СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
Программа ориентирована на учебник: Алышева Т.В. Математика 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: Просвещение, 2011.
Настоящая программа составлена на 170 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения, является программой базового уровня обучения. На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю. (Во 2 классе из часов части, формируемой участниками образовательных отношений при согласовании с родителями обучающихся (законными представителями) добавлен один час на предмет «Математика» образовательной области «Математика»).
Программа по математике составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью и направлена на разностороннее развитие личности. Материал программы способствует достижению обучающимися уровня знаний, необходимого для их социальной адаптации. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета – подготовка обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками и их адаптация в современном обществе.
Задачи:
Обучение математике тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Содержание материала по математике во 2 классе представлено следующими разделами:
В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики и тесно связан с арифметическим.
Материал располагается концентрически, с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения идет постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико – теоретическому – в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все обучающиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются обучающимися с помощью учителя, с опорой на использование счетного материала, таблиц сложения и вычитания и др. Поэтому уроки математики имеют коррекционно – развивающую направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
В рабочей программе по математике во 2 классе увеличено количество часов на изучение предмета за счет одного часа из части Учебного плана ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ», формируемой участниками образовательных отношений. Это обусловлено следующими причинами:
Увеличение количества часов в предметной области «Математика» направлено на восполнение пробелов в знаниях обучающихся и их систематизацию, а также будет способствовать развитию математической речи, формированию личностных (жизненных) компетенций.
Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по математике – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике имеет свою специфику. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся оформляют в громкой речи, что в дальнейшем формирует способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами.
Для развития интереса к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин на уроках используются дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения.
Обучение математике происходит на основе использования приемов сравнения, материализации и других.
Формированию и развитию речи обучающихся способствует использование таких приёмов как: повторение речи учителя, проговаривание хором действия, комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами:
1. Русский язык: составление и запись связных высказываний в ответах задач.
2.Чтение: чтение заданий, условий задач.
3.Изобразительное искусство: изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
4.Ручной труд: построение чертежей, расчеты при построении.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Обязательным требованием к каждому уроку математики выдвигается организация самостоятельных работ.
При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.
Уроки математики во 2 классе направлены на расширение у обучающихся жизненного
опыта, формирование новых представлений о количественной стороне окружающего мира,
использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных
практических задач.
Задачи уроков математики во 2 классе:
Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
Основные типы уроков:
Нетрадиционные формы уроков:
Виды и формы организации работы на уроке:
Элементы образовательных технологий:
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» учебного плана государственного общеобразовательного бюджетного учреждения республики Бурятия «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю)
Содержание учебного предмета «Математика» во 2 классе
Разделы |
Краткое содержание раздела |
Характеристика деятельности обучающихся |
Нумерация |
Отрезок числового ряда 11—20. Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах. Сравнение чисел. Знаки , Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке |
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. |
Единицы измерения и их соотношения |
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес. Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа. Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины, времени |
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. |
Арифметические действия |
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени). Понятия больше на ..., меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых). |
Арифметичес кие задачи |
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа. |
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...». |
Геометричес кий материал |
Овал. Луч. Построение луча. Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов. Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения). Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника. Построение геометрических фигур по их вершинам. |
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.) Распознавание иизображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус |
Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики) |
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора. |
Таблица: чтение и заполнение таблицы |
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Контрольные работы |
Первый десяток |
26 |
1 |
|
1 |
Повторение |
18 |
|
2 |
Сравнение чисел |
5 |
|
3 |
Сравнение отрезков по длине |
3 |
|
|
Второй десяток |
136 |
|
1 |
Нумерация |
19 |
1 |
2 |
Меры длины - дециметр |
2 |
|
3 |
Увеличение числа на несколько единиц |
5 |
|
4 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
9 |
|
5 |
Луч |
1 |
|
6 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток |
12 |
1 |
7 |
Сложение чисел с числом 0 |
6 |
|
8 |
Угол |
2 |
|
9 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. |
8 |
|
10 |
Меры времени |
7 |
|
11 |
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток (все случаи) |
8 |
|
12 |
Виды углов |
2 |
|
13 |
Составные арифметические задачи |
7 |
|
14 |
Сложение с переходом через десяток. |
18 |
1 |
17 |
Треугольник |
2 |
|
18 |
Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток (все случаи) |
5 |
1 |
19 |
Деление на две равные части |
2 |
|
|
Повторение |
8 |
|
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения учебного предмета «Математика» во 2 классе допускают разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: минимальный и достаточный уровни. Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушенным интеллектом.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты |
|
минимальный уровень |
достаточный уровень |
|
|
Базовые учебные действия, формируемые на уроках математики
Личностные учебные действия:
Регулятивные учебные действия:
Познавательные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия:
Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Личностные результаты освоения АООП
Критерии |
Параметры оценки |
Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий |
сформированность навыков коммуникации со взрослыми |
способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
||
способность обращаться за помощью |
||
сформированность навыков коммуникации со сверстниками |
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
|