 1 | Упражнения в размене денег. | Формирование умения различать денежные знаки. | Практический контроль. | Модели монет. | |
65 | 1 | Проверочная работа по разделу: «Нумерация» | | | | |
VIII. Повторение материала изученного за год – 3 часа. |
66 | 1 | Повторение по теме: «Дни недели». | Обобщение и систематизация знаний умений и навыков, полученных в течение года учащимися. | Практический контроль. | Карточки с заданиями. | |
67 | 1 | Повторение по разделу: «Отношение порядка следования». | Обобщение и систематизация знаний умений и навыков, полученных в течение года учащимися. | Практический контроль. | Карточки с заданиями. | |
68 | 1 | Решение простых задач. | Обобщение и систематизация знаний умений и навыков, полученных в течение года учащимися. | Практический контроль. | Карточки с заданиями. | |