Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» мая 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Адаптированная рабочая программа
по математике
для обучающегося 4 класса (вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель начальных классов
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося 4 класса по программе АООП для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и на основе Примерной программы по математике и авторской программы авторской программы Моро М.И проект «Школа России», учебного плана МБОУ СОШ № 2 г. Конаково. Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащегося с ЗПР.
Общая цель изучения предмета «Математика» – является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
-
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
-
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
-
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
-
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
-
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
-
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений); развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
-
удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
-
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности (т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию. Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметнопрактической деятельности, использования приемов взаимнооднозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по математике в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
У учащихся сформируются:
-
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-
формирование целостного восприятия окружающего мира, возможность моделировать отношения между объектами окружающего мира – мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, к познанию, к расширению знаний, к учебному предмету «Математика», к школе.
Учащиеся получат возможность сформировать:
-
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
-
сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты.
Учащиеся научатся:
-
понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать ее в сотрудничестве с учителем ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;
-
проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины;
-
освоить под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера;
-
уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных задач;
-
уметь излагать свое мнение и аргументировать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
-
использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий;
-
положительно относиться к позициям другого, пытаться договориться.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
-
образовывать, называть, записывать, сравнивать числа от 0 до 1000;
-
выполнять действия с числами (увеличивать, уменьшать число в несколько раз, проводить кратное сравнение чисел);
-
знакомиться с величиной - площадь, с единицами площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношениями между ними; находить площадь прямоугольника (квадрата) ;
-
знакомиться с единицами времен6и: год, месяц, сутки;
-
усвоить таблицу умножения и деления, переместительное свойство умножения (деления) суммы на число;
-
выполнять устно и письменно действия сложения и вычитания с трехзначными числами в пределах 1000 с использованием алгоритмов письменного сложения и вычитания, выполнять письменно действия умножения (деления) трехзначного числа на однозначное число с использованием соответствующих алгоритмов, проверять правильность выполнения вычислений;
-
знакомиться с долями целого, решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
-
знакомиться с геометрическими фигурами: круг и окружность, с видами треугольников.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
образовывать и называть числа от о до1000 и далее;
-
использовать при решении задач единицы измерения длины, массы, времени;
-
решать примеры в 2-3, и более действий, опираясь на схемы и модели порядка выполнения действий;
-
строить на клеточной бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Повторение (8 часов)
Нумерация. Четыре арифметических действия. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.
Числа, которые больше 1000. Нумерация. (6 часов)
Новая счетная единица – тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 и 1000 раз. Класс миллионов. Класс миллиардов.
Числа, которые больше 1000. Величины. (6 часов)
Единица длины километр. Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Определение площади с помощью палетки. Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Время. Единицы времени: секунда, век. Задачи на определение начала, продолжительности и конца событий.
Сложение и вычитание (5 часов)
Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел: алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
Умножение и деление (37 часов)
Умножение и деление. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Решение текстовых задач.
Умножение и деление. Зависимость между величинами: скорость, время расстояние. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.
Умножение и деление Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения вида: 18 ∙ 20, 25 ∙ 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Умножение и деление. Деление числа на произведение. Устные приемы деления для случаев вида: 600 : 20, 5600 : 8000. Деление с остатком на 10, 100, 1000.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на одновременное встречное решение.
Умножение и деление. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Умножение числа на сумму, алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Умножение и деление. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Проверка умножения делением и деления умножением. Куб, пирамида, шар. Вершины, грани, ребра куба. Развертка куба и пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды.
Итоговое повторение, контроль и учет знаний (6 часов)
Тематическое планирование
п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Числа от 1 до 1000. Повторение (8 часов) |
1. | Вводный инструктаж. Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 | | |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | | |
3. | Входной контроль. Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | | |
4. | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | 1 | | |
5. | Умножение трехзначного числа на однозначное | 1 | | |
6. | Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число. | 1 | | |
7. | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 | | |
8. | Контрольная работа № 1 «Повторение» | 1 | | |
Числа, которые больше 1 000 Нумерация (6 часов) |
9. | Работа над ошибками Новые счетные единицы. | 1 | | |
10. | Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел | 1 | | |
11. | Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел | 1 | | |
12. | Изменение значения цифры в зависимости от ее места в записи числа | 1 | | |
13. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Класс миллионов и класс миллиардов | 1 | | |
14. | Контрольная работа № 2 «Числа, которые больше тысячи. Нумерация» | 1 | | |
Величины (6 часов) |
15. | Анализ контрольной работы. Единица длины – километр | 1 | | |
16. | Таблица единиц длины. Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | | |
17. | Единицы массы – центнер, тонна. Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток. | 1 | | |
18. | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события. | 1 | | |
19. | Единицы времени – секунда. Единица времени – век. | 1 | | |
20. | Контрольная работа № 3 «Величины» | 1 | | |
Сложение и вычитание (5 часов) |
21. | Устные и письменные приемы вычислений. Вычитание с переходом через несколько разрядов вида: 30007 - 648 | 1 | | |
22. | Решение уравнений вида: х + 15 = 68 : 2, х – 34 = 48 : 2, 24 + х = 79 - 30, 75 – х = 9 ∙ 7 | 1 | | |
23. | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | | |
24. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | | |
25. | Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание». | 1 | | |
Умножение и деление (37 часов) |
26. | Анализ контрольной работы. Свойства умножения. | 1 | | |
27. | Письменные приемы умножения. Умножение чисел, оканчивающихся нулями | 1 | | |
28. | Решение уравнений вида х ∙ 8 = 26 + 70, х : 6 = 18 ∙ 5, 80 : х = 46 - 30. | 1 | | |
29. | Деление многозначного числа на однозначное число | 1 | | |
30. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 | | |
31. | Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного – нули) | 1 | | |
32. | Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного – нули) | 1 | | |
33. | Задачи на пропорциональное деление | 1 | | |
34. | Задачи на пропорциональное деление | 1 | | |
35. | Понятие скорости. Единицы скорости | 1 | | |
36. | Связь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | |
37. | Решение задач на движение. | 1 | | |
38. | Составление и решение задач на движение. | 1 | | |
39. | Умножение числа на произведение | 1 | | |
40. | Письменные приемы умножения вида 243 ∙ 20, 532 ∙ 300. | 1 | | |
41. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
42. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
43. | Задачи на встречное движение | 1 | | |
44. | Перестановка и группировка множителей | 1 | | |
45. | Закрепление изученного материала | 1 | | |
46. | Контрольная работа № 5 «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | | |
47. | Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение | 1 | | |
48. | Деление числа на произведение | 1 | | |
49. | Деление с остатком на 10, на 100, на 1000. | 1 | | |
50. | Задачи на нахождение четвертого пропорционального, решаемые способом отношений. | 1 | | |
51. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
52. | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 1 | | |
53. | Контрольная работа № 6 «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | | |
54. | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму. | 1 | | |
55. | Устные приемы умножения вида 12 ∙ 15, 40 ∙ 32. | 1 | | |
56. | Алгоритм письменного умножения на двузначное число | 1 | | |
57. | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям | 1 | | |
58. | Закрепление пройденного материала | 1 | | |
59. | Умножение на трехзначное число | 1 | | |
60. | Умножение на трехзначное число | 1 | | |
61. | Контрольная работа № 7 «Умножение на двузначное число» | 1 | | |
62. | Куб, пирамида, шар. Вершины, грани, ребра куба и пирамиды | 1 | | |
Итоговое повторение. Контроль и учет знаний (6 часов) |
63. | Повторение. Нумерация. Выражения и уравнения | 1 | | |
64. | Повторение. Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление | 1 | | |
65. | Повторение. Правила о порядке выполнения действий. Величины | 1 | | |
66. | Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | |
67. | Повторение. Задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур | 1 | | |
68. | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | 1 | | |
| Итого: | 68 часов | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
-
Учебно-методические комплекты по математике (программы, учебники, рабочие тетради, тесты).
-
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.
-
Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение 2019.
-
Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика» 4 класс. – М.: Просвещение, 2017.
-
С.В. Бахтина, Поурочные разработки по математике. Книга для учителя. М.: Экзамен, 2012
-
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, Контрольные и проверочные работы по математике. 1-4 классы, М.: АСТ: Астрель; Владимир, 2010.
-
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика 1-4 классы. Учебно – методическое пособие. М.: ВАКО, 2017
Печатные пособия
• Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике)
• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
• Цифровые информационные источники
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Мультимедийная доска
Демонстрационные пособия
-
Демонстрационные приспособления и инструменты для измерения площади фигур
-
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.
-
Экранно-звуковые пособия
-
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео - записи), отражающие основные темы курса математики.