СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

 

       Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»  на 2019-2020 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

        Программа ориентирована на учебник: Алышева Т.В. Математика 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: Просвещение, 2011.

     Настоящая программа составлена на 170 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения, является программой базового уровня обучения. На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю. (Во 2 классе из часов части, формируемой участниками образовательных отношений при согласовании с родителями обучающихся (законными представителями) добавлен один час на предмет «Математика» образовательной области «Математика»).

     Программа по математике составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью и направлена на разностороннее развитие личности. Материал программы способствует достижению обучающимися уровня знаний, необходимого для их социальной адаптации. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

       Основная цель предмета – подготовка обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками и их адаптация в современном обществе.

        Задачи:

  • Формирование доступных обучающимся математических знаний, умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками.
  • Максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
  • Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

      Обучение математике тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

       Содержание материала по математике во 2 классе представлено следующими разделами:

  • нумерация;
  • единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах;
  • арифметические действия с числами;
  • арифметические задачи;
  • геометрический материал.

    В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.

     Геометрический материал включается почти в каждый урок математики и тесно связан с арифметическим.

      Материал располагается концентрически, с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения идет постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико – теоретическому – в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все обучающиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются обучающимися с помощью учителя, с опорой на использование счетного материала, таблиц сложения и вычитания и др. Поэтому уроки математики имеют коррекционно – развивающую направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • развитие абстрактных математических понятий через организацию предметно – практических действий;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи и обогащение словаря;

    В рабочей программе по математике во 2 классе увеличено количество часов на изучение предмета за счет одного часа из части Учебного плана ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ», формируемой участниками образовательных отношений. Это обусловлено следующими причинами:

  • Изучение математики, в наибольшей степени требующей усвоения правил, понятий, представляет для умственно отсталых обучающихся наибольшую трудность.
  • У обучающихся данного класса отмечается низкий уровень сформированности мыслительной деятельности и предметных результатов по математике.
  •   У обучающихся наблюдается недостаточный уровень сформированности познавательной активности. Они относятся к школе положительно, но не всегда осознают важность обучения в дальнейшей жизни.

       Увеличение количества часов в предметной области «Математика» направлено на восполнение пробелов в знаниях обучающихся и их систематизацию, а также будет способствовать  развитию математической речи, формированию личностных (жизненных) компетенций.

        Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Срок реализации рабочей программы по математике – 1 год.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

        Обучение математике имеет свою специфику. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся оформляют в громкой речи, что в дальнейшем формирует способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами.

       Для развития интереса к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин на уроках используются дидактические игры, игровые  приемы, занимательные упражнения.

Обучение математике происходит на основе использования приемов сравнения, материализации и других.

Формированию и развитию речи обучающихся способствует использование таких приёмов как: повторение речи учителя, проговаривание хором действия, комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами:

1. Русский язык: составление и запись связных высказываний в ответах задач.

2.Чтение: чтение заданий, условий задач.

3.Изобразительное искусство: изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.

4.Ручной труд: построение чертежей, расчеты при построении.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Обязательным требованием к каждому уроку математики выдвигается организация самостоятельных работ.

       При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.

      Уроки математики во 2 классе направлены на расширение у обучающихся жизненного

опыта, формирование новых представлений о количественной стороне окружающего мира,

использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных

практических задач.

Задачи уроков математики во 2 классе:

  • повторение, закрепление знания состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах 10;
  • совершенствование знаний нумерации второго десятка, формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через разряд;
  • формирование умений в решении простых задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц;
  • формирование умений в решении составных арифметических задач в два действия с оформлением краткой записи решения и письменной формулировкой ответа;
  • формирование умений в узнавании, построении углов, умений чертить отрезки, прямоугольник, квадрат;
  • формирование умений определять время по часам.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
  • практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;
  • метод самостоятельной обработки информации;
  • специальные коррекционные упражнения;
  • задания с опорой на несколько анализаторов;
  • развёрнутая словесная оценка;
  • призы, поощрения.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления и применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений;
  • комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный;
  • урок-игра;
  • урок – экскурсия;
  • урок-викторина;
  • урок – путешествие;
  • урок с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

  • технология исследовательской направленности;
  • здоровьесберегающая технология        ;
  • технология игрового обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология проблемного обучения.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Предмет «Математика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

    Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» учебного плана государственного общеобразовательного бюджетного учреждения республики Бурятия «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа во 2 классе рассчитана на  170 ч. в год (5ч. в неделю)

 

Содержание учебного предмета «Математика» во 2 классе

 

Разделы

Краткое содержание раздела

Характеристика деятельности обучающихся

Нумерация

Отрезок числового ряда 11—20. Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах. Сравнение чисел. Знаки , Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пре­делах 20 в прямом и обратном порядке

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес. Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа. Запись чисел, выраженных одной единицей измере­ния — стоимости, длины, времени

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, деци­метр). Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Называние компонентов и результатов действий сложе­ния и вычитания (в речи учителя). Сложение десятка и однозначного числа и соответству­ющие случаи вычитания. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени). Понятия больше на ..., меньше на .... Решение при­меров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Табли­ца сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахожде­ние значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых).

Арифметичес кие задачи

Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Зада­чи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».

Геометричес кий материал

Овал. Луч. Построение луча. Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов. Чертёжный угольник, его использование при различе­нии видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения). Построение произвольных углов разных видов. По­строение прямого угла с помощью чертёжного угольника. Построение геометрических фигур по их вершинам.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.) Распознавание иизображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус

Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Таблица: чтение и заполнение таблицы

 

 

Учебный план

 

№  п/п

Наименование раздела

Всего часов

Контрольные работы

 

Первый десяток

26

1

1

Повторение 

18

 

2

Сравнение чисел

5

 

3

Сравнение отрезков по длине

3

 

 

Второй десяток

136

 

1

Нумерация

19

1

2

Меры длины - дециметр

2

 

3

Увеличение числа на несколько единиц

5

 

4

Уменьшение числа на несколько единиц

9

 

5

Луч

1

 
       

6

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток

12

1

7

Сложение чисел с числом 0

6

 

8

Угол

2

 

9

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.

8

 

10

Меры времени

7

 

11

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток (все случаи)

8

 

12

Виды углов

2

 

13

Составные арифметические задачи

7

 
       

14

Сложение с переходом через десяток.

18

1

17

Треугольник

2

 

18

Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток (все случаи)

5

1

19

Деление на две равные части

2

 

 

Повторение

8

 

 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты изучения учебного предмета «Математика» во 2 классе допускают разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: минимальный и достаточный уровни. Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушенным интеллектом.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. 

          Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 

Предметные результаты

минимальный уровень

достаточный уровень

  • Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетном материале числа второго десятка;
  • Считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
  • Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
  • Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие, возможно с помощью счетного материала);
  • Решать простые текстовые задачи на нахождении суммы и разности (остатка) (самостоятельно); Решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
  • Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
  • Определять время по часам с точностью до часа; Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
  • Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
  • Строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя);
  • Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя
  • Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетном материале числа второго десятка;
  • Считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
  • Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с двузначными);
  • Использовать при сравнении чисел знаки «<», «>», «=»;
  • Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе в два действия); Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
  • Решать задачи в два действия;
  • Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
  • Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
  • Определять время по часам с точностью до часа; Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
  • Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
  • Строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника;
  • Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам).

 

 

Базовые учебные действия, формируемые на уроках математики

 

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • учащийся получит возможность для формирования: навыка в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как поступить;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей.

 

 Регулятивные учебные действия:

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; 
  • использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов, совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • выполнять арифметические действия;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителем, сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

 

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель класс); выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Математика»

 

В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

  • 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 
  • 1 балл ― минимальная динамика; 
  • 2 балла ― удовлетворительная динамика;         
  • 3 балла ― значительная динамика.

 

Личностные результаты освоения АООП

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и

принятыми ритуалами социального

взаимодействия (т.е. самой формой

поведения, его

социальным рисунком), в том числе с

использованием

информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками