СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося 4 класса (вариант 7.2) на 2023/2024 учебный год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по математике для обучающегося 4 класса (вариант 7.2) на 2023/2024 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося 4 класса (вариант 7.2) на 2023/2024 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» мая 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова









Адаптированная рабочая программа

по математике

для обучающегося 4 класса (вариант 7.2)

на 2023/2024 учебный год




Учитель: Фадина С.Н.,

учитель начальных классов




г. Конаково, 2023


Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося 4 класса по программе АООП для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и на основе Примерной программы по математике и авторской программы авторской программы Моро М.И проект «Школа России», учебного плана МБОУ СОШ № 2 г. Конаково. Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащегося с ЗПР.

Общая цель изучения предмета «Математика» – является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;

  • формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;

  • уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;

  • формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;

  • учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;

  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений); развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;

  • удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности (т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию. Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметнопрактической деятельности, использования приемов взаимнооднозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по математике в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

У учащихся сформируются:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • формирование целостного восприятия окружающего мира, возможность моделировать отношения между объектами окружающего мира – мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, к познанию, к расширению знаний, к учебному предмету «Математика», к школе.

Учащиеся получат возможность сформировать:

  • развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

  • сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать ее в сотрудничестве с учителем ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;

  • проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины;

  • освоить под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера;

  • уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных задач;

  • уметь излагать свое мнение и аргументировать его.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

  • использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий;

  • положительно относиться к позициям другого, пытаться договориться.

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

  • образовывать, называть, записывать, сравнивать числа от 0 до 1000;

  • выполнять действия с числами (увеличивать, уменьшать число в несколько раз, проводить кратное сравнение чисел);

  • знакомиться с величиной - площадь, с единицами площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношениями между ними; находить площадь прямоугольника (квадрата) ;

  • знакомиться с единицами времен6и: год, месяц, сутки;

  • усвоить таблицу умножения и деления, переместительное свойство умножения (деления) суммы на число;

  • выполнять устно и письменно действия сложения и вычитания с трехзначными числами в пределах 1000 с использованием алгоритмов письменного сложения и вычитания, выполнять письменно действия умножения (деления) трехзначного числа на однозначное число с использованием соответствующих алгоритмов, проверять правильность выполнения вычислений;

  • знакомиться с долями целого, решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

  • знакомиться с геометрическими фигурами: круг и окружность, с видами треугольников.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • образовывать и называть числа от о до1000 и далее;

  • использовать при решении задач единицы измерения длины, массы, времени;

  • решать примеры в 2-3, и более действий, опираясь на схемы и модели порядка выполнения действий;

  • строить на клеточной бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон.

















Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000. Повторение (8 часов)

Нумерация. Четыре арифметических действия. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

Числа, которые больше 1000. Нумерация. (6 часов)

Новая счетная единица – тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 и 1000 раз. Класс миллионов. Класс миллиардов.

Числа, которые больше 1000. Величины. (6 часов)

Единица длины километр. Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Определение площади с помощью палетки. Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Время. Единицы времени: секунда, век. Задачи на определение начала, продолжительности и конца событий.

Сложение и вычитание (5 часов)

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел: алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

Умножение и деление (37 часов)

Умножение и деление. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Решение текстовых задач.

Умножение и деление. Зависимость между величинами: скорость, время расстояние. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

Умножение и деление Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения вида: 18 ∙ 20, 25 ∙ 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Умножение и деление. Деление числа на произведение. Устные приемы деления для случаев вида: 600 : 20, 5600 : 8000. Деление с остатком на 10, 100, 1000.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на одновременное встречное решение.

Умножение и деление. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Умножение числа на сумму, алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

Умножение и деление. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Проверка умножения делением и деления умножением. Куб, пирамида, шар. Вершины, грани, ребра куба. Развертка куба и пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды.

Итоговое повторение, контроль и учет знаний (6 часов)



Тематическое планирование


п/п

Наименования разделов и тем

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Числа от 1 до 1000.

Повторение (8 часов)

1.

Вводный инструктаж. Нумерация. Счет предметов. Разряды.

1



2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1



3.

Входной контроль. Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1



4.

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел

1



5.

Умножение трехзначного числа на однозначное

1



6.

Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число.

1



7.

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

1



8.

Контрольная работа № 1 «Повторение»

1



Числа, которые больше 1 000

Нумерация (6 часов)

9.

Работа над ошибками Новые счетные единицы.

1



10.

Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел

1



11.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел

1



12.

Изменение значения цифры в зависимости от ее места в записи числа

1



13.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Класс миллионов и класс миллиардов

1



14.

Контрольная работа № 2 «Числа, которые больше тысячи. Нумерация»

1



Величины (6 часов)

15.

Анализ контрольной работы. Единица длины – километр

1



16.

Таблица единиц длины. Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр

1



17.

Единицы массы – центнер, тонна. Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток.

1



18.

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события.

1



19.

Единицы времени – секунда. Единица времени – век.

1



20.

Контрольная работа № 3 «Величины»

1



Сложение и вычитание (5 часов)

21.

Устные и письменные приемы вычислений. Вычитание с переходом через несколько разрядов вида: 30007 - 648

1



22.

Решение уравнений вида: х + 15 = 68 : 2, х – 34 = 48 : 2, 24 + х = 79 - 30, 75 – х = 9 ∙ 7

1



23.

Нахождение нескольких долей целого.

1



24.

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

1



25.

Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание».

1



Умножение и деление (37 часов)

26.

Анализ контрольной работы. Свойства умножения.

1



27.

Письменные приемы умножения. Умножение чисел, оканчивающихся нулями

1



28.

Решение уравнений вида х ∙ 8 = 26 + 70, х : 6 = 18 ∙ 5, 80 : х = 46 - 30.

1



29.

Деление многозначного числа на однозначное число

1



30.

Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1



31.

Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного – нули)

1



32.

Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного – нули)

1



33.

Задачи на пропорциональное деление

1



34.

Задачи на пропорциональное деление

1



35.

Понятие скорости. Единицы скорости

1



36.

Связь между скоростью, временем и расстоянием

1



37.

Решение задач на движение.

1



38.

Составление и решение задач на движение.

1



39.

Умножение числа на произведение

1



40.

Письменные приемы умножения вида 243 ∙ 20, 532 ∙ 300.

1



41.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1



42.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1



43.

Задачи на встречное движение

1



44.

Перестановка и группировка множителей

1



45.

Закрепление изученного материала

1



46.

Контрольная работа № 5 «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1



47.

Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение

1



48.

Деление числа на произведение

1



49.

Деление с остатком на 10, на 100, на 1000.

1



50.

Задачи на нахождение четвертого пропорционального, решаемые способом отношений.

1



51.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1



52.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

1



53.

Контрольная работа № 6 «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1



54.

Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму.

1



55.

Устные приемы умножения вида 12 ∙ 15, 40 ∙ 32.

1



56.

Алгоритм письменного умножения на двузначное число

1



57.

Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

1



58.

Закрепление пройденного материала

1



59.

Умножение на трехзначное число

1



60.

Умножение на трехзначное число

1



61.

Контрольная работа № 7 «Умножение на двузначное число»

1



62.

Куб, пирамида, шар. Вершины, грани, ребра куба и пирамиды

1



Итоговое повторение. Контроль и учет знаний (6 часов)

63.

Повторение. Нумерация. Выражения и уравнения

1



64.

Повторение. Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление

1



65.

Повторение. Правила о порядке выполнения действий. Величины

1



66.

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

1



67.

Повторение. Задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур

1



68.

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

1




Итого:

68 часов













Описание материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  • Учебно-методические комплекты по математике (программы, учебники, рабочие тетради, тесты).

  • Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.

  • Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение 2019.

  • Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика» 4 класс. – М.: Просвещение, 2017.

  • С.В. Бахтина, Поурочные разработки по математике. Книга для учителя. М.: Экзамен, 2012

  • О.В. Узорова, Е.А. Нефедова,  Контрольные и проверочные работы по математике. 1-4 классы, М.: АСТ: Астрель; Владимир, 2010.

  • Ситникова Т.Н.  Контрольно-измерительные материалы. Математика 1-4 классы. Учебно – методическое пособие. М.: ВАКО, 2017

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике)

• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

• Цифровые информационные источники

• Персональный компьютер

• Мультимедийный проектор

• Мультимедийная доска

Демонстрационные пособия

  • Демонстрационные приспособления и инструменты для измерения площади фигур

  • Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.

  • Экранно-звуковые пособия

  • Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео -  записи), отражающие основные темы курса математики.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!